Вопросы и учебные задания

1. Покажите на примерах в чем заключается различия между явными и скрытыми издержками. Каковы явные и скры­тые издержки учебы в институте?

Почему экономисты считают нормальную прибыль элементом издержек? Относит­ся ли к издержкам экономическая прибыль?

2. Господин Гомес владеет небольшой фирмой по производству керамических

изделий. Он нанимает одного помощника за 12 тыс. руб. в год, ежегодно он

платит 5 тыс. руб. за аренду своей мастерской, да и еще сырье ему обходится в

20 тыс. руб. в год. В производственное оборудование (гончарный круг, печь, и

прочее) Гомес вло­жил 40 тыс. руб. собственных средств, которые при ином

размещении могли бы были принести ему 4тыс. руб. годо­вого дохода. Конку-

рент Гомеса предлагал ему рабочее место гончара с оплатой 15 тыс. руб. в год.

Свой предприни­мательский талант Гомес оценивает в 3 тыс. руб. годовых.

Суммарный ежегодный доход от продажи керамики со­ставляет 72 тыс. руб.

Подсчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль фирмы Гомеса.

3. Какие из перечисленных нижу изменений в составе производственных ресурсов относятся к краткосрочным, какие к долгосрочным?

а)Компания открывает новый ресторан

б) Корпорация нанимает еще 200 рабочих

в) Фермер применяет на своем участке больше удобрений

г) На фабрике вводится третья рабочая смена.

4. Используя приводимые ниже данные, вычислите предельный и средний

продукт. Постройте кри­вые совокупного, предельного и среднего продуктов и

подробно объясните, как связана между собой каждая пара кривых. Объясни-

те, почему кривая предельного продукта сначала нарастает, затем понижается

и в конце концов ока­зывается ниже горизонтальной оси. Как влияет закон

убывающей отдачи на величину краткосрочных издержек? По­старайтесь отве- тить конкретно, «если предельный продукт растет, то величина предельных

издержек уменьшается. А если предельный продукт сокращается, то предель- ные издержки растут». Объясните и проиллюстрируйте это утверждение графически.

Численность занятых (чело­век) Совокупный продукт (в руб.) Предельный продукт Средний продукт
   
   
   
   
   
   
   
   
   

5. Почему в краткосрочном периоде все издержки делятся на постоянные и переменные? Определите, к какой катего­рии издержек относятся следующие виды затрат: затраты на рекламу продукции на приобретение топлива; процент­ные платежи по выпущенным фирмой облигациям; плата за морские перевозки; затраты на сырье; налог на недвижи­мость: жалованье управленческого персонала; страховые взносы; расходы на зарплату рабочих; амортизационные отчисления; налог с продажи; плата за арендуемое фирмой конторское оборудование. «В долгосрочной перспективе не существует постоянных издержек; все издержки оказываются переменными». Объясните это.

6. Перечислите постоянные и переменные издержки, связанные с эксплуатацией собственного автомобиля. Предполо­жим. что обдумываете, как лучше преодолеть тысячу миль до Флориды во время весенних каникул: на своей машине или на самолете? Какие издержки - постоянные или переменные или те и другие - вам придется учитывать при ре­шении этого вопроса? Понесете ли вы какие-либо скрытые издержки? Поясните ответ.

7. Предположим, что постоянные издержки фирмы составляют 60 руб., а переменные - показаны в таблице ниже. Заполните её всю. Закончив работу, проверьте вычисления, обратившись к вопросу 4 главы 23.

 

Совокупный продукт (в ед.) Общие постоянные издержки (в руб.) Общие пе­ременные издержки (в руб.) Общие издержки (в руб.) Средние постоянные издержки (в руб.) Средние переменные издержки (в руб.) Средние общие из­держки (в руб.) Предельные издержки (в руб.)
             

а) Постройте кривые постоянных, переменных и общих издержек. Объясните, каким образом закон убывающей отдачи воздействует на форму кривых переменных и общих издержек.

