Содержание

Философия и методология науки

 

Под редакцией В. И. Купцова

 

Рекомендовано Государственным комитетом РФ
по высшему образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений

 

АСПЕКТ ПРЕСС

Москва

 

(2)


 

Содержание

 

РАЗДЕЛ I................................................................................................................................... 5

I. Образ науки........................................................................................................................... 6

1. Что такое наука?..................................................................................................................................................... 6

2. Цель науки................................................................................................................................................................. 6

3. Что производит наука?.......................................................................................................................................... 7

4. Наука как процесс познания............................................................................................................................. 11

5. Знание о чем?......................................................................................................................................................... 17

6. Наука как социальный институт...................................................................................................................... 18

7. Перспективы развития науки............................................................................................................................. 22

II. Проблема возникновения науки..................................................................................... 27

1. Дата и место рождения науки........................................................................................................................... 28

2. Миф. Технология. Наука.................................................................................................................................... 30

3. Проблема «европоцентризма».......................................................................................................................... 33

4. На гребне «социальной волны»........................................................................................................................ 35

5. Из плена времени.................................................................................................................................................. 38

III. «Большая наука»............................................................................................................. 40

1. Особенности современной науки..................................................................................................................... 40

2. НАУКА И ОБЩЕСТВО....................................................................................................................................... 42

IV. ОБЩЕСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС......................................... 46

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА................................................ 46

2. ТРИ ТИПА ОБЩЕСТВА...................................................................................................................................... 47

3. КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПЕРВОЙ ПРИРОДЕ»................................................................................. 48

4. РАДИКАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВО «ВТОРОЙ ПРИРОДЕ»........................................................ 49

5. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ....................................... 51

V. ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА............................ 54

1. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ В ВЕК НТП........................................................................................................ 54

2. ПОТРЕБНОСТЬ В ДИАЛОГЕ............................................................................................................................ 58

3. ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ................................................................................................ 58

4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И ИЗМЕНЕНИЕ «МОДЕЛЕЙ» БОГА................................ 60

5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА И РОЛИ БОГА В НЕМ 62

6. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МИР И НОВЫЕ «МОДЕЛИ» БОГА.......................................................................... 64

7. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ.................................................................................................................... 67

РАЗДЕЛ II................................................................................................................................ 70

VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ.............................................................................................. 71

1. ПОЗИЦИЯ МЕХАНИСТОВ................................................................................................................................ 73

2. ВЗГЛЯДЫ ПОЗИТИВИСТОВ............................................................................................................................ 74

3. «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ» В ФИЛОСОФИИ................................................................................. 78

4. ФИЛОСОФИЯ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................... 81

5. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОЗИТИВИЗМУ.......................................................................................................... 83

VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.......................................................................... 85

1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЗНАНИЯ................................................................. 86

2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ...................................................................................................... 88

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ЗНАНИЯ................................................................................ 92

4. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................................................................... 93

5. ХАРАКТЕР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.............................................................................. 97

VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 98

1. «ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕДВИДЕТЬ».................................................................................................................... 98

2. Э. МАХ О СТАТУСЕ ОПИСАНИЯ В НАУКЕ............................................................................................... 99

3. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ».......................................................................... 101

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОЦЕСС ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕДУКТИВНЫМ?.......................................................... 103

5. КАКОЙ ВИД ОБЪЯСНЕНИЯ ГЛАВНЕЕ?.................................................................................................. 105

6. ПОЧЕМУ КОЛОКОЛА ЗВОНЯТ НА ПАСХУ?........................................................................................... 107

7. ОБЪЯСНЕНИЕ БЕЗ ПОНИМАНИЯ. ПОНИМАНИЕ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ........................................ 108

8. И ВСЕ-ТАКИ ПОНИМАНИЕ!......................................................................................................................... 109

9. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ»........................................................................ 113

10. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПРЕДВИДЕНИЯ............................................................................................. 114

11. ХАРАКТЕР ПРОГНОЗА.................................................................................................................................. 115

12. ОСНОВАНИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ................................................................................................................... 116

IX. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ..................................... 118

1. В ПОИСКАХ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ.............................................................................................................. 118

2. КРИТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ...................................................................................................................... 123

3. ОТ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ К ЛОГИКЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ................................................................... 126

4. ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ НАУЧНОСТИ............................................................... 128

5. КОНЦЕПЦИЯ «ТРЕТЬЕГО МИРА» К. ПОППЕРА..................................................................................... 129

6. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, ПАРАДИГМЫ И НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА........................................ 132

7. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ..................................................................... 134

X. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ.................................................... 138

1. ТРАДИЦИОННОСТЬ НАУКИ И ВИДЫ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ........................................................ 139

2. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ................................................................................................................................ 148

3. НОВАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ...................................................................................... 153

XI. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.......................................................................................... 161

1. НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ................................................................................................. 162

2. НОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................................... 164

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ «МИРОВ»..................................................................................................................... 166

4. РЕВОЛЮЦИИ И ТРАДИЦИИ.......................................................................................................................... 169

XII. ПРИРОДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ............................ 171

1. ДВА РОДА ОТКРЫТИЙ.................................................................................................................................... 171

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ.......................... 173

3. ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОПЕРНИКА............................................................................... 175

4. ГЕОМЕТРИЯ ЛОБАЧЕВСКОГО.................................................................................................................... 177

5. ОТКРЫТИЕ Г. МЕНДЕЛЯ............................................................................................................................... 182

XIII. РЕДУКЦИОНИЗМ: ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ................................. 187

1. СТРЕМЛЕНИЕ К СИНТЕЗУ........................................................................................................................... 187

2. УСПЕХИ РЕДУКЦИОНИЗМА........................................................................................................................ 188

3. КАК ОБОСНОВЫВАЕТСЯ РЕДУКЦИОНИЗМ?....................................................................................... 190

4. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ РЕДУКЦИОНИЗМА............................................................................................. 190

5. КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА....................................................................................... 197

6. ЕДИНСТВО НАУКИ И ЕЕ МНОГООБРАЗИЕ........................................................................................... 199

XIV. ИДЕАЛЫ НАУЧНОСТИ............................................................................................ 200

1. ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ?............................................................................................................ 200

2. ОСНОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАУКЕ...................................................... 201

3. ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА........................................................................................................ 205

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРИТИКИ.................................................................................................. 212

5. В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВ........................................................................................................................ 221

РАЗДЕЛ III............................................................................................................................ 227

XV. СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ......................................................... 228

1. ЗАЧЕМ НУЖНА ИСТОРИЯ НАУКИ?.......................................................................................................... 228

2. ИСТОРИЯ НАУКИ ТОЖЕ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ........................................................................... 229

3. «КАК ЭТО БЫЛО?»............................................................................................................................................ 231

4. «ПРЕЗЕНТИЗМ» И «АНТИКВАРИЗМ» - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА ИСТОРИКО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ............................................................................................................................................................................ 233

5. ОТКРЫЛ ЛИ КОЛУМБ АМЕРИКУ?............................................................................................................. 234

6. «КИММЕРИЙСКИЕ ТЕНИ» В ИСТОРИИ ПОЗНАНИЯ.......................................................................... 238

7. ТОЧКА ЗРЕНИЯ КОЛЛИНГВУДА................................................................................................................ 239

8. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИКО-НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ.................... 241

9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСТОРИЯ НАУКИ............................................................................................ 243

XVI. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ.................................................. 247

1. ДИСКУССИИ ИНТЕРНАЛИСТОВ И ЭКСТЕРНАЛИСТОВ.................................................................. 247

2. ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ В ПОЗИЦИЯХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОППОНЕНТОВ.......................... 249

3. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ............... 251

4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА............................................................................. 253

5. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ НАУЧНЫХ ИДЕЙ......................................................................................... 254

6. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ НАУКИ............................. 257

7. МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................. 259

8. НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО............................................................................................................................. 261

XVII. ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ................................................................. 265

1. КУМУЛЯТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ.............................................................................................................. 265

2. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ НАУКИ...................................................................................... 271

3. «КЕЙС СТАДИС» КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................ 283

РАЗДЕЛ IV............................................................................................................................ 292

XVIII. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА.................................... 293

1. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУКИ.................................................................................................................... 293

2. НАУКА И ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА............................................................................................................ 295

3. НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА..................................... 298

4. УЧЕНЫЙ И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО...................................................................................................... 301

5. АВТОНОМИЯ НАУКИ..................................................................................................................................... 303

XIX. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ НАУКИ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ................... 306

1. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.......................................................... 306

2. НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ................................................................................................. 309

3. НАУКА, ТЕХНИКА, ПРОИЗВОДСТВО....................................................................................................... 310

4. ПРЕВРАЩЕНИЕ НАУКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................ 313

5. БРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ....................................................................................... 316

XX. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО........................................... 319

1. ЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................. 319

2. НОРМЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................................................... 320

3. ЭТОС НАУКИ...................................................................................................................................................... 323

4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО.................................................................................. 324

5. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................. 329

6. СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................................................................ 331

7. ДОЛЖНА ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ СВОБОДА ИССЛЕДОВАНИЙ?................................................. 333

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................................... 337

ПЕРСОНАЛИИ.................................................................................................................... 348

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 389

 


 

РАЗДЕЛ I

 

(5)

(6)