Культура Казахстана в 1965-1991 гг

Развитие системы образования. Было введено обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.

В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8 910 школах - 3 257,2 тыс. учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количества учащихся, что было вызвано демографическими причинами.

Продолжала развиваться система высшего образования. Увеличивалось количество вузов. Если в 50-х годах в республике было 26 высших учебных заведений, то к 1980 г. их численность увеличилось до 55, в которых обучалось свыше 250 тыс. человек.

 

С 1991 разрешено частное образование.

Наука. С 1972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреждение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. Одно из ведущих мест в стране заняли исследования казахстанских ученых-медиков, энергетиков, кибернетиков. Сложным было положение гуманитарных наук, где ощущался сильный пресс идеологических догм и установок. Более динамично шли исследования в области казахского языкознания и антропологии.

В целом в 1978 г. в Казахстане было более 200 научных учреждений, в которых работало более 30 тыс. научных работников. В республике трудились 707 докторов и 10 840 кандидатов наук. 7 ученых стали Героями Социалистического Труда, 18 ученых получили Ленинские, более 70 - Государственные и Республиканские премии.

Музыка, театр и кино. Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1965-89 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых "Наш милый доктор" (Ш. Айманов, 1957), "Сказ о матери" (А. Карпов, 1963), "Выстрел на перевале" (Б. Шамшиев, 1968), "Кыз Жибек" (С. Ходжиков, 1970), "Конец атамана" (Ш. Айманов, 1970), Транссибирский экспресс" (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР.

В целом развитие культуры в 60 - 80-е гг. было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.

Религиозная жизнь. В советский период вся религиозная деятельность находилась под жестким контролем и систематически подавлялась. Однако казахи, чьи предки были обращены в ислам в 9 в., сохранили свою приверженность этой религии. В январе 1990 в Казахстане было учреждено Духовное управление мусульман. Однако конфликты между верующими и опасение, что в стране распространится исламский фундаментализм, заставили государство ограничить сферу деятельности ислама.

Музеи и библиотеки. В 1989 в Казахстане было 99 музеев и 9700 библиотек, включая центральную Государственную библиотеку в Алма-Ате. Из-за недостатка финансирования эти учреждения в начале 90-х сталкивались с серьезными проблемами по сохранению и увеличению своих фондов.

 

Тема № 15 Со­вре­мен­ный пе­ри­од ка­зах­ской куль­ту­ры.

Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Процесс национально-культурного возрождения означает смену культурной парадигмы. Пересмотр прежних концепций, возвращение забытых или запрещенных имен - характерные черты культурной жизни современного Казахстана. За десятилетие независимости было по существу положено начало созданию новой казахской истории. Однако "свобода слова" стала тяжелым испытанием для казахских историков. Впервые, за последнее столетие писать и печататься может каждый, было бы желание и материальные возможности. В этой ситуации на нас просто обрушился поток исторических сочинений разного уровня и качества исполнения. Анализ и критика данной историографии отдельный вопрос. Здесь хотелось бы только отметить, что обилие исторических сочинений, написанных как профессионалами, так и непрофессионалами является ярким и убедительным доказательством всенародного интереса к своей собственной истории. Сегодня в Казахстане казахской историей интересуются все казахи.

Безусловно, здесь мы не избежали, да и не могли избежать мифологизации и приукрашивания своего исторического прошлого. Подобное состояние исторического знания в период национально-культурного возрождения неизбежно и вполне оправдано, поскольку происходит процесс "возрождения реабилитируемого прошлого, как правило, приобретающего сходство с золотым веком". Но в целом этот процесс не вызывает, опасения поскольку подобного рода работы подвергаются резкой критике как внутри страны, так и за рубежом. Особенно в России, где сегодня живет достаточное число профессиональных историков, наших бывших соотечественников которым не безразлично состояние и развитие исторической науки в Казахстане. Их заинтересованность во многом связана с тем, что они знают предмет "изнутри", поскольку многие их них писали и создавали казахскую историю в советское время.