б)Постройте кривые средних постоянных, средних переменных и предельных издержек. Объясните, как выво­дится каждая из четырех кривых, чем определяется их форма и как они взаимосвязаны. В частности, не при­бегая к сложным расчетам, объясните почему кривая предельных издержек пересекает кривые средних пе­ременных и средних общих издержек в точках минимума.

в) Объясните, как изменяется положение каждой из этих четырех кривых, если: общие постоянные издержки составляют не 60, а 100 руб.; если общие переменные издержки окажутся на 10 руб. меньше при любом объ­еме производства.

9.Укажите, каким образом каждое из следующих событий повлияет на расположение: кривой предельных издержек; кривой средних переменных издержек; кривой средних постоянных издержек; кривой средних общих издержек про­мышленной фирмы (в каждом случае укажите направление сдвига на графике):

а) Снижение налогов на имущество

б) Повышение номинальной зарплаты производственных рабочих

в) Повышение взносов на страхование производственного оборудования.

г) Рост транспортных издержек

10. Опираясь на концепцию положительного и отрицательного эффектов масштаба.

Объясните форму кривой долгосрочных средних общих издержки фирмы. Что такое минимальный эффективный размер предприятия? Какое влияние та или иная форма кривой долгосрочных средних издержки может оказать на структуру отрасли?

11.Предположим, фирме доступны лишь 3 возможных размеров предприятия. Какой из этих разме­ров выберет фирма для производства: 50; 130; 160 или 250 единиц продукта? Постройте на графике кривую долгосрочных средних издержек и дайте им определение.

 

 

12.Пользуясь концепцией минимального эффектного размера, объясните, какое количество жизнеспособных и эффек­тивных фирм в состоянии поддержать ту или иную отрасль? Можно ли объяснить рыночную концентрацию - наличие в отрасли малого числа фирм с положительным эффектом масштаба?

 

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю с.154-175

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева с.199-205

3) Курс экономической теории,Под ред. Чепурина, Киселевой. с.340-354

4)Н.М. Зубко «Экономическая теория» с.178-187,

210-213

5) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» с.307-323,

337-344

6) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». с.313-318

7) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.135, 424- 445

Дополнительная:

8) «Экономика», Самуэльсон Г.А. том 2: 378-398

с.251-256

9) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.414-

428,583-592

10) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.152-153

с.174,244

11) Экономический образ мышления,Пол Хейне с.679

12)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» с.53-57,

178-183

13) Джек Харвей, «Постигаем экономику» с.337-342,

366-372

14) Курс экономики.Райсберг Б.А. с.341-344

с.143-147

Тема 8. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

 

Учебные цели:

1. Выявить основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

2. Объяснить, почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта.

3. Понять, как конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, принимает решение о предложении товаров и услуг.

4. Объяснить, почему в определенных условиях фирмы временно прекраща­ют производство продукта.

5. Показать, как формируется краткосрочная кривая предложения фирмы.

6. Уяснить, как устанавливается долгосрочное равновесие в конкурентной

отрасли.

7. Понять, как в условиях конкурентной экономики достигается наиболее

эффективное использование ресурсов общества.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Чистая конкуренция: понятие и сфера распространения.

2.Максимизация прибыли в краткосрочной перспективе: два подхода.

3.Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое конкуренция? Каково ее место в рыночной экономике?

2.Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной.?

3.Каковы причины смены чистой конкуренции современной конкурентной рыночной системой?

 

Темы рефератов и докладов:

1.Сравнительные черты видов конкуренции.

2.Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций.

3.Предприятие в условиях совершенной конкуренции.

 

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

а. Правило MSC = MSB

б. Средний доход (AR)

в.Точка безубыточности (критического объема производства)

г. Свобода входа и выхода из отрасли

д. Предельный доход (MR)

е. Совершенная конкуренция

ж. «Прайс-тейкер»

з.Кривая предложения конкурентной фирмы и. Точка закрытия

к. Нулевая экономическая прибыль

л. Правило MR - МС

м. Правило MR = МС = Р

н. Нормальная бухгалтерская прибыль

о. Отрасль с постоянными издержками

м. правило P = минимум LRAC

р. Кривая предложения отрасли на краткосрочных временных интервалах

с. Отрасль с возрастающими издержками

т. Отрасль с убывающими издержками

 

1. Рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товаров.

