Место социологии среди наук, познающих общество.

Список тем учебного курса по социологии

1. Предмет социологии…………………………………………………С. 4

2. История социологической мысли…………………………..........С. 13

3. Теоретическая и эмпирическая социология……………………С. 24

4. Социальная структура общества…………………………………С. 42

5. Социология трудовых форм социальной жизни………………С. 55

6. Социология труда……………………………………………..........С. 62

7. Социология бытодосуговых форм социальной жизни….........С. 72

8. Гендерсоциология……………………………………………..........С. 77

9. Социология семьи……………………………………………..........С. 86

10. Этносоциология…………………………………………………….С. 94

11. Топосоциология……………………………………………………С. 102

12. Социология личности……………………………………………С. 110

13. Социальная культура……………………………………………C. 119

14. Социология экономической жизни……………………………..C.126

15. Социология политической жизни………………………………С. 134

16. Социология духовной жизни……………………………………С. 140

ТЕМА 1

 

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Наука, изучающая социальную жизнь общества.

Методы и структура социологии, её функции.

Место социологии среди наук, познающих общество.

 

1 О чем социология, что она изучает, в чем специфика социологического знания? Ответы на эти и близкие им вопросы даются самые разные и зависят они, прежде всего от того, что понимается при этом под объектом и предметом данной науки.

Объект – это то, познанием чего занимается конкретная наука в реальном мире; предмет – это добытое учеными знание об изучаемом объекте[1], причем обладающее его теоретическим осмыслением, дающее представление о закономерностях функционирования и развития объекта. Следовательно, объект существует независимо от сознания познающего, т.е. объективно, а предмет лишь в его сознании, т.е. субъективно. Но такой трактовки их недостаточно. Важно отметить и то, что объект вместе с тем субъективен, так как границы того, что изучается, определяются учеными, зависят от используемых ими методов и средств познания. Предмет же по содержанию своих знаний вместе с тем объективен. Иначе он не будет отвечать своему назначению – давать истинные (или максимально приближенные к ним) знания об объекте.

В литературе по социологии широко распространено мнение, что объектом ее познания является общество, которое нередко рассматривается и в качестве предмета данной науки. При этом понятие «объект» либо не используется, либо применятся в том же смысле, что и понятие «предмет». Между тем объектом познания социологии является не всё общество, а только социальная жизнь, т.е. одна из основных форм жизни людей, наряду с экономической, политической и духовно-идеологической их жизнью. Существование социальной жизни признаётся в науке многими, но часть учёных отождествляет её с жизнью всего общества, считает, что разницы между терминами «социальный» и «общественный» нет.

Качественная особенность социальной жизни, на наш взгляд, состоит в том, что она является первоосновой всех других форм жизни общества – посредством её оно функционирует. Это вытекает из того, что социальная жизнь существует в таких её разновидностях, как гендерная, этническая, семейная, трудовая и др., которые изначальны в истории человечества и являются базовыми для общества на а каждой ступени его исторической эволюции. Социальная жизнь людей возможна лишь в связи с производством и использованием материальных и духовных ценностей. Это ещё одна важнейшая сторона общества.

Для социальной жизни характерно то, что она является всеобщей – нет людей, которые не участвовали бы в ней; субстантивной, отвечающей родовой природе и сути человека; первичной – люди занимаются ею прежде всего, она для них имеет большее значение, чем другие формы жизни. Экономическую, политическую и духовную жизнь люди ведут лишь в связи с социальной, а не напротив. Самоценной, имеющей для людей самостоятельное значение; императивной, обязательной для них, которой они, так сказать, вынуждены, как человеческие существа, заниматься.

Это указывает на то, что социальная жизнь занимает особое место в обществе и играет в нём специфическую роль, что ее нельзя рассматривать равноценной другим формам жизни общества[2].

Надо иметь в виду и ту особенность социальной жизни, что все образующие её разновидности (этническая, семейная, трудовая и т.д.) является локальными– в каждой из них участвуют лишь одноименные общности людей. Тогда как экономическая, политическая, духовно-идеологическая формы жизни общества являются социетальными, всеобщими – в них участвуют все социальные общности. Поэтому они часто предстают синтезированными, как социально-экономические, социально-политические, социально-идеологические явления и процессы.

Со времени появления экономической, политической, идеологической жизни, процесс социального развития, т.е. совершенствования социальной жизни, шёл не обособленно, а в неразрывной связи с ними. В современном обществе социетальные формы жизни оказывают сильное влияние на все разновидности социальной жизни, которые по этой причине существуют в нем не в своем первозданном, а в обусловленном ими виде. В таком состоянии социальные явления и выступают объектами познания социологической науки.

Основными субъектами социальной жизни являются социальныеобщности. Это наиболее характерные объединения людей всех её разновидностей. Их усилиями изменяется социальная жизнь, с их участием происходят все социальные явления и процессы. Социальная жизнь осуществляется людьми как деятельность, когда ими что-то преобразуется, созидается, познаётся, и как взаимоотношения, когда они вступают между собой в контакты, преимущественно вербальные (речевые).

Следует подчеркнуть, что социология имеет дело с людьми, их взаимоотношениями, которые субъектно-субъектны (S↔S') и деятельностью, которая субъектно-объектна (S→O). Поэтому социология в последней изучает лишь субъектную её сторону, ограничиваясь выяснением того, кто осуществляет деятельность, зависимость её от его социальных особенностей. Объектную сторону каждой деятельности, характеризующуюся только ей присущей технологией, т.е. зависимым от объекта способом чего-то делания, изучают профессиональные науки.

Деятельность и взаимоотношения в рамках определенных социальных групп могут быть упорядоченными и регламентированными – подчинены решению каких-то задач, осуществляться на основе принятых в них правил и норм. Традиционно существующие устойчивые виды таких деятельностно-интеракционных групп носят название социальных институтов (семья, школа, предприятие).

Таковы основные сведения о социальной жизни, позволяющие сформулировать предмет изучающей её науки. Социология занимается познанием социальной жизни как основополагающей формы бытия людей, в которой в наибольшей степени выражается их сущность.

Социология имеет отношение к познанию и всего общества, но изучает его, во-первых, не во всем объеме и, во-вторых, лишь с точки зрения социальной жизни, с позиции данной формы жизни общества. Без указания на это социологическая наука утрачивает свою самобытность, свою дисциплинарную суть.

В социологии имеется свой язык. Это понятия и категории, с помощью которых описываются и объясняются изучаемые социальные процессы и явления. Особенность их в том, что, имея прилагательное «социальный (-ое», -ая») (например, социальное взаимоотношение, социальная мобильность), они обозначают прежде всего то, что относится к социальной жизни. Поэтому их нельзя подменять понятиями, обозначающими явления социетальных форм жизни. В этом случае происходит утрата социальной жизнью своей специфики.

 

2 Предмет тесно связан с методами, так как является результатом использования в познании социального объекта определенных методологических принципов и приемов. В них в значительной степени получили воплощение теоретические представления о социальной жизни. Такова диалектическая связь теории социологии и ее метода. Основными принципами социологического познания являются: 1) системный подход к познанию социальной жизни; 2) рассмотрение ее в связи с социетальными формами жизни; 3) акцентирование внимания на субъектной стороне социальной жизни, на том, что обусловлено особенностями участвующих в ней социальных субъектов. Данные принципы социологического анализа применяются в теоретическом познании социальной жизни и в качестве методологического основания ее эмпирических исследований. В последних используются также специальные приемы и технологии изучения явлений социальной жизни.

Социология сложная по составу знаний о социальной жизни и задачам, решаемым в связи с её познанием, наука. В социологии выделяют онтологическую, эпистемологическую и праксиологическую части. Каждая из них имеет свое назначение, решает определенные задачи, связана с использованием своих знаний. Онтология занимается изучением того, что такое социальная жизнь, в чем состоят особенности ее как формы человеческого бытия. Эпистемология используется в качестве инструмента познания социальной жизни, указывает на присущие социологической науке особенности ее постижения. Праксиология занимается осмыслением социальной жизни с точки зрения действенности её осуществления.