Безусловно, основная тенденция в развитии исторической науки в современном Казахстане - это освобождение от груза советской концепции. В первые годы Независимости здесь во многом преобладал принцип - плюс на минус, черное- на белое. К примеру, если в прежние времена казахская элита характеризовалась всегда негативно, теперь имеет место идеализация казахских ханов и султанов. Все они предстают перед нами как великие люди, радетели за интересы и нужды народа. Особенно наглядно этот процесс проявился в оценке личности Джангир-хана. В 2001 году праздновался юбилей- 200-летие образования Букеевского ханства. В многочисленных публикациях и специальных исследованиях Джангир-хан представлен как выдающийся реформатор и защитник народа, что не во всем соответствует реальности. Как известно, истина всегда находится где-то посередине.

Процесс национального возрождения сопровождается не только повышенным интересом в казахской истории, но и возрождением собственных традиций и обрядов. Возрождение казахских традиций воспринимается сегодня в Казахстане как восстановление исторической преемственности. Для казахского народа это очень сложная и во многом болезненная проблема, поскольку речь идет о восстановлении утраченной традиции. Современные казахи - это уже давно не скотоводы-кочевники. Кроме того имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с "пережитками прошлого". Однако казахи и тогда, и сегодня с завидным постоянством и упорством сохраняли осколки прежнего образа жизни. Здесь особое место принадлежит родовому сознанию. Род, родовое деление это - идеология казахского народа. Это уникальное явление возникло в глубокой древности и часто отожествлялось с первобытностью, тем не менее, родовое деление существует в этнографической современности. Этот "вечный больной" приспосабливается к самым разным социальным и политическим ситуациям, каждый раз, воспроизводя себя не столько как жесткую структуру, сколько в качестве фона для всех остальных институтов народной культуры" (Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибрск.1990. С. 9). Несмотря на широкую компанию искоренения трайболизма и "жузовщины", как тогда они именовались в советской пропагандисткой литературе, родовое сознание казахского народа продолжало сохраняться на протяжении веков. Оно долгое время не имело однозначной оценки в среде самих казахских интеллектуалов. Одни видели в нем угрозу национальному единству, другие рассматривали знание "жеты ата" (семи предков), как явление национальной культуры, проявление казахской ментальности. Все точки "над и" поставил Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей книге "В потоке истории" особо остановился на роли и значении родового сознания в культурной жизни современного Казахстана. "... принцип "жеты ата", институт родственных связей ненавязчиво и глубоко задавали каждому казаху и всему народу сильнейший инструмент духовного единения. Принцип "семи колен", хотя и совсем прост, был могучим определяющим ядром, сердцем этнической целостности на основе семейно-родственной любви. Казахский народ как этнокультурная общность сохранился именно благодаря своей этноколлективной памяти, сохраненной в родовом делении. Подтверждением восстановления родового сознания в современном Казахстане является в частности публикация разного типа родословен(шежире), посвященных как всему казахскому народу, тау и отдельным племенам и родам и даже отдельным семьям.. "Шежіре"- трактуется в казахстанской историографиии как особая форма исторической памяти народа посвященных истории так называемая "степная устная историография".

Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан. 1990-2000-е годы стали, бесспорно, новым этапом в истории казахской культуры. Были возрождены древний праздник Наурыз и искусство музыкально-поэтической импровизации — айтыс. Для Казахстана в целом этот период также ознаменован формированием нового качества его многообразной культуры. В репертуаре музыкальных коллективов и на сценах театров казахстанская тематика стала главной. Прошли фестивали, посвященные юбилеям деятелей культуры, науки: Абая Кунанбаева, Курмангазы Сагырбайулы, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Жамбыла Жабаева, Магжана Жумабаева и других. Политика государства в сфере культуры нашла отражение в таких трудах Президента Нурсултана Назарбаева, как «В потоке истории», «Стратегия создания и развития Казахстана как суверенного государства», «Будущее Казахстана – в идейном единстве общества» и других, в решениях Национального совета по государственной политике при Президенте Республики Казахстан (1993 г.) Развитие казахской культуры благоприятствует социально-культурному и нравственному возрождению общества в целом, а также развитию культур этносов, населяющих Казахстан, укреплению международных связей. В годы независимости были созданы десятки этнокультурных центров, творческих коллективов. Поступательный рост экономики позволил проводить реформы в социально-культурной сфере. Была разработана Государственная программа поддержки культуры, рассчитанная на 1998-2000 годы. 2000-й год был объявлен в стране Годом культуры. Увеличилось число театров — на тот момент в стране действовало два театра оперы и балета, 33 драмтеатра, четыре театра музыкальной комедии, столько же ТЮЗов, пять кукольных, 73 постоянных и 266 передвижных кинотеатров. В конце 2000-х в Казахстане насчитывалось 48 театров, 62 концертных организации, 3539 библиотек,154 государственных музея, 2259 учреждений клубного типа, восемь культурно-исторических заповедников-музеев, 42 парка отдыха и луна-парка, четыре зоопарка. В укреплении национального самосознания и в осмыслении современных процессов значительную роль сыграло посвящение отдельных лет важнейшим событиям и темам.Так, 1997 год был объявлен Годом памяти жертв репрессий,1998-й — Годом национального согласия и истории,1999-й — Годом преемственности поколений, 2000-й — Годом культуры, 2001-й — Годом независимости, 2002-й — Годом здоровья, 2003-2005 годы — Годами подъема села. В 2000-х годах в сфере культуры были достигнуты определенные результаты. Число действующих с 2001 года музеев в среднем за год увеличилось на 17 процентов. Вместе с растущим уровнем образования наблюдался спрос на библиографическую информацию.Это привело к росту пользователей библиотек в среднем на 2,3 процента с 2002 года, что, в свою очередь,породило необходимость технического обеспечения библиотек (46 процентов компьютеризированы). После кризиса и деградации в 1990-х годах многих библиотек постепенно началось возрождение библиотечного дела. При этом большая часть библиотек — 2900 (81 процент) — находилась в сельской местности. Каждый год на 20 процентов увеличивалось и количество клубных учреждений, в 2004 году их насчитывалось 2200, большая часть также располагалась в селах. В феврале 2001 года состоялось одно из значимых событий в культурной жизни страны — презентация проекта музыкального наследия Казахстана «Асыл мура». Цель проекта — систематизация, обработка и запись на цифровые носители национального музыкального наследия. Вторую жизнь обрели образцы народной, классической и современной музыки. Основной темой в произведениях писателей и поэтов стала история развития и расцвета казахского народа в конце ХХ и начале ХХI века. В 2000-х годах увидели свет ряд произведений Оразакына Аскара, Несипбека Айтулы, Алибека Аскарова и других мастеров пера. Значительным событием в культурной жизни страны стало появление романов Мухтара Магауина, Шерхана Муртазы, Жаксыбая Самрата. «Звезды» казахстанского классического искусства — скрипачка Айман Мусаходжаева, тенор Алибек Днишев, великолепные сопрано, оперные певицы Майра Мухамедкызы, Нуржамал Усенбаева и другие — стали широко известны не только отечественным, но и зарубежным ценителям классического искусства, регулярно выступая на крупнейших театральных подмостках мира. На отечественной сцене, наряду с признанными мэтрами, такими, как Бибигуль Тулегенова, Роза Багланова, Ермек Серкебаев, Роза Рымбаева, Майра Ильясова, Алтынбек Коразбаев, Макпал Жунусова и другие, удачно выступают молодые певцы Рамазан Стамгазиев, Мадина Садвакасова, Тохтар Сериков, Досымжан Танатаров… Заслуженную славу в стране и за ее пределами снискали творческие коллективы «Улытау», «МузАрт», ансамбль «Гульдер», дуэт «Нур-Мукасан» и другие. Организаторы международного фестиваля «Азия даусы» в 2003 году провели первый международный конкурс казахской песни «Астана –2003». В Казахстане ежегодно проводятся конкурсы, фестивали, посвященные творчеству молодых исполнителей, — «Шабыт», «Алтын Алма» и другие. Правительство Казахстана большое внимание уделяло пропаганде казахстанской культуры за рубежом. Например, воспитанники Алматинского хореографического училища продемонстрировали свой талант в США, Швейцарии, республиканский корейский музыкально-драматический театр принял участие в международном этническом фестивале в Республике Корея, в ряде стран прошли мероприятия, посвященные творчеству Абая… Казахстан подписал соглашения о сотрудничестве в сфере культуры с 49 странами ближнего и дальнего зарубежья. Значительными событиями в жизни страны стали встреча министров культуры стран-участниц ШОС, заседание Постоянного совета ТЮРКСОЙ. Все это свидетельствует о том, что за период независимости произошло реальное возрождение и дальнейшее развитие казахской национальной культуры и культуры народа Казахстана в целом.