СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой

____________________ Е.В. Плотникова

17.09.2014 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Философия

 

Направление подготовки

юриспруденция .

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр .

Форма обучения

Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная .

Г. Киров

Г.

Оглавление

Цели освоения учебной дисциплины
Место учебной дисциплины в структуре ООП
Тематические планы
Тематический план для очной формы обучения
Тематический план для очно-заочной формы обучения
Тематический план для заочной формы обучения
Содержание дисциплины (программа курса)
Лекции
Лекции для очной формы обучения
Лекции для очно-заочной формы обучения
Лекции для заочной формы обучения
Практические занятия
Практические (семинарские) занятия для очной формы обучения
Практические (семинарские) занятия для очно-заочной формы обучения
Практические (семинарские) занятия для заочной формы обучения
Самостоятельная работа студентов
Образовательные технологии  
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для самоконтроля, проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (вопросы для оценки степени усвоения учебного материала на уровне знания)
Примерные темы эссе, проектов, рефератов, дискуссий для подготовки к практическим занятиям (задания для оценки умения оперировать знаниями и применять их для выполнения)
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Философские первоисточники
Учебники и учебные пособия, монографии
Электронные ресурсы
Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Философия» являются:

— мировоззренческая, методологическая, логическая, эвристиче­ская и ценностно-ориентированная подготовка бакалавров к основным видам профессиональной деятельности: нормотворческой, правоприме­нительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, педагоги­ческой;

— формирование мотивированной, социально-ответственной и компетентной личности, владеющей философской методологией анализа социальных процессов, основными принципами и методами решения про­фессиональных задач в соответствующих видах профессиональной дея­тельности; прежде всего:

— обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

— охрана общественного порядка;

— обоснование и принятие собственных решений — в пределах должностных обязанностей, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

— преподавание правовых дисциплин; правовое воспитание.

Бакалавр-выпускник в результате освоения дисциплины должен

обладать следующими общекультурными и профессиональными ком­петенциями:

— осознавать социальную значимость своей будущей профес­сии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— владеть культурой мышления, способностью к обобщению, ана­лизу, восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

— иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, ува­жительно относиться к праву и закону (ОК-6);

— стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

— быть способным использовать основные положения и методы социально-гуманитарных наук при решении социальных и профессио­нальных задач;

— быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— быть способным осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— быть способным преподавать правовые дисциплины на необходи­мом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

— быть способным управлять самостоятельной работой обучаю­щихся (ПК-18);

— быть способным эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 


2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Философия» относится к базовому циклу ООП [Б.1.Б.1].

Условием успешного освоения студентами дисциплины являются следующие предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

1) в области общественных наук:

— сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликуль­турности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Кон­ституцией Российской Федерации;

— осознание своей роли в развитии России; понимание роли России в многообразном, быстро изменяющемся глобальном мире;

— сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования, харак­терные для общественных наук;

— сформированность и развитие целостного восприятия всего спектра природных и социальных реалий, окружающей действительности, человеческого фактора;

— сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к обще­ственному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных из различных источников;

— владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тема­тике общественных наук;

2) в области естественных наук:

— сформированность основ целостной научной картины мира;

— сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, социальную и этическую сферы деятельности чело­века;

— сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию.

Следует иметь в виду предшествующие дисциплины (изучаемые в средней школе): обществознание, историю, русский язык и литературу, дисциплины естественно-научного цикла, информатику, а также взаимо­связь с последующими дисциплинами, так как изучение и освоение фило­софии непосредственно связано:

— с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономика» [Б.1.Б.3], «Профессиональная этика» [Б.1.Б.4], «Кон­фликтология» [Б.1.В.2], «Логика» [Б.1.В.3], «Социология» [Б.1.В.4], «Рито­рика» [Б.1.ДВ.1];

— с дисциплинами профессионального цикла: «Теория государства и права» [Б.3.Б.1], «История отечественного государства и права» [Б.3.Б.2], «История государства и права зарубежных стран» [Б.3.Б.3].

Кроме того, дисциплина «Философия» выполняет интегративную, гносеологическую, методологическую и аксиологическую функцию в про­цессе изучения всего комплекса отраслевых и специально-юридических наук.

 


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематические планы

Дисциплина изучается в I семестре. Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 3 ЗЕТ, 108 академических часов. Трудоемкость экзамена для очной и очно-заочной форм обучения составляет 36 часов, 1 зачетную единицу; для заочной формы обучения — 9 часов.

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения

    № п\п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость Образова- тель­ные технологии Формы текущего контроля
Лек- ции Практи-ческие (Семина-рские) занятия СРС
1. РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет, структура и функции. Историко­философское введение. Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Ста­новление философского знания. Тема 2. Философия клас­сическая, неклассическая и постнеклассическая. Тема 3. Русская фило­софия Лекция-презе-нтация, лекция -дискуссия, работа в малых группах, кейс- метод, «дерево решений», «эру­дит», «мозговой штурм», «аквариум» Опрос; про­верка конспек­тов перво­источни-ков; под-готовка и оценка сообще-ний; тес-тирование
РАЗДЕЛ II. Философия бытия Тема 1. Бытие как цен­тральная категория фило­софии. Фундамен-тальные характеристики бытия. Тема 2. Философские и научные картины мира как модели бытия. Тема 3. Бытие и сознание   Лекция-презен­тация; работа в малых группах, кейс-метод, «дерево реше­ний», «эрудит», «броуновское движение» Рефериро-ва­ние ли-терату­ры; подготов-ка и оцен-ка презен-таций; оп-рос; тести­рование
3. РАЗДЕЛ III. Философия познания Тема 1. Познание. Тема 2. Специфика науч­ного познания Лекция-презен­тация; работа в малых группах, кейс-метод, «эру­дит», «броуно-в­ское движе-ние», мозговой штурм Опрос; подго­товка и оценка сообщений; тестирование
РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация Тема 1. Философская ан­тропология. Тема 2. Социальная фило­софия. Тема 3. Культура и ци­вилизация. Формы цен­ностного освоения бытия. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России Лекция-дис­куссия, лекция- презентация, презентации проектов, работа в малых группах, круглый стол Реферирова­ние литерату­ры; подготовка и оценка презентаций; опрос; тести­рование
  ВСЕГО    

