Классическая русская культура XIX века.

Классическая культура XIX века характеризуется зрелостью и наибольшим числом достижений, которые и определяют «лицо» русской культуры в масштабе мировой. В отличие от Западной Европы, где становление классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков – с процессом пробуждения русского самосознания. Первыми русскими классиками были Карамзин и А.С. Пушкин. Карамзин решил очень важную для русской культуры задачу – проблему национального самоопределения (сделал историю современной России специальным предметом художественного и национального сознания). Пушкин решил принципиально иную проблему (по Достоевскому всемирная отзывчивость) способность национальной культуры отображать идеи и образы других культур. Таким образом были заложены еще две тенденции в русской культуре:

- ориентация на сохранение национального своеобразия;

- направленность на размывание национальной специфики.

Эти две тенденции лежали в основе размежевания русской интеллигенции, которая оформилась в виде западничества и славянофильства. Их бинарность – ведущая роль русской культуры XIX века. Другая бинарная структура XIX века – это противостояние консерваторов – прогрессистам любого толка (либералам, демократам, позже социалистам). В XIX веке ярким проявлением этой бинарности стало восстание декабристов, которое показало неподготовленность российского общества к серьезным преобразованиям на пути сближения с Западом. Дилема Запад-Восток не была разрешена ни при Александре I, ни при Николае I, а к середине XIX века уже хроническое противостояние приобрело характер противостояния дворянской и разночинской культур. При этом необходимо отметить, что разночинская интеллигенция была не социальной, не экономической и не профессиональной группой, а была объединена исключительно социальными идеямиÞ в русской культуре развиваются идеи нетерпимости, крайности и радикализма + значительная роль русской литературы в культуре, которая брала на себя функцию тех сфер, которые не могли развиваться свободно и открыто (политика, философия, общественная мысль). В результате все культурные процессы XIX века в России резко политизируются. В противовес официальной культуре, стоявшей на трех китах «православие – самодержавие – народность», зарождается контркультура, пронизанная революционными идеями, материализмом, нигелизмом, экстремизмом, атеизмом. Характерный лозунг контркультуры – «Никакого примирения!». Существование в русской культуре XIX века двух крайних течений: реакции и радикализма обусловили неудачу в России третьей силы – либерализма, который по своей сути пытался найти компромиссную позицию. Либерализм, как и любые формы серединной культуры, изживался и дискредитировался как справа, так и слева (Салтыков-Щедрин о либерализме: применительно к подлости). Отсюда особая роль насилия в русской культуре, культурное оправдание, насилие, как неизбежное и необходимое средство наведения общественного порядкаÞ идейная подготовка русских революций. Еще один феномен русской культуры: смешение любви и ненависти, которые перестали быть взаимоисключающими понятиями и стали взаимодополняющими. Ненависть признавалась условием и средством достижения всеобщей любви; деспотизм, путем достижения свободы. Особенно ярко это выразилось в гражданской лирике Некрасова: «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Любовь и ненависть характерна героям Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Все крупные фигуры XIX века избежали либеральной середины, их воззрение – это смесь реакции и радикализма, демократии и консерватизма, такая позиция становилась специфической национальной чертой. Другая бинарность русской культуры: противостояние национальной самобытности и размывание национальной специфики, особенно проявилось в творчестве двух величайших философов второй половины XIX века – Леонтьева и Соловьева. Леонтьев отстаивает идею «цветущей сложности» русской культуры, полагая, что все противоречия российской действительности неразрешимы. В противовес ему Соловьев развивает идею всеединства русской культуры и ищет в своей философии средство предотвращения, расколотости, раздвоенности русской культуры, абсолютизируя способность русской культуры соединять народы, религии, идеалы, добро. Все эти обозначившиеся тенденции русской культуры в XVIII-XIX веках получат новое звучание и трагический смысл в XX веке. Два идеала – «цветущей сложности» и «всеединства», которые представляли неразрешимое противоречие русской культуры, получили противоречивое разрешение в XX веке, который парадоксально соединит два этих идеала.

 

 

Тема № 9 Древняя культура и цивилизация казахов, истоки ка­зах­ской куль­ту­ры.