2. Отрасль, в которой расширение производства вызывает повышение цен на потребляемые ресурсы.

3. Условие максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от ры­ночной структуры, в которой она функционирует.

4. Общий доход, деленный на объем проданной продукции.

5. Означает, что фирма получает только нормальную бухгалтерскую прибыль.

6. Часть кривой краткосрочных предельных издержек конкурентной фирмы, расположенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек.

7. Отрасль, в которой расширение производства не оказывает влияния на цены потребляемых ресурсов.

8. Фирма, которая не может влиять на цену своего продукта.

9. Изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

10. Условие эффективности распределения ресурсов в системе конкурентных рынков.

11. Объем производства, при котором общие издержки равны общему доходу или средние издержки равны цене продукта.

12. Ситуация, при которой фирмы могут без препятствий и ограничений возникать в определенной отрасли, либо покидать ее.

13. Кривая, показывающая количество продукции, которое все фирмы от­расли предложат к продаже по разным ценам в краткосрочном периоде,

14. Соответствует объему производства, при котором цена товара равна минимальному уровню средних переменных издержек.

15. Условие максимизации прибыли только для фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции.

16. Часть экономических издержек фирмы.

17. Условие долгосрочного равновесия конкурентной отрасли.

18. Отрасль, в которой расширение производства вызывает понижение цен на потребляемые ресурсы.

 

Вопросы и учебные задания:

1.Укажите основные характеристики чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и оли­гополии. Под какую из этих рыночных категорий наиболее точно подходит каждый из следующих примеров: а) су­пермаркет, расположенный в вашем городе; б) сталелитейная промышленность; в)канзасская ферма по выращивания пшеницы; г)коммерческий банк, в котором вы имеете счет; д) автомобильная промышленность. Обоснуйте ваш от­вет.

2.Строго говоря, чистая конкуренция никогда не существовала и, вероятно, существовать не будет. Тогда зачем её изу­чать?

3.Используйте следующую шкалу спроса, чтобы определить валовые и предельные доходы для каж­дого возможного объема продаж.

Цена продукта (в дол.) Величина спроса (в ед.) Валовой доход (в руб.) Предельный доход (в руб.)
   
   
   
   
   
   

 

а) Какой вывод можно сделать о структуре отрасли, в которой действует эта фирма? Ответ объясните.

б) Изобразите графически кривые спроса, валового дохода и предельного дохода этой фирмы.

в) Почему кривые спроса и предельного дохода совпадают?

г) «Предельный доход представляет собой изменения валового дохода». Вы согласны? Объясните свой ответ устно и графически, используя данные таблицы.

4. Предположим, что мы имеем следующие данные об удельных издержках производителя, дейст­вующего в условиях чистой конкуренции.

Совокупный продукт (в ед.) Средние постоянные издержки (в руб.) Средние переменные издержки (в руб.) Средние общие издержки (в руб.) Предельные издержки
       
60,00 45,00 105,00
30,00 42,00 72,50
20,00 40,00 60,00
15,00 37,00 52,50
12,00 37,00 49,00
10,00 37,50 47,50
8,57 38,57 47,14
7,50 40,63 48,13
6,67 43,33 50,00
6,00 46,50 52,50

а) При цене продукта 32 руб. будет ли данная фирма заниматься производством в краткосрочном периоде? По­чему? Если да, то каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убы­ток? Ответ объясните. Определите величину экономической прибыли или убытка в расчете на единицу про­дукции.

б) Ответьте на вопрос «а» при условии, что цена продукта - 56 руб.

в) Ответьте на вопрос «а» при условии, что цена продукта - 41 руб.

г) Заполните шкалу краткосрочного предложения фирмы и укажите прибыль или убыток каждого объема производства.

Цена (в руб.) Величина предложения, од­на фирма (в ед.) Прибыль или убытки (в руб.) Величина предложения, 1500 фирм (в ед.)
     

