Оплата труда на предприятиях транспорта

Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы от количества и качества затраченного труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда.

В современных условиях на предприятиях применяются различные формы и системы оплаты труда, но наибольшее распространение получили две формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время.

Для повременной формы оплаты труда характерны две основные системы заработной платы: простая повременная и повременно-премиальная.

Простая повременная система оплаты труда. В этом случае заработок рабочего определяется тарифной ставкой присвоенного ему разряда и количеством отработанного времени. Если для рабочего - повременщика установлен твердый месячный оклад, то ему надо отработать полное количество часов по графику выходов в месяц. Если рабочий отработал неполный месяц, то заработная плата начисляется исходя из среднечасового или среднедневного оклада и фактически отработанного времени.

При данной системе рабочий получает тарифную заработную плату при 100%-ном выполнении индивидуального задания. При неполном выполнении задания оплата пропорционально уменьшается, но при этом она не может быть ниже установленной минимальной заработной платы.

Формы и системы заработной платы

· Повременная оплата труда

· Сдельная оплата труда

· Простая сдельная

· Простая повременная

· Сдельно-премиальная

· Повременно-премиальная

· Косвенно-сдельная

· Аккордная

· Сдельно-прогрессивная

· Индивидуальная

· Коллективная подрядная

· Почасовая

· Понедельная

· Помесячная

Повременно - премиальная система. Это такая система оплаты труда, когда рабочий получает не только заработок за количество отработанного времени, но и премию за выполнение определенных показателей. Основные рабочие - повременщики премируются за выполнение производственных заданий и обеспечение качества выпускаемой продукции и работ. Рабочие - повременщики, занятые обслуживанием основного производства, премируются за достижение показателей, характеризующих улучшение качества их работы; обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования, улучшение коэффициента его использования; сокращение затрат на обслуживание и ремонт и т.д.

При сдельной форме оплаты труда заработная плата работникам начисляется по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции, т.е. это оплата труда за количество произведенной продукции.

Сдельная форма оплаты труда стимулирует, прежде всего, улучшение объемных, количественных показателей работы.

При использовании сдельной формы оплаты труда сохраняется опасность снижения качества выпускаемой продукции, нарушения режимов технологических процессов, ухудшения обслуживания оборудования и его преждевременного выхода из строя, нарушения требований техники безопасности, перерасхода материальных ресурсов.

При сдельно - прогрессивной системе выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по обычным расценкам (т.е. по прямым сдельным), а сверх этой нормы - по повышенным. В этом случае заработок рабочего растет быстрее, чем выработка, поэтому данная система вводится обычно временно (на 3-6 месяцев) на решающих участках основного производства, где сложилась неблагоприятная ситуация с выполнением плана производства продукции.

При сдельно-премиальной системе рабочему-сдельщику или бригаде рабочих кроме заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение установленных количественных и качественных показателей, предусмотренных установленным положением о премировании.

Наиболее распространенными показателями и условиями премирования рабочих являются:

· выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции;

· повышение производительности труда;

· снижение трудоемкости изготовления продукции;

· снижение брака;

· сдача продукции с первого предъявления и др.

Целесообразно дополнять основной заработок рабочего, рассчитанного по повременно-премиальной системе, количественными показателями, а рассчитанного по сдельно-премиальной системе – качественными показателями премирования..

Аккордная система заработной платы предусматривает установление определенного объема работ и общей величины фонда заработной платы за эту работу, т.е. расценка устанавливается на весь объем работы, (а не на отдельную операцию). Расчет с рабочими производится после завершения всего комплекса работ независимо от сроков их выполнения. Данная система заработной платы стимулирует, прежде всего, выполнение всего комплекса работ с меньшей численностью работающих и в более короткие сроки. Эта система является, как правило, бригадной формой оплаты труда.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих осуществляется в соответствии с установленным им по штатному расписанию должностным окладом и в соответствии с действующей системой премирования. По своему характеру она ближе к повременно-премиальной системе с той лишь разницей, что вместо тарифной ставки (дневной или часовой) фигурирует месячный или годовой оклад.