Казахи - основное население Республики Казахстан, общая численность которых в мире превышает 13 миллионов, населяют северо-восточную часть исламской суперцивилизации, по религиозной принадлежности мусульмане-сунниты ханифитского толка, относятся к кипчакской подгруппе тюркской группы Алтайской языковой семьи. В целях постижения данной культуры сначала рассмотрим ее во времени и пространстве, после чего определим типовые особенности казахской культуры. Казахская культура является преемницей культуры кочевников Великой евразийской степи. Поэтому анализ данной национальной культуры начнем с особенностей номадической (кочевой) культуры.

Например, понятие “земля предков” священно для кочевников, оно залог целостности собственной территории, в то же время это и признание неприкосновенности соседствующих

земель. Межобщинные отношения возникают на почве суверенности территорий. Географические признаки земли предков отпечатываются в сознании народа как святые места, то есть, окружающая среда состоит из священных гор, рек и озер, долин и холмов, могил, где обитают духи предков и т.п. Их священность завещана в наследство грядущим поколениям в легендах и мифах, сказаниях и изречениях.

В исконной казахской культуре проблема экологии непосредственно связывалась с такими понятиями в системе нравственности как “обал” (злодеяние, воздаянием за которое служит кара Всевышнего) и “сауап” (благодеяние, воздаянием за которое служит милость Всевышнего).

Многие представители западной культурологии отрицают взгляды о том, что помимо их собственной существовали другие цивилизации. По их мнению, есть только одна, написанная с заглавной буквы Цивилизация (это, конечно, европейская), все остальное же пространство является “полигоном для превращения дикарей в цивилизованных людей”. Западные миссионеры уничижительно называли коренных жителей “туземцами”. Прежде это понятие обозначало бесчеловечных дикарей. На них смотрели как на часть животного и растительного мира данной территории.

– Евразийский континент состоит из 5 этнокультурных регионов:

• 1. Муссонный Дальний Восток – пространство конфуцианско-буддистской цивилизации.

• 2. Засушливая Великая Степь – область кочевой культуры.

• 3. Субтропический Ближний Восток – исламский мир.

• 4. Лесистая Восточная Европа – очаг православной культуры.

• 5. Западная Европа – католическое пространство.

Для науки не имеет большого значения разделение культур по континентам. Например, хотя

Средиземное море разделяет Европу и Африку, для эллинской культуры оно являлось внутренним морем. Как правило, предел пространства цивилизаций обусловлен климатическими и труднопроходимыми границами. В узком значении слова под “Евразией” имеется в виду Великая равнина от Карпат до Китая. Она состоит из трех районов: Высокая Азия (Монголия, Тува, Алтай, окрестность Байкала), Центральная Азия и восточноевропейская равнина. Евразия понятие не только географическое, вместе с тем она является культурной целостностью. Евразию населяют автохтонные народы, приспособившиеся к ее ландшафту и климату: тюрки, славяне, угро-финны, монголы и другие. В этом пространстве не смогла господствовать ни одна не евразийская цивилизация.

Вышеназванное культурное пространство разделилось после принятия славянскими народами

христианства и принятия ислама большинством тюркских народов.

Основным стержнем существования казахов является широкая степь, равнинные места. Великую Степь окружают горы Алтая, Тянь-Шань, Урала, Кавказа.

Одним из главных условий определения особенностей культуры казахского народа является определение ее места в мире. Выше мы рассматривали культуру как данность, как окружающую среду, как сферу цивилизации. Здесь основным способом исследования можно назвать созерцание со стороны. Однако культурное пространство не является пустой и полой средой. Оно соединяясь внутренне с носителем культуры, находит свое проявление через его миропознание. Здесь огромно познавательное значение идеи древней философии об единстве, сообразности и гармонии макрокосмоса и микрокосмоса. Мы не собираемся ставить вопросы: что такое космос? Какова его структура? Как он появился? Наша цель сводится к описанию проявлений природных и космических творений в одной определенной культуре. То есть, рассматривать культурное пространство изнутри.

“Непосредственная близость происхождения казахов к естественной действительности, –

пишет М. Орынбеков, – близость с эмоциональной позиции к наблюдаемому, воспринимаемому миру нашло свое отражение в понимании ими своего внутреннего мира, нравственных начал существования”. Если для западной цивилизации космос и природа являются только объектом действий, соответсвующих человеческим целям и по причине этого находятся вне личности, то для кочевников они являются действующей личностью.