а)Объясните смысл утверждения: «Тот участок кривой предельных издержек конкурентной фирмы, который расположен выше кривой ее средних переменных издержек, образует кривую краткосрочного предложения фирмы». Проиллюстрируйте графически.

б) Теперь предположим, что конкурентная отрасль состоит из 1500 одинаковых фирм, т.е. существуют 1500 фирм, каждая из которых несет те же самые издержки. Рассчитайте шкалу отраслевого предложения.

в) Предположим, что данные о рыночном спросе на продукт следующие:

Цена (в руб.) Величина совокупного спроса (в ед.)

 

Какова в этом случае равновесная цена? Каков равновесный объем производст-

ва для отрасли? Для каждой фирмы? Каковы прибыль или убыток в расчете на

единицу продукции? Для фирмы? В долгосрочном периоде отрасль будет рас-­

ширяться или сужаться?

5. Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является существенным для максимизации прибыли во всех рыночных структурах? Объясните, почему в правиле равенства предельного дохода и предельных издержек предельных доход может быть заменен ценой, если отрасль является чисто конкурентной.

6.Объясните утверждение: «Конкурентный производитель должен учитывать средние переменные издержки, опреде­ляя производить или нет в краткосрочном периоде, предельные издержки, принимая решение о наилучшем объеме производства, и средние общие издержки, вычисляя прибыли или убытки». Почему в краткосрочном периоде фирма может вести производство при убытках, вместо того чтобы закрыться?

7.Многие городские бакалейные магазины в настоящее время работаю до 24 часа в сутки даже несмотря на то, что по ночам у них довольно мало клиентов. Проведя различия между постоянными и предельными издержками, объясните, каким образом подобная стратегия позволяет максимизировать прибыли фирм.

8.На графиках отрасли и типичной фирмы покажите положение долгосрочного равновесия. Предпо­ложив. что издержки неизменны, используйте оба графика, чтобы проиллюстрировать таким образом: увеличение; сокращение рыночного спроса нарушает это долгосрочное равновесие. Опишите графически и на словах процесс приспособлений, который приводит к восстанавливающим и сокращающимся издержкам, а затем сравните все три кривые долгосрочного предложения.

9.Предположим, что конкурентная отрасль с растущими издержками столкнулась с сокращением спроса на её продукт. Сравните цену продукта и отраслевой объем производства после завершения всех долгосрочных приспособлений к этому изменению с теми, что существовали первоначально.

10.При долгосрочном равновесии цена = минимум средних общих издержек = предельные издержки. Какое значение для экономической эффективности имеет равенство цены и минимальной величины средних общих издержек? А равенство цены и предельных издержек? В ответе проведите различия между эффективностью произ­водства и эффективностью распределения ресурсов.

11.Объясните, почему некоторые экономисты считают, что неравное распределение ресурсов в конкурентной рыночной системе. Какие еще критические замечания может вызвать чисто конкурентная экономика?

12.В чем заключается процесс, названный Шумпетером «созидательным разрушением»? какова роль в качестве конку­рентной силы?

 

Список используемой литературы.

Основная:

 

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю с.219-222

2) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.291-293

3) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» с.223-235

4) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». с.326-331

 

Дополнительная:

5) «Экономика», Самуэльсон Г.А. с.207-213,

229-233

6) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.291-294

7) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.37

8) Джек Харвей, «Постигаем экономику» с.326-331

9)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф. с.131-136

Тема 9. Определение цены и объема производства: чистая монополия

Учебные цели:

1. Уяснить понятие монополии.

2. Определить условия, при которых может существовать монополия.

3. Показать, как монополия выбирает объем выпуска продукции и цену, при которых прибыль максимальна.

4. Объяснить, почему монополии иногда практикуют ценовую дискримина­цию, а также показать последствия ценовой дискриминации.

5. Сравнить результаты функционирования монополии и конкурентной отрасли.

6. Раскрыть содержание различных вариантов государственного регулирова­ния естественной монополии.

