ТЕМА 5. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в.

 

П л а н

 

1. Предпосылки реформ Александра II.

2. Отмена крепостного права.

3. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

4. Итоги и значение реформ.

5. Контрреформы: причины, идеология, последствия.

 

Уясните содержание следующих понятий: земство, конституция, курия, модернизация, реформа, контрреформы в России.

Земство (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914-1918гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918г. декретом Советского правительства.

Конституция(от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Избирательные курии — особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а так же сами избиратели, составляющие эти разряды.

Модернизация— усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами; взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся: ростом специализации и дифференциации труда, ростом бюрократии, формированием политических институтов современного типа и т.д.

Реформа(лат. reformo ) — преобразование, вводимое законодательным путем.

 

Контрреформы в России — принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., означавших пересмотр основных положений реформ 1860-х гг., а именно: восстановление предварительной цензуры (1882г.), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884г.), введение института земских начальников (1889г.), установление бюрократической опеки над земским (1890г.) и городским (1892г.) самоуправлением.