Уровни идеологии.

В зависимости от степени близости идеологии к повседнев­ной жизни можно выделить три ее уровня:

Теоретико-концептуальный, или элитарный – наиболее абстрактный (научный) уровень, на котором формируются основные положения политических теорий, обосновываются идейные принципы политических движений.

Программно-политический предполагает преобразование по­литических теорий и доктрин в программы и лозунги политических партий и движений. Идеология становится политической пропагандой для того, чтобы быть доступной как можно большему кругу людей, ориентированных на политические действия.

Актуализированный уровень выражается в различных формах политического участия граждан, проявляющихся в виде поддержки либо протеста.

Функции идеологии:

1. Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации.

2. Нормативная.Очерчивает критерии оценки политичес­ких явлений.

3. Конструктивная.Служит постановке целей и задач, явля­ющихся ориентирами для политических действий.

4. Прогностическая. Способствует выработке прогнозов по­литического развития.

5. Мобилизационная. Приводит социальные силы в движе­ние, превращает идеи в действия.

6. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолиди­рует общество.

7. Коммуникационная. Организует общение, взаимопонима­ние внутри социальных групп и между ними.

8. Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть.

9. Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компен­сирует неудовлетворенность жизнью.

Существует множество классификацийидеологий.

По отношению к социальным изменениям выделяют охранительные идеологии, контридеологии и реформистские идеологии.

Охранительные идеологии служат для поддержания существующего социального строя. Как правило, такие идеологии являются господствующими.

Контридеологии настаивают на радикальных преобразованиях общества (прогрессивных или реакционных).

Реформистские идеологии обосновывают постепенное из­менение общества через приспособление его к новым условиям при сохранении фундаментальных основ.

По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые (выступают за частную собственность, рыночную экономику, конкуренцию), левые (отстаивают социальное ра­венство, общественную собственность, государственное регулирование экономики) и центристские.

По содержанию идеологии делятся на либеральные, консервативные и социалистические, а также их модификации и различные сочетания.

В заключение следует отметить, что общественное сознание представляет собой совокупность знаний, ценностей, норм, убеждений и верований, в которых отображается социальная действительность.

Чтобы уточнить сущность идеологии необходимо разграничить ее с такими формами общественного сознания, как миро­воззрение, философия, миф, наука, религия, мораль.

 

 

Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм. Особенности понимания современных течений либерализма, консерватизма и социализма в контексте идеологии белорусского государства.

Идеологическая панорама современного мира чрезвычайно сложна, многообразна многогранна. В ней сосуществуют и сталкиваются, соперничают друг с другом идеологии различного масштаба, уровня, разных степеней влияния на людей.

Для правильного понимания и истолкования различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов аргументации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация. Эта логико-теоретическая процедура представляет собой вычленение из общей совокупности сходных в определенном отношении социальных феноменов их основных, существенных признаков посредством конструирования типов, т.е. общезначимых характеристик на основе выявления их сходства и различия, надежных способов их идентификации.

Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким основаниям. В зависимости от пространственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частичные. В зависимости от содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные, политические. По направленности предлагаемых идеалов, принципов и ценностей выделяют либерализм (неолиберализм), консерватизм (неоконсерватизм), социализм, социал-демократию.

Понятие «либерализм», происходит от лат. liberalis, что означает свободный. Возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVII–XVIII вв. Его идейно-теоретические основания сформулированы такими классиками либеральной мысли, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсон, А. Смит, Д. С. Милль, И. Бентам, А. Токвиль и др. В России либеральные идеи развивались в начале XX века благодаря П. Струве, П. Милюкову и др. Классическим вариантом изложения либеральной идеологии стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789).

Для понимания сущности либеральной идеологии необходимо выделить и проанализировать основные ценности либерализма.

1. Свобода,которая в либерализме является:

а) негативной («свободой от» – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. предполагается, что человек не должен встречать внешних преград для реализации своих интересов, которые не противоречат нормам закона;

б) абстрактной,т.е. свободой человека вообще, без учета его пола, возраста, расовых, национальных, социальных и других особенностей;

в) индивидуальной,т.е. ее носителем является индивид, отдельно взятый человек, а не группа, класс, нация, государство и т.д.

2. Права человека,в первую очередь, естественные неотъемлемые права на жизнь, свободу и собственность.

3. Индивидуализм,проявляющийся в возможности предоставления человеку права самому устраивать собственную жизнь. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

4. Номократия– власть законов, и эгалитаризм– предполагающий равенство всех перед законом, обладание равными правами.

5. Плюрализммнений, взглядов, основанный на признании существования в обществе различных профессиональных, религиозных, политических и других ассоциаций, ни одна из которых не может иметь превосходства над другими.

При рассмотрении ценностей классического либерализма необходимо отметить отрицание патернализма, проявляющегося в опеке со стороны государства над своими подданными. В качестве противоположной меры А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного сторожа»,ограничив его деятельность выполнением трех функций:

1) содержание вооруженных сил и полициидля защиты от угроз извне и преступлений внутри страны;

2) обеспечение правосудия,заключающееся в обязанности государства устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению, а также ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие;

3) создание и содержание общественных учреждений,которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.

При дальнейшем освещении сущности и основных ценностей либеральной идеологии необходимо обратить внимание на то, что экономические кризисы и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы. В этой связи возникла необходимость пересмотра взаимоотношения государства и общества, которая повлияла на видоизменение либерализма в сторону неолиберализма.

Необходимо отметить, что впервые неолиберальная модель была опробована на практике в США во времена Нового курса президента Ф. Рузвельта в 30-х годах XX столетия. Ее особенностью является то, что она была основана на гибком сочетании государственных и негосударственных методов управления экономикой и получила название «государства всеобщего благоденствия».

Для более полного понимания сущности неолиберальной идеологии целесообразнее выделить и проанализировать следующие особенности неолиберализма:

1) отказ от невмешательства государства в экономику;

2) арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма была дополнена тезисом о необходимости его коррекции со стороны государства, а также о проведении политики активной социальной помощи незащищенным слоям населения;

3) расширение функций государства,которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).