Основным источником выплат заработной платы всем категориям работающих является фонд заработной платы, средства которого формируются за счет себестоимости выпускаемой продукции.

В качестве возможного варианта совершенствования организации и стимулирования труда выступает бестарифная система оплаты труда. При данной системе заработная плата всех работников предприятия от директора до рабочего представляет собой долю (коэффициент) работника в фонде оплаты труда (ФОТ) или всего предприятия, или отдельного подразделения.

Фактическая величина заработной платы каждого работника зависит от ряда факторов:

· квалификационного уровня работника;

· коэффициента трудового участия (КТУ);

· фактически отработанного времени.

Квалификационный уровень работника предприятия устанавливается всем членам трудового коллектива и определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период на сложившийся на предприятии минимальный уровень заработной платы за тот же период.

Важным элементом бестарифной системы оплаты труда выступает коэффициент учета личного вклада работника в общие результаты. Этот коэффициент фиксирует лишь отклонения от нормального уровня работы.

Коэффициент трудового участия определяется для всех членов трудового коллектива, включая директора, и утверждается советом трудового коллектива, который сам решает периодичность определения КТУ (раз в месяц, в квартал и т.д.) и состав показателей для его расчета.

В целом бестарифная система напоминает обычную систему оплаты труда, только при ее применении вместо разряда по ЕТКС применяются заводские коэффициенты, а учет конкретных достижений (упущений) производится при помощи заранее разработанной балльной системы.

79.Сущность и функции планирования работы предприятия

Планирование - это умение предвидеть цели предприятия (фирмы), результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Однако планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это спо­собность предвидеть любые «неожиданности», которые могут воз­никнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.

Весь процесс планирования предприятия можно разделить на две основные стадии: 1. разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование), 2. определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, т.е. тактическое планирование)

Планирование на предприятии подчинено целевым установкам (ориентирам), которые наряду с конечной целью максимального извлечения прибыли включают и другие, например:

• увеличение объема и улучшение структуры продаж;

• повышение эффективности выпускаемой продукции, ее номенклатуры и ассортимента;

• повышение технического уровня производственных фондов и технологических процессов;

• снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий;

• улучшение структуры капитала;

• улучшение оплаты труда и повышение его эффективности;

• повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов и т. д.

Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

О важности функции планирования в фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: «Планирование – не самое главное, планирование – это все».

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.

80. Стратегическое планирование развития предприятия.

Стратегическое планирование - это концепция выживания и развития предприятия (фирмы) в определенных условиях, на базе которой дается конкретное представление о том, каким должно быть предприятие (фирма) в будущем, в каком окружении ему предстоит функционировать, какую долю и стратегию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества и какие изменения должны быть осуществлены в предприятии. Стратегическое планирование охватывает период, как правило, не менее 5 лет.

Под стратегией планирования и управления предприятия понимается определение долговременных целей его развития и факторов повышения доходности с учетом возможных изменений на рынке. В стратегии планирования и управления находят отражение долгосрочные задачи предприятия, а также средства и ресурсы, необходимые для их реализации. Задача стратегического планирования и управления состоит в том, чтобы подготовить предприятие к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблагоприятнымвоздействиям случайных факторов.

Общая схема стратегического планирования.

1-анализ и оценка факторов внешней и внутренней среды; 2-разработка стратегических целей; 3-страт. анализ и опред-е страт. вариантов развития предприятия; 4-выбор стратегии и разработка программы; 5-подготовка страт. плана; 6-среднесроч. планирование; 7-краткосроч. планирование; 8-реализация плана; 9-контроль результатов.

В соответствии с методологией страт. планир-я весь процесс планир-я деятельности предприятия подразделяется на две осн. стадии: а) разработка стратегии деят-ти предприятия или страт. планир-е, б) опред-е тактики реализации стратегии или тактич. планирование.

