Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.

 

Культурно-исторический компонент идеологии белорусского государства. В первом вопросе следует изучить культурно-историческое наследие народа Беларуси, созданное им за время пребывания в различных государственных образованиях (в Полоцком, Туровском и других княжествах; в Великом княжестве Литовском – Русском и Жемойтском; в Речи Посполитой; в Российской империи; в БССР), которое является не только его достоянием, но и неотъемлемой частью достижений всего человечества.

Одним из приоритетных направлений государственной идеологии в области историко-культурного наследия является воспроизведение исторического своеобразия историко-культурных ценностей, что является важным фактором обеспечения условий духовного, интеллектуального и социально-экономического развития общества, достойного представления страны на международном уровне.

Для любого народа сохранение культурного наследия важно потому, что:

– культурно-историческое наследие существенно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений;

– культурно-историческое наследие является самым объективным свидетельством прошлого;

– культурно-историческое наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная, сохраненная и передаваемая современникам как нечто почитаемое и уникальное, как неизменная ценность.

Государство, белорусский народ ведет целенаправленную работу по охране культурно-исторического наследия, которая состоит из выяснения, изучения, классификации, публикации, популяризации, организации учета объектов наследия (ведение государственного списка историко-культурных ценностей), формирования банка данных.

Вопросам охраны наследия уделялось пристальное внимание как в предыдущие периоды, так и сейчас. В первые годы существования БССР было принято постановление ЦИК «О регистрации, взятии на учет и охране памятников искусства, старины и природы, находящихся в собственности учреждений, обществ и частных лиц» (24. 12.1923 г.). Этот документ запрещал вывоз памятников культуры за границу, передачу другим лицам. По постановлению СНК БССР от 02.07.1926 г. проведена национализация ряда памятников искусства, архитектуры, быта и природы. В 1960 г. были созданы Добровольные общества охраны памятников истории и культуры. Верховный Совет БССР принял ряд законов: «Об охране памятников культуры» в 1969 г.; «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в 1978 г.; «Об охране историко-культурного наследия» в 1992 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь регламентирует основные права собственников ценностей. Сохранение и приумножение историко-культурных ценностей имеет исключительно важное значение для развития государственной идеологии и национальной культуры белорусского народа. В настоящее время отношения пользования и сохранения культурно-исторических ценностей регулируются Конституцией Беларуси, Законом «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» и другими нормативно-правовыми актами. В Беларуси на начало ХХI века было около 16 тыс. объектов, имеющих признаки историко-культурных ценностей (51 являются духовными ценностями, в основном древние гербы белорусских городов и местечек; 64 – движимыми ценностями (клады, коллекции посуды, церковной утвари, иконы, картины составляют более 6 тыс. предметов); 1597 объектов архитектуры и градостроения; 1834 объекта археологии, 122 памятника искусства; 1131 памятник защитникам Отечества, связанных с выдающимися личностями и историческими событиями). Все они внесены в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения, а также списки местного значения. В соответствии с постановлением СМ БССР статус официального документа по охране наследия получил «Свод памятников истории и культуры Белоруссии», изданный в 1984–88 годы в 8 книгах. В 1991 году образована республиканская специализированная научная организация – Государственная историко-культурная экспедиция по спасению памятников истории и культуры Беларуси в районах, пострадавших от чернобыльской катастрофы в 1986 году.

В Списке объектов Всемирного культурного и природного наследия, составленном ЮНЕСКО, имеется 11 объектов наследия. Беларусь представлена Беловежской пущей, замковым комплексом «Мир», «Дугой меридиана Струве» (19 пунктов на территории Беларуси), Архитектурно-культурным комплексом Радзивиллов в Несвиже, калядными святками «Цари» и др.