 

3.1.2. Тематический план для очно-заочной (вечерней) формы обучения

 

    № п\п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость Образова- тель­ные технологии Формы текущего контроля
Лек- ции Практи-ческие (Семина-рские) занятия СРС
1. РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет, структура и функции. Историко­философское введение Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Ста­новление философского знания. Тема 2. Философия клас­сическая, неклассическая и постнеклассическая. Тема 3. Русская фило­софия Лекция-презе-нтация, лекция -дискуссия, работа в малых группах, кейс- метод, «дерево решений», «эру­дит», «броунов­ское движение», «аквариум» Опрос; про­верка конспек­тов перво­источни-ков; под-готовка и оценка сообще-ний; тес-тирование
РАЗДЕЛ II. Философия бытия Тема 1. Бытие как цен­тральная категория фило­софии. Фундаментальные характеристики бытия. Тема 2. Философские и научные картины мира как модели бытия. Тема 3. Бытие и сознание   Лекция-презен­тация; работа в малых группах, кейс-метод, «дерево реше­ний», «эрудит», «броуновское движение» Реферирова­ние лите-ратуры; подготов-ка и оцен-ка презен-таций; опрос; тес-тирование
3. РАЗДЕЛ III. Философия познания Тема 1. Познание. Тема 2. Специфика науч­ного познания Лекция-презен­тация; работа в малых группах, кейс-метод, «эру­дит», «броунов­ское движение», мозговой штурм, «аквариум» Опрос; подго­товка и оценка сообщений; тестирование
РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация Тема 1. Философская ан­тропология. Тема 2. Социальная фило­софия. Тема 3. Культура и ци­вилизация. Формы цен­ностного освоения бытия. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России Лекция-дис­куссия, лекция- презентация, презентации проектов, работа в малых группах, круглый стол Реферирова­ние литерату­ры; подготовка и оценка презентаций; опрос; тести­рование
  ВСЕГО    

 

 

3.1.3. Тематический план для заочной (вечерней) формы обучения

 

    № п\п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость Образова- тель­ные технологии Формы текущего контроля
Лек- ции Практи-ческие (Семина-рские) занятия СРС
1. РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет, структура и функции. Историко­философское введение Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Ста­новление философского знания. Тема 2. Философия клас­сическая, неклассическая и постнеклассическая. Тема 3. Русская фило­софия Лекция-дискуссия, работа в малых группах, кейс- метод, «дерево решений», «эру­дит», «аквариум» Опрос; про­верка конспек­тов перво­источни-ков; под-готовка и оценка сообще-ний; тес-тирование
РАЗДЕЛ II. Философия бытия Тема 1. Бытие как цен­тральная категория фило­софии. Фундаментальные характеристики бытия. Тема 2. Философские и научные картины мира как модели бытия. Тема 3. Бытие и сознание   Лекция- дискуссия; работа в малых группах, кейс-метод, «дерево реше­ний», «эрудит», «броуновское движение» Реферирова­ние литерату­ры; подготовка и оценка презентаций; опрос; тести­рование
3. РАЗДЕЛ III. Философия познания Тема 1. Познание. Тема 2. Специфика науч­ного познания   Лекция- дискуссия; работа в малых группах, кейс-метод, «эру­дит», «броунов­ское движение», мозговой штурм, «аквариум» Опрос; подго­товка и оценка сообщений; тестирование
РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация Тема 1. Философская ан­тропология. Тема 2. Социальная фило­софия. Тема 3. Культура и ци­вилизация. Формы цен­ностного освоения бытия. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России   Лекция-дис­куссия, лекция- презентации проектов, работа в малых группах, круглый стол Реферирова­ние литерату­ры; подготовка и оценка презентаций; опрос; тести­рование
  ВСЕГО    

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

Курс философии включает в себя изучение истории философии и основных проблем философии. История философии представлена не столько в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, сколько как панорама философской мысли. Поэтому важно выделить основные исторические этапы развития философской мысли, сосредото­чив внимание на проблемах бытия, познания, человека и общества. Дан­ный подход позволяет систематизировать материал, лучше усвоить суть философских учений, использовать эвристический потенциал философ­ских концепций в особой сфере права.

Изучение основных проблем философии предполагает опору на зна­ние истории философии, дающее возможность сопоставить различные подходы к их решению в современной философской и философско-пра­вовой мысли. Главное — побудить обучающихся задуматься над осново­полагающими философскими вопросами и, опираясь на их современное решение различными философскими школами и направлениями, сфор­мировать собственное представление о мире и человеке.

Присущие философскому знанию функции гносеологического, мето­дологического и аксиологического характера способствуют установлению широких междисциплинарных связей с юридическими и другими гумани­тарными науками. Это позволит студентам глубже освоить юридические дисциплины, развить и приумножить свои профессиональные навыки в области нормотворческой, правоприменительной и других видах юри­дической деятельности; применить знания в педагогической деятельно­сти — преподавании правовых дисциплин и осуществлении правового воспитания; воспитать личностные качества, соответствующие будущей профессиональной деятельности.