Термин «консерватизм»,происходит от лат. conservare– сохранять. Впервые его употребил французский писатель Ф.Р. де Шатобриан в журнале «Консерватор», издававшемся в 1818–1820 гг. и выражавшем реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию. Основоположниками консерватизма являются Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд.

Обращаем внимание на определение консерватизма, предложенное С. Хантингтоном. По его мнению, консерватизм – это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок не был. Консерватизм возникает именно тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований.

Для формирования более полного представления о консервативной идеологии необходимо выделить следующие ценности консерватизма:

1) нравственный абсолютизм.Человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров (заповедей, моральных принципов);

2) традиционализм.Общественная жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого;

3) недоверие к демократии,которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и к торжеству посредственностей;

4) антипрогрессизм.Скептицизм относительно перемен, недоверие к реформам, неприятие революций;

5) политический реализм.Любые социальные абстракции и проекты лучшего общества должны быть отвергнуты, поскольку таят в себе неизвестность;

6) антиэгалитаризм.Недоверие к социальному равенству и обоснование иерархической структуры общества, предполагающей наделение преимуществами тех, кто этого достоин;

7) идеал сильного правительства. Властные функции должны принадлежать людям, способным нести ответственность за принятие и реализацию политических решений;

8) осуждение вовлечения масс в политику. Политика, по мнению консерваторов, дело профессионалов, а не народа;

9) приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, поскольку провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.

Обращаем внимание на то, что неоконсерватизм как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70–80-х годах XX века, так как именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристалл, М. Новак, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа, Ж.-Ф. Равель (Франция) и другие.

Выделим основные идеи неоконсерватизма.

1. Идеологический детерминизм, заключающийся в пересмотре отношения к идейным доктринам, так как для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

2. Признание демократии как «необходимого зла», поскольку человечество в современных условиях не имеет лучшего способа правления.

3. Признание амбивалентности (двойственности) природы человека, т.е. человек может быть и хорош и плох одновременно.

4. Преимущество культурных форм (морали, нравственности)над экономическими, политическими, социальными.

5. Минимизация функций государствав экономической и социальной сфере. Государство не должно оказывать социальную помощь тем, кто может заработать сам.

Социалистическая идеология возникла в русле утопических представлений об обществе, основанном на коллективной собственности и социальном равенстве. Именно на этот идеал ориентировались идеологи критического (утопического) социализма Сент-Симон, Р.Оуэн, Ш. Фурье. Понятие «социализм»(от лат. socialis общественный) впервые употребил французский мыслитель Пьер Леру в работе «О социализме и индивидуализме».

Для понимания и осмысления сущности социалистической идеологии необходимо охарактеризовать ряд основных принципов.

1. Оптимистический взгляд на природу человека. По мнению социалистов, все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости.

2. Коллективизм и солидарность заключаются в устранении эксплуатации человека человекам, в помощи и сострадании обездоленным и эксплуатируемым.

3. Верховенство общественных интересовнад частными.

4. Социальная справедливость, заключающаяся в общественной собственности на средства производства и перераспределении национального дохода в пользу нуждающихся.

5. Вера в осуществление проектов будущего через общественно полезный труд.

Необходимо отметить, что в рамках социалистической идеологии сформировалось особое радикально-революционное течение – марксизм (или коммунистическая идеология).

Принципы классической коммунистической идеологии были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» (1848). Марксизм возник как попытка осмысления стихийного рабочего движения первой половины XIX века. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в огромных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В этих особенностях рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал.

Для уяснения сущности коммунистической идеологии необходимо отметить следующие принципы марксизма:

1) приоритет экономической сферы в жизни общества и ее существенное влияние на политику;

2) движущей силой исторического процесса является политическая борьба классов;

3) пролетариат – носитель всеобщего политического интереса, способный совершить социалистическую революцию и открыть этим путь к строительству коммунизма – бесклассового общества свободы и изобилия.

Социал-демократизм как идейно-политическое течение возник в конце 70-х гг. XIX века на почве рабочего движения, взявшего за основу своей идеологии марксизм. Основателями идеологии социал-демократизма считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Они пересмотрели важнейшие установки марксизма, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права.

Выделим отличительные черты социал-демократизма:

1) отказ от классовой борьбы;

2) расширение социальной базы,представленной не только рабочим классом, но и интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса;

3) признание политического плюрализма, рыночной экономики и парламентской демократии при ориентации на «третий путь» развития, находящийся между капитализмом и государственным социализмом.

Охарактеризуем основные принципы социал-демократизма.

В политической сфере:свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойственная политика» между правительственными реформами и решительными действиями со стороны граждан.

В экономике:общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в собственность персонала предприятий.

В социальной сфере:повышение качества жизни; гуманизация условий труда; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды,

В настоящее время социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий. К концу 80-х годов XX столетия в социал-демократии выявились два направления: традиционалистское, представленное социал-демократами Германии, Швеции, Финляндии, лейбористами Англии, и модернистское,к которому относятся социал-демократы Италии, Испании, Франции. Первое течение за основу своей социальной базы продолжает считать промышленных рабочих, второе опирается на более «пестрый контингент», куда помимо рабочих входят интеллигенция, чиновничество, представители мелкого и среднего бизнеса.

Национализм и его основные виды. Фашизм как крайняя форма эскспансионистского национализма. Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

 

Фашизм и нацизм.Фашизм (от лат. fasio, итал. fascismo – ‘пу­чок’, ‘связка’, ‘объединение’, прутья, привязанные к топору с длинной ручкой как символ власти в Древнем Риме) и национал-социализм (нацизм) развились как радикальные тоталитарные идео­логии в 1920–1930-е гг. Его основателями являются бывший лидер левого крыла итальянских социал-демократов Б. Муссолини (1883– 1945) и немецкий политический деятель А. Гитлер (Шикльгрубер 1889–1945), написавшие труды, в которых изложили доктринальные основы этой идеологии: «Доктрина фашизма» (Муссолини) и «Моя борьба». (Гитлер). В это же время идеология фашизма воплощается в политических режимах Европы: Муссолини пришел к власти в Италии в 1922 г., Гитлер – в Германии в 1933 г., Франко – в Испании в 1936–39 гг. Фашизм как идеология был вызван к жизни мировым экономическим кризисом конца 1920-х гг., безработицей, деградацией ценностей демократии, обнищанием населения, социально-политическим хаосом и пессимистическим взглядом общества на будущее. В такой ситуации фашизм предложил интегрирующую и вдохновляющую идею национального возрождения и единства, порядка и твердой власти, которая сможет устранить все проблемы в настоящем и дать оптимистическую надежду на будущее. В связи с этим для фашизма как идеологии и общественно-политической практики характерны следующие черты:

