По математике в средней группе
Цели:познакомить детей с прямоугольником; учить различать прямоугольник и квадрат; упражнять в выделении и подсчете сторон и углов фигур.
Материал: демонстрационный: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник (разных цветов); раздаточный: те же фигуры, цвет и размер их варьируются.
Содержание:
1 часть: (работа на демонстрационном материале).
Воспитатель: Карлсон оставил нам конверт. В нём фигуры и письмо с просьбой помочь ему вспомнить имена фигур.
Фигуры размещают на доске (доске, фланелеграфе, ковре, столе).
В: просит детей назвать знакомые фигуры.
В: указывает на прямоугольник: «Какая это фигура, на что похожа?»
Дети: «На кирпичик, брусок, как дверь в домике и др.
В: «Будем сегодня исследовать новую фигуру. Она называется прямоугольник!»
Д: хоровое повторение.
В: «При исследовании нам поможет указательный пальчик». Воспитатель по очереди обводит пальцем контуры квадрата и прямоугольника, указывая направления движения пальца и называя элементы фигур (стороны и углы); привлекает детей к аналогичным обследовательским действиям на раздаточном материале.
В: проблемный вопрос: «Чем похожи квадрат и прямоугольник?»
Д: «У фигур есть стороны и углы».
В: просит посчитать стороны и углы этих фигур.
Д: считают вслух, указывая на элементы фигур пальцем, сначала на демонстрационных, затем на раздаточных фигурах, отвечают на вопросы воспитателя.
В: обобщает ответы детей: «Квадрат и прямоугольник похожи тем, что у каждой фигуры четыре стороны и четыре угла».
В: проблемный вопрос: «Чем отличаются квадрат и прямоугольник? Как узнать? Как проверить?»
Д: «Цветом и формой»: накладывают квадрат на прямоугольник (у прямоугольника две стороны равны длине стороны квадрата, а две его другие стороны длиннее стороны квадрата).
Д: выражают результаты сравнения: «Прямоугольник удлинен (длинный), квадрат сжат (толстый)» и выполняют наложение фигур на раздаточном материале.
В: обобщает результаты исследовательской деятельности детей: «У квадрата и прямоугольника есть стороны и углы, их по четыре. Этим фигуры похожи, а вот форма у них разная: прямоугольник удлинен, а квадрат сжат».
2 часть: дидактическая игра «Чудесный мешочек» (см. «Дидактические игры по разделу «Форма»»).
Цель: различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Материал: модели фигур разных размеров, мешочек.
Рефлексия. Воспитатель задает вопросы: «О какой фигуре вы сегодня узнали? Что у нее есть? Сколько? Чем она отличается от квадрата?», говорит детям о том, что напишет письмо Карлсону и сообщит ему имя новой фигуры.
Приложение 4 Дидактические игры по разделу «Форма»