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Чистая монополия и монопольный спрос.

2.Пределение цены и объема продукта.

3.Экономические эффекты монополии.

4.Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие факторы обусловили появление первых монополий?

2.Какие организационные формы монополий вы знаете?

3.Какие элементы включает в себя неценовая конкуренция?

4.Какими методами монополии осуществляют контроль за ценами?

5.Опишите процесс возникновения естественной монополии.

6.Концерн и конгломерат в чем сходство и различия этих форм.

7.При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную.

8.Охарактеризуйте наиболее важные барьеры для вступления в отрасль.

9.Назовите основные направления демонополизации российской экономики.

Темы рефератов и докладов:

1.Типы монопольной власти.

2.Негативные последствия монополизации рынка.

3.Цели, принципы и формы государственной антимонопольной политики.

 

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

а. Монополия

б. Лицензии

в. Барьеры для вступления в отрасль

г. Ценовая дискриминация

д. Патенты

е. Совершенная ценовая дискриминация

ж. Простая монополия

з. Максимизация общего дохода и легальная монополия

к. Р > МС

л. Естественная монополия

м. Чистые потери общества (социальная цена монополии)

н. Предельный доход

о. Излишек потребителей

 

1. Продажа по разным ценам одной и той же продукции, одним производителем, разным покупателям.

2. Легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

3. Отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

4. Доказательство неэффективности простой монополии.

5. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей.

6. Законодательные ограничения на занятия для отдельных профессий и сфер производства.

7. Меньше рыночной цены продукта в случае простой монополии.

8. Исчезает при совершенной ценовой дискриминации.

9. Исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию.

10. Возникает, когда лицензии или патенты предотвращают конкуренцию, устанавливая барьеры для входа в отрасль.

11. Имеет место, когда монополия может продавать каждую единицу своего продукта по ее цене спроса.

12. Уменьшение излишка потребителей и продавцов в результате сокращения монополией объема выпуска ниже эффективного уровня.

13. Монополия, которая продает каждую единицу продукции по одной и той же цене.

14. Достигается, когда MR = 0; ценовая эластичность

Вопросы и учебные задания:

1.«Ни одна фирма не защищена полностью от конкурентов; все фирмы конкурируют за доллары потребителей. Чистой конкуренции, следовательно, не существует». Вы согласны? Объясните.

2. Обсудите наиболее важные барьеры вхождения в отрасль. Объясните, как каждый из барьеров может благоприятст­вовать монополии или олигополии. Какие барьеры, на ваш взгляд, способствуют общественно оправданной монопо­лии?

3. Как кривая спроса, с которой сталкивается действующий в условиях чисто конкурентной фирмы? Почему они разли­чаются? Какое значение имеют эти различия? Почему кривая спроса чистого монополиста не является совершенно эластичной?

4. Вычислите валовой доход и предельный доход. Начертите кривые спроса валового дохода и пре­дельного дохода и найдите взаимосвязь между ними. Объясните, почему предельный доход от четвертой единицы продукции составляет 3,5 руб., несмотря на то, что её цена равна 5 руб. Какое заключение можно сделать относи­тельно связи между предельным доходом и эластичностью спроса? Предположим, что предельные издержки после­довательных единиц продукции каким-то образом оказались бы равными нулю. Какой объем продукции произвела бы стремящаяся к прибыли фирма? Наконец, используйте свой анализ для того, чтобы объяснить, почему монопо­лист никогда не стал бы осуществлять производство в той области своей кривой спроса, которая является неэластич­ной.

Цена (в руб.) Объем спроса (в ед.) Цена (в руб.) Объем спроса (в ед.)
7.00 4.50
6.50 4.00
6.00 3.50
5.50 3.00
5.00 2.50

 

5. Допустим, что чистый монополист сталкивается с объемом спроса, показанным ниже, и теми же самыми данными издержек, как у конкурентного производителя, который обсуждался в вопросе 4 главы 23. Вычис­лите валовой и предельный доходы и определите для этого монополиста объем производства. Каков уровень прибы­ли? Если бы эта фирма могла заниматься совершенной ценовой дискриминацией, т.е. если бы она могла назначить каждом) покупателю максимальную приемлемую цену, каков был бы уровень производства? Прибылей? Подтверди­те свой ответ графически и путем сравнения валового дохода и валовых издержек.