Абсолютизация власти государства, тоталитарный способ правления и политический режим, предполагающие всеобщий контроль над личностью и возведение в абсолют принципа «власть – это порядок и дисциплина». Этот принцип Б. Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Эти принципы реализуются в полной монополизации и централизации власти одной политической силой, чаще всего в руках диктатора и его окружения, господствующего меньшинства или политической партии, которая сливается с государственным бюрократическим аппаратом. Лидер соединяет в своих руках законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, организованные и функционирующие недемократическим способом, замыкающиеся на вожде и действующие по его усмотрению и произволу.

Монополизация общественно-политической жизни приводит к отрицанию парламентаризма и политического плюрализма как форм демократии в пользу диктатуры и однопартийности. Господствующая партия также организована недемократическим способом и строится вокруг лидера, общественность практически полностью отчуждается от политической власти, партия монополизирует право выступать от имени всего общества, общественные организации (профсоюзы, молодежные, женские) могут существовать лишь в том случае, если они безоговорочно признают верховенство правящей партии, поддерживают ее политику и деятельность. Все это ведет к «растворению» гражданского общества в государстве. Однопартийная система позволяет создать и внедрить в массы единую идеоло­гию, поддерживающую и защищающую интересы правящего политического режима.

Государство стремится к глобальному господству и всеобщему контролю над всеми сферами культурной и личной жизни граждан, воспитания и образования молодежи, культуры, науки и т. д. Культ вождя основывается на признании его главным выразителем национальной идеи и воли народа (вождизм). Воля вождя подменяет деятельность общественных институтов, культурные традиции и моральные ценности.

• Для обоснования идеологических установок фашизма при помощи создания системы социально-политических и исторических мифов, символов и пропагандистских штампов абсолютизируется иррациональный способ мышления, идеализируются формы социальной организации прошлого (тевтонское средневековье, крестьянский образ жизни); оправдывается деятельность радикальных вождей и политических сил прошлого, создается массовая культура, литература и искусство фашистского типа. Социальная демагогия и постоянный поиск внутренних и внешних врагов преследует цель сплочения нации для достижения поставленных фашистской идеологией задач. Контроль и жесткая цензура власти над средствами массовой информации (пресса, радио, кино, литература) и обшир­ный централизованный пропагандистский аппарат позволяют добиться информационного монополизма и открывают возможность создавать иллюзорный мир, который целиком захватывают массовое сознание.

• Тоталитарный режим добивается государственного контроля или монополизма в хозяйственной и экономической сфере (в том числе и в частном бизнесе) предполагающего жесткую государственную политику протекционизма и патернализма в области национальных экономических интересов, а на самом деле интересов и идеологических установок правящей элиты. Сочетание частной собственности и государственной плановой экономики ведет за собой изгнание из экономики того бизнеса, который не идет на сотрудничество с режимом, а отнятые средства производства и капиталы присваиваются государством или переходят в руки лояльных предпринимателей. Все это объясняется стремлением к созданию замкнутой, обособленной, централизованной экономической системы, которая находится под полным контролем государства, необходимым для того, чтобы иметь неограниченный доступ к материальным финансовым ресурсам, при реализации волевых решений и проектов власти, а также для того, чтобы максимально повысить экономиче­скую зависимость людей от тоталитарного государства.

• Для фашизма характерны культ борьбы, естественного неравенства и победы сильнейшего; силовое давление и война как сред­ство разрешения территориальных споров и защиты геополитиче­ских интересов господствующей нации; индивидуальный или массовый террор как метод подавления инакомыслия и политических противников; милитаризация всех сфер жизни государства и общества; агрессия против других государств с целью расширения жизненного пространства «высшей расы» (Б. Муссолини стремился к возрождению Римской империи, а А. Гитлер провозглашал создание непобедимого тысячелетнего Рейха). Согласно фашистской идеоло­гии, война является сущностью человека, естественным отражением его инстинкта и наиболее сильным проявлением жизни. Любые мо­ральные представления расцениваются как проявления слабости и отсутствия воли.

Национализм.Национализм относится к глобальным идеологи­ям не столько по универсальности своей концепции, включающей экономику, социальную и политическую сферы (как социализм и либерализм), сколько по широко распространенному в мире провозглашению приоритета национальных интересов, основанному на утверждении о том, что человечество как целое состоит из наций, обладающих самостоятельной ценностью. Несмотря на определенную узость содержания по сравнению с другими глобальными идеологиями, национализм отмечен высокой степенью влиятельности во многих странах мира. В соответствии с концепцией национализма единое по природе человечество в процессе исторического развития разветвляется на множество разнообразных локальных и нацио­нальных культур, каждая из которых, развиваясь в особых природных, социальных и технологических условиях, обретает свою уникальность и неповторимость. Исторически идеология национализма появилась в процессе образования национальных государств, которые возникли после распада средневековых государственных образований или в результате отделения колоний от метрополий в Новое (XVIII в.) и Новейшее время (XX в.). Процесс появления новых национальных государств продолжается и сегодня. Большинство людей мыслит себя частью своих наций, а не всего человечества, национальное же государство остается наиболее эффективным поли­тическим институтом, к которому причисляют себя всевозможные социальные, экономические, этнические и политические группы населения.

