Вопросы и учебные задания.
1.Объясните закон спроса. Почему кривая спроса оказывается нисходящей? Каковы детерминанты спроса? Что происходит с кривой спроса, когда каждая из этих детерминант изменяется? Объясните различие между изменением спроса и изменением величины спроса, приведите причины каждого из этих изменений.
2.Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт В?
а. продукт В входит в моду.
б. падает цена на продукт-заменитель С.
в. понижается уровень доходов (при условии, что продукт В - товар низшей категории).
г. потребители ожидают, что цена на продукт В в ближайшем будущем понизится.
д. снижается цена сопутствующего продукта D.
е. отменяются внешнеторговые тарифные барьеры на продукт В.
3. Объясните следующее сообщение из города Халл (Великобритания): «Цены на рыбном рынке сегодня упали до такого низкого уровня, который местные комментаторы назвали "катастрофическим", — и все из-за дефицита картофеля. Картофель служит одним из главных ингредиентов блюда, которое входит в меню почти любого кафе, — а именно рыбы с жареной картошкой».
4.Объясните закон предложения. Почему кривая предложения оказывается восходящей? Каковы детерминанты предложения? Что происходит с кривой предложения, когда каждая из этих детерминант изменяется? Объясните различие между изменением предложения и изменением величины предложения, приведите причины каждого из этих изменений.
5.Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта В?
а. Совершенствование технологии производства продукта В.
б. Сокращение числа фирм в отрасли, производящей продукт В.
в. Повышение цен на ресурсы, применяемые в производстве продукта В.
г. Ожидания, что равновесная цена на продукт В в будущем понизится по сравнению с текущим уровнем.
д.Снижение цены на продукт А-продукт, в производстве которого используются практически те же технологии и ресурсы, что и в производстве продукта В.
е. Введение специального налога на продажу продукта В.
ж. Предоставление субсидии на производство продукта В в размере 50% себестоимости единицы продукции.
6.«На рынке кукурузы спрос часто превышает предложение, а предложение иногда превышает спрос». «Цена на кукурузу повышается и падает в результате изменений предложения и спроса». В каком из этих утверждений термины «предложение» и «спрос» употребляются правильно? Объясните ваш ответ.
Спрос (в тыс. бушелей) | Цена за бушель (в руб.) | Предложение (в тыс. бушелей) | Избыток(+) или нехватка (-) |
3,40 | - | ||
3,70 | - | ||
4,00 | - | ||
4,30 | - | ||
4,60 | - | ||
4,90 | - |
5. Ключевой вопрос. Предположим, что общий объем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в Канзас-Сити характеризуется следующими данными в течение месяца:
а. Какова рыночная, или равновесная, цена? Каково равновесное количество
пшеницы ?
Заполните столбец (4) и объясните, почему ваши ответы правильны.
б. Используя приведенные данные, представьте графическое изображение
спроса на пшеницу и предложения пшеницы. Удостоверьтесь, что вы правильно расположили эти данные на осях вашего графика. Обозначьте равновесную цену буквой Р, а равновесное количество - буквой Q.
в. Почему цена 3,40 руб. не станет на этом рынке равновесной? Почему не станет ею и цена 4,90 руб. ? «Излишки повышают цены, а нехватка их понижает». Вы с этим согласны ?
г. Теперь предположим, что правительство установило потолок цены на пшеницу, скажем 3,70 руб. за бушель. Подробно объясните, какие последствия повлечет за собой такая цена. Представьте ваш ответ в графическом изображении. Что могло заставить правительство установить максимальный предел цены ?
6.Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта на конкурентном рынке, то есть что произойдет с ценой и количеством - увеличатся ли они, уменьшатся ли, останутся ли неизменными или же ответы будут неопределенными, в зависимости от количественных параметров изменений предложения и спроса? Для проверки правильности ответов вам следует воспользоваться графиками предложения и спроса:
а)предложение сокращается, а спрос остается неизменным;
б)спрос сокращается, а предложение остается неизменным;
в)предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;
г)спрос повышается, предложение увеличивается;
д)спрос повышается, а предложение остается неизменным;
е)предложение увеличивается, а спрос сокращается;
ж)спрос повышается, а предложение сокращается;
з)спрос сокращается, предложение сокращается.
7.«Цены служат автоматическим регулятором, который способствует поддержанию пропорционального соотношения между производством и потреблением». Объясните этот тезис.
8.Объясните следующее утверждение: «Хотя автоматы, измеряющие время
парковки автомобилей на автостоянках, приносят незначительный доход или
вовсе его не приносят, их все же следует сохранить, поскольку они выполняют нормативную функцию».
9.Используйте графики двух рынков, чтобы объяснить, как дотации штатов
государственным колледжам могут повлиять на эффективность обучения и на численность студентов как в государственных, так и в частных колледжах.
10.Дайте критическую оценку следующему высказыванию: «При сравнении
двух равновесных положений на рис. 3-ба я замечаю, что большее количество продукта на самом деле приобретается по более высокой цене. Это противоречит закону спроса».
11.Предположим, вы идете в пункт приема вторсырья и вам платят по 25 рублей за кг за ваши алюминиевые кастрюли и банки. Однако принять от вас старые газеты приемщик согласен только в том случае, если вы сами доплатите по 20 рублей за пачку. Проиллюстрируйте оба рынка с помощью графиков спроса и предложения. Можете ли вы объяснить, какой возможный вклад в эти разные рыночные результаты вносят различия в правительственной политике по отношению к переработке алюминия и бумаги?
12.Предположим, что спрос на товар представлен уравнением Р= 10 - 0,2 Qd, а предложение - уравнением Р= 2 + 0,2 Qs, где Qd величины соответственно спроса и предложения, а Р - цена. Используя условие равновесия Qs = Qdb решите эти уравнения и определите равновесную цену.Затем определите равновесное количество. В подтверждение ваших ответов
составьте графическое изображение двух уравнений.
13. Обсудите экономические аспекты спекуляции билетами и укажите, кто при этом выигрывает, кто проигрывает.
Список используемой литературы.
Основная:
1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю с.51-61,
81-94
2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. с.78-82
3) «Введение в рыночную экономику», Под ред. А.П. Лит,
И.Н.Никулиной с.99-140
4) Курс экономической теории, под ред. Чепурина, Киселевой. с.153
5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» с.85-92
6) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» с.51-69
7) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». с.83-86,
111-113
8) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.137,150,
450-458
9) Курс экономики.Райсберг Б.А. с.233-240,
264,
225-229
Дополнительная литература:
10) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.42-63
11) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.277-279
12)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» с.57-63
13) Джек Харвей, «Постигаем экономику» с.14-18
14)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.Б с.36-38, 599-600
Тема 5. Ценовая эластичность и реальные проявления