Тема 1.3. Организация аудиторской деятельности

 

Вопросы для изучения: Организационно-правовые формы аудиторских организаций. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита. Саморегулируемые организации аудиторов. Организация контроля качества аудита. Внутрифирменный контроль качества. Порядок аннулирования лицензий и квалификационных аттестатов.

Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» рассматривает вопросы организации и проведения внешнего аудита относительно экономического (хозяйствующего) субъекта – аудируемого лица. Такой аудит осуществляют независимые аудиторы – сотрудники аудиторских фирм, или индивидуальные предприниматели – аудиторы.

Субъектами аудита законодательством определены: аудитор и аудиторская организация.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций (СРО).

Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренными ст.5 № 307-ФЗ и поправками внесенными № 136-ФЗ и № 400-ФЗ.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии с положениями Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

Требования к членству аудиторских организаций в СРО:

- коммерческая организациясоздана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

- численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

- доляуставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;

- численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией.

Статьей 3 № 307-ФЗ аудиторская организация определяется как коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Только после внесения сведений об организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО эта организация может называться аудиторской и работать на аудиторском рынке России. При создании аудиторской организации законом не разрешена организационно-правовая форма хозяйствования: открытое акционерное общество, ГУП и МУП.

Саморегулируемые организации аудиторов (СРО) - это объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, включенные в государственный реестр СРО уполномоченным федеральным органом.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного СРО.

СРО имеют право:

- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

- в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлятьпрофессиональную подготовку аудиторов;

- самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и/или обращаться в уполномоченный федеральный opган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;

- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

- обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

- содействовать развитию профессии аудитора и повышении эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

- представлять интересы аудиторов в профессиональных международных организациях аудиторов;

- разрабатывать и утверждать стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимать кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвовать в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организовывать прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации;

- разрабатывать и устанавливать дополнительные требования к своим членам, включая и меры дисциплинарного воздействия за нарушение положений 307-ФЗ, ФПСАД, кодекса этики аудиторов.

- осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

Некоммерческая организация аудиторов, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Некоммерческие партнерства (саморегулируемые объединения) аудиторов создают систему внешнего контроля, охватывающую органы этого контроля и нормативную базу создания и функционирования внешнего контроля деятельности членов объединения: аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Как правило, в объединении вопросами организации внешнего контроля занимается Совет некоммерческого партнерства, контрольный комитет, комитет по вопросам членства, комитет по квалификации. Среди форм внешнего контроля обычно используется предварительный, текущий, выездной контроль качества.

Положение о контроле некоммерческого партнерства предусматривает ряд организационных позиций обязанности членов объединения при проведении внешнего контроля, среди которых следует отметить следующие:

- выполнять мероприятия по устранению выявленных недостатков, недоработок установленных контролерами НП в ходе проведения проверки качества работы аудиторов;

- сообщать Контрольному комитету о возможных угрозах нарушения независимости в ходе проведения внешнего контроля качества работ;

- сообщать Контрольному комитету НП о допущенных нарушениях контролерами в процессе проверки и оценки качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

Некоммерческие партнерства разрабатывают и применяют Правила организации и осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов – членов объединения.

Предметом внешнего контроля качества работы определена проверка соблюдения требований: законодательства РФ об аудиторской деятельности; правил независимости аудиторов и аудиторских организаций; кодексы профессиональной этики аудиторов; устава НП, других внутренних регламентов НП.

Основную работу по внешнему контролю качества организует и проводит контрольный комитет НП.

По каждому контролируемому объекту (аудиторской организации или индивидуальному аудитору) работа осуществляется в рамках конкретного плана ВКИР (внешнего контроля качества работы).

При проверке качества работы осуществляются:

• оценка правил внутреннего контроля качества работы, установленных проверяемой аудиторской организацией;

• определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы проверяемой аудиторской организации;

• оценка достоверности отчетности проверяемой аудиторской организации об аудиторской деятельности в НП и Минфин РФ за проверяемый период.

Эффективность организации внутреннего контроля качества работы оценивается при проверке:

• соблюдения правил внутреннего контроля качества работы, установленных проверяемой аудиторской организацией;

• рабочей документации аудитора по конкретным аудиторским заданиям.

Результаты внешней проверки качества работы должны быть подтверждены доказательствами, подтверждающими результаты этой проверки, к которым относятся: описание системы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации; рабочие документы аудитора; отчетность аудиторской организации; результаты выполненных процедурконтроля, письменные заявления должностныхлиц аудиторской организации: а также документыи сведения, полученные из других достоверных источников.

Доказательства формируются при:

- получении информации о: характере и масштабах деятельности аудиторской организации; применяемых ими формах и методах проведения аудита; системе внутреннего контроля качества работы; проверке соблюдения норм профессиональной этики и независимости аудиторов и аудиторских организаций: соблюдения требования ежегодного обучения по программам повышения квалификации аудиторов;

- тестированииэффективности процедур мониторинга, применявшихся аудиторской организацией в проверяемый период, а также оценки того, насколько контролер качества может полагаться на эти процедуры;

- проверке соблюдения правил внутреннего контроля качества при выполнении конкретных аудиторских заданий, а также в ходе обсуждения материалов проверки с руководством проверяемой организации.

В случае выявлениянарушений положений Федеральногозакона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, стандартов НП, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также условий членства в НП материалы проверки аудиторских организаций и аудиторов аппаратом НП в течение 7 рабочих дней после принятия решения Контрольным комитетом передаются в Дисциплинарный комитет для рассмотрения дела о применении мер дисциплинарного воздействия.

Документация по проверке хранится в течение 5 лет в архиве Контрольного комитета.

В рамках плановой проверки качества работы аудиторской организации проводится оценка качества работы аудиторов, состоящих или состоявших в трудовых отношениях с данной аудиторской организацией, независимо от их членства в НП за проверяемый период.

При этом осуществляется оценка достоверности отчетности аудитора в НП о соблюдении аудитором Федерального закона «Об аудиторской деятельности» по данным: ежегодных отчетов аудитора – члена НП в НП», в том числе Планов и Отчетов о выполнении индивидуального плана ОППК за проверяемый период; контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций в случае, если аудитор, не является членом данного НП.

Не остается без внимания и информация, представленная проверяемой аудиторской организацией в НП о соблюдении аудитором Кодекса этики аудиторов и правил независимости аудиторов.

Материалы проверки качества работы аудиторов, состоящих с аудиторской организацией в трудовых отношениях, рассматриваются Контрольным комитетом одновременно с материалами проверки качества работы этой аудиторской организации. Контрольный комитет может принять решение и утвердить:

- заключение, предложенное контролером качества;

- иное заключение, исходя из классификации, также предложенной контролером.

По результатам контроля качества работы аудиторам - членам НП выдается выписка о прохождении (непрохождении) контроля качества.

Аппарат НП в течение 7 рабочих дней сообщает проверяемой аудиторской организации о принятых Контрольным комитетом НП решениях по каждомуаудитору, состоящему с ней в трудовых отношениях.

Допущенные аудитором нарушения и факты некачественной работы становятся основанием для принятия мер дисциплинарного характера, включая и принятие решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Статья 12. 307 ФЗ содержит основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор.

3. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитораможет быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

4. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (в части получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов), 3 - 5 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

5. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.