Выкристаллизованная за века народная мудрость считает все миры одним целым, люди признаются частью единой природы.

В мифологии тюркских народов так описывается строение космоса: семь уровней Земли, на ней – Синяя гора, на Синей горе – Синее дерево, оно подпирает синий небесный купол. Этот образ похож на строение юрты.

Один из впечатляющих образов в представлении казахов о мире – мировое дерево. Символ мирового древа обозначает движение вверх, непосредственную связь Земли и Неба. Карабкаясь по высокому стволу этого дерева, герои эпосов могли достигать небесных тел. Еще одна роль, выполняемая мировым деревом, это то, что оно связывает верхний и средний миры еще с одним – нижним миром. Мир живых не теряет связи с прошлым, зоной аруахов (духи предков).

Таким образом, в духовной культуре казахов обожествление неба как Тенгри-Бога является важным элементом этой культуры. Поднимать небо на божественный уровень не означало боязни его, науке известно, что это является особенностью мироощущения древних мифов и религий.

Происхождение казахи начинают от верховного бога тюрков – Небесного Тенгри. Каганы, по его милости правящие народом, назывались “Рожденные на Небе и украшенные Солнцем и луной”. В тюркских текстах все победы тюрков связывались с Небесным Тенгри. Почитание Неба и его светил является важным признаком миропознания всех народов, принадлежащих тюркской цивилизации. Например, известно, что в эпосе “Огуз-наме” Огуз каган дает своим детям имена Небо, Солнце, Луна, Звезда, Гора, Море. Нельзя воспринимать тенгрианство как религию многобожия из-за того, что здесь обожествляются силы природы. Мнение о том, что до прихода ислама у казахов не существовало понятия конкретного бога, не соответствует истине. Кочевники считали единственным создателем Небесного Тенгри, впоследствии Тенгри и Аллах превратились у казахов в синонимы.

В связи с распространением в евразийской степи исламской религии, подверглись изменениям и представления кочевых народов о космосе. Прежнее древнее наследие не исчезло, оно синкретически соединилось с исламской космогонией. Согласно этим представлениям, вселенная состоит из двух миров: “фңни” (тленность) и “бақи” (вечность). Соответственно этому, человеческая жизнь бесконечна. Переход из тленности в вечность, то есть уход из этого мира означает, что душа переносится из одной формы в другую,

превращаясь в свет. Идея о вечности души издревле присутствует в казахской культуре. Согласно Аль-Фараби и Ходжа Ахмеду Йассауи, Абаю и Магжану, вообще мыслителям Востока, смысл человеческого существования на этом свете определяется вечностью души. В противном случае смысл жизни сводился бы лишь к животному существованию. Проводник, указывающий направление человеку и вселенной, залог их вечности и бесконечности – Нур. Лишь умом человеку его не постичь, его нужно увидеть, понять и принять всей своей сущностью.

В исконной казахской культуре понятия Вселенная и Нур конкретизируются посредством правильного понимания Мира. Мир не означает простое скопление вещей и явлений, сведенных вместе. Мир – одно целое, то есть он внутренне соединен с человеком.

Когда человек остается один на один с бескрайней Вселенной, возможно появление у личности осознания бренности, отторжения, отношения подчиненности. Поэтому, народное мировоззрение воспринимает космос не в качестве чуждой силы, а напротив, как очень близкую себе природную данность. В духовной культуре казахов применяются несколько способов овладения вселенной: изображение ее как благоприятную для жизни бесконечность (Бухар жырау), восхваление ее величия как возвыщающий, но не подавляющий человека мир (Казтуган), определение напевных ритмов ее частей (аль-Фараби).

Светлый Мир является постоянной и мощной опорой для человека. Почитая Светлый мир как

свою опору, народ называет его возвышенно Белый Свет. В традиционной казахской космогонии существуют такие определения Вселенной-Мира: белый свет, изменчивый мир, бесконечный мир, непредсказуемый мир... то есть, вселенной свойственны все присущие человеку качества, они (человек и вселенная) являются близнецами.