Цена (в руб.) Объем спроса (в ед.) Валовой доход (в руб.) Предельный доход (в ед.)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

6.Если фирма, упомянутая в вопросе 5, могла бы включиться в совершенную ценовую дискримина­цию. каков был бы ее уровень производства; прибылей? Начертите диаграмму, показав соответствующие кривые спроса, предельного дохода, средних совокупных издержек, предельных издержек, равновесных цен и объема произ­водства для недискриминирующего монополиста. Используйте эту диаграмму, чтобы показать равновесную позицию монополиста, способного использовать совершенную ценовую дискриминацию. Сравните равновесные объемы про­изводства. совокупные доходы, экономическую прибыль, потребительские цены в обоих примерах. Прокомменти­руйте экономическую целесообразность ценовой дискриминации.

7.Предположим, что чистый монополист и чисто конкурентная фирма имеют одинаковые издержки на единицу про­дукции. Сопоставьте их с точки зрения: цены; объема; прибылей; размещение ресурсов; воздействия на распределе­ния дохода. Поскольку монополисты и конкурирующие фирмы следуют правилу MC=MR при максимизации прибы­лей. как объяснить разные результаты? Почему издержки чисто конкурентной фирмы и монополиста могут быть не­одинаковыми? Каково значение таких различий в издержках?

8.Оцените и объясните утверждения:

а) Так как монополисты могут контролировать цену продукта, они всегда обеспечены прибыльным производ­ством, просто назначая наивысшую цену, которую потребители будут платить.

б) Чистый монополист стремиться к объему выпуска, который принесет наибольшую прибыль на единицу про­дукции.

в) Избыток цены над предельными издержками является рыночным способом сигнализации о потребности в большем объеме продукции.

г) Чем более прибыльна фирма, тем больше ее монопольная сила.

д) Монополист осуществляет ценовую политику, конкурентный производитель - нет.

е)Что касается размещения ресурсов, то интересы продавца и общества совпадают на чисто конкурентном рынке, но вступают в противоречие на монополизированном рынке.

ж)В каком-то смысле монополист делает прибыль не на производстве, поскольку получает прибыли больше, чем выпускает товаров.

9.Предположим, что монополистический издатель согласился платить автору 15% валового дохода от продажи книги. Захотят ли автор и издатель назначить одинаковую цену за книгу? Объясните.

10. Предположим, что кривая спроса фирмы лежит ниже кривой ее средних валовых издержек на всех уровнях выпуска. Можете ли вы представить себе какое-нибудь условие, при котором производство могло бы быть прибыльным?

11.Занимаются ли колледжи или университеты ценовой дискриминацией, когда назначают полную плату за обучение некоторым студентам и оказывают финансовую помощь другим? Каковы преимущества и недостатки такой практи­ки?

12.Объясните словами и на графике, как регулирование йены может улучшить поведение монополий. В своём ответе проведите различия между ценообразованием на основе социально оптимальной цены (предельных издержек); цено­образования на основе цены, обеспечивающей справедливую прибыль (средних издержек). Что такое дилемма регу­лирования?

13.Внимательно оцените следующую распространенную точку зрения: «Монополию обычно не вынуждают изобретать новые продукты или методы. Не имеет она и сильных стимулов для осуществления нововведений, использования изобретений на практике и постановки новых продуктов на рынке. Монополия может счесть необходимым изобре­тать и внедрять нововведения, но она будет поступать так только по своему усмотрению. Никакой конкурент не заставит ее открывать свои карты. Даже если его капитал устарел или его продукты среднего качества, монополист может предпочесть защищать и оставить их, а не заменить их лучшими». Можете ли вы высказать какие-либо аргу­менты против?

