Индекс Грин - Вермильона

Для определения индекса Грин - Вермильона исследуют

следующие 6 | 6

поверхности зубов: щечную и язычную поверхности 6 | 6

губную поверхность I _|_ I. На всех поверхностях сначала

определяют зубной налет, а затем зубной камень. Используют

следующую систему определения зубного налета:

0 - отсутствие зубного налета;

1 - зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

2 - зубной налет покрывает более 1/3, но не более 2/3

поверхности зуба;

3 - зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.

7. Диспансеризация дошкольников и школьников у стоматолога. Цель, этапы диспансеризации, формирование групп. Содержание работы. Оценка эффективности.

Диспансеризация населения пре­дусматривает систему охраны здо­ровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здо­ровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного фи­зического развития, предупрежде­нии заболеваний путем проведе­ния соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечеб­но-профилактических мероприя­тий.

Цель диспансеризации— сохра­нение и укрепление здоровья насе­ления, увеличение продолжитель­ности жизни людей.

Задачи диспансеризации:

• оценка состояния здоровья че­ловека при ежегодных осмотрах

• дифференцированное наблюде­ние за здоровыми лицами, имею­щими факторы риска, и больны­ми;

• выявление и устранение причин, вызывающих заболевание зубов, борьба с вредными привычками;

• своевременное и активное прове­дение лечебно-оздоровительных мероприятий;

• повышение качества и эффектив­ности медицинской помощи на­селению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкое учас­тие врачей различных специаль­ностей, внедрение новых органи­зационных форм, технического обеспечения, создание автомати­зированных систем для осмотров населения с разработкой специа­льных программ.

Различают 3 диспансерные груп­пы наблюдения детей:

1-я группа — здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой обо­лочки полости рта;

• 2-я группа — практически здоровые лица, имею­щие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жиз­ненно важных органов;

• 3-я груп­па — дети с хроническими заболе­ваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их те­чении.

В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

• В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном уч­реждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и уста­навливают группу диспансерного наблюдения.

• Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рациональ­но распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетво­ряются потребности диспансеризу-емых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

• Задачи третьей фазы — опреде­ление характера и частоты динами­ческого наблюдения за каждым ре­бенком, коррекция диагностиче­ских и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в со­стоянии здоровья, оценка эффек­тивности диспансерного наблюде­ния.

 

8Диспансеризация беременных у стоматолога. Цель, задачи, содержание работы, оценка эффективности.

Для достижения максимального эффекта в профилактике стоматологических заболеваний необходи­мы диспансеризация женщин в те­чение всей беременности и коорди­нация работы гинеколога и стома­толога, к которому женщина дол­жна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать:

• обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены;

• санацию полости рта;

• проведение профессиональной гигиены;

• реминерализующую терапию с целью повышения резистентно­сти эмали зубов.

Особо значимой является орга­низация просветительной работы по профилактике стоматологиче­ских заболеваний у детей и созда­нию мотивации по уходу за зубами сразу после их прорезывания.

В табл. 2.5 представлены основ­ные профилактические мероприя­тия, необходимые беременным

Таблица 2.5. Схема профилактики стоматологических заболеваний у беремен­ных
Тактика врача Мероприятия
Акушера-гинеколога При первом визите в женскую консультацию направить женщину к стоматологу, объяснить необходимость обучения рациональной гигиене полости рта, лечения зубов, проведения профессиональ-
  ной гигиены.
Стоматолога Осмотр полости рта, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами, обучение рациональной гигиене полости рта, профессио­нальная гигиена с интервалом 2—3 мес, создание мотивации у женщин по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания, рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г в сутки и использованию соски-пустышки
Педиатра Пропаганда грудного вскармливания, рекомендации по режиму питания и ограничению потребления сахара до 20 г в сутки, созда­ние мотивации родителей к регулярным посещениям стоматолога начиная с 6-месячного возраста ребенка

 

Профилактика кариеса зубов и бо­лезней пародонта у беременныхпре­следует две цели: улучшить стома­тологический статус женщины и осуществить антенатальную профи­лактику кариеса зубов у детей.

Здоровье матери во время бере­менности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6—7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования за­чатков зубов показали, что при па­тологическом течении беременно­сти минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко и приостанавливается на стадии на­чального обызвествления. В пост-натальном периоде минерализация таких зубов хотя и улучшается, од­нако не достигает нормального уровня обызвествления временных зубов.