Идеология национализма основывается на национальной идее и включает в себя определение «нации». Традиционно нацию определяют как историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей, культуры и характера. Нация является единством трех компонентов: волевого, культурного и политического. Воля активизирует творческую деятельность писателей, художников, историков и др. для формирования национального самосознания и превращает аморфное этническое сообщество в политически активную нацию. Каждая нация формирует собственную уникальную культуру, а защита национальной культуры и нацио­нальных интересов невозможна без политической деятельности по созданию, укреплению и развитию независимого национального государства. Национальная идея – это исторически сложившаяся мировоззренческая и политическая основа существования нации и на­ционального государства. Она исходит из принципа, согласно которому, каждая из культурно-исторических общностей уникальна и вносит свой неповторимый вклад в мировую культуру и цивилизацию. Отсюда вытекает понимание особого значения связи каждого человека со своей нацией, ее историей, культурой, традициями и обычаями, которые являются духовной средой, формирующей личность. Таким образом, самоопределение и всесторонняя реализация личности происходит, прежде всего, через приобщение к опыту предков и предшественников, к событиям национальной истории.

Любая нация не может быть жизнеустойчивой без подлинного осмысления своего исторического прошлого. В свою очередь, воспитание нации на ее собственной истории, традициях и опыте способствует проявлению уважения к другим нациям и их культурам, что необходимо для взаимопонимания и мирного сосуществования раз­личных народов и государств в многообразном мире. Потребность реализации принципов национального единства, солидарности и блага родины приводят к идее национального суверенитета и стремлению самим управлять своей страной. Таким образом, национализм представляет собой систему идей взглядов, представлений и прак­тических действий, основанных на этноцентризме, то есть на признании самоценности и уникальности своего этноса или нации. На­ция понимается как основа и главный субъект государственно-политической, экономической и социокультурной системы общества. Национализм противостоит глобализации, в смысле тотальной универсализации и унификации мирового сообщества. Существуют две модели идеологии национализма: Гражданский национализм (или французская модель) является в современном мире доминирующим и рассматривает нацию как совокупность всех граждан одного государства, признает право чело­века свободно выбирать национальную принадлежность, язык общения и культуру. Признавая право всех наций на свободное разви­тие, он провозглашает для каждого народа возможность построения национального государства, учит терпимости и солидарности. Французская модель характерна для белорусского государства, которое понимается как общий дом для всех этносов и граждан – белорусов, поляков, русских, татар, и представителей других народов, которые признают Беларусь своей Родиной.

Этнокультурный национализм (или немецкая модель) стремится к образованию независимого государства на основе одного титульного этноса. Такой национализм при некоторых обстоятельствах может эволюционировать в этнократию (власть одного народа), крайней формой которой является нацизм. Это происходит в тех случаях, когда национальная идея становится способом выражения национальной исключительности и превосходства. Например, в нацистской Германии восторжествовали идеи возрождения арийского духа и превосходства германской нации над другими народами. Чтобы национализм не превратился в национал-экстремизм, национальные интересы должны подкрепляться общечеловеческими цен­ностями.

В зависимости от сферы, в которой устремления национализма наиболее выражены, выделяют следующие его формы: политический национализм как выражение стремления нации создать собственное государство; культурный национализм как проявление стремления к сохранению своей духовной и культурной самобытности; языковой национализм – стремление к сохранению или расширению сферы применения родного языка; экономический национа­лизм, направленный на обеспечение приоритета национальным промышленным и сельскохозяйственным производителям в международной экономической конкуренции.

Анархизм. Анархизм возник в в конце XVIII в. после того, как вспыхнула французская революция. Вначале слово « анархист» использовалось в отрицательном смысле, для обозначения того, кто отвергает любые законы и способствует расширению хаоса. Впервые в позитивном смысле слово « анархист» было использовано П.Прудоном в книге «Что такое собственность?». Французский мыслитель сам себя определял как анархиста. Он полагал, что политическая организация, основанная на авторитете, должна уступить место такой социальной и экономической организации, которая базируется на добровольном согласии. А оно достигается путем договора.

В философском смысле слова анархизм – это теория, принципы и практика анархии. В его состав входят: отсутствие форм правления, основанных на насилии и принуждении; отсутствие политического государства; отсутствие авторитарных командиров, начальников, институтов и организаций.

В политическом смысле анархизм используется для обозначения обществ и стран, отличающихся специфическим отношением к власти, насилию и государству. На протяжении последних 30 лет произошло расширение термина «анархизм». Он используется не только для обозначения политической организации, но и для других институциональных форм науки, права и церкви. Во всех случаях термин означает альтернативные формы социального бытия, которые лишены авторитарных структур и методов, основанных на насилии.

Феминизм возник во второй половине XX в. Пока нельзя утверждать, что феминизм обладает всеми признаками идеологии. Это – движение, в рамках которого сформулированы исходные идеи и осуществляются попытки их пропаганды и воплощения.

Феминизм является не систематической теорией, а определенной политической позицией, он феминизм отличается плюрализмом. Это – некое множество идей, связанных с опытом каждой женщины, которая сопротивлялась мужскому господству. Отсюда вытекают главные свойства феминизма:

1. Приписывание опыту особого значения. Феминистки стремятся определить смысл мира, в котором они живут. Поэтому опыт каждой женщины квалифицируется как важная часть движения. С гносеологической точки зрения это свойство является индукцией: мысль восходит от знания единичного к знанию общего.

2. Бессистемность. Опыт и способы его восприятия индивидуализированы. На этом основании невозможно построить завершенную теорию или сложить все элементы индивидуального опыта в единое целое.

3. Приписывание личной жизни политического значения. Господство мужчин над женщинами проявляется прежде всего в сексуальной сфере. Эта сфера индивидуализирована. Поэтому женский опыт подчинения разрушает все границы, отделяющие публичную жизнь от частной. Для их объяснения необходима политическая теория, соединяющая интерпретацию личной и публичной жизни.

Главная цель феминизма – свергнуть господство мужчин над женщинами. Для этого нужно объяснить и понять причины данного господства. Теория феминизма строится для того, чтобы изменить существующее положение вещей. При реализации данной цели теоретики феминизма приходят к выводам, бросающим новый свет на традиционные отношения и идеи. В феминизме сформулирована установка на систематическую критику всех идей великих мыслителей и политиков прошлого и настоящего с учетом женского опыта.