81.Содержание бизнес планирования на транспорте

БП – документ, который позволяет осмыслить место предприятия на рынке, проанализ-ть перспективы развития отрасли, рынка, т/усл и оъективно взглянуть на проблемы и перспективы пр-ия.

Для уже существующего и вновь создаваемого предприятия цели и задачи различаются.

Цель для уже сущ-го: - анализ предприятия (что оно из себя предст) - оценка среды, в кот действует пр-е

Задачи: - оценка ситуации, склад на пред-ии - выработка возм направлений развития предпр-я

Цель для вновь созд-го- достижение разумного и выполняего компромисса между тем, что фирма хочет достичь и что может.

Задачи для вновь созд-го: - к чему стрмится фирма - как предп-ет этого достичь

- как фирма будет выглядеть после этого

1. резюме – отразить кратко и ясно суть всего бизнес-плана (предполагаемые результаты проекта, адрес предпр., источники финансирования и т.д.)

2. Меморандум о конфиденциальности – составляется, если бизнес-план содержит материалы, представляющие коммерческую тайну. Его подписывают разработчики и ознакомляемые лица.

3. Описание отрасли – обосновать перспективность работы предпри-я в данной отрасли. Содержит статистические материалы по развитию в отрасли(состояние дорог,парка авто)

4. Описание предприятия - дается характеристика предпр-я, как будет организована работа, как будет финнсир-ся, основная цель.

5. Описание услуги - маршрут перевозки, направление, сезонность уровень тарифов.

6. Оценка рынка - опр-ть, сможет ли наше предприятие функционировать на данном рынке для этого производится 1) Определение ёмкости рынка 2) Сегментирование рынка. 3) Отбор целевых сегментов: 4) Оценка конкурентов 5) Позиционирование услуги на рынке. 6) Прогнозирование сбыта

7. Производственный план - показать, что предпр-е в состоянии выполнить запланированный объём перевозок в нужные сроки с требуемым качеством.

8. Организационный план - опр-ть необходимое кол-во работников для предпр-я, какие виды работ и какие функции будут выполнять конкретные работники, и как они будут оплачиваться (системы оплаты труда, размер).

9. План маркетинга-

1) Ценообразование: выбор метода построения цены:

- затратный метод: Затраты + Прибыль + НДС - установление цены на основе ощущаемой ценности товара (услуги) - метод слепого следования за конкурентом

- затратно-маркетинговый метод, построение графика безубыточности: (вспомни шлиппе доходы затраты общие = пер+ пост пересечение и есть Qкр)

Qкр = Спост/(Ц-Удельн перем з-ты на ед продук)

2)Рекламная компания

Цели рекламы: Способствовать появлению потребности в данном т-ре или у-ге., Снабжение потр-ля необходимой информацией, Внушить доверие к товару или услуге, Отразить приоритеты потребителей, Придать определенный имидж

10. Финансовый план - опр-ть предполагаемые результаты деят-ти предпр-я, включает(доходы, затраты, оценка фин состояния)

82.планирование производства и сбыта продукции

Структура плана производства.

Задача – показать, что предприятие в состоянии выполнить запланированный объём перевозок в нужные сроки с требуемым качеством.

Содержание:

1. Описание технологического процесса перевозок

2. Обоснование технико-эксплуатационных показателей подвижного состава

3. Определение провозных возможностей АТП

4. Производственная программа по эксплуатации подвижного состава

5. Производственная программа по ТОиР подвижного состава и прочих основных средств

6. Организация хранения подвижного состава

7. Расчёт размеров площадей и стоимости ОПФ

8. План материально-технического обеспечения и расчёт НОС.

Производственная программа АТП:

1) План по эксплуатации подвижного состава.

2) План по ТОиР подвижного состава и прочих основных средств АТП.

3) Расчёт размеров площадей.

Расчёт стоимости ОПФ:

- подвижного состава;

- зданий, сооружений;

- оборудования.

Планирование сбыта:

Прогноз сбыта должен показать какой объем услуги или товара, фирма собирается реализовать определенной группе потребителей в течение определенного периода времени. Первоначально необходимо изучить прогнозы отрасли.

