Вопросы

 

1. Какой духовной деятельностью занимается подавляющая часть населения?

2. В чем причины того, что сегодня значительная часть населения ориентирована на религию?

3. Приведите примеры культуросоциальных групп населения.

4. В чем принципиальное отличие действий людей в духовной сфере от их действий в экономической сфере?

5. Почему интеллигенция рассматривается как изотерическая группа?

 

Задания по социологии.

 

В обязанности студента входит до сдачи экзамена по социологии выполнение одного из учебных заданий. Они представляют собой: контрольные работы, тесты, логические упражнения, эссе и вопросы. Студент выполняет контрольную работу или эссе, либо даёт ответы на один вариант тестов или 10 логических упражнений или 15 вопросов. Задание подаётся на кафедру в письменном (печатном) виде. Его титульный лист оформляется как у курсовой работы с указанием фамилии студента, индекса специальности и учебной группы.

Контрольная работа.

 

Она включают в себя введение, текст, разбитый по вопросам, заключение.

 

Эссе.

 

Это размышления автора на определённую тему, исходя из её личного понимания или своего опыта (наблюдений, действий и их осмысления).

 

Тест.

 

Это вопрос, на который дано несколько вариантов ответа, но из них только один (или несколько – это оговаривается) является правильным. Его (их) и надо указать.

 

Логические упражнения.

 

Это задачи на сообразительность.

Вопросы.

 

Все они требуют развёрнутых аргументированных ответов.

 

Контрольные работы.

 

1. Субкультуры современной России.

2. Девиантное поведение.

3. Средний класс.

4. Типы и формы социальной стратификации.

5. Социальная структура Перми.

6. Миграция в Россию.

7. Структура сельского населения России.

8. Формы отчуждения на современном российском предприятии.

9. Нетрадиционные формы семьи.

10. Трудовые и производственные взаимоотношения работников.

11. Каналы мобильности в современном российском обществе.

12. Казачество как русский субэтнос.

13. Интеллигенция современной России.

14. Роль науки, искусства, религии в социальной жизни людей.

15. Личность и индивидуальность человека.

 

Эссе.

 

1. Что, на Ваш взгляд ущемляет достоинства людей как работников?

2. Моя профессия: плюсы и минусы.

3. Моё видение проблемы нетрадиционных браков.

4. Какую социализацию можно считать удачной?

5. Моё видение проблемы нестабильности семьи.

6. Что, на Ваш взгляд, надо сделать для улучшения национального устройства российского государства?

7. Чего, по Вашему мнению, недостаёт для того, чтобы работа была в радость?

8. Принято говорить о женской эмансипации, а нет ли нужды в мужской?

9. Как Вы считаете, жить стоит ради того, чтобы «быть» или «иметь»?

10. Моя семья: социологическая характеристика.

 

Тесты.

Первый вариант.

 

1. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социетальные формы:

o Демографическая;

o Экономическая;

o Семейная;

o Политическая;

o Профессионально-трудовая;

o Духовно-идеологическая.

 

2. Благодаря каким «силам» происходит объединение (сцепление) людей в социальные группы, общности? Благодаря (дайте 1 ответ):

o Общему для них образованию;

o Общему уровню жизни;

o Общим для них интересам.

 

3. Выделите достигаемый статус в позициях людей в обществе:


o Чуваш;

o Старик;

o Мужчина;

o Узник;

o Больной;

o Сквернослов;

o Чиновник;

o Студент;

o Отец.


 

4. Нуклеарная семья – это:

o Супружеская пара, проживающая совместно с детьми, не состоящими в браке;

o Семья без отца;

o Семья, в которой есть дедушка и бабушка;

o Семья, в которой несколько братьев и сестёр;

o Деревенская семья.

 

5. Выезд из России в Германию – это (подчеркните):

o Миграция;

o Иммиграция;

o Эмиграция;

o Географическая мобильность.

 

6. Укажите основной признак, отличающий интеллигенцию от других социальных групп:


o Хорошее воспитание;

o Одарённость;

o Профессиональная компетенция;

o Творческая работа;

o Умственная деятельность;

o Высокое образование.