Уже в ранние сроки беременно­сти у женщины происходит ухудше­ние состояния твердых тканей зу­бов и пародонта на фоне неудов­летворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обу­словливает необходимость проведе­ния профилактических мероприя­тий на протяжении всего срока бе­ременности. Женщинам рекомен­дуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающий в себя правильный режим труда и отдыха, полноцен­ное питание, витаминотерапию.

9.Распространенность и интенсивность кариеса. Индекс регистрации для различных возрастных групп. Уровни интенсивности кариеса по критериям ВОЗ. Международная цифровая система обозначения зубов.

 

Индекс кпу – отражает интенсивность поражения зубов кариесом. К – количество кариозных зубов, п – количество пломбированных зубов у – количество удаленных или подлежащих удалению зубов. сумма этих показателей даёт представление об интенсивности кариозного процесса у конкретного человека.

Распространенность и интенсив­ность кариеса зубов.По данным эпидемиологического стоматологи­ческого обследования населения России (1999), распространенность кариеса молочных зубов у 6-летних детей составляет 73 %, средняя ин­тенсивность кариеса по индексу кпу составляет 4,76, при этом ком­понент «к» равен 3,47; «п» — 1,15; «У» — 0,14.

Для оценки распространенности и интенсивности кариеса постоян­ных зубов на уровне популяции ключевой возрастной группой явля­ются 12-летние дети.

Оценочные критерии кариеса у 12-лет­них детей (ВОЗ):

I.Уровень распространенности кариеса, %

Низкий 0—30 Средний 31—80 Высокий 81 — 100

 

II. Уровень интенсивности кариеса (по индексу КПУ)

 

Очень низкий 0-1,1
Низкий 1,2-2,6
Средний 2,7-4,4
Высокий 4,5-6,5
Очень высокий 6,6 и выше

Поражение кариесом постоянных зубов, в основном первых моляров наблюдается уже в 6-летнем воз­расте. У 12-летних детей в структу­ре индекса КПУ появляется компо­нент «У» (зубы, удаленные по пово­ду осложнений кариеса), а к 15 го­дам кариесом бывает поражено бо­лее 4 постоянных зубов.

По данным эпидемиологического стоматологического обследования, распространенность и интенсив­ность кариеса в различных регио­нах России неодинакова и в значи­тельной степени зависит от содер­жания фторида в питьевой воде. Так, у 12-летних детей, прожива­ющих в районах с оптимальным или высоким содержанием фторида в питьевой воде, — 1—3 мг/л (от­дельные районы Московской, Ни­жегородской области, Удмуртии и др.), уровень интенсивности карие­са является низким или очень низ­ким.

В большинстве регионов КПУ находится в пределах 2,7—4,4, что соответствует среднему значению этого индекса. В отдельных районах Дагестана, Пермской, Самарской областей, Ханты-Мансийского АО, Хабаровском крае отмечена высо­кая интенсивность кариеса.

Результаты исследований позво­ляют определить потребность в раз­личных видах лечения твердых тка­ней зубов.

Так, анализ нуждаемости в лече­нии кариеса молочных зубов у 6-летних детей показал, что более чем в 50 % случаев требовалось пломбирование одной поверхно­сти зуба, в 51 % — двух и более по­верхностей. Потребность в лечении пульпитов и удалении молочных зубов в этих группах составила 13 и 22 % соответственно. Потреб­ность в лечении постоянных зубов в 6-летнем возрасте в основном сводилась к необходимости прове­дения профилактических меропри­ятий, герметизации фиссур первых постоянных моляров (9 %) и плом­бированию (8 %) постоянных зу­бов.

У 12-летних детей резко возрас­тала потребность в пломбировании зубов (у 48 % — одной, у 23 % — двух и более поверхностей), эндо-донтическом лечении и удалении постоянных зубов (9 и 12 % соот­ветственно), а также в проведении профилактических мероприятий, в том числе герметизации фиссур вторых постоянных моляров.

У 15-летних подростков увеличи­валась потребность в перечисленных видах лечебных мероприятий и, кроме того, появлялась необхо­димость в оказании ортопедиче­ской помощи — изготовлении ис­кусственных коронок

10. Прирост интенсивности кариеса и редукция кариеса как критерии оценки профилактических программ. Методика расчета данных показателей.

