Принятие решений в условиях инфляции
Под инфляцией понимаем рост (изменение) цен [6]. При анализе экономических процессов, протяженных во времени, необходимо переходить к сопоставимым ценам. Это невозможно сделать без расчета индекса роста цен, т.е. индекса инфляции. Проблема состоит в том, что цены на разные товары растут с различной скоростью, и необходимо эти скорости усреднять.
Рассмотрим конкретного покупателя товаров и услуг, т.е. конкретного экономического субъекта: физическое лицо, домохозяйство или фирму. Он покупает не один товар, а много. Обозначим через n количество типов товаров или услуг (далее кратко - товаров), которые он хочет и может купить. Пусть
Qi = Qi(t), i=1,2,...,n,
- объемы покупок этих товаров в момент времени t по ценам:
ri = ri(t), i=1,2,...,n
(имеется в виду цена за единицу измерения соответствующего товара, например, за штуку или килограмм...).
Подход к измерению роста цен основан на выборе и фиксации потребительской корзины (Q1(t), Q2(t), ..., Qn(t)), не меняющейся со временем, т.е. (Q1(t), Q2(t), ..., Qn(t)) ≡ (Q1, Q2, ..., Qn). Затем необходимо сравнить стоимости потребительской корзины (Q1, Q2, ..., Qn)в старых ri(t1), i=1,2,…,n, и новых ri(t2), i=1,2,…,n, ценах.
Определение. Индексом инфляции называется
Таким образом, каждой потребительской корзине соответствует свой индекс инфляции. Однако согласно теореме сложения для индекса инфляции [6] он является средним взвешенным арифметическим роста цен на отдельные товары. Поэтому индексы инфляции, рассчитанные по разным достаточно обширным и представительным потребительским корзинам, достаточно близки между собой (см. конкретные данные в [6]).
Институт высоких статистических технологий и эконометрики (ИВСТЭ) использовалдля измерения инфляции минимальную потребительскую корзину физиологически необходимых продовольственных товаров [6]. Она была разработана на основе исходных данных Института питания Российской академии медицинских наук (РАМН). Данные о динамике индекса инфляции приведены в табл.7.
Таблица 7.
Индекс инфляции и стоимость потребительской корзины
№ п/п | Дата снятия цен | Стоимость потребительской корзины S(t) (руб.) | Индекс инфляцииI(31.3.91;t) |
31.3.91 | 26.60 | 1.00 | |
14.8.93 | 17,691.00 | 665.08 | |
15.11.93 | 28,050.00 | 1054.51 | |
14.3.94 | 40,883.00 | 1536.95 | |
14.4.94 | 44,441.00 | 1670.71 | |
28.4.94 | 47,778.00 | 1796.17 | |
26.5.94 | 52,600.00 | 1977.44 | |
8.9.94 | 58,614.00 | 2203.53 | |
6.10.94 | 55,358.00 | 2081.13 | |
10.11.94 | 72,867.00 | 2739.36 | |
1.12.94 | 78,955.00 | 2968.23 | |
29.12.94 | 97,897.00 | 3680.34 | |
2.2.95 | 129,165.00 | 4855.83 | |
2.3.95 | 151,375.00 | 5690.79 | |
30.3.95 | 160,817.00 | 6045.75 | |
27.4.95 | 159,780.00 | 6006.77 | |
1.6.95 | 167,590.00 | 6300.38 | |
29.6.95 | 170,721.00 | 6418.08 | |
27.7.95 | 175,499.00 | 6597.71 | |
31.8.95 | 173,676.00 | 6529.17 | |
28.9.95 | 217,542.00 | 8178.27 | |
26.10.95 | 243,479.00 | 9153.35 | |
30.11.95 | 222,417.00 | 8361.54 | |
28.12.95 | 265,716.00 | 9989.32 | |
1.2.96 | 287,472.55 | 10,807.24 | |
5.3.96 | 297,958.00 | 11,201.43 | |
5.4.96 | 304,033.44 | 11,429.83 | |
8.5.96 | 305,809.55 | 11,496.60 | |
5.6.96 | 302,381.69 | 11,367.73 | |
3.7.96 | 306,065.21 | 11,506.21 | |
3.8.96 | 308,963.42 | 11,615.17 | |
7.9.96 | 288,835.07 | 10,858.46 | |
1.10.96 | 278,235.35 | 10,459.98 | |
5.11.96 | 287,094.77 | 10,793.04 | |
4.12.96 | 298,024.76 | 11,203.94 | |
3.1.97 | 314,287.16 | 11,815.31 | |
4.2.97 | 334,738.24 | 12,584.14 | |
4.1.98 | 345.72 | 12.997 | |
3.1.99 | 622.30 | 23.395 | |
5.1.00 | 851.32 | 32.004 | |
3.1.01 | 949.21 | 35.684 | |
2.7.01 | 1072.61 | 40.323 | |
3.1.02 | 1125,76 | 43,321 | |
2.7.02 | 1247.77 | 46.908 | |
3.1.03 | 1295.75 | 48.712 | |
1.7.03 | 1398.11 | 52.558 |
Примечание 1. В таблице целая часть отделяется от дробной десятичной точкой, а запятая используется для деления числа по разрядам (на западный манер). Учитывается проведенная деноминация рубля. Если ее не учитывать, то за 12 лет (1991-2003) цены (в Москве) выросли примерно в 50 тысяч раз. Поскольку экономические связи между регионами ослабли, то темпы роста цен в регионах различаются, но, видимо, не более чем на 10-20%.