Отраслевой прогноз->потенциальный объем товаров и услуг, который может предложить предприятие на рынке->прогноз сбыта (внешние факторы, внутреннее состояние предприятия)

Методы прогнозирование сбыта:1. Анализ тренда - усредненная динамика показателя во времени. Предполагает изучения ситуации в период предыстории, выявление тенденций, составление прогноза. ∆1=Q2-Q1 ∆ средняя =(∆1 +∆2+∆n)/(n-1)

2. Анализ доли на рынке – предполагается, что доля продажи в отрасли будет оставаться неизменным. И в зависимости от прогнозов развития этих отраслей или организации оценивается ожидаемый рост для своего предприятия/фирмы.

3.Коллективный опрос:-Опрос потребителей; -Опрос торгов. Персонала;- опрос специалистов

4.Последовательные соотношения-тенденция складывающаяся на всем рынке будет аналогична отдельным сегментам рынка. Сначала берется уже разработанные прогнозы для всего рынка и конкретизируется для тех сегментов на которых мы собираемся работать.

5.Метод наращивания рынкаанализируется и прогнозируется тенденция на небольших сегментах рынка и затем полученный результат агрегируется на весь рынок.

6.Создание имитационных моделей-моделируем строение всего рынка и пытаемся посмотреть как он изменится под теми или иными факторами. не для ат

 

83. Финансовое планирование на предприятии транспорта

Основная задача финансового плана – показать какие фин. результаты мы сможем получить реализовав объёмы работ которые мы запланировали.

Финансовый план включает в себя:

1. Расчёт доходов

Д(доход)=Цена(тариф)*Q(объём)

Дбр.=Двнутр.+Дэкспорт.опер.+Димпорт.опер.+Дпроч.+Двнереал.

Таблица доходов:

1. Объём продаж
2. Тариф
3. Доход от перевозок
4. Доход от прочих видов деятельности
5. Всего доходов (брутто)

2. Таблица доходов и затрат (показывает как формируется и как распределяется прибыль организации)

ОСНО УСНО ЕНВД
Дбрутто Дбрутто=Днетто Дбрутто=Днетто
НДС в дох. (Доблаг.*0,18/1,18) Збрутто=Знетто Збрутто=Знетто
Упрощ.приб.=Днетто-Знетто Пбал.=Днетто-Знетто
Днетто=Дбр.-НДСв дох. Нал.на упр.приб.= Упр.приб.*15% (но не менее Д*1%) Или Нал.с дох.=(Д-отчисл.ВБФ)*6% (отчисл.не более 50% от Д*6%) К1 на 2012г.=1,4942 К2(уст.тер.власть.)=0,5до 1 для грузовых: Вмен.Дох.=БД*Nмес.*Nсп. ед.*К1*К2 БД=6000руб. в месс на 1 спис. авт. для пассаж.: ВД= БД*Nмес.*Nсп. ед.*qном.(без учёта вод-ля.)*К1*К2 БД=1500руб. на 1 пасс.место.
Збр.(беруться из сметы затрат)
НДС в затр. (Зоблаг.*0,18/1,18)
Знетто=Збр-НДС в затр.
НДС к перечис.=НДС в дох-НДС в затр (+к перечислению; - к возмещению) ЧПупр.(приб.)=Пупр.-Нал.на упр.приб. или ЧПупр.(дох)=Пупр.-Нал.с дох.
Пбал.=Днетто-Знетто  
Нал. На приб.=Пбал.*20%  
ЧП=Пбал.-Нал. На приб.   ЕНВД=ВД*15%-отчисл.ВБФ(отчис.ВБФ не более 50% от ВД*15%)
   
   
    ЧП=Пбал.-ЕНВД

3. Прогноз движения денежных потоков (баланс поступления и расходов денежных средств)