Следует усвоить, что ценность культурно-исторические объекты представляют не только как социально значимые явления, но и как и символические. Ценными для человека являются те материальные и духовные предметы и явления, которые способны побуждать его к активной деятельности и придавать ей смысл. Они ориентируют человека в мире, направляют его повседневную деятельность. Исходя из ценностей, человек определяет для себя приоритеты собственной жизненной стратегии. Представления человека о ценностях формируются на основе определенных социальных и духовных традиций. Поэтому причастность к культурному наследию обогащает человека, расширяет его возможности и переводит его взаимодействие с миром на новый качественный уровень.

.Статус и роль духовных славянских ценностей в становлении белорусской государственности. При изучении второго вопроса необходимо понять, что духовные ценности любой культуры, в том числе и белорусского народа, самобытны и неповторимы. Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражены в духовных ценностях и традициях белорусского народа. С одной стороны, они имеют чрезвычайно важное значение для формирования идеологии государства. С другой стороны, идеология способна выявлять, актуализировать те аспекты ментальности, которые способствуют дальнейшему развитию национальной культуры. Идеология государства выступает в роли интегративного начала, она базируется на консенсусе по поводу основных ценностей в обществе. Мировоззренческой основой для создания данного консенсуса являются духовные традиции народа. Духов­ные ценности и традиции выступают в роли квинтэссенции «судьбы» народа, его культурного наследия, они воплощают в себе опыт прошлых поколений, особенности принадлежности к определенному цивилизационному типу.

В структуру духовных ценностей белорусского народа входят:

1) общечеловеческие ценности; 2) общеславянские ценности; 3) ценности восточного славянства (русских, поляков, украинцев и т.д.); 4) духовные ценности белорусов.

Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества(мифологизм), христианства(мудрость) и европейского мышления(рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к влас­ти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на про­тестантскую этику, в основе которой лежит стремление к лич­ному обогащению, а следовательно, – напористость, прагматизм, расчетливость.

Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Духовные ценности белорусского народа формировались на базе восточнославянского менталитета и, вместе с тем, претерпели влияние западной культуры. По мнению Я. С. Яскевич, они впитали в себя русскую соборность и протестантское трудолюбие, героику католицизма и униатскую склонность к компромиссам.

В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют: толерантность, терпимость, любовь к Родине, соборность, справедливость, трудолюбие, неприятие угнетения и стремление к свободе, миролюбие.

Следует учесть, что с обретением Беларусью суверенитета и независимости белорусские духовные ценности оказались в ситуации исторического «вызова». Вызова со стороны рыночных отношений, политического и духовного плюрализма, изменений в сознании людей (особенно молодежи), влияния западной «массовой культуры» и т.д. Поэтому современность – это время поиска новых «ответов», время самоутверждения и определения места Беларуси в постоянно изменяющемся мире. Каким станет это место, во многом будет определяться нашей культурой и духовными ценностями.

Традиционные ценности белорусского народа и их воплощение в идеологии. Изучение третьего вопроса начните с выяснения ценностей, традиционно функционирующих в сознании и деятельности белорусского народа. Это прежде всего идея действенного практического гуманизма как составляющая национальной идеи, белорусской государственной идеологии. Действенный практический гуманизм уже сегодня не ограничивается только поисками идеалов людского общения, он устремлен на утверждение человечности «сейчас» и «здесь», т.е. в жизни нынешнего поколения.

Традиционными ценностями белорусского народа являются:

– рассмотрение человеческой жизни как главного людского идеала и высшей ценности, закрепленных конституционно;

– чувства участия, взаимопомощи, коллективизма, сострадания, милосердия, уважения, солидарности, достоинства и т.д.;

– нравственный образ жизни на достойном человека уровне его материального благополучия, исключающего поведение по принципу «человек человеку – волк»;

– система идей, обосновывающих воззрения на человека как на существо свободное, творческое, обладающее правами и достоинством, стремящееся к добру и истине, чуткое к красоте, всегда готовое прийти на помощь ближнему и дальнему.

Базовыми ценностями постиндустриальной модернизации современного общества должны стать свобода, равноправие, социальная справедливость и солидарность. В соответствии с ними стратегия постиндустриального развития есть магистральный путь консолидации белорусского общества и его выход на новый этап социального прогресса.

 

Модуль 7. Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии