Тест «Таблицы Шульте»

Цель работы. Исследование переключения и устойчивости внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблицам Шульте).

Методика. Таблицы Шульте.

Инструкция. Ниже приведены пять чёрно-белых таблиц, в клетках которых в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает подряд все пять таблиц и в каждой из них находит и указывает все цифры от 1 до 25. Определяется, сколько времени (в секундах) потребуется на решение этой задачи с каждой таблицей: t1, t2, t3, t4, t5.

Обработка данных. Сумма времени, затраченного на все таблицы (Т), делится на число просмотренных таблиц (5), и в результате получается средний показатель времени решения поставленной задачи с одной таблицей (Тсреднее). Это и будет показатель распределения внимания.

T = t1+ t2 +t3 +t4 +t5; Тсреднее = T / 5.

Для того чтобы определить устойчивость внимания, необходимо сравнить время, затраченное на просмотр каждой таблицы (t1, t2, t3, t4, t5). Если это время от первой до пятой таблицы меняется незначительно, т.е. разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 с., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

 

 

3 Определение доминирующего типа памяти

Цель работы. Определить доминирующий тип памяти.

Методика. Ряды слов для слухового и зрительного запоминания [2].

Инструкция. Для запоминания даются, например, следующие четыре ряда слов (чисел):

1. Рука, шкаф, перо, часы, стул, мысль, окно, ручей, свитер, арбуз.

2. Радио, нога, дерево, мороз, шайба, ворон, кнопка, лампа, чашка, карта.

3. Машина, голос, столб, ковёр, амбар, духи, станок, группа, мебель, сапог.

4. Рамка, конь, весы, скрепка, тигр, костюм, вилка, стена, цветок, число.

Числовой вариант:

1) 32, 58, 39, 47, 13, 30, 95, 61, 24, 80.

2) 17, 69, 51, 20, 11, 35, 48, 93, 72, 46.

3) 62, 88, 19, 23, 76, 92, 59, 34, 12, 15

4) 94, 27, 63, 40, 89, 37, 71, 18, 57, 65.

В первом случае человеку зачитываются слова из первого, а затем из второго рядов, во втором – он сам читает слова из третьего и четвёртого рядов (слова должны быть предварительно написаны печатными буквами на листе бумаги). На зачитывание каждого ряда даётся 10 секунд. После этого испытуемый воспроизводит соответствующий ряд. Определяется количество правильно воспроизведенных по памяти слов.

Обработка данных. По формуле определяется коэффициент запоминания для каждого ряда:

где m – количество правильно воспроизведенных слов,

n – общее количество слов ряда.

К3 – коэффициент запоминания 3-го ряда (аналогично высчитывается для 1, 2 и 4-го рядов).

При этом вычисляется средний коэффициент зрительного и средний коэффициент слухового запоминания соответствующих рядов:

Кзрит= (К3 + К4)/2

Кслух= (К1 + К2)/2

Они сравниваются между собой, и устанавливается доминирующий у данного человека тип памяти. По закону Миллера нормальный объем памяти для взрослого человека составляет 7±2 объекта.

 

 

4 Тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий»

Цель работы. Определить уровень развития понятийного мышления

Методика: пары слов, которые связаны по определенному принципу [4].

Инструкция. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца – стадо» – часть и целое, «Малина – ягода» – определение, «Море – океан» – различаются в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых студенты должны сопоставить с одним из образцов.

Образец: А. Овца – стадо.

Б. Малина – ягода.

В. Море – океан.

Г. Свет – темнота.

Д. Отравление – смерть.

Е. Враг – неприятель.

Например, 13. «Глава – роман» аналогично «Овца – стадо» (А) по принципу «часть - целое».

В бланке надо записать: 13 - А.

Материал:

1 Испуг – бегство. 2 Физика – наука. 3 Правильно – верно. 4 Грядка – огород. 5 Похвала – брань. 6. Пара – два. 7 Слово – фраза. 8 Бодрость – вялость. 9 Свобода – независимость. 10 Месть – поджог. 11 Десять – число. 12 Праздность – безделье. 13 Глава – роман. 14 Покой – движение. 15 Бережливость – скупость. 16 Прохлада – мороз. 17 Обман – недоверие. 18 Пение – искусство. 19 Капля – дождь. 20 Радость – печаль.

Ключ и обработку данных смотрите в конце пособия.

 

 

5 Тест «Логичность умозаключений»

Цель работы. Определить уровень логичности мышления.

Методика. Пары связанных между собой категорических суждений и вывод – умозаключение.

Инструкция. Студентам предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанные между собой категорические суждения и вывод – умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 12 секунд.

Материал:

1 Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2 Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

3 Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.

4 Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.

5 Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6 Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент высшей школы.

7 Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.

8 Все граждане России имеют право на труд. Иванов - гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9 Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

10 Когда идет дождь, – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

11 Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.

12 Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

13 Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя – студент 3-го курса.

14 Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

Ключ и обработку данных смотрите в конце пособия.