Содержание
Философия и методология науки
Под редакцией В. И. Купцова
Рекомендовано Государственным комитетом РФ
по высшему образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений
АСПЕКТ ПРЕСС
Москва
(2)
Содержание
РАЗДЕЛ I................................................................................................................................... 5
I. Образ науки........................................................................................................................... 6
1. Что такое наука?..................................................................................................................................................... 6
2. Цель науки................................................................................................................................................................. 6
3. Что производит наука?.......................................................................................................................................... 7
4. Наука как процесс познания............................................................................................................................. 11
5. Знание о чем?......................................................................................................................................................... 17
6. Наука как социальный институт...................................................................................................................... 18
7. Перспективы развития науки............................................................................................................................. 22
II. Проблема возникновения науки..................................................................................... 27
1. Дата и место рождения науки........................................................................................................................... 28
2. Миф. Технология. Наука.................................................................................................................................... 30
3. Проблема «европоцентризма».......................................................................................................................... 33
4. На гребне «социальной волны»........................................................................................................................ 35
5. Из плена времени.................................................................................................................................................. 38
III. «Большая наука»............................................................................................................. 40
1. Особенности современной науки..................................................................................................................... 40
2. НАУКА И ОБЩЕСТВО....................................................................................................................................... 42
IV. ОБЩЕСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС......................................... 46
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА................................................ 46
2. ТРИ ТИПА ОБЩЕСТВА...................................................................................................................................... 47
3. КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПЕРВОЙ ПРИРОДЕ»................................................................................. 48
4. РАДИКАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВО «ВТОРОЙ ПРИРОДЕ»........................................................ 49
5. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ....................................... 51
V. ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА............................ 54
1. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ В ВЕК НТП........................................................................................................ 54
2. ПОТРЕБНОСТЬ В ДИАЛОГЕ............................................................................................................................ 58
3. ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ................................................................................................ 58
4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И ИЗМЕНЕНИЕ «МОДЕЛЕЙ» БОГА................................ 60
5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА И РОЛИ БОГА В НЕМ 62
6. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МИР И НОВЫЕ «МОДЕЛИ» БОГА.......................................................................... 64
7. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ.................................................................................................................... 67
РАЗДЕЛ II................................................................................................................................ 70
VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ.............................................................................................. 71
1. ПОЗИЦИЯ МЕХАНИСТОВ................................................................................................................................ 73
2. ВЗГЛЯДЫ ПОЗИТИВИСТОВ............................................................................................................................ 74
3. «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ» В ФИЛОСОФИИ................................................................................. 78
4. ФИЛОСОФИЯ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................... 81
5. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОЗИТИВИЗМУ.......................................................................................................... 83
VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.......................................................................... 85
1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЗНАНИЯ................................................................. 86
2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ...................................................................................................... 88
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ЗНАНИЯ................................................................................ 92
4. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................................................................... 93
5. ХАРАКТЕР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.............................................................................. 97
VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 98
1. «ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕДВИДЕТЬ».................................................................................................................... 98
2. Э. МАХ О СТАТУСЕ ОПИСАНИЯ В НАУКЕ............................................................................................... 99
3. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ».......................................................................... 101
4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОЦЕСС ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕДУКТИВНЫМ?.......................................................... 103
5. КАКОЙ ВИД ОБЪЯСНЕНИЯ ГЛАВНЕЕ?.................................................................................................. 105
6. ПОЧЕМУ КОЛОКОЛА ЗВОНЯТ НА ПАСХУ?........................................................................................... 107
7. ОБЪЯСНЕНИЕ БЕЗ ПОНИМАНИЯ. ПОНИМАНИЕ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ........................................ 108
8. И ВСЕ-ТАКИ ПОНИМАНИЕ!......................................................................................................................... 109
9. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ»........................................................................ 113
10. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПРЕДВИДЕНИЯ............................................................................................. 114
11. ХАРАКТЕР ПРОГНОЗА.................................................................................................................................. 115
12. ОСНОВАНИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ................................................................................................................... 116
IX. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ..................................... 118
1. В ПОИСКАХ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ.............................................................................................................. 118
2. КРИТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ...................................................................................................................... 123
3. ОТ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ К ЛОГИКЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ................................................................... 126
4. ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ НАУЧНОСТИ............................................................... 128
5. КОНЦЕПЦИЯ «ТРЕТЬЕГО МИРА» К. ПОППЕРА..................................................................................... 129
6. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, ПАРАДИГМЫ И НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА........................................ 132
7. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ..................................................................... 134
X. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ.................................................... 138
1. ТРАДИЦИОННОСТЬ НАУКИ И ВИДЫ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ........................................................ 139
2. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ................................................................................................................................ 148
3. НОВАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ...................................................................................... 153
XI. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.......................................................................................... 161
1. НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ................................................................................................. 162
2. НОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................................... 164
3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ «МИРОВ»..................................................................................................................... 166
4. РЕВОЛЮЦИИ И ТРАДИЦИИ.......................................................................................................................... 169
XII. ПРИРОДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ............................ 171
1. ДВА РОДА ОТКРЫТИЙ.................................................................................................................................... 171
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ.......................... 173
3. ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОПЕРНИКА............................................................................... 175
4. ГЕОМЕТРИЯ ЛОБАЧЕВСКОГО.................................................................................................................... 177
5. ОТКРЫТИЕ Г. МЕНДЕЛЯ............................................................................................................................... 182
XIII. РЕДУКЦИОНИЗМ: ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ................................. 187
1. СТРЕМЛЕНИЕ К СИНТЕЗУ........................................................................................................................... 187
2. УСПЕХИ РЕДУКЦИОНИЗМА........................................................................................................................ 188
3. КАК ОБОСНОВЫВАЕТСЯ РЕДУКЦИОНИЗМ?....................................................................................... 190
4. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ РЕДУКЦИОНИЗМА............................................................................................. 190
5. КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА....................................................................................... 197
6. ЕДИНСТВО НАУКИ И ЕЕ МНОГООБРАЗИЕ........................................................................................... 199
XIV. ИДЕАЛЫ НАУЧНОСТИ............................................................................................ 200
1. ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ?............................................................................................................ 200
2. ОСНОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАУКЕ...................................................... 201
3. ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА........................................................................................................ 205
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРИТИКИ.................................................................................................. 212
5. В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВ........................................................................................................................ 221
РАЗДЕЛ III............................................................................................................................ 227
XV. СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ......................................................... 228
1. ЗАЧЕМ НУЖНА ИСТОРИЯ НАУКИ?.......................................................................................................... 228
2. ИСТОРИЯ НАУКИ ТОЖЕ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ........................................................................... 229
3. «КАК ЭТО БЫЛО?»............................................................................................................................................ 231
4. «ПРЕЗЕНТИЗМ» И «АНТИКВАРИЗМ» - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА ИСТОРИКО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ............................................................................................................................................................................ 233
5. ОТКРЫЛ ЛИ КОЛУМБ АМЕРИКУ?............................................................................................................. 234
6. «КИММЕРИЙСКИЕ ТЕНИ» В ИСТОРИИ ПОЗНАНИЯ.......................................................................... 238
7. ТОЧКА ЗРЕНИЯ КОЛЛИНГВУДА................................................................................................................ 239
8. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИКО-НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ.................... 241
9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСТОРИЯ НАУКИ............................................................................................ 243
XVI. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ.................................................. 247
1. ДИСКУССИИ ИНТЕРНАЛИСТОВ И ЭКСТЕРНАЛИСТОВ.................................................................. 247
2. ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ В ПОЗИЦИЯХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОППОНЕНТОВ.......................... 249
3. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ............... 251
4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА............................................................................. 253
5. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ НАУЧНЫХ ИДЕЙ......................................................................................... 254
6. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ НАУКИ............................. 257
7. МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................. 259
8. НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО............................................................................................................................. 261
XVII. ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ................................................................. 265
1. КУМУЛЯТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ.............................................................................................................. 265
2. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ НАУКИ...................................................................................... 271
3. «КЕЙС СТАДИС» КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................ 283
РАЗДЕЛ IV............................................................................................................................ 292
XVIII. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА.................................... 293
1. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУКИ.................................................................................................................... 293
2. НАУКА И ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА............................................................................................................ 295
3. НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА..................................... 298
4. УЧЕНЫЙ И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО...................................................................................................... 301
5. АВТОНОМИЯ НАУКИ..................................................................................................................................... 303
XIX. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ НАУКИ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ................... 306
1. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.......................................................... 306
2. НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ................................................................................................. 309
3. НАУКА, ТЕХНИКА, ПРОИЗВОДСТВО....................................................................................................... 310
4. ПРЕВРАЩЕНИЕ НАУКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................ 313
5. БРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ....................................................................................... 316
XX. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО........................................... 319
1. ЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................. 319
2. НОРМЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................................................... 320
3. ЭТОС НАУКИ...................................................................................................................................................... 323
4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО.................................................................................. 324
5. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................. 329
6. СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................................................................ 331
7. ДОЛЖНА ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ СВОБОДА ИССЛЕДОВАНИЙ?................................................. 333
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................................... 337
ПЕРСОНАЛИИ.................................................................................................................... 348
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 389
РАЗДЕЛ I
(5)
(6)