В культуре тюркских народов наряду с Небом признаются богоподобными, божественными,

священными явлениями и его светила. В таком аспекте особенно отлична роль, исполняемая

Солнцем. Не зря в древних мифах и легендах, сказках героини носят имена Кунсулу (Солнечная красавица ), Кун астындагы Куникей қыз ( красавица Куникей под Солнцем ) Достаточно оснований для того, чтобы называть данную культуру солярной (солнечной). Археологические и этнографические сведения указывают на тесную связь Солнца и Человека. Например, ученые обнаружили в долинах Саймалы-Таш, Тамгалы, Ешкиольмес множество петроглифов: рисунков богов и людей с солнцеподобными головами. Антропоморфные круглоголовые лики со светящимися лучами наподобие солнечных, высечены на камнях. Изображение Солнца как Бога – явление, присущее древним цивилизациям Востока. Найденные на территории Казахстана солярии схожи с образами Ахура-Мазды и Митры, высеченными на скале Бехистун в Иране. Науке известно, что еще один характерный образ для азиатских культур, начиная с шумерского, антропоморфные изображения с головами, похожими на звездное небо. В Алтынтюбе, находящемся возле реки Арыс, есть множество изображений “золотоголовых“. Позднее этот образ стал основой для изображения Небесного Бога – Кок Тенгри. С древних времен эти изображения богов использовались в магических целях.

На головном уборе национального символа Казахстана – “Золотого человека” изображено

испускающее лучи Солнце. Еще одним небесным светилом, почитавшимся в азиатской цивилизации наряду с Солнцем, является Луна. В древней тюркской культуре Луна считалась заместительницей Солнца, символом красоты, в многих памятниках почитается как женщина. Значение Луны для кочевником было огромным. Скотоводы в степи, темными ночами наблюдая восход и закат Луны, выводя свои заключения, вычисляли смену времен года. Они знали, что новорожденный месяц с каждым днем уменьшается в размерах, в конце концов “заканчивается” и приходит межсезонье. В это время меняется погода, выражаясь по-научному, преобладают циклоны. Народное миропознание хорошо знало о влиянии Луны на климат.

Однако, главное символическое значение Луны связано с местом, занимаемом ею между днем и

ночью. Пусть Солнце зашло, но Свет (нравственность, доброта, тепло) остается. На небо сияя,

восходит дублер Солнца – Луна. Борьба между добром и злом приобретает космический характер.

По мнению Чокана Валиханова, казахи обожествляли луну. Эта традиция идет со времен древности. Например, в рисунках, высеченных на скалах в горах Каратау изображены бинокулярно соединенные спаренные люди. Подобные изображения обнаружены и на территории Внутренней Монголии. У одного из изображенных здесь людей окружность вокруг головы испускает лучи, но у второго этого нет. Это обозначает бинарную оппозицию (Солнце и Луна). Соединяющая Солнце с Луной линия обозначает “священный путь” людей.

Равнение Солнца и Луны является одной из идей, широко распространенных в мировой культуре. В исламском мире Месяц превратился в религиозный логотип. Здесь следует учесть

один факт. Символика Луны тесно связана с гомогенной культурной традицией. Она является

признаком, соединяющим живой мир с миром духов. Установка на мусульманских кладбищах

знака Месяца показывает преемственность поколений и традиций.

Как отмечалось выше, Луна является образцом красоты и изящества. В казахском эпосе красота, нежность, изящность сравниваются с Луной: “Словно новорожденный месяц, идет,

покачивая станом” (Кыз Жибек), “Единственная дочь Гульбаршин – словно пятнадцатидневная луна” (Алпамыс), “Хорошая Луна как Солнце, так же освещает мир” (пословица). В традиционной казахской культуре место звездного неба, поражавшего И. Канта, особое. Если осветленный Космос формируется в результате вечной борьбы Хаоса и Гармонии и победы человечности, нравственности и порядка, то нарушение данного порядка (установившееся расположение звезд) считалось предвестником большого несчастья.

Каждая звезда, являющаяся символом постоянства и порядка, имеет непосредственное отношение к человеческой судьбе. Падающая звезда воспринималась как гибель чьего-нибудь

шанырака, гибель человека. Звезда каждого – указатель к его счастью. Носитель традиционной культуры не боялся смерти. Он воспринимал ее спокойно, как присущую космическим силам закономерность.

 

 

Тема № 10 Тюрк­ская ци­ви­ли­за­ция. Куль­ту­ра ко­чев­ни­ков.