1. Наличные деньги на начало года (пункт 5 предыдущего года)
2. Поступление денег в текущем периоде В т.ч. а)взносы в УК (СК) б) выручка от реализации продукции(за прош.пер., за тек.пер.,аванс) в) выручка от прочих операций г) доход от внереализационной деятельности д) Кредиты, ссуды или др. пост. Дополнительной наличности
3. Всего имеющаяся наличность до платежей (п.1+п.2)
4. Денежные платежи в текущем периоде В т.ч. а) оплата труда (за прош.пер., за тек. пер., аванс) б) оплата материалов и энергетических ресурсов (-/-/-/) в) оплата покупных услуг (-/-/-/) г) плата по обязательному и добровольному страхованию д) арендная плата по текущей аренде, лизинговые платежи е) выплата % за кредит, основные выплаты по кредиту ж)дорожные сборы и прочие расходы на иностр. Территории з) выплаты налогов и платежей и) покупка ОС и НМА к) представительские расходы, расходы на подготовку кадров, расходы на рекламу и.т.д.
5. Положение с денежными средствами на конец периода. (п.3-п.4)

4. Баланс активов и пассивов предприятия

А

1)ОС (основные средства)

2)НМА (нематериальные активы)

3)ТМЗ (товарно материальные запасы)

4)Денежные средства и средства в расчётах (движение ден.потоков п.5)

Валюта баланса

 

П

1)Капитал (УК, СК, ДК)

2)Прибыль (нарастающим итогом)

3)Долгосрочные обязательства (облигации, долгоср. кредиты и ссуды)

4)Краткосрочные обязательства (краткоср. кредиты, кредиторская задолженность)

Валюта баланса

5. Оценка финансового состояния предприятия

А)показатели характеризующие эффективность работы управленцев и менеджеров

1)доля мобильных средств(ДМС)=Тек.Активы\Валюта баланса(ВБ)

Если >0,6, то у предпр. пониженный риск неплатёжеспособности, но нестабильная прибыль. Если <0,4, то наоборот.

2)Коэф.предпринемательства(Кпредпр.)=остат-ая ст-ть ОС/ВБ

Для полнокомплектных АТП 0,45-0,55; для неполнокомплектных ниже.

3)омертвление текущих Активов в запасах(ОТА)=НормативОбороныхСредств/Текущие А.

<0,35 – велик риск сбоев из-за нехватки товарно материальных запасов;

>0,45 – на складе есть не леквиды

 

Б)показатели платёжеспособности предприятия

1)Коэф.покрытия(Кп)=Тек.А/Краткоср.об-ва

2-3 – предприятие кредитоспособно и может рассчитаться по краткоср. обяз-вам. Менее 2 – у кредиторов есть риск не вернуть вложенные средства, более 3 – для кредиторов опасности нет, но предприятие использует не рационально уже имеющиеся А.

2)Коэб.быстрой ликвидности(Кбл)=(Ден.ср-ва+Деб.Зад-ть)/краткоср.об-ва>1

3)Коэф.абсол.ликвид.(Кал)=Ден.ср-ва/Краткоср.об-ва>0,2

Степень кредитоспостобности Кп Кбл Кал
I – полностью кредитоспособно Кп>=2 Кбл>=1,5 Кал>0,2
II – ограничено кредитоспособно 1,5<=Кп<2 1<=Кбл<1,5 Кал=0,2
III - некридитоспособно Кп<1,5 Кбл<1 Кал<0,2

4)Коэф.долгоср.кредитоспос.(Кдп)=Долгоср.обяз-ва/УК(СК)=<0,3

В)показатели характеризующие степень независимости предприятия от внешних источников финансирования

1)Коэф.фин-го риска(Кфр)=Заём.Ср-ва/Соб.Ср-ва=0,5 оптимальное, более 1 предприятие находится в кретической зоне.

2)Коэф независ-ти или автономии (Кавт.)=Заём.Ср-ва/ВБ<=0,5

3)Вероятность банкротства (Zсчёт)

Z<=1,8 очень высокая; 1,8<Z<=2,7 высокая; 2,7<Z<=3 существует возможность банкротства; Z>3 низкая вероятность банкротства.