По математике в средней группе

 

Цели:познакомить детей с прямоугольником; учить различать прямоугольник и квадрат; упражнять в выделении и подсчете сторон и углов фигур.

Материал: демонстрационный: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник (разных цветов); раздаточный: те же фигуры, цвет и размер их варьируются.

Содержание:

1 часть: (работа на демонстрационном материале).

Воспитатель: Карлсон оставил нам конверт. В нём фигуры и письмо с просьбой помочь ему вспомнить имена фигур.

Фигуры размещают на доске (доске, фланелеграфе, ковре, столе).

В: просит детей назвать знакомые фигуры.

В: указывает на прямоугольник: «Какая это фигура, на что похожа?»

Дети: «На кирпичик, брусок, как дверь в домике и др.

В: «Будем сегодня исследовать новую фигуру. Она называется прямоугольник

Д: хоровое повторение.

В: «При исследовании нам поможет указательный пальчик». Воспитатель по очереди обводит пальцем контуры квадрата и прямоугольника, указывая направления движения пальца и называя элементы фигур (стороны и углы); привлекает детей к аналогич­ным обследовательским действиям на раздаточном материале.

В: проблемный вопрос: «Чем похожи квадрат и прямоугольник?»

Д: «У фигур есть стороны и углы».

В: просит посчитать стороны и углы этих фигур.

Д: считают вслух, указывая на элементы фигур пальцем, сначала на демонстрационных, затем на раздаточных фигурах, отвечают на вопросы воспитателя.

В: обобщает ответы детей: «Квадрат и прямоугольник похожи тем, что у каждой фигуры четыре стороны и четыре угла».

В: проблемный вопрос: «Чем отличаются квадрат и прямоугольник? Как узнать? Как проверить?»

Д: «Цветом и формой»: накладывают квадрат на прямоугольник (у прямоугольника две стороны равны длине стороны квадрата, а две его другие стороны длиннее стороны квадрата).

Д: выражают результаты сравнения: «Прямоугольник удлинен (длинный), квадрат сжат (толстый)» и выполняют наложение фигур на раздаточном материале.

В: обобщает результаты исследовательской деятельности детей: «У квадрата и прямоугольника есть стороны и углы, их по четыре. Этим фигуры похожи, а вот форма у них разная: прямоугольник удлинен, а квадрат сжат».

2 часть: дидактическая игра «Чудесный мешочек» (см. «Дидактические игры по разделу «Форма»»).

Цель: различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Материал: модели фигур разных размеров, мешочек.

Рефлексия. Воспитатель задает вопросы: «О какой фигуре вы сегодня узнали? Что у нее есть? Сколько? Чем она отличается от квадрата?», говорит детям о том, что напишет письмо Карлсону и сообщит ему имя новой фигуры.

 

Приложение 4 Дидактические игры по разделу «Форма»