Конкуренция как системообразующий элемент рыночной экономики. Классификация рыночных структур.

 

Капиталистическая рыночная экономика по своей сущности глубоко индивидуалистична. Она предоставляет индивиду свободу, граничащую с произволом. Индивидуалистическими чертами капитализма являются:

господство частной собственности означающее, что большей частью национального богатства владеют, пользуются и распоряжаются частные лица, а не общество в целом. При этом, если не нарушен закон, никто не вправе запретить владельцу распорядиться своей собственностью даже в ущерб общим интересам. Так, при строительстве магистралей, если владелец земли отказывается продать свой участок, то нефтепровод, авто или железная дорога вынуждены будут сделать крюк в обход его участка.

свободапредпринимательства и суверенитетпотребителя.

Свобода дает индивиду право приобретать ресурсы и организовывать производство по своему усмотрению. Предприниматель сам решает, что, в каких количествах и по какой технологии будет производиться. Суверенитет потребителя означает, что его потребление не ограничивается какими-либо «нормами потребления». Карточки или талоны в стране с рыночной экономикой почти исключены. Они вводились лишь в периоды войн. В обычное время все определяется желаниями и платежеспособностью потребителя.

приоритет личного интереса в рыночной экономике является общей нормой. Индивид делает только то, что ему выгодно. Любые процессы в экономике будут происходить, когда они соответствуют интересам каких-либо групп людей. Напротив, даже осознанные общественные потребности, если их удовлетворение не выгодно никому конкретно, не имеют механизма реализации и могут долго игнорироваться.

ограниченная роль государства означает, что общество в целом признает широкие экономические свободы личности, считает их оправданными и не стремиться подчинить контролю. Государство и в условиях рынка вмешивается в экономику. Вмешательство может иметь значительные масштабы, но ни в одной рыночной экономике важнейшие параметры ее функционирования – объем производства, его структура, уровень цен и т.д. – не устанавливаются государством.

Недостатками индивидуализма являются следующие: корыстные интересы частных лиц способны подорвать нормальное функционированиеэкономики и базу собственного существования. Приоритет частного интереса может толкнуть землевладельцев к установлению высоких ставок аренды, предпринимателей – к выпуску некачественной продукции, торговцев – к обману покупателей. В реальной рыночной экономике такие эксцессы происходят редко. Препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция. Предпосылкой ее существования являетсярасщепление экономической власти.

Экономическая власть – способность фирмы влиять на цену продукции. Продавец или покупатель на рынке очень редко являются полными монополистами. Чаще одинаковую продукцию предлагает множество фирм. Появляется выбор для потребителя и конкуренция производителей за него.

Таким образом, конкуренция есть дополнение и противовес индивидуализму. При этом личный интерес дает мотивацию субъектам экономики, а конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для общества направление.

Классификация:

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж. На графике кривая спроса отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения — положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж. На конкурентном рынке реализуются

2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон.

3. Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением в первую очередь того, что в отрасли производится сходная, но не одинаковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену.

5. Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных, покупателей.

6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

7. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

8. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.