Последние десятилетия ознаменовались широким распространением постмодернизма в интеллектуальных кругах. Возникла постмодернистская ветвь феминизма. Его сторонники подчеркивают уже не столько различие между женщинами и мужчинами, сколько различия женщин. Глашатаи и эпигоны постмодернизма отбрасывают абсолютную ценность любой последовательной системы мышления. Отсюда вытекает отказ от выработки общей концепции и политики феминистского движения. Тогда как сторонники традиционного феминизма продолжают настаивать на сходстве женского опыта и необходимости выработки универсального понимания прав и справедливости. Без этого нельзя улучшить положение женщин.

Экологизм. В 1870 г. германский зоолог Э.Геккель определил термин «экология» как исследование комплекса отношений животных к органической и неорганической среде. Но уже в начале XX в. сфера данного термина расширилась. Он начал означать анализ процесса жизни растительных и животных организмов, а также человеческих обществ.

Примерно с 1970- х гг. начинается история экологического движения. Речь идет уже об определенной социополитической силе, а не о конкретной научной теории и направлении исследований. Данная модификация отразилась в таких выражениях, как экополитика, экофеминизм, экосоциализм и т.п. В большинстве случаев выразителями данного движения являются политические партии « зеленых». Иногда возникают особые группы давления, которые стремятся модифицировать программы уже существующих партий. В последнее время представители этого Движения все более переходят к непосредственным политическим действиям. Поскольку ни политические партии, ни группы давления не в состоянии пока реализовать цели экологического движения.

Глобализация как идеологическое явление.Современное состояние международной среды характе­ризуется процессами глобализации. Впервые этот процесс стал осознаваться во второй половине 1960-х гг., когда глобальные проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества, и сложные взаимосвязанные негативные явления планетарного масштаба стали беспокоить ученых разных стран, и они обратились к их целенаправленному специальному исследованию и теоретиче­скому осмыслению. Хотя в настоящее время у исследователей нет единого определения явления глобализации и его однозначной оценки, доминирует представление о глобализации как о:

1) постоянно идущем объективном историческом процессе распро­странения экономической, политической и культурной деятель­ности за пределы отдельных государств и формировании на этой основе новой целостности мирового пространства – единой гло­бальной системы;

2) об универсализации, унификации, взаимозависимости и гомогени­зации мира в экономической, политической и культурной сферах;

3) об открытости национальных границ современного мирового со­общества, в котором беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители – люди, капиталы, товары и услуги. Смысл глобализации заключается в возрастаю­щей взаимозависимости международных субъектов во всех сферах деятельности.

Оценка глобализационных процессов.Осмысление глобализа­ции позволяет дать оценку ее положительным и отрицательным сторонам.

Положительными следствиями глобализации являются: рост международных контактов во всех сферах деятельности; распро­странение передовых технологий, позволяющих разрешать возникающие проблемы. Проникновение информации сквозь границы способствует демократизации мира, снижению вероятностей авто­ритарного управления и изоляционизма, ускорению темпов эконо­мического развития. Новые средства коммуникации, общее инфор­мационное пространство, создание всемирной сети телевидения, Интернета, доступность воздушного транспорта для широких слоев населения сделали государственные границы прозрачными и спо­собствуют развитию туризма, информационно-культурного обмена. Во второй половине ХХ в. отмечается повышение благосостояния людей в мировом масштабе, средний доход на душу населения вы­рос в 3 раза, мировой ВВП – в 10 раз. В последней четверти ХХ в. число людей, достигших среднего уровня благосостояния выросло на 10 %.

Сложности, противоречия и отрицательные стороны глобали­зации, состоят в том, что глобализация – это отнюдь не линейный, развивающийся равномерно и позитивно процесс, для отдельных регионов, либо в определенные исторические периоды она может создать высокую вероятность регресса, порождая тем самым новые вызовы мировому сообществу. Потеря экономической и политиче­ской автономии локальными обществами ведет к перерастанию эко­номических и политических затруднений внутри одного государст­ва в общемировые проблемы. Стирание культурных различий в процессе экспансии западной культуры, ценности которой приобре­ли общезначимый характер (три четверти фильмов, которые смот­рят в разных странах мира – американского производства) вызыва­ют противоречие между универсализацией (гомогенизацией) обще­ственной жизни и стремлением народов сохранить свою самобытность. Утверждение единых рыночных моделей, демокра­тических институтов и ценностей и культурная экспансия Запада сопровождаются ответной защитной реакцией в виде крайнего на­ционализма, религиозного фундаментализма и терроризма. Усили­ваются противоречия между богатым Севером и бедным Югом, в результате чего развитые страны выступают как потребители всех благ цивилизации, а прочие регионы рассматриваются как рынки дешевого сырья, рабочей силы и т. п. Все эти процессы порождают поток массовой миграции из бедных стран в благополучные регио­ны, из-за чего экономика и наука стран, из которых происходит эмиграция, страдают от «утечки умов», а принимающие страны сталкиваются с проблемами трансформации социальной структуры общества, образования новых этнических общин, обеспечения гра­жданских прав этнических меньшинств, культурной и национальной идентичности населения, ростом ксенофобии и расистских убежде­ний. Глобальный характер экологических проблем наряду с эконо­мическим дисбалансом делает возможным столкновение между го­сударствами и народами за источники пресной воды, энергетиче­ские и другие ресурсы.

Идеологический характер глобализации.Формирование идеоло­гии глобализма призвано обосновать неизбежность происходящих из­менений, их позитивный характер, а также обеспечить согласие обще­ственного мнения и активное участие самых широких социальных и политических сил в формировании нового мирового порядка. Глобали­зация – это не только то, что существует на самом деле, но и то, что людям предлагают думать и что они думают о происходящем и его перспективах. Этот процесс приводит к изменению представления че­ловека о мире, деятельности социальных институтов, групп и отдель­ных людей, а также механизмов их взаимодействия. В этих условиях каждое государство с одной стороны может использовать новые воз­можности, но, с другой стороны, вынуждено искать ответы на новые вызовы глобализации и противостоять связанным с ней негативным процессам, противоречащим национальным интересам и безопасности, что требует разработки каждым национальным сообществом осознан­ной стратегии, или идеологии. В условиях глобализации, когда челове­ческий фактор становится преобладающим по сравнению с природны­ми ресурсами и капиталами, и государство все более отходит от прямо­го вмешательства в сферу материального производства, возникает необходимость сосредоточиться на сфере образования, науки, культу­ры, медицины. Самобытная культура, имеющая самостоятельную цен­ность, становится также важнейшим фактором конкурентоспособности – только уникальные, отличные от других товары, вещи, знаки, имена, технологии могут быть конкурентоспособными в мировой экономике и культурно-цивилизационном сообществе, а их производство невоз­можно без опоры на самобытную культуру.

