Трансакционные издержки: сущность, виды, значение. Факторы снижения трансакционных издержек в рыночной экономике

 

Трансакционные издержки – это издержки, сопровождающие передачу прав собственности, а также связанные с защитой этих прав. В силу широты этого определения, существует целый ряд классификаций трансакционных издержек. О. Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: exante и expost. К издержкам типа exante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа expost включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств П. Милгром и Дж. Робертс делят трансакционные издержки на координационную и мотивационную составляющие. К первой категории они относят затраты на временное и пространственное соответствие участников трансакции, а ко второй – затраты на обеспечение стимулов их эффективного взаимодействия. Издержки координации могут возникать как в рыночных трансакциях, так и внутри фирмы. На рынке издержки координации обусловлены определением цен и других деталей трансакции, характеристик потенциальных партнеров, необходимостью сведения их вместе. Внутри иерархической структуры издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным организационным уровням, выработки эффективного плана деятельности фирмы, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени. Издержки мотивации так же, как издержки координации, могут возникать и на рынке, и внутри фирмы.

Можно выделить семь основных факторов, снижаю­щих «издержки взаимодействия» субъектов в развитой рыночной экономике.

1) Благоприятное правовое поле. Это правовая структура, которая отвечает следующим требованиям:

· продуманность (с точки зрения создаваемых правовой систе­мой экономических стимулов);

· простота и универсальность правил игры;

· низкий уровень коррупции и бюрократизации;

· наличие централизованных (государственных) механизмов поддержания правопорядка, в том числе механизма разрешения конфликтов и принуждения к соблюдению договоренностей.

2) Законопослушность субъектов экономики, в частности уважение к чужим правам собственности. Данное качество позволяет снизить не только издержки контроля и принуждения состорож государства, но и риск оппортунистического поведения контрагентов. Последнее крайне важно с точки зрения «взаимного доверие которое мы выделяем в качестве следующего фактора.

3) Высокий уровень доверия в обществе. Доверием трансакционных затрат выступает в качестве важнейшего и очень эффективного компонента, позволяющего снизить общий уровень «трения». К сожалению, доверие невозможно искусственно воспроизвести — это продукт длительной эволюции. Однако, государство в состоянии ускорить данный процесс, способствуя формированию благоприятного правового поля.

4) Макроэкономическая и политическая стабильность. Данные факторы снижают присущий экономической системе уровень неопределенности, что облегчает долгосрочное планирование и снижает риск инвестиций.

5) Оптимальная налоговая нагрузка. Действие чрезмерного налогового пресса порождает уклонение от налогов и рост связанных с этим трансакционных издержек.

6) Развитость информационной инфраструктуры экономики.Этот параметр напрямую воздействует на издержки поиска инфор­мации.

7) Эффективные неформальные правила, обычаи и традиции.