 

РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет и функции. Историко­-философское введение

 

Лекции: 6 часов / 4 часа. Практические занятия: 8 часов / 6 часов[1]

Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания

Понятие мировоззрения, его типы и важнейшие компоненты. Основ­ные исторические типы мировоззрения. Своеобразие философского мировоззрения, его отличие от других типов мировоззрения.

Предмет философии. Эволюция представлений о предмете филосо­фии. Основные философские проблемы, их эволюция в процессе станов­ления и развития философского знания. Структура философского знания. Функции философии. Роль философии в жизни человека и общества, ее место в духовной культуре.

Основные этапы исторического развития философской мысли и ее направления.

Генезис философии в Древней Греции. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии. Своеобразие античной диалектики. Трак­товки бытия, сознания и познания в античной философии. Проблема чело­века, государства и общества в античной философской мысли классиче­ского периода. Начало формирования философских воззрений о праве. Особенности культуры эллинизма, основные философские школы этого периода.

Основные черты средневековой теологической философии. Патри­стика, ее своеобразие. Схоластика, этапы ее развития. Роль университе­тов в средневековой Европе. Основные философско-правовые взгляды в Средневековье.

Философия эпохи Возрождения: реставрация античных идеалов все­сторонне развитого, деятельного человека; гуманизм; пантеизм. Соци­ально-философская мысль эпохи Возрождения и ее правовые аспекты.

Тема 2. Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая

Философия ХУИ-ХУШ вв., ее связь с развитием науки и процессом формирования философии права и юридической науки Нового времени. Решение проблемы познания. Идея универсального метода научного познания. Антиномия эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.

Философия эпохи Просвещения. Социально-политические и право­вые аспекты философии Нового времени.

Классическая немецкая философия, ее особенности и значение. Им. Кант — родоначальник классической немецкой философии. Правовые взгляды Им. Канта. Диалектика субъекта и объекта в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. Философская система и метод Г Гегеля. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

Марксистская философия: основные идеи и эволюция. Философско- правовые идеи философии марксизма.

Неклассическая философия: характерные черты и направления философии второй половины XIX — начала ХХ в.

Общая характеристика основных течений западной философской мысли ХХ-ХХ1 вв. Формирование постнеклассических направлений во вто­рой половине ХХ в.: постпозитивизм, постструктурализм, постмодернизм.

Тема 3. Русская философия

Своеобразие русской философии, этапы эволюции философской и социально-политической мысли в России. Основная проблематика рус­ской философии XIX — первой половины ХХ в. Славянофилы и западники. Критика славянофилами культуры Запада и обоснование особого исто­рического пути России. Либеральное и революционно-демократическое направления западничества.

Материалистическое течение в русской философии (А. И. Герцен,

Н. Г. Чернышевский). Русская религиозная философия. Философия все­единства В. С. Соловьева. Экзистенциально-религиозная философия

Н. А. Бердяева. Русский космизм, его основные течения.

Разработка нравственно-правовых проблем в трудах русских фило­софов конца XIX — середины ХХ в. (И. А. Ильин, П. И. Новгородцев и др.).

 

РАЗДЕЛ II. Философия бытия

Лекции: 6 часов / 2 часа. Практические занятия: 8 часов / 4 часа

Тема 1. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия

Онтология — учение о бытии. Философская категория «бытие», ее содержание и эволюция в истории философии. Соотношение понятий: бытие и небытие, бытие и сущее. Подходы к проблеме бытия в современ­ной философии. Проблема многообразия и единства бытия. Понятие суб­станции в истории философии. Плюрализм, дуализм, идеалистический и материалистический монизм. Основные формы бытия. Специфика природного, социального, чело­веческого бытия. Фундаментальные свойства бытия. Структурная орга­низация бытия, понятия системы и элемента, виды систем, принципы системности и самоорганизации. Материя как философская категория. Движение как атрибут бытия. Развитие и его модели. Пространство и время как культурные универсалии и как важнейшие атрибуты бытия. Мно­гообразие пространственно-временных уровней бытия.

 

Тема 2. Философские и научные картины мира как модели бытия

Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные кар­тины мира.

Натурфилософская картина мира: мир как самодостаточная, законо­мерная, внутренне упорядоченная и целесообразная реальность (космо­логические модели Античности). Аристотелевско-птолемеевская система мира.

Картина мира классической науки. Механистические представления о материи и движении. «Лапласовский» детерминизм. Субстанциальная концепция пространства и времени.

Неклассическая наука — квантово-механическая картина мира, веро­ятностно-статистический характер причинности, реляционная концепция пространства-времени.

Постнеклассическая картина мира. Системность и самоорганизация как свойства бытия. Фундаментальная роль случайности. Стохастичный, неопределенный, нелинейный характер развития Вселенной. Синерге­тика как методология исследования сложных систем. Базисные принципы синергетики. Антропный принцип в постнеклассической науке.

Тема 3. Бытие и сознание

Бытие и сознание. Понятие материального и идеального. Проблема происхождения сознания. Информационное взаимодействие как пред­посылка возникновения сознания. Роль трудовой деятельности, языка и общения в формировании сознания.

Постановка проблемы сознания в философии. Сознание и мозг. Общественная природа и активность сознания. Творческий характер сознания. Самосознание, его структура и формы.