Казахская культура – прямая наследница древнетюркской цивилизации. Благодаря достижениям археологической науки теперь мы знаем, что наши предки имели средневековую городскую культуру, ирригационные сооружения, архитектуру, искусство. Доказано, что наша родина была колыбелью своеобразной степной цивилизации, сочетавшей в себе симбиоз культуры земледельцев и скотоводов, Города и Степи. Причем традиции взаимодействия прослеживаются и ранее - в эпоху бронзы.

Города образовываются в поймах рек, междуречье, на соединении континентов, на трассе торговых караванных путей, т.к. города были центрами сосредоточения торговли и ремесла, с\хозяйства, таким регионом на территории Казахстана было Семиречье.

Первое описание городов Семиречья принадлежат буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суяб). Этот город в окружности 6-7 ли.В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю(кагану).Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя…Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгода – поровну».

В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйства .Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев.С другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат

Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологических материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в 6-первой половине 9в.в. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.

Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее ярко проявление этой интеграции наблюдается в культуре города. Кстати, археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6-9в.в., которые можно считать остатками городов.Известны названия некоторых из них – Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар, Шавгар. В этих городах выделяются: цитадель, шахристан и рабад

В юго-западном Семиречье, по археологическипм данным, насчитывается 27 городищ, которые в большинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке. Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии.И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались на городской культуре области.Связанная тесными экономическими и культурными связями с Средней Азией, она испытала сильной воздействие мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь среди городского населения. Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время. В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе – города Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар – Яссы, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях Сырдарьи – Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах – Баладж и Берукет.

Великий Шелковый путь.С первых шагов своей государственной истории тюрки, контролировали важные участки евразийского Торгового пути, получившего в конце 19в. с подачи труда немецкого географа и геолога Рихтгофена «Китай» экзотическое название «Шелковый путь», ибо основным экспортным товаром из Китая в страны Запада являлся шелк, ставший международной валютой.

Для истории Казахстана крайне актуально исследование проблемы взаимодействия кочевых и оседлых цивилизаций, отношений между Степью и Городом. Трасса Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Иссык-Кульская котловина – Восточный Туркестан оставалась основной до 14в. На трассу выходил еще и и другой маршрут: из Византии через Дербент в Прикаспийские степи – Мангыстау – Приаралье – Южный Казахстан. Так выглядел Казахстанский участок Великого Шелкового пути.Из Шаша дорога шла через перевал на Турбат в Испиджаб, располагавший караван-сараями, торговыми постройками, хозяевами которых были купцы Бухары и Самарканда.Географ 10в.Ибн Хаукаль писал: «Испиджаб состоит из медины, цитадели и рабада.У медины четверо ворот…Это обильный людьми и обширный город, во всем Хорасане и Мавераннахре нет города, с которого не взимался бы харадж, кроме Испиджаба» Покинув Испиджаб, караваны двигались в сторону Тараза. Из Тараза на восток путь продолжался по пустынной местности карлуков к городу Кулану .Автор географического словаря Якут отмечает в 20-х г.г.13в.; «Кулан – приятный городок на границе страны тюрков, со стороны Мавераннахра».

От Кулана далее на восток стояли города Мерке и Аспара.

Из Джиль-Шуба дорога шла в Сарыг – Кирмирау – Навакет(резиденциякаганов) – Пенджикент – Суяб.Суяб – крупный город Семиречья, был столицей западных тюрок, тюргешей и карлуков. Из Суяба дороги шли либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля, затем соединялись у перевала Бедель и через него, либо Ташрабат, Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

Из Иссык-Кульской котловины через перевал Санташ и долины р.Каркары шел путь в Илийскую долину, затем в Алмалык, а затем по северной оконечности мертвой пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан шел к Дунхуану и в Китай.

Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость, слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов, слонов, носорогов и львов и т.д.По Шелковому пути распространялись культурные растения. Кроме товаров по Шелковому пути распространялись религиозные идеи,искусство, музыка.

Современники тех далеких событий воспевали не только преуспевание того или иного государства, но и освоение ценностей чужих культур собственным народом, общение между народами.

Шелковый путь объединил различные мировоззренческие системы, демонстрировал веротерпимость, стремление к активному обмену инновациями. Тюрками был совершен колоссальный культурный прорыв, сформирован новый тип незамкнутой культуры со своей уникальной рунической письменностью.