 

11.Зубные отложения: классификация, состав, свойства, методы выявления. Гигиенический индекс Рамьфорда: показания, методика проведения и расчет.

классификации зубных отложений Г. Н. Пахомова, согласно которой они объединены в две большие группы:

I. Не минерализованные зубные отложения, куда входят:

а) пелликула, б) зубная бляшка, в) мягкий зубной налет, г) пищевые остатки (детрит); II. Минерализованные зубные отложения:

а) наддесневой зубной камень, б) поддесневой зубной камень.

Пелликула зуба — это приобретенная тонкая органическая пленка, которая сменяет врожденную насмитовую оболочку, покрывающую зуб после его прорезывания. Пелликула является структурным элементом поверхностного слоя эмали и может быть удалена лишь с помощью сильных абразивов. Пелликулу трудно выявить невооруженным глазом, на ее поверхности быстро колонизируют бактерии и образуется зубная бляшка. Для обнаружения пелликулы в клинических условиях обычно применяют красители, например эритрозин, подвоздействием которого она приобретает ярко-красный цвет. Окрашенную пелликулу довольно часто можно встретить в клинике под действием хромогенных бактерий, при курении, применении ряда лекарств и т. д. Пелликула свободна от бактерий и состоит из гликопротеинов. В полости рта при контакте зуба со слюной она может образовываться за 20—30 минут. Пелликула имеет большое значение в процессах диффузии и проницаемости в поверхностном слое эмали, в защите зубов от воздействия растворяющих агентов. Она придает эмали избирательную проницаемость. Однако при неблагоприятных ситуациях в полости рта пелликула может набухать, изменять свой состав и свойства и (по мнению омских исследователей Леонтьева, Никулина) в этом состоянии благоприятствовать развитию кариеса зубов. Особенно интересна для целей профилактики кариеса зубов избирательная проницаемость пелликулы для ряда веществ. Эта биологическая мембрана может регулировать диффузию различных растворов из слюны в зуб и из зуба в слюну. Состояние пелликулы может служить фактором, или ускоряющим возникновение кариеса, или, наоборот, усиливающим реминерализацию эмали. В последнее время интенсивно изучается клиническая роль пелликулы при воздействии различных противокариозных средств, в частности препаратов фтора. Выяснено, что пелликула задерживает обратный выход из эмали фторидов. Кроме того, она способствует регуляции поступления фтора в эмаль с целью образования более прочных соединений — фторапатитов.

Зубная бляшка — это бесцветное образование, которое располагается над пелликулой зуба. Обнаружить ее можно только при специальном окрашивании. Бляшка не смывается и практически не удаляется при чистке зубов. Ее можно соскоблить лишь экскаватором или гладилкой; т. е. специальным стоматологическим инструментарием. Именно в зубной бляшке происходит активная жизнедеятельность микроорганизмов, сопровождаемая кислотообразованием, ферментативной активностью и другими процессами метаболизма микроорганизмов. Нередко после удаления бляшки можно обнаружить участок деминерализованной эмали с изменённым цветом. В настоящее время большинство исследователей пришли к согласованному мнению, что в возникновении кариеса и воспалительных заболеваний пародонта важнейшая роль принадлежит зубной бляшке. Это мнение основано на результатах исследований, позволивших получить обширную информацию о механизме образования бляшки, ее структуре, свойствах, метаболизме, и т. д. Бляшка является мягким, аморфным гранулированным отложением, которое накапливается над десной и под десной на поверхностях зубов, протезах, зубном камне. Образование бляшки начинается с присоединения к пелликуле или эмали монослоя бактерий с помощью липкого межбактериального матрикса. Она состоит главным образом, из микроорганизмов, эпителиальных клеток, лейкоцитов и макрофагов. Главными неорганическими компонентами матрикса являются Са, Р, Магний, натрий и калий содержатся в ограниченных количествах. Рост бляшки осуществляется за счет добавления новых колоний микроорганизмов. Бляшка не является остатком пищи, но бактерии бляшки используют введенные в полость рта питательные вещества для образования компонентов матрикса. Наиболее легко используемыми питательными веществами являются те, которые легко диффундируют в бляшку. Это сахароза, глюкоза, фруктоза, мальтоза, лактоза. Крахмалы служат бактериальным субстратом. Бляшка быстро возникает при употреблении мягкой пищи, тогда как пища, которую трудно жевать, задерживает ее образование. Накопление в бляшке конечных продуктов бактериального метаболизма (кислот или азотистых веществ) зависит от скорости их образования и выхода, из бляшки. Однако скорость диффузии резко замедляется при обильном поступлении углеводов с пищей. Это способствует накоплению в бляшке органических кислот, которые могут растворять пелликулу и эмаль.