 

 

Идеология – атрибутивный признак государства. Национальная идея как базовое положение идеологии государства. Понятие государственной идеологии, ее элементы (составляющие), уровни и механизм функционирования. Определение понятия «идеология белорусского государства». Идеологическая работа, ее организационное и кадровое обеспечение в Республике Беларусь.

 

1. Национальная государственная идеология и ее составные элементы. Анализ первого вопроса начните с выяснения понятия «национальная идеология». При изучении этого вопроса следует исходить из того, что народы являются носителями определенных философских, экономических, политических, правовых, этнических и религиозных воззрений, в которых осознают себя как целостность, свое положение в окружающем мире. Указанную совокупность воззрений можно в целом назвать национальной идеологией. Необходимо уяснить также, что государственная идеология есть доктрина государственной власти и государственной политики.

Государственная национальная идеология относится к числу важнейших признаков нации-государства и выполняет следующие функции: мобилизационную; интегративную; воспитательную; коммуникативную; познавательную; нормативно-ценностную.

Понятие «национальная государственная идеология» рассматривается и через ряд других понятий политической науки: «политическое сознание», «политическая культура» и «политическая система».

Следует назватьи проанализироватьсоставные элементы содержания государственной идеологии:

– культурно-историческая составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, особенностей развития его самосознания;

– политическую составляющую государственной идеологии образует комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития;

– экономическая составляющая включает в себя весь комплекс реализуемых государством идей формирования и развития национальной экономики, представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования;

– социогуманитарную составляющую образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека, создание условий для свободного и достойного развития личности, реализацию прав и свобод человека.

Здесь же раскройте и охарактеризуйте различныеуровни проявления государственной идеологии: высший,которыйобразуют литературные сочинения, содержащие концептуальный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества, учебники, монографии; средний,формирующийся на основеконституции, государственных программ, директив, доктрин и т.п.;низший,отображенный вполитической символике, популярных книгах, национальной телепродукции, концертных программах, школьных уроках и т.п.

В этом же вопросе проанализируйте основополагающие положения государственной идеологии нашей страны, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, – государственный суверенитет, признание человека высшей ценностью в государстве, принцип верховенства права, народовластие, веротерпимость и свобода совести и др.

Обратите внимание на то, чтополитические символы (флаг, герб и гимн государства, исторические даты, архитектурные сооружения, памятники, денежные знаки и др.) являются одной из самых эффективных форм содержания национально-государственной идеологии. Они призваны объединять членов сообщества для реализации общенациональных целей, формировать у них чувство гордости за принадлежность к своей стране.

Государственная идеология как интегративный фактор идейного плюрализма гражданского общества.Приступая к освещению второго вопроса, дайте анализ понятия «гражданское общество», которое строится на согласовании индивидуальных, групповых и общих интересов людей, что предполагает добровольный отказ – частичный, а в отдельных случаях и полный от своих узкогрупповых устремлений ради реализации общенациональных интересов. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства. Обратите внимание на структурные элементы гражданского общества:

– добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, общественные объединения и др.);

– совокупность негосударственных общественных объединений и организаций, политические партии и движения, лоббистские организации;

– производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

– система негосударственных средств массовой информации и др.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом единстве с государством. Ему присущи следующие черты: активное участие граждан в политической жизни; наличие форм прямой и представительной демократии; широкая система прав и свобод граждан, реализация которых гарантирована. Государственная идеология представляет собой концентрированное выражение интересов большинства членов сообщества, т.е. национальных интересов, и ее наличие является необходимым условием жизнедеятельности такого общества, обеспечения его целостности и стабильности.

Покажите на одном из примеров, что правительство любой страны, даже если оно сформировано из числа сторонников одной определенной политической партии, призвано заботиться о реализации интересов народа и, следовательно, программа его деятельности содержит идеи и принципы, составляющие содержание национальной государственной идеологии. В случае подчинения правительством своей деятельности узкогрупповым интересам неизбежно утрачивается легитимность власти. Обратите внимание на тот факт, что государственная идеология в действительно демократическом обществе существует как одна из множества идеологий, не насаждаемая государством насильственно, а объективно занимающая приоритетное положение в силу общезначимости своего содержания.

Обоснуйте тот факт, что мировоззренческий плюрализм и государственная идеология в гражданском обществе не только совместимы друг с другом, но и предполагают существование друг друга.

В заключении вопроса отметьте, что в демократическом обществе государство не может допустить легального существования и открытой пропаганды идей и доктрин, направленных на разрушение устоев общества или насильственное изменение политического устройства – деятельности общественных объединений, проповедующих и разжигающих социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

Формирование идеологии белорусского государства и ее особенности. Рассматривая последний вопрос, остановитесь прежде всего на формировании идеологии белорусской государственности, давая краткую характеристику основных этапов становления и развития белорусской государственности. При этом следует помнить, что применительно к периодам истории белорусского народа, предшествовавшим 1919 г., правильнее будет говорить не о белорусской государственности, а о государственности на белорусских землях:

– раннефеодальный период (зарождение истоков белорусского этноса и его государственности (IХ – нач. ХIII вв.);

– Литовско-Белорусский период (ХIIIв. – 1569 г.);

– Польский период (1569–1795 гг.);

– Российский период (1795–1917 гг.);

– советский период (1917–1991 гг.);

– современный этап в развитии белорусской государственности (с 1991 г.).

В истории становления белорусской идеологии подробнее остановитесь на наиболее значимых исторических событиях: роли Великого княжества Литовского, Люблинской унии 1569 г., присоединении Беларуси к Российской империи, создании БССР (1 января 1919 г.), Декларации о государственном суверенитете БССР (27 июля 1990 г.), объявлении политической и экономической самостоятельности БССР (25 августа 1991 г.) и др.