 

7. Рестрикционизм – это (дайте 1 ответ):

o Работа не на себя;

o Плохая работа;

o Работа не по специальности;

o Саботаж работы;

o Задержка оплаты труда.

8. Укажите реальные (+) и номинальные (√)группы.


o Пассажиры автобуса

o Покупатели стирального порошка «Дося»

o Многодетные семьи

o Русские

o Молодёжь

o Учителя

o Горожане


 

9. В чём особенности семьи:

o Номинальной_________________________________________________________

o Фиктивной___________________________________________________________

o Неполной____________________________________________________________

o Гомогенной__________________________________________________________

o Матрилокальной______________________________________________________

 

10. Кем являются: социальной общностью, социальной группой, стратой:

o Жители Перми ___________________________________________

o Коми-пермяки ___________________________________________

o «Новые русские» Перми ___________________________________

o Футбольная команда «Амкар» ______________________________

o Пермские нищие _________________________________________

o Артисты драмтеатра _______________________________________

o Трамвайщики Перми ______________________________________

o Старшеклассники города ___________________________________

 

11. Что такое пауперизация (дайте 1 ответ):

o Радостное настроение;

o Запой;

o Охлаждение к работе;

o Обнищание;

o Отчуждение от труда.

 

12. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социальные формы:

o Демографическая;

o Экономическая;

o Семейная;

o Политическая;

o Профессионально-трудовая;

o Духовно-идеологическая.

13. Выделите прирождённые статусы людей:

o Немец;

o Мужчина;

o Домосед;

o Больной;

o Сквернослов;

o Обыватель;

o Прохожий;

o Путник;

o Принц;

o Дочь.

 

14. Соедините понятия с их определениями стрелками.

Геноцид – Любовь к своей нации и недооценка роли других народов

Национализм – Чувство любви к своей родине

Шовинизм – Стремление к отделению и образованию самостоятельного государства

Апартеид – Идеология превосходства своей нации

Сепаратизм – Политика ограничения прав национальных меньшинств

Патриотизм – Политика уничтожения какой-либо этнической (расовой) группы

 

15. Какой признак точнее выражает суть классов? (дайте 1 ответ)

o Богатые и бедные;

o Группы разного профессионального труда;

o Управляющие и управляемые;

o Группы, различающиеся по их отношению к средствам производства;

o Группы с разными доходами;

o Группы с разным престижем;

o Объединения людей;

o Группы со своими идейными представлениями.

 

Второй вариант.

 

1. Выделите приписываемый статус людей:

o Депутат;

o Украинец;

o Обыватель;

o Новобранец;

o Больной;

o Заключённый;

o Тёща.

 

2. Выделите стратификационные признаки групп, общностей:

o Наличие общих интересов членов группы;

o Уровень их образования;

o Размер получаемого ими дохода;

o Внутренняя конфликтность.

 

3. Социальный характер труда работника указывает на его особенности в связи с разделением труда на (дайте 3 ответа):

Управленческий – Исполнительский

Лёгкий – Тяжёлый

Умственный – Физический

Сложный – Простой

В помещении – На открытом месте

С перерывами – Без перерывов

 

4. Коллективистский тип личности предполагает:

o Поглощение личного интереса общественным;

o Заботу личности о себе;

o Единство интересов группы, личности и общества;

o Стремление личности быть не хуже других.

5. Укажите главный признак, характеризующий сущность личности. Это человек:

o Способный;

o Физически развитый;

o Соответствующий требованиям общества;

o Умеющий работать;

o Образованный;

o Воспитанный;

o Семейный;

o Непохожий на других;

o Обладающий социальными чертами;

o С чувством собственного достоинства.

 

6. К каким этническим группам относятся указанные ниже народы:

Финно-угорские Чуваши

Тюркоязычные Якуты, Эвенки

Тунгусо-манчжурские Мордва, Мари

 

7. Укажите основной признак культуры человека:

o Опрятно одетый;

o Много знающий;

o Всюду успевающий;

o Искусно действующий;

o Стремящийся быть первым;

o Пользующийся всеобщим вниманием.

8. Какая из перечисленных ниже позиций является наилучшим примером предписанного статуса?

o Дантист;

o Жених;

o Обвиняемый;

o Женщина;

o Отец.

 

9. Результатом процесса социализации является:

o Формирование личности;

o Формирование темперамента;

o Получение образования;

o Формирование роли;

o Формирование статуса.

 

10. Достигаемым называется статус, который:

o Достаётся через личные усилия и конкуренцию;

o Достаётся при рождении;

o Навязывается обществом вне заслуг и усилий личности.

 

11. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых мусульманских странах. Такая форма брака называется

o Групповой брак;

o Полиандрия;

o Полигиния;

o Эндогамия.

 

12. Харизма – это:

o вариант этнических предрассудков;

o форма религии;

o форма легитимации власти;

o ролевой конфликт;

o то же самое, что и дискриминация.

 

13. Группа, с которой мы себя идентифицируем, хотя и не являемся её членами, – это:

o Внутренняя группа;

o Внешняя группа;

o Позитивная референтная группа;

o Негативная референтная группа;

o Маргинальная группа.

 

14. Люди, собравшиеся вокруг места уличного происшествия – это:

o Аудитория;

o Публика;

o Толпа;

o Социальная организация;

o Социальное движение.

 

15. Переход из одного социального слоя в другой – это:

o Профессиональная мобильность;

o Вертикальная мобильность;

o Горизонтальная мобильность;

o Миграция;

o Урбанизация.

Третий вариант.

 

1. Классовая принадлежность индивида определяется:

· Его национальностью

· Местом жительства (город – деревня)

· Его связью с собственностью

· Членством в политической партии

· Деньгами

 

2. При заключении брака будущий муж согласился взять фамилию жены. Как правильнее будет называть такую молодую семью?

· Патриархальной

· Матриархальной

· Ни тем, ни другим

 

3. Социальная стратификация указывает на (дайте только 1 ответ):

· Межгосударственные отношения

· Этническую напряженность

· Межличностные отношения в семье

· Иерархическое неравенство в обществе

 

 

4. Какие социальные образования играют приоритетную роль в социальной структуре современной России:

· Бюрократия

· Рабочий класс

· Класс предпринимателей (буржуазия)

· Священнослужители

· «Средний класс»

 

5. Функциональное содержание труда – это:

· Связь работника со средствами труда

· Профессия работника

· Размер его заработной платы

· Гигиенические условия труда

· Сложность труда

6. К маргинальным группам относятся:

· Межэтнические семьи

· Супруги, находящиеся в состоянии развода

· Путешественники

· Гастарбайтеры

· Многодетные семьи

 

7. Номинальная группа – это:

· Футбольная команда

· Протестующие автомобилисты

· Владельцы собак

· Молодые люди, ожидающие автобус

 

8. Выделите приписываемый статус людей:

· Депутат;

· Украинец;

· Обыватель;

· Новобранец;

· Больной;

· Заключённый;

· Тёща.

 

9. Укажите реальные (+) и номинальные (√)группы.

· Жильцы дома

· Рабочие завода

· Неплательщики за квартиру

· Посетители театра

· Участники авторалли

· Очередь за товаром

· Воинская часть

· Детсадовская группа

 

10. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социальные формы:

· Демографическая;

· Экономическая;

· Семейная;

· Политическая;

· Профессионально-трудовая;

· Духовно-идеологическая.

 

11. Выделите достигаемый статус в позициях людей в обществе:

· Чуваш;

· Старик;

· Мужчина;

· Узник;

· Больной;

· Сквернослов;

· Чиновник;

· Студент;

· Отец.

 

12. Укажите основной признак, отличающий интеллигенцию от других социальных групп:

· Хорошее воспитание;

· Одарённость;

· Профессиональная компетенция;

· Творческая работа;

· Умственная деятельность;

· Высокое образование.

 

13. Выделите прирождённые статусы людей:

· Немец;

· Мужчина;

· Домосед;

· Больной;

· Сквернослов;

· Обыватель;

· Прохожий;

· Путник;

· Принц;

· Дочь.

 

14. Хорошим примером эгалитарных социальных отношений является:

· Отцовство;

· Дружба;

· Воинская служба;

· Консультация и адвокатская защита.

 

15. Группа «бритоголовых» – это:

· первичная группа;

· контркультура;

· конформисты;

· этническое меньшинство.