14.Существуют предположения, что естественным монополистам следовало бы разрешить определять своп максимизирующие прибыль объемы продукции и цены и затем государству следовало бы изымать их прибыли посредствам налогов и распределять среди потребителей пропорционально поступкам у монополий. Является ли это предположение общественно желаемым, так же как и предложение, требующее от монополистов уровнять цену с предельными или средними совокупными издержками?

15.Объясните, как корпорация De Beers стала почти полной монополией мирового рынка алмазов, хотя она производит только половину всего объема алмазов в мире. Что угрожает её рыночной силе?

 

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю с.225-235

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. с.392-397

3) «Введение в рыночную экономику», под ред.А.П. Лит, с.323

И.Н.Никулиной

4)Н.М. Зубко «Экономическая теория» с.227-234

5) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» с.236-

239,190-205

6) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория».

7) «Вводный курс по экономической теории», с.574-575,

под ред. Журавлевой 309-401, 484

460-470

8) «Экономическая теория»,К.Ховард,Г.Журавлева,Н.Эриашвили с.260

Дополнительная:

9) «Экономика», Самуэльсон Г.А. с.289-291,

440-450

10) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.37 с.331-335

11) Джек Харвей, «Постигаем экономику» с.331-335

12) Курс экономики.Райсберг Б.А. с.357-358

13)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.. с.458-476

Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия.

Учебные цели:

1. Раскрыть особенности двух основных форм несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции и олигополии.

2. Объяснить, как определяются цена и объем выпуска фирмы, максимизирующей прибыль, в условиях монополистической конкуренции н; краткосрочном и долгосрочном временных интервалах.

3. Обсудить проблему эффективности монополистически конкурентных рынков.

4. Уяснить, как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на установление цен и объемов выпуска.

5. Раскрыть содержание основных моделей поведения фирмы на олигополистическом рынке.

 

Вопросы для практического обсуждения на практическом занятии:

1.Монополистическая конкуренция: понятие и распространение.

2.Олигаполия и экономическая эффективность.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение олигаполии, монополистической конкуренции и положения каждого рынка относительно чистой монополии и совершенной конкуренции.

2.Назовите два фактора, которые способствуют созданию и существованию олигаполий, и объяснит роль каждого фактора.

3.Опишите поведение олигаполии, способствующие сотрудничеству.

4.Изобразите ломаную кривую спроса и использовать ее для объяснения нежелания олигаполистов изменять цены.

5.Назовите четыре свойства монополистической конкуренции.

 

Темы рефератов и докладов:

1.Региональные олигаполистические рынки в России(на примере).

2.Специфика монополистической конкуренции(на примере).

3.Оценка степени монополизации нефтедобывающей отрасли и рынка маркетинговых услуг Тюменского региона.

4.Согласование цен в условиях олигаполии (на примере).

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

а. Несовершенная конкуренция

б. Картель

в. Концентрация рынка

г. Олигополия

д. Дифференциация продукта

е. Тайный сговор

ж. Доминантная стратегия

з. «Ломаная» кривая спроса

и. Матрица результатов

к. Монополистическая конкуренция

л. Теория игр

м. Дуополия

н. Ценовой лидер

о. Равновесие Нэша

п. Ценовая война

1. Имеет место, когда два или более продавца, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют на рынке.

2. Группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.

3. Таблица, показывающая результаты для каждой возможной стратегии одного игрока и каждой возможной реакции другого игрока.

4 Анализирует поведение лиц или фирм с конфликтующими интересами.

5. Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.

6. Кривая спроса на продукцию олигополиста, основанная на предположе­нии, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, но не последуют решению о повышении цен.

7. Стратегия игрока, дающая наилучший результат независимо от действий конкурента.

8. Модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента яв­ляются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.

9. Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.

10. Действительные или мнимые различия между аналогичными товарами

разных фирм.

11. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм.

12. Рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют, про­давая на рынке дифференцированный товар.

13. Решение игры, при котором стратегия каждого игрока оптимальна в условиях стратегии, выбранной его конкурентом.

14. Тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм.

15. Фирма на олигополистическом рынке, которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.