Структура сознания. Структура психической деятельности. Созна­тельное и бессознательное. Фрейдистские и неофрейдистские трактовки бессознательного и его роли в происхождении культуры. Сознание как необходимое условие развития культуры.

 

 

РАЗДЕЛ III. Философия познания

Лекции: 4 часа / 2 часа. Практические занятия: 6 часов / 2 часа

Тема 1. Познание

Познание как активная деятельность человека, направленная на про­изводство знаний. Проблема познаваемости мира в философии и основ­ные способы ее решения. Субъект и объект познания.

Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Чувствен­ное познание, его основные формы. Рациональное познание. Основные формы мышления. Роль интуиции в познании. Единство чувственного, рационального и интуитивного познания. Односторонность сенсуализма, рационализма, иррационализма.

Проблема истины в философии и науке. Классическая, когерентная, прагматическая, конвенциальная концепции истины. Истина и заблужде­ние. Правда и ложь. Объективное и субъективное, абсолютное и относи­тельное в истине. Конкретность истины. Критерии истинности знания. Познание и практика. Проблема истины в судебном исследовании и юри­дической практике.

Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания. Особенности юриди­ческой герменевтики.

Тема 2. Специфика научного познания

Многообразие видов знания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.

Метод и методология. Частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) методы познания.

Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Методы и формы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент; эмпири­ческий факт и эмпирический закон. Использование эмпирических методов в юридической практике.

Методы и формы теоретического познания: абстрагирование, идеа­лизация, формализация, математизация; гипотеза и теория. Особенности методологии социо-гуманитарного познания.

Предпосылочное знание. Картина мира и стиль научного мышления. Понятие о типах научной рациональности.

Общенаучная методология и методология права. Роль философских категорий как основных познавательных категорий философии права.

Диалектический, феноменологический, герменевтический методы в современном правоведении.

 

 

РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация

Лекции: 6 часов / 2 часа. Практические занятия: 10 часов / 4 часа

Тема 1. Философская антропология

Человек как особая форма бытия. Постановка проблемы человека в философской антропологии. Уровни бытия человека. Соотношение при­родного (биологического) и общественного (социального) в человеке. Современные биологизаторские и социологизаторские концепции сущ­ности человека. Экзистенциальное и духовное измерение онтологической структуры человека.

Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность. Роль социальной среды в формировании личности. Человек в системе социальных отношений. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте чело­вечества.

Тема 2. Социальная философия

Общество и природа. Исторические этапы взаимодействия общества и природной среды. Противоречия в системе «общество — природа» в современном мире. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность.

Общество как системное целое. Специфика философского осмысле­ния общественной жизни. Структура общества. Важнейшие сферы (под­системы) жизнедеятельности общества.

Социальные отношения, их особенности и роль в обществе. Основ­ные подструктуры общества.

Общественное и индивидуальное сознание. Структура обществен­ного сознания. Массовое сознание.

Проблема исторической необходимости и свободы личности. Сво­бода и ответственность. Понятие юридической ответственности.

Общество как социальный организм: в его движении, изменении, развитии. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию про­цесса развития общества. Концепции исторического процесса (Дж. Вико,

О. Конт, К. Маркс, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, П. Сорокин,

Т Парсонс и др.).

Философия истории: проблема периодизации. Типы цивилизаций: традиционные и техногенные цивилизации. Понятие постиндустриального общества. Глобализация и глобальные проблемы.

Общественный прогресс, его критерии, направленность и историче­ские типы. Социальный детерминизм и его виды: географический, демо­графический, социально-экономический, технологический, космологиче­ский и др.

 

Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного

освоения бытия. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России

Понятие культуры. Структура и функции культуры. Единство и много­образие культур. Культура и цивилизация. Философские концепции проис­хождения и сущности культуры.

Понятие социокода как формы наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур: ассимиляция, интеграция, мультикультурализм. Проблематич­ность каждой из данных моделей.

Культурные универсалии как категории культуры. Смыслы и ценности культуры. Понятие ценности. Ценности и оценка. Структура оценки. Цен­ности и нормы. Система ценностей: пирамида ценностей. Базовые и пре­ходящие ценности. Общечеловеческие, классовые, национальные, инди­видуальные ценности. Право и ценности в жизни человека и общества. Проблема социального идеала и переоценки ценностей.

Основные формы ценностного освоения бытия: право, мораль, рели­гия, искусство.

Социокультурные основания правового сознания. Ценности права и ценности морали. Справедливость и свобода как нравственно-правовые ценности. Проблемы социальной реализации правовых ценностей. Поня­тие правовой культуры. Особенности правовой культуры России. Право­вые ценности и проблемы формирования правового общества в России.

3.3. Лекции

Главное назначение лекционного курса для бакалавров заключается в том, чтобы помочь студентам вникнуть в предмет и правильно организо­вать систематическую работу над курсом в течение всего времени изуче­ния, направить и организовать самостоятельную познавательную и твор­ческую деятельность студентов. Задачи лекций:

— ввести студентов в данный курс;

— познакомить с основными философскими понятиями и категори­ями;

— показать становление и формирование этих категорий по мере развития философского знания;

— познакомить студентов с современными философскими школами, направлениями и течениями, наиболее важными дискуссиями в области философии.

На лекциях даются рекомендации по использованию основной и дополнительной учебной литературы.

 

 

3.3.1. Лекции для очной формы обучения

РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет и функции. Историко-философское введение Тема лекции 1. Философия, ее предмет и функции.

Становление философского знания (2 часа)

1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философское мировоззрение.

2. Философия, ее предмет. Основные функции философии.

3. Эволюция философской мысли от Античности до эпохи Возрожде­ния.