Мягкий зубной налет — является местным раздражителем и нередко причиной хронического воспаления десны. Он представляет собой желтое или серовато-белое мягкое и липкое отложение, неплотно прилегающее к поверхности зуба. Мягкий зубной налет можно увидеть без специальных красящих растворов. Налёт осаждается на поверхность зубов, пломб, камня и на десну. Особо большое количество налета наблюдается на зубах, неправильно расположенных в зубном ряду. Мягкий налет может образовываться на ранее очищенных зубах в течение нескольких часов даже в то время, когда пища не принимается. Налет может быть смыт струей воды, но требуется механическая чистка для того, чтобы обеспечить его полное удаление. Ранее считалось, что налет состоит из застоявшегося пищевого детрита, но в настоящее время установлено, то белое вещество является конгломератом микроорганизмов, постоянно слущивающихся эпителиальных клеток, лейкоцитов, смеси слюнных протеинов и липидов с частичками пищи или без них. Мягкий зубной налет в отличие от бляшки не имеет постоянной внутренней структуры. Его раздражающее действие на десну связано с бактериями и продуктами их жизнедеятельности. Установлено, что токсичность налета для экспериментальных животных сохраняется и после разрушения бактериального компонента кипячением. В связи с гигиеной полости рта, приемом пищи, особенно твердой и плотной, часть налета с поверхности зубов и десен постоянно удаляется, однако он быстро образуется вновь. За время своего пребывания в полости рта с налетом происходит ряд качественных сдвигов. Он со временем «стареет», и этот процесс сопровождается усиленной минерализацией. Поэтому частично минерализованный налет следует рассматривать как давний и его наличие является показателем плохой гигиены полости рта. Для оценки гигиены полости рта в ходе эпидемиологических обследований, определения эффективности средств гигиены, а также для выявления ее роли в этиологии заболевания зубов и пародонта крайне необходимым представляется наличие индексов, отражающих качество и количество зубных отложений, в частности зубной бляшки и мягкого налета. Методы их обнаружения и количественной оценки основаны на химической реакции или сорбции красителей с внеклеточными полисахаридами отложений. Чаще всего для этих целей используют «бисмарк коричневый», таблетки и растворы «эритрозина», раствор основного фуксина: Fuchsini bas.— 1,5, Spiritus aet. 75% — 25,0, 15 капель на 1/4 стакана воды для полоскания; раствор Люголя: Kalii jodati pulv.— 2,0, Jodi crist.— 1,0, Aquae dest. ad — 40,0. Йод в растворе иодида калия окрашивает полисахариды налета и бляшки в желтовато-розовые тона в результате образования комплексных соединений. Применяют раствор Люголя в виде зубодесневых аппликаций с помощью небольших ватных тампонов на вестибулярную поверхность зубов. Раствором основного фуксина зубной налет окрашивается путем энергичного полоскания полости рта в течение 30 секунд, после чего избыток красителя удаляется полосканием обычной водой. Налет при этом окрашивается в грязно-красный цвет. Эритрозин можно использовать в виде таблетки, которая энергично перемещается во рту 30 секунд, или в виде полоскания полости рта раствором. Налет окрашивается в интенсивно-красный цвет. Количественную и качественную оценку налета можно проводить по методу Федорова — Володкиной. Г. Н. Пахомов предложил определять этот индекс не на 6, а на 12 зубах верхней и нижней челюстей, что позволяет более точно оценивать достояние гигиены полости рта. В литературе описано несколько десятков методов оценки гигиены полости рта, но все они в принципе аналогичны изложенному и отличаются лишь в деталях и целевым назначением. Пищевые остатки — это четвертый слой зубных отложений. Частички пищи располагаются чаще всего в ретенционных местах. Они легко удаляются при движении мышц губ, языка, щек, при полоскании полости рта. При употреблении мягкой пищи остатки ее могут подвергаться брожению, гниению, а получающиеся при этом продукты способствуют метаболической активности микроорганизмов зубной бляшки. Вместе с тем бляшка не является непосредственным продуктом разложения пищевых остатков. Их влияние на пародонт связано со скоростью самоочищения полости рта и ухода за ней. Например, следы сахара, введенного в водном растворе, остаются в течение 15 минут, тогда как сахар, употребляемый в твердом виде, остается в течение 30 минут. Липкие продукты питания — хлеб, конфеты, кондитерские Изделия с большим содержанием масла, маргарина — остаются на поверхности зуба более 1 часа.