Проанализируйте мнение ряда ученых о необходимости выделять три периода в истории белорусской национальной государственности. Первый период относится к 1919 – 1991 гг., содержанием которого является становление БССР и развитие ее в составе СССР. Второй период начинается с 1991 г. – после распада СССР. Его содержанием является реорганизация общественного и государственного устройства Беларуси, системы ее внешнеполитических отношений с учетом изменившихся исторических реалий. Третий период – с 1996 г. ХХ до сегодняшних дней – идеологизация, создание идеологии белорусского государства и распространение ее в обществе.

Рассмотрите выдвинутые концептуальные подходы ученых о дальнейших путях развития белорусской государственности:

– совершенствование существующей белорусской государственности в рамках воссозданного в новой форме союзного государственного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества;

– поиск идеала белорусской национальной государственности в политических образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом (скажем, рассмотрение в качестве такового Великого княжества Литовского), и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен.

 

Модуль 6. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства

1.Концепция государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи. Государственность на белорусских землях. Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Республики Беларусь - начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Сильная и процветающая Беларусь – национально-государственный идеал белорусского народа. Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси.

2. Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия отечественных мыслителей и общественных деятелей различных исторических периодов в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Свободолюбие, патриотизм и солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья, государство – фундаментальные ценности белорусского народа.

3. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.

 

Концепция государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи. Государственность на белорусских землях. Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Республики Беларусь - начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Сильная и процветающая Беларусь – национально-государственный идеал белорусского народа. Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси.

 

Истоки и становление белорусской государственности. Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика нахо­дится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Великого кня­жества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР.

В процессе формирования белорусской народности как само­стоятельной этнической группы, основанной на общности языка, культуры, быта и других особенностей, можно выделить несколь­ко периодов: дoиндoeвpoпeйcкий, совпадающий с каменным веком (до конца III тыс. до н.э.); Балтский, относящийся к бронзовому и к железному веку II тыс. до н.э.. – сер. I тыс. н.э.); славянский (вто­рая половина I тыс. – до наших дней). Окончательное расселение славян на территории Беларуси произошло в VI-VП вв. н.э.

Первым политическим центром восточных славян, к кото­рым относились русские, белорусы и украинцы, был Киев. На­звание города происходит от его основателя Кия, после смерти которого, эти земли стали принадлежать его потомкам. Считает­ся, что именно в этот период появляется общее для всех восточ­ных славян само название «русь», «русские». В 882 году один из родственников варяжского конунга Рюрика Олег захватил Киев и создал государство Киевскую Русь. На территории Беларуси в этот период находятся самостоятельные политические обра­зования – Полоцкое княжество (Х-ХII вв.) и Туровское кня­жество (Х – нач. ХII вв.), которые, хотя и входили в состав Ки­евской Руси, но имели свои собственные княжеские династии.

Отличительной особенностью политической жизни Полоцкого княжества было наличие в крупных городах «вече» – народного собрания, выполнявшего функции законодательной власти. Вече объявляло войну, заключало мир, назначало на должности чинов­ников. В состав вече входили все взрослые люди, самостоятельные хозяева. К ХIII веку Полоцкое и Туровское княжество перешли в полное подчинение Киевской Руси. В Х веке на территорию Беларуси стало проникать христианство. К периоду XII столетия относится деятельность таких видных христианских просветителей, как Е. Полоцкая, К. Туровский.

В XIII-XIV веках восточная Русь попала под гнет монголо­-татарского ига, а западные и южные земли вошли в состав Вели­кого княжества Литовского, которое позднее стало называться Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским. Формa правления в ВКЛ представляла собой сословную монар­хию. Во главе государства стоял Великий князь, при котором находился совещательный орган («паны-рада»), состоящий из местного дворянства. Князь по всем вопросам должен был со­ветоваться с Радой. С ХУ века в ВКЛ стал созываться Сейм, вы­полняющий функции законодательного органа. В состав Сейма входили паны-радные, чиновники, могла присутствовать вся шляхта. Несмотря на то, что официальным языком ВКЛ счи­тался старобелорусский, его нельзя назвать самостоятельным старорусским государством, поскольку в состав ВКЛ входили также и литовские, и русские земли.

В 1385 году в результате Кревской Унии ВКЛ образовало союз с Польшей, во главе которого стоял король польский и Ве­ликий князь литовский. В период ХУ-ХУI веков происходит процесс оформления белорусского этноса, проявляющийся в развитии родного языка, письменности, народного художестве­нного творчества, ремесел, формируется религиозная принад­лежность, традиции, обычаи, особенности быта.

С 1569 года, когда после Люблинской Унии белорусские зем­ли вошли в состав Речи Посполитой, увеличивается влияние Польши в культурной и политической жизни. Несмотря на то, что во главе государства стоял польский король и великий князь в одном лице, на территории ВКЛ все же оставались отдельная государственная администрация, судебная власть и свои законы. Важное значение для развития политико-правовой мысли имели Статуты ВКЛ (1529, 1566, 1588). Статуты предусматривали двойную судебную систему, состоящую из общих судов для всего населения и сословных судов – для шляхты. Возрастанию роли шляхты способствовало введение права либерум вето (от лат. liberum veto – свободное «запрещаю»). Смысл его заключался в том, что в случае несогласия любого депутата с решением Сейма – это означало непринятие данного решения. Позднее это право было отменено Конституцией 1791 года.

В период нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой была предпринята попытка объединения православия и католичества в униатскую церковь (Брестская Уния 1596 года), в результате чего устанавливалось подчинение римскому папе при сохранении восточной обрядности. К этому периоду также относится возникновение книгопечатания на Беларуси (в 1520 году в Вильно Ф. Скорина основал первую типографию), распространение итальянского барокко, разви­вается живопись, графика, архитектура. Духовная жизнь озна­меновалась творчеством таких мыслителей, как Н. Гусовский (1470-1533?), В. Тяпинский (ок. 1540-1603), М. Смотрицкий (1577-1633), Л. Сапега (1557-1633), С. Полоцкий (1629-1680).