Социальная жизнь не однообразна, а разнолика, она подразделяется в связи с различиями осуществляющих её субъектов. Ими являются отдельные индивиды (точнее, социусы), общности и социумы – наиболее крупные социальные образования, включающие в себя общности всех разновидностей социальной жизни. Социальная жизнь отдельных людей и социумов отличается от той, какую ведут социальные общности. Социальная жизнь индивидов является наиболее частным её проявлением, а социальная жизнь социумов – наиболее общим. Теоретическое осознание этого нашло отражение в понимании уровней социальной жизни.

Их три: микро, мезо и макро уровни. На первом из них социальная жизнь осуществляется отдельными индивидами, преследующими преимущественно личные интересы, а на втором и третьем ими в составе общности или социума, преследуя, прежде всего, их интересы. Три уровня характеризуют три вида процессов протекания социальной жизни.

Социология разделяется на теоретическую и эмпирическую, использующих методы умозрительного и описательного (наблюдаемого) познания. Объектом изучения первой является социальная жизнь, а второй – всё общество. В связи с этим можно согласиться, что социология в этой своей части (как эмпирическая социология) является общественной наукой. По существу имеются две социологические науки: первая из них занимается изучением социальной жизни, вторая к тому же и другими частями общества. Следует уточнить: посредством эмпирической социологии в обществе исследуются лишь те деятельность и взаимоотношения людей, которые осуществляются с их социальными особенностями. Выполняемые ими экономическая, политическая, идеологическая деятельности познаётся экономикой, политологией, науками, изучающими духовную жизнь общества.

Теоретическая социология подразделяется на общую и частные, на познающую сущность социальной жизни, закономерности её функционирования и развития, и на изучающие специфику каждой разновидности социальной жизни, особенности её проявления. Частные теории являются теоретическим осмыслением результатов конкретно-социологических исследований, в них используются методы теоретического и эмпирического познания. Социология состоит из фундаментальной и прикладной, связанных как с решением теоретико-методологических задач, так и проблем, имеющих практическое значение.

Общая и частные социологические теории являются результатом рационального осмысления социальной жизни. Эмпирическая социология – результатом ее опытных социологических исследований. Все уровни социологического знания связаны между собой. Добытая посредством эмпирических исследований первичная социологическая информация служит материалом для частных и общих социологических обобщений. Эмпирические исследования осуществляются на основе изложенных в общей и частных социологических теориях концептуальных и методологических положений. Эмпирическая социология исследует главным образом существующую социальную жизнь. С помощью социологических теорий изучается также ее история и тенденции развития.

Социологическая наука выполняет определенные функции. В них находит выражение ее назначение, то, какие задачи она призвана решать. Функции тесно связаны с фундаментальной и прикладной частями социологии. Первая выполняет функцию совершенствования методологии познания социальной жизни. Вторая – функции практического применения социологических знаний, связанные с социальным проектированием – с выработкой рекомендаций по развитию тех или иных общностей и социальных групп, с решением существующих в них проблем. Обе структурные части социологической науки имеют отношение к выполнению функций теоретического и эмпирического познания социальной жизни, ее конкретных проявлений и законов функционирования и развития, к функции социального прогнозирования – научного обоснования перспектив изменения социальной жизни.

Социология – это наука, ее главная задача состоит в том, чтобы познавать и объяснять явления и процессы социальной жизни, т.е. добиваться понимания того, что они собой представляют, каковы причины, определяющие их особенности. Поэтому социальное знание должно быть объективным, в нем не должно выражаться отношения познающего к изучаемому им объекту, даваться ему оценки. Однако добиться этого нелегко: мешают идейные и политические взгляды и симпатии ученого, которые являются следствием его определенной общественной позиции. Наиболее открыто они находят часто выражение в интерпретациях результатов социологических исследований.

Важно также, чтобы добытые социологами знания были социологичными. Это обеспечивается, как минимум, обращением социологии к изучению социальной жизни в интерпретации, сформулированной в предмете данной науки; использованием социологического метода познания; описанием исследуемых явлений и процессов языком социологических понятий.

Социологическое сознание предполагает умение индивида видеть в повседневной жизни прежде всего все то, что относится к социальной действительности с точки зрения личности, т.е. с позиций той социальной общности (группы), к которой она принадлежит. Характерной особенностью социального сознания является социологическое воображение – соотношение себя с социальной действительностью, погружение себя в неё, и тем самым, рассмотрение личного в контексте общественного, в связи с существующими социальными ролями, институтами, структурой.

Социология не является точной наукой. Это обусловлено тем, что открываемые ею законы существуют в действиях социальных субъектов, имеющих разные интересы, преследующих нередко противоположные цели, тем самым вносящих серьезные коррективы в действия социальных законов, в ход обусловленных ими социальных процессов. Поэтому социальные законы относятся к классу стохастических (вероятностных), определяющих не столько неизбежность тех или иных социальных процессов и изменений, сколько их тенденции.

В социологии большое место отводится изучению: 1) социальной структуры общества; 2) взаимодействия социальных субъектов друг с другом; 3) взаимодействия социальных субъектов с окружающей средой и 4) социальных институтов. Соответственно проблемы: 1) структуризации и стратификации населения; 2) социальных интеракций; 3) социальной экологии и 4) институциональных форм социальной жизни образуют основные предметные поля социологической науки, являются ее базовыми разделами.

Все явления и процессы социальной жизни, все социальные субъекты, институты являются фактамисоциологической науки. Важно подчеркнуть, что социология изучает не только социальную жизнь, но и то, как она отражается в сознании людей, т.е. их знание о ней. Причем эта информация также служит объектом социологического исследования – ее анализа и обобщения, которое занимает в данной науке едва ли не ведущее место. Взгляды (рассуждения) респондентов – людей, отвечающих на вопросы социологов, - конечно, субъективны. Но в своей массе, в результате их усреднения и обобщения они предстают как объективные. Это позволяет рассматривать их как факты, ничем не отличающиеся от фактов реальной жизни.

Следует отметить несовпадение социологии как науки и как учебной дисциплины. Первая значительно шире по объему социологических знаний, дает самое полное и глубокое представление о социальной жизни, включает в себя и такие сведения о ней, которые еще не получили признания всех ученых. Для учебной дисциплины характерно упрощенное изложение сведений о социальной жизни, ограниченное использование понятий социологической науки, ее тезауруса (дисциплинарного словаря). К тому же учебное изложение социологии имеет свою логику, в большой степени отвечающую методическим требованиям ее изучения.

 

3 Социологию чаще всего относят к общественным наукам, исходя из того, что объектом ее познания считается все общество. Причисляют ее, особенно в последнее время, и к гуманитарным наукам. Это объясняется возросшим вниманием в социологии к проблемам человека. Особенность же социологии в том, что она занимается изучением социальной жизни людей, их социальных взаимодействий. Причем, и на уровне общества и на уровне личности. Это даёт основание говорить об интегративности знания, добываемого социологией.

Социология связана со многими науками, прежде всего изучающими общество – с социальной философией, экономической теорией, историей, политологией, психологией, этнографией, экологией, демографией, фамилистикой. Связана она и с такими науками как статистика, систематика, математика. Социология использует фактический материал других наук, опирается на их теоретические положения для объяснения изучаемых ею социальных процессов.

Отметим значение для социологии некоторых наук. Социальная философия занимается разработкой теории и методологии познания общества, в том числе социальной жизни; история анализирует прошлое, выясняет тенденции и закономерности развития общества, имеющие отношение и к происходящим в нем социальным процессам; экономическая теория упор делает на изучение взаимодействий людей по поводу собственности, которые оказывают определяющее влияние на все формы жизни; политология акцентирует внимание на изучении взаимодействия людей по поводу власти, которые имеют отношение к социальной жизни; социальная психология занимается изучением массового и группового сознания людей, проявляющегося, в частности, в разных формах социального поведения.

Социология своей эмпирической частью занимается изучением социальных субъектов, участвующих во всех формах общественной жизни. Это свидетельствует о связующей, интегрирующей роли социологического знания, дает основание говорить об особом – центральном положении ее среди познающих общество наук.

 

Основные понятия темы:

Объект социологии. Предмет социологии. Социальная жизнь общества. Разновидности и общности социальной жизни. Социальные явления и процессы. Социальные действия. Социальные институты. Методы социологической науки. Социологическое познание и знание. Социальный факт. Строение социологии: общая и частные социологические теории, эмпирическая и прикладная. Онтологическая, эпистемологическая, праксиологическая части социологии. Функции социологии: методологическая, познавательная, прогностическая, проектировочная, практические.