Минерализованные зубные отложения (зубной камень) также являются приобретенной структурой полости рта. Еще в X веке их рассматривали как причину заболеваний пародонта. В зависимости от расположения поверхности зуба различают над- и поддесневой зубной камень.

Наддеснёвой камень располагается над гребнем десневого края, его легко обнаружить на поверхности зубов. Этот камень обычно белого или бёловато-желтого цвета, твердой или глинообразной консистенции, легко отделяется от зубной поверхности путем соскабливания или скалывания. Цвет его зависит от пищевых пигментов или табака (у курящих). Камень можно обнаружить на одном зубе, группе зубов или на всех зубах, чаще всего на тех поверхностях, которые расположены рядом с устьями выводных протоков слюнных желез.

Наддесневои камень в различном количестве образуется у всех людей, но с возрастом его количество увеличивается. В механизме образования наддесневого камня-важную роль играют нерастворимые кальциево-фосфорные соединения из слюны на базе детрита полости рта. То есть, наддеснёвой камень относят, к слюнному типу. Он состоит из неорганических (70—90%) и органических компонентов. Неорганическая часть представлена фосфатами и карбонатами кальция, а также микроколичествами других металлов и микроэлементов. Органический компонент камня, представлен слущившимся эпителием, лейкоцитами, микроорганизмами. Около 10% органической части камня составляют углеводы (галактоза, глюкоза, маноза и т. д.).

Поддесневой камень обычно невидим, так как он располагается под десной в образовавшемся патологическом десневом кармане. Чтобы, определить, местонахождение и протяженность поддесневого камня необходимо аккуратное зондирование. Этот камень обычно плотный и твердый, темно-коричневого или зеленовато-черного цвета и плотно прикреплен к поверхности корня зуба. Образуется поддесневой камень лишь в пришеечной области и на поверхности корня зуба при возникновении патологического зубодесневого кармана. В настоящее время доказано, что источником минеральных компонентов для этого камня является десневая жидкость, которая напоминает сыворотку крови. Состав поддесневого камня сходен с наддесневым. По своей структуре — это минерализованная зубная бляшка. Количественная оценка зубного камня основана на тех же принципах, что и выявление зубного налёта, но применяется реже. Зубной камень может быть хорошо окрашен фуксином. Чаще всего диагностические красители применяются для контроля полноты удаления камней. Для этого рекомендуется применять 6%-ный раствор основного фуксина для аппликаций или 0,75%-ный раствор для полоскания в течение 20 секунд. Можно также использовать раствор Люголя и другие красители.

12. Значение зубного налета и пищевых остатков в развитии кариеса и заболеваний пародонта. Образование, локализация, состав, свойства мягкого вещества зубного налета. Его отличие от зубной бляшки. Влияние различных факторов на скорость образования зубного налета.

Зубной налет — это плотное об­разование, которое состоит из бак­терий, расположенных внутри мат­рицы. Матрица налета образуется из белков, полисахаридов, липидов и некоторых неорганических ве­ществ (кальций, фосфаты, магний, калий, натрий и др.).

На образование и распределение зубного налета влияют следующие факторы:

• количественный и качественный состав бактериальной микрофло­ры полости рта;

• скорость секреции и свойства слюны;

• состояние десны и степень ее вос­паления;

• стадия прорезывания и функцио­нальное состояние зуба;

• анатомия и морфология поверх­ностей зуба;

• качество пищи и количество по­требляемых ферментируемых уг­леводов;

• наличие навыков гигиены поло­сти рта, использование фторидов и других средств профилактики;

• активные движения языка, губ и челюстей во время жевания и речи.