Тема лекции 2. Философия классическая,

неклассическая и постнеклассическая(2 часа)

1. Философия Нового времени, ее особенности.

2. Классическая немецкая философия. Особенности, значение, вли­яние на развитие философской мысли Х1Х-ХХ1 вв.

3. Неклассическая философия второй половины XIX — середины ХХ в.

4. Постнеклассическая философия второй половины ХХ-ХХ1 в.

Тема лекции 3. Русская философия (2 часа)

1. Традиции, особенности и основные периоды развития русской философии.

2. Русская философская мысль ХУШ-Х1Х вв.

3. Судьбы русской философии ХХ-ХХ1 вв.

РАЗДЕЛ II. Философия бытия Тема лекции 1. Бытие как центральная категория философии.

Фундаментальные характеристики бытия (2 часа)

1. Бытие как философская категория. Различные подходы к проблеме бытия в современной философии.

2. Понятие субстанции. Проблема единства мира, ее решение в философии.

3. Основные формы бытия. Материальное и идеальное. Решение проблемы идеального и духовного бытия в современной философии.

4. Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия. Движение, развитие, пространство и время.

Тема лекции 2. Философские и научные картины мира

как модели бытия (2 часа)

1. Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные картины мира. Натурфилософская картина мира.

2. Картина мира классической науки. Представления о материи, дви­жении, пространстве и времени.

3. Неклассическая и постнеклассическая картины мира. Пересмотр концепций причинности, реляционная концепция пространства-времени. Синергетика как методология исследования сложных самоорганизую­щихся систем.

Тема лекции 3. Бытие и сознание (2 часа)

1. Бытие и сознание. Постановка проблемы сознания в философии.

2. Сущность сознания, его генезис и условия формирования.

3. Роль трудовой деятельности, языка и общения в формировании сознания.

4. Структура сознания. Сознание и самосознание.

5. Сознание и бессознательное. Философские концепции происхож­дения культуры: роль сознательного и бессознательного.

 

РАЗДЕЛ III. Философия познания

Тема лекции 1. Познание (2 часа)

1. Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.

2. Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рацио­нализма и иррационализма.

3. Философское решение проблемы истины и ее критериев. Про­блема истины в судебном исследовании и в юридической практике.

4. Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания.

Тема лекции 2. Специфика научного познания (2 часа)

1. Специфика философского, научного, ненаучного и вненаучного познания. Критерии научности. Структура научного познания.

2. Методология научного познания. Методы и формы эмпириче­ского и теоретического познания. Особенности социально-гуманитарного познания.

3. Философские и общенаучные методы в юридической науке: логи­ческие методы, диалектический, феноменологический, герменевтиче­ский.

4. Значение философских категорий в построении методологии права.

РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация Тема лекции 1. Философская антропология (2 часа)

1. Онтологические основы философской антропологии.

2. Соотношение природного и социального в человеке. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека.

3. Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность.

4. Личность как субъект и носитель свободы. Человек в системе соци­альных отношений.

5. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте чело­вечества.

Тема лекции 2. Социальная философия (2 часа)

1. Общество и природа. Экологические и демографические про­блемы в современном обществе, роль права в их решении.

2. Основные философско-методологические подходы к анализу общества.

3. Общество как система. Важнейшие сферы жизнедеятельности общества.

4. Общественное и индивидуальное сознание. Структура обществен­ного сознания. Массовое сознание.

5. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Сво­бода и ответственность.

6. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию про­цесса развития общества. Концепции исторического процесса (Дж. Вико,

О. Конт, К. Маркс, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Т Парсонс и др.).

7. Общественный прогресс и его критерии. Проблема социального детерминизма.

Тема лекции 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного

освоения бытия. Правовые ценности и проблемы

формирования правового общества в России (2 часа)

1. Понятие культуры, ее структура и функции. Единство и многообра­зие культур. Культура и цивилизация. Философские концепции происхож­дения культуры.

2. Понятие социокода как форма наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур.

3. Ценности и ценностные установки. Понятие оценки.

4. Смыслы и ценности культуры. Особенности правовой культуры России.

5. Основные формы ценностного освоения бытия и их сущностные характеристики. Ценности права. Проблемы социальной реализации пра­вовых ценностей.

Задания для подготовки к лекциям:

— предварительно ознакомиться с категориальным аппаратом, используемым в лекции;

— ознакомиться с рекомендованными первоисточниками;

— ознакомиться с основной и дополнительной литературой;

— продумать проблемные вопросы, поставленные на предыдущей лекции.

 

 

3.3.2. Лекции для очно-заочной формы обучения

РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет и функции. Историко-философское введение

 

Тема лекции 1. Философия, ее предмет и функции.

Становление философского знания (2 часа)

1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философское мировоззрение.

2. Философия, ее предмет. Основные функции философии.

3. Эволюция философской мысли от Античности до эпохи Возрожде­ния.

4. Философия Нового времени, ее особенности.

5. Классическая немецкая философия. Особенности, значение, влия­ние на развитие философской мысли Х1Х—ХХ1 вв.

Тема лекции 2. Философия неклассическая

и постнеклассическая. Русская философия (2 часа)

1. Неклассическая философия второй половины Х1Х — середины ХХ в.

2. Постнеклассическая философия второй половины ХХ-ХХ1 в.

3. Традиции, особенности и основные периоды развития русской философии.

4. Судьбы русской философии ХХ-ХХ1 вв.

 

 

РАЗДЕЛ II. Философия бытия Тема лекции 1. Бытие как центральная категория философии.