В результате разделов Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 го­дов белорусские земли вошли в состав Российской империи. На территории Беларуси начали действовать губернские управ­ления, царские судебные органы. После ликвидации униатства в 1839 году начался массовый переход в православие. В 1840 году белорусские земли получили наименование Северо-Западный край. Попыткой обретения самостоятельности белорусских земель было восстание под предводительством К. Калиновского в 1863-64 годах. В начале ХХ века борьба за независимость белорусского народа развивалась в русле общего революционного движения. Начиная с изданий «Мужыцкая прауда» и «Гомон» (80-е гг. XIX века) и вплоть до газеты «Наша Hiвa» (1906-1915), издаваемой И. и А. Луцкевичами, все белорусские издания име­ли социально-политическую направленность. В целом, находясь в составе Речи Посполитой и Российской империи, белорусская культура формируется в основном в русского народного творчества, фольклорной традиции, поэтому эта культура впитала в себя особенности крестьянского сознания. После революционных событий 1917 года наметились два пути создания белорусской национальной государственности. Первый – пойти по пути формирования белорусского государства в составе федерации равноправных республик. Второй – свя­зан с попыткой Белорусской социалистической громады (первой белорусской партии, основанной еще в 1902 году) реализовать в условиях гражданской войны и немецкой оккупации идею национальной независимости белорусского государства, результатом чего было провозглашение 25 марта 1918 года Белорусской народной республики (БНР). БНР должна была охватывать этнические пределы проживания белорусов, она имела и органы власти – Раду БНР и Народный секретариат. Однако БНР не была признана ни германской оккупационной админист­рацией, ни правительством ведущих стран мира – США, Англии, Франции и др. Из этого следует, что БНР так и не смогла стать са­мостоятельным белорусским государством, что и было признано на 2-й Всебелорусской конференции в октябре 1925 года в Бер­лине. С этого момента БНР официально прекратила свое существование. В результате создания в 1919 году Литовско-Белорусской ССР, а затем в 1920 году БСС и позднее присоединение к ней Западной Белоруссии в 1939 году, белорусские земли впервые были объединены в одно государство, которое находилось в составе СССР на правах субъекта федерации. В Декларации независимости Советской Социалистической Республики Беларусь от 31 июля 1920 года устанавливалось полное равноправие белорусского, русского, польского и еврейского языков. Из этого следует, что коренная нация в отношении языка не полyчала никаких преимуществ.

Важное значение для развития белорусской культyры имел период белорусизации, проходивший в 20-е годы ХХ века. В это время происходит увеличение сферы употребления белорусского языка, возвращаются на родину видные представители белорусской интеллигенции В. Ластовский, В. Игнaтoвский и др. В 1921 г. начались занятия на двух факультетах Белорусского госу­дарственнoгo университета, кроме которого в стране действовало еще три высших учебных заведения, 25 техникумов, 20 специальных учебных заведений, в 1929 году была создана Академия наук БССР. Однако период возрождения национальной культуры сменяется репрессиями в 30-е годы ХХ века, когда многие пред­ставители белорусской интеллигенции подверглись обвинению в национал-демократизме и антисоветской деятельности. В целом же во времена Советского Союза белорусская культура развивалась в русле единой советской культуры, для которой характерна своя особая стилистика.

В конце 80-х – нач. 90-х годов ХХ века в СССР наметились политические и экономические предпосылки для изменения политической системы. Вслед за республиками Балтии свой выход из состава СССР объявили Россия, Украина и др. республики. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР провозгласил Декларацию «О государственном суверенитете Белорусской ССР», что означало верховенство Конституции и законов БССР на ее территории, хотя это и являлось еще только заявлением о намерениях.

В целом процесс становления белорусской государственнос­ти можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с мо­мента придания Верховным Советом БССР статуса конституционного закона Декларации «О государственном суверенитете БССР» 25 августа 1991 года. Далее 19 сентября 1991 года были приняты постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь и законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном гербе Республики Беларусь». Денонсация 8 декабря 1991 года в Вискулях договора 1922 года об образовании СССР и подписание договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), а также ратифи­кация этих документов 10 декабря 1991 года, стали логическим завершением первого этапа становления белорусской государственности. Первыми странами, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. В течение 1992 года произошло полное международное признание Республики Беларусь.

Второй этап становления белорусской государственности связан с принятием Конституции 15 марта 1994 года и избрани­ем в том же году Президента Республики Беларусь.

Третий период начался со второй половины 1994 года и про­должался до ноября 1996 года. В этот период 14 мая 1995 года проводятся парламентские выборы и одновременно референдум по вопросам придания русскому языку равного статyca с белорусским, установления нового Государственного флага и Госу­дарственного герба, экономической интеграции с Россией и расширения полномочий Президента. Для этого времени также характерно укрепление отношений с Российской Федерацией. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка была устранена граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а 2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, согласно которо­му оба государства сохраняли свой суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои конституции и атрибуты государственной власти (герб, флаг, гимн). По договору, оба госу­дарства являлись полноправными субъектами международного права, сохраняли членство в ООН и других международных организациях. Завершением третьего этапа было проведение рефе­рендума 24 ноября 1996 года, в результате которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 15 марта 1994 года.

На современном этапе происходит укрепление белорусской государственности, а также дальнейшее развитие интеграции с Россией. Так, 2 апреля 1997 года был создан Союз Беларуси и России, а 25 декабря 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, одновременно с которой, были также подписаны Соглашения о равных правах граждан и равных условиях субъектов хозяйствования. 8 декабря 1999 года Беларусь и Россия подписали Договор о создании Союзного государства. Кроме укрепления связей с Россией, в Беларуси в этот период прошли парламентские (в 2000, 2004, 2008 годах) и президентские (2001, 2006) выборы, референдум по вопросу изменения ч. 1 ст. 81 Конституции в 2004 году, а также Всебелорусские народные собрания (1996, 2001, 2006).

Таким образом, обретение независимости и создание суверенного государства Республика Беларусь в начале 90-х годов ХХ века ознаменовало тот факт, что Бе