Зубной налет образуется путем адсорбции микроорганизмов на по­верхности эмали и увеличивается вследствие постоянного наслаива­ния новых бактерий, причем в определенной последовательности: вначале кокковая флора, затем па­лочковидные и нитевидные бакте­рии. По мере роста налета и увели­чения его толщины начинают пре­обладать анаэробные формы бакте­рий. В нормальной микрофлоре по­лости рта особо выделяются лакто-бациллы, актиномицеты, Str. saliva-rius, Str. mutans, которые при опре­деленных условиях (низком значе­нии рН и высоком содержании са­харозы) приобретают выраженные кариесогенные свойства.

Интенсивность кариеса и гинги­вита у молодых людей находится в прямой зависимости от количества и распределения налета на зубах. Чаще всего зубной налет располага­ется над десной, в пришеечной об­ласти, в фиссурах. Он представляет собой пористую структуру, что по­зволяет углеводам свободно прони­кать в его глубокие слои. При прие­ме мягкой пищи и употреблении значительного количества легко ферментируемых углеводов проис­ходит значительный и быстрый рост налета.

Следует отметить, что зубной на­лет менее плотно прикреплен к по­верхности зуба, чем пелликула; в то же время в отличие от пищевых остатков его нельзя удалить про­стым полосканием. Наибольшие трудности представляет очищение фиссур, ямок, проксимальных по­верхностей, десневого края.

Кальцификация зубного налета приводит к образованию зубного камня (твердые отложения различ­ной консистенции и окраски).

Углеводы. Современный человек включает в свой рацион много угле­водов, которые можно подразделить на две большие группы: 1) легко ферментируемые углеводы — сахара и крахмал, прошедший кулинарную обработку; 2) сахарозаменители.

Бактерии используют углеводы для питания и построения матрицы зубного налета, и конечным про­дуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вы­зывают деминерализацию эмали. Самыми выраженными кариесоген-ными свойствами обладает сахаро­за, почти такими же — сочетание глюкозы и фруктозы.

Возникновению и прогрессиро-ванию кариеса зубов способствуют некоторые особенности питания, характерные для современных усло­вий:

• высокое содержание в пище легко ферментируемых углеводов, осо­бенно сахара;

• увеличение частоты приема пи­щи

• уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жева­ния, приводящего к повышению слюноотделения и «естественно­му очищению полости рта»;

• уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариеса зубов.

Более важна частота приема саха­ра, чем его общее количество. При увеличении частоты приема легко ферментируемых углеводов равно­весие между де- и реминерализа-цией эмали сдвигается в неблаго­приятную сторону и наблюдается прогрессирование кариозного про­цесса. Повышенная концентрация сахара в полости рта сохраняется после приема в течение 20—40 мин, и это время используется микро­флорой зубного налета для утилиза­ции углеводных остатков, обладаю­щих кариесогенным действием.

13. Зубной камень. Виды. Образование, состав, методы выявления. Влияние различных факторов на скорость образования зубного камня. Роль минерализованных зубных отложений в возникновении и течении заболеваний пародонта.

Зубной камень — отвердевший зубной налёт, образующийся на поверхности зубов. Зубной камень достаточно тёмный, что объясняется тем, что в его состав входят остатки пищи, отмершие клетки, бактерии, соли фосфора, железа и кальция.

Зубные отложения делятся по месту из расположения:

§ Наддесневые – находятся над уровнем десны, их легко увидеть на поверхности зуба в виде беловатых или желтоватых отложений, чаще всего они образуются с внутренней стороны зубов.

§ Поддесневые зубные отложения - находятся в глубине десны, располагаясь в десневых или пародонтальных карманах , их невозможно увидеть при обычном визуальном осмотре, наличие таких отложений определяет стоматолог.

Факторы, способствующие развитию зубного камня:

§ Привычка к перекусам и употребление большого числа углеводов и газированных напитков,

§ Нарушение процесса жевания,

§ Заболевания внутренних органов,

§ Употребление преимущественно мягкой пищи,

§ Курение и употребление алкоголя.

По своему составу поддесневой и наддесневой зубной камень несколько отличаются друг от друга. Первый является более твердым и в нем преобладают фосфат кальция и магния, а также карбонат кальция. Второй же более мягкий по структуре, он образуется их зубного налета, в котором довольно много клеток эпителия, бактерий, слизи, остатков пищи, которые связываются вязкой слюной.

Для профилактики образования зубного камня следует регулярно и правильно чистить зубы. Врачи рекомендуют использовать хорошие зубные пасты и качественные щётки, зубные нити, и регулярно посещать стоматолога. Также можно использовать ополаскиватели для полости рта. Использоватьзубочистки