Фундаментальные характеристики бытия. Философские

и научные картины мира как модели бытия. Бытие и сознание

(2 часа)

1. Бытие как философская категория. Основные формы бытия. Раз­личные подходы к проблеме бытия в современной философии. Понятие субстанции. Проблема единства мира, ее решение в философии.

2. Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия. Движение, развитие, пространство и время.

3. Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные картины мира. Натурфилософская картина мира.

4. Бытие и сознание. Постановка проблемы сознания в философии. Структура сознания. Сознание и самосознание, сознание и бессознатель­ное.

РАЗДЕЛ III. Философия познания Тема лекции 1. Познание. Специфика научного познания

(2 часа)

1. Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.

2. Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рацио­нализма и иррационализма.

3. Философское решение проблемы истины и ее критериев. Про­блема истины в судебном исследовании и юридической практике.

4. Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания.

 

 

РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация Тема лекции 1. Философская антропология (1 час)

1. Онтологические основы философской антропологии.

2. Соотношение природного и социального в человеке. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека.

3. Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность.

4. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте чело­вечества.

 

Тема лекции 2. Социальная философия.

Культура и цивилизация (1 час)

1. Основные философско-методологические подходы к анализу общества.

2. Общество как система. Важнейшие сферы жизнедеятельности общества.

3. Общественное и индивидуальное сознание. Структура обществен­ного сознания. Массовое сознание.

4. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Сво­бода и ответственность.

5. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию про­цесса развития общества. Культура. Формы ценностного освоения бытия.

Задания для подготовки к лекциям:

— предварительно ознакомиться с категориальным аппаратом, используемым в лекции;

— ознакомиться с рекомендованными первоисточниками;

— ознакомиться с основной и дополнительной литературой;

— продумать проблемные вопросы, поставленные на предыдущей лекции.

3.3.3. Лекции для заочной формы обучения

Тема лекции 1. Философия, ее предмет и функции.

Становление философского знания (2 часа)

1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философское мировоззрение. Философия, ее предмет. Основные функции философии.

2. Эволюция философской мысли от Античности до эпохи Возрожде­ния.

3. Философия Нового времени, ее особенности.

4. Классическая немецкая философия. Особенности, значение, влия­ние на развитие философской мысли Х1Х-ХХ1 вв.

5. Неклассическая философия второй половины XIX — середины ХХ в. Постнеклассическая философия второй половины XX — XXI в.

6. Традиции, особенности и основные периоды развития русской философии.

 

Тема лекции 2. Бытие как центральная категория философии.

Фундаментальные характеристики бытия. Философские и научные картины мира как модели бытия. Бытие и сознание

(2 часа)

1. Бытие как философская категория. Основные формы бытия. Раз­личные подходы к проблеме бытия в современной философии. Понятие субстанции. Проблема единства мира, ее решение в философии.

2. Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия. Движение, развитие, пространство и время.

3. Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные картины мира. Натурфилософская картина мира.

4. Бытие и сознание. Постановка проблемы сознания в философии. Структура сознания.

Задания для подготовки к лекциям:

— предварительно ознакомиться с категориальным аппаратом, используемым в лекции;

— ознакомиться с рекомендованными первоисточниками;

— ознакомиться с основной и дополнительной литературой;

— ознакомиться с материалами лекций, помещенных в Интернете на сайтах Университета.

3.4. Практические занятия

3.4.1. Практические (семинарские) занятия для очной формы обучения

РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет и функции. Историко­философское введение

Практическое занятие № 1

Тема 1. Предмет и функции философии. Развитие философии от Античности до Нового времени (2 часа; дискуссия)

1. Философское мировоззрение. Предмет и функции философии.

2. Своеобразие античной философии.

3. Особенности философии Средних веков и философии Возрожде­ния.

4. Философия Нового времени.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— подготовиться к анонимному интервью на тему «Что я жду от изу­чения философии?».

Основная литература

1. Философия : учебник / под общ. ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012. Гл. 1 ; гл. 2, §1

2. Философия. Часть первая. История философии : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 1999 ; 2002 ; 2003 ; 2004 ; 2005 ; 2006.

3. Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. М. : Проспект, 2010.

Дополнительная литература

1. Аристотель. Метафизика : соч. в 4 т. М., 1976. Т. 1.

2. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

3. Платон. Сочинения в 4 т. М., 1990-1994. Т 2 : диалоги «Пир», «Пар­менид» и др. ; Т 3: «Государство».

4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 100­149; 176-256; 274-314.

Практическое занятие № 2

Тема 2. Классическая немецкая философия. Философия марксизма (2 часа; дискуссия)

1. Классическая немецкая философия, ее своеобразие:

— философия Им. Канта. Учение о познании и этика;

— философская система и метод Г Гегеля;

— антропологическая философия Л. Фейербаха.

2. Философии марксизма: основные идеи и эволюция. Марксистская философия в России.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу.

Основная литература

1. Философия : учебник / под общ. ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012. Гл. 2, § 2, 3.

2. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969-1971.

3. Философия. Часть первая. История философии : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 1999 ; 2002 ; 2003 ; 2004 ; 2005 ; 2006.

4. Xрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. М. : Проспект, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Гулыга А. В. Кант. М., 1994.

2. Гулыга А. В. Гегель. М., 1994.

3. Кант Им. Пролегомены : сочинения : в 6 т. М., 1963-1966. Т 4.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения : в 50 т. 2-е изд. М. : Государственное издательство политической литературы, 1955-1981. Т 3.

5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения : в 50 т. 2-е изд. М. : Госу­дарственное издательство политической литературы, 1955-1981. Т. 21.

 

Практическое занятие № 3

Тема 2. Западная философия второй половины Х!Х— ХХ! в.

(2 часа; коллоквиум)

1. Особенности западной философии XIX-XXI вв.

2. Позитивизм, его исторические формы. Постпозитивизм. Прагма­тизм.

3. Философская герменевтика.

4. Философия А. Шопенгауэра. Ее развитие в философии жизни.

5. Учение о бессознательном З. Фрейда. Неофрейдизм.

6. Экзистенциализм, решение проблемы человека.

7. Постмодернизм.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— подготовить научное сообщение по теме занятия с использова­нием дополнительной литературы и интернет-ресурсов;

— проанализировать одно из произведений зарубежного философа конца XIX —XX в. (по выбору), подготовить доклад о прочитанном.

Основная литература

1. Философия : учебник / под общ. ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012. Гл. 2, § 4.

2. Философия. Часть первая. История философии : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 1999 ; 2002 ; 2003 ; 2004 ; 2005 ; 2006.

3. Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. М. : Проспект, 2010.

4. Хрестоматия по западной философии : учеб. пособие / сост.

Н. И. Фокина М. : Проспект, 2006 ; 2008.

 

Дополнительная литература

1. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2000-2001. Статьи «Позитивизм», «Постпозитивизм», «Прагматизм», «Философская герме­невтика», «Экзистенциализм», «Постмодернизм».

4. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

6. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

7. Фокина Н. И. Современная западная философия : учеб. пособие. М. : Проспект, 2008.

8. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2003.

Практическое занятие № 4

Тема 3. Русская философия (2 часа; коллоквиум)

1. Особенности русской философии и основные периоды историче­ского развития.

2. Славянофилы и западники.

3. Материалистические течения в русской философии:

— Философия А. И. Герцена.

— Антропологический материализм Н. Г Чернышевского.

4. Русская религиозная философия:

— В. С. Соловьев. Философия всеединства, учение о «богочеловечестве».

— Экзистенциально-религиозная философия Н. А. Бердяева.

5. Судьбы русской философии ХХ-ХХ1 вв.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— написать эссе — анализ одного из произведений отечественного философа конца Х1Х — ХХ в. ( по выбору), подготовить доклад.

Основная литература

1. Философия : учебник / под общ. ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012. Гл. 3.

2. История русской философии : учебник для вузов / ред. М. А. Мас­лин [и др.]. М. : Республика, 2001.

3. Философия. Часть первая. История философии : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 1999 ; 2002 ; 2003 ; 2004 ; 2005 ; 2006.

4. Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. М. : Проспект, 2010.

Дополнительная литература

1. Антология русской философии : в 3 т. СПб. : Сенсор, 2000.

2. Бердяев Н. А. Русская идея. М., 1992.

3. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве. М., 2006.

4. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2009.

5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990.

6. Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2000-2001.

7. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало ХХ века. СПб., 1995.

РАЗДЕЛ II. Философия бытия

Практическое занятие № 5

Тема 1. Бытие как центральная категория философии.

Фундаментальные характеристики бытия

(2 часа; круглый стол)

1. Бытие как философская категория. Различные подходы к проблеме бытия в современной философии.

2. Понятие субстанции и проблема единства и многообразия мира.

3. Основные свойства бытия. Движение и развитие. Решение про­блемы развития в современной философии. Системность и самооргани­зация как свойства бытия.

4. Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке.

5. Материальное и идеальное. Проблема идеального и духовного бытия, ее решение в современной философии.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— ознакомиться с работой отечественного философа А. Н. Чанышева «Трактат о небытии» (Вестник Московского университета. 2000. № 2, стр. 3-13., и выработать свою позицию по данному вопросу (возможно привлечение и других работ по выбору студента).

 

 

Практические занятия № 6, 7 Тема 2. Философские и научные картины мира (4 часа; коллоквиум)

1. Понятие «картина мира». Натурфилософская картина мира. Эволю­ция картин мира и формирование философских категорий.

2. Классическая картина мира. Механистические представления о материи и движении. «Лапласовский» детерминизм. Субстанциальная концепция пространства и времени.

3. Неклассическая наука — квантово-механическая картина мира, вероятностно-статистический характер причинности, реляционная кон­цепция пространства-времени.

4. Постнеклассическая картина мира. Фундаментальная роль случай­ности. Стохастичный, неопределенный, нелинейный характер развития Вселенной. Синергетика как методология исследования сложных систем. Базисные принципы синергетики. Антропный принцип в постнеклассиче- ской науке. Новые подходы к проблемам времени.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— подготовиться к выступлениям по философским проблемам современной науки (с использованием интернет-ресурсов).

Практическое занятие № 8

Тема 3. Бытие и сознание (2 часа; дискуссия)

1. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии.

2. Природа сознания. Генезис сознания и факторы его формирова­ния.

3. Общественная природа сознания. Сознание и знаковые системы.

4. Структура сознания. Сознание и самосознание.

5. Структура психической деятельности. Сознательное и бессозна­тельное. Обсуждение фрейдистских и неофрейдистских концепций роли бессознательного в культуре.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— ознакомиться с гипотезами происхождения человека («трудовая» Ф. Энгельса и «символическая» Э. Кассирера), в связи с данными гипоте­зами подготовиться к обсуждению проблемы выбора воспитания детей в семье.

 

Основная литература к практическим занятиям № 5-8

1. Философия : учебник / под общ. ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012. Гл. 4.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия : учебник. М. : МГУ, 2001.

3. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия : учеб. пособие. 5-е изд. М. : Проспект, 2008.

4. Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. М. : Проспект, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.

2. Миронов В. В. Онтология и теория познания : учебник. М., 2005.

3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2000-2001.

4. ПригожинИ., СтенгерсИ. Порядок из хаоса. М., 1983.

 

РАЗДЕЛ III. Философия познания

Практическое занятие № 9

Тема 1. Познание (2 часа; семинар)

1. Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.

2. Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рацио­нализма и иррационализма.

3. Философское решение проблемы истины и ее критериев. Про­блема истины в судебном исследовании и в юридической практике.

4. Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— подготовиться к выступлениям по проблеме познаваемости мира. Сравнить обоснование философами различных направлений пози­ций «гносеологического оптимизма» и «гносеологического пессимизма». Определить собственную позицию и уметь ее аргументировать.

Практические занятия № 10, 11

Тема 2. Специфика научного познания (4 часа; коллоквиум)

1. Специфика философского, научного, ненаучного и вненаучного познания. Критерии научности.

2. Понятия метода и методологии. Методы и формы эмпирического и теоретического познания. Особенности социально-гуманитарного позна­ния.

3. Формы и методы теоретического и эмпирического познания в юри­дической науке и практике.

4. Возможности использования философских категорий (диалектиче­ский метод) в юридической науке.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— найти в Гражданском и Уголовном кодексах РФ статьи, в которых используются философские категории. Определить сходство и различие в характеристике их объема и содержания;

— подготовиться к итоговому тестированию (контрольной работе) по разделам II, III.

 

Основная литература к практическим занятиям № 9-11

1. Философия : учебник / под общ. ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012. Гл. 5.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия : учебник. М. : МГУ, 2001.

3. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия : учеб. пособие. 5-е изд. М. : Проспект, 2008.

4. Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. М. : Проспект, 2010.

Дополнительная литература

1. ГадамерХ.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

2. Миронов В. В. Онтология и теория познания : учебник. М., 2005.

3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2000-2001.

РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация Практические занятия № 12-14 Тема 1. Философская антропология

(2 часа; семинар-дискуссия)

1. Онтологические основы философской антропологии. Соотноше­ние природного и социального в человеке. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека.

2. Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность.

3. Человек в системе социальных отношений. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.

4. Проблема свободы личности. Свобода и ответственность.

5. Права и обязанности личности, их философский и юридический смысл.

6. Философские споры о природе человека, смысле и цели его суще­ствования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Тема 2. Социальная философия (4 часа; семинар-дискуссия)

1. Общество и природа. Этапы их взаимодействия.

2. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность.

3. Социальные отношения, их особенности и роль в обществе. Основ­ные подструктуры общества.

4. Общественное и индивидуальное сознание. Структура обществен­ного сознания. Массовое сознание. Правовое сознание.

5. Общество в историческом процессе. Формационный и цивилиза­ционный подходы к анализу общества и его истории.

6. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.

7. Проблемы общественного прогресса и социального детерми­низма.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— подготовиться к проведению дискуссии об особенностях россий­ской цивилизации: подбор литературы, обсуждение монографий отече­ственных авторов, касающихся актуальных проблем общественного разви­тия Российской Федерации (например, работы В. В. Ильина «Российская цивилизация: содержание, границы и возможности». М., 2000; или другой литературы по рекомендации преподавателя и по собственному выбору).

Основная литература к практическим занятиям № 12-14

1. Философия : учебник / под общ. ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012. Гл. 6.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия : учебник. М. : МГУ, 2001.

3. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия : учеб. пособие. 5-е изд. М. : Проспект, 2008.

4. Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. М. : Проспект, 2010.

Дополнительная литература

1. Артемов В. М. Свобода и нравственность. М., 2007.

2. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2000-2001.

4. Смысл жизни в русской философии. Конец Х1Х — начало ХХ века. СПб., 1995.

5. Философское осмысление судеб цивилизации. М., 2005.

6. Фокина Н. И. Современная западная философия : учеб. пособие. М. : Проспект, 2008.

7. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни смерти и бессмертии. М., 1991.

Практические занятия № 15, 16

Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия (4 часа; дискуссия)

1. Понятие культуры, его историческое развитие. Структура и функ­ции культуры. Виды культуры. Материальная и духовная культура. Элитар­ная и массовая культура. Проблема преемственности в культуре, традиции и новаторство.

2. Ценности и смыслы культуры. Понятие культурных универсалий. Культурные универсалии российской ментальности.

3. Философское понимание ценностей (аксиология). Ценности, нормы, оценки и оценка. Духовные и материальные, общечеловеческие, классовые, национальные, индивидуальные ценности. Проблема социаль­ного идеала и переоценки ценностей в эпоху социальных преобразований.

4. Основные формы ценностного освоения бытия.

5. Ценности права. Мораль и право. Справедливость и свобода как нравственно-правовые ценности. Специфика российской правовой куль­туры.

6. Проблемы формирования правового общества в современной России.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

— изучить лекционный материал по теме;

— ознакомиться с планом практического занятия;

— изучить рекомендованную литературу;

— углубленно изучить понятия «цивилизация» и «культура», сравнить определения цивилизации и культуры в различных философских источни­ках;

— написать эссе на тему «Значение и роль философии для образова­ния современного юриста» или пробную рецензию на один из учебников по философии, изучавшихся в течение семестра.

Основная литература к практическим занятиям № 15-16

1. Философия : учебник / под общ. ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012. Гл. 7.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия : учебник. М. : МГУ, 2001.

3. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия : учеб. пособие. 5-е изд. М. :