Курс «трёх красных знамён в Китае».

Курс красных знамен – новые установки по ускоренному построению социализма и коммунизма.

1е знамя – в течении 10 лет перегнать СССР, США и построить великое социальное государство и приступить к строительству социализма.

2,3е знамя – К концу 5летки увеличить промышленное производство в 6,5 раз. А с/х в 2,5 раз. Во всех видах промышленности ставились рекорды. Трудились под лозунгами: «уложить 20 лет за 1 день», «Встряхнуть массы», «10 дней и 10 ночей в поле», «победить в войне с природой» (снесли много гор, осушались болота), «повернуть реки», «борьба с вредителями» (крысы, мухи, москиты, улитки, воробьи) – экологическая катастрофа, нарушение природного равновесия.

Под лозунгом «вся страна варит сталь» в Китае развернулось движение за создание базы «малой металлургии». Была поставлена задача соорудить более 10 тыс. малых и средних металлургических печей, ежегодной производительностью 20 млн. т чугуна. Небольшие металлургические печи, строившиеся на основе традиционной технологии, создавались как в городах, так и в сельской местности. Миллионы людей приняли участие и в «битве за сталь». К осени того же года в стране варили металл более 700 тыс. кустарных доменных печей, а всего в непромышленном производстве металла было занято до 100 млн. человек. В усиленном темпе работала и вся промышленность, причем предприятия стремились максимально увеличить объем производства, не заботясь о рациональном использовании ресурсов.

Летом 1958 г. под лозунгом «три года упорного труда - десять тысяч лет счастья!» весь Китай был мобилизован для участия в «большом скачке». Огромные массы народа были собраны для осуществления ирригационных проектов. В отдельные дни на сооружение водохранилищ выходило до 150 млн. человек. Сам Мао Цзэдун выезжал для участия в создании водохранилища.

3е знамя – создание народных коммун – ячейки коммунистического общества. Основной принцип, на котором должны были основываться народные коммуны, состоял в тотальном обобществлении всей жизни их членов. Начать, следовало с экономики, посему в деревне подлежали отмене приусадебные участки, распределение по труду, личные доходы отдельных дворов. Обобществлению в перспективе должны были подвергнуться и бытовые стороны жизни, включая снабжение и питание членов коммун. Мао Цзэдун полагал, что народные коммуны, как универсальная форма перехода к коммунизму и основа будущего коммунистического общества в Китае, должны создаваться не только в сельской местности, но и в городах. Каждый завод и городской район следовало превратить в городскую коммуну на тех же принципах, что и сельские коммуны. Там, где это представлялось возможным, предполагалось создать сельско-городские коммуны, что означало соединение аграрного и промышленного производства.

Коммуны не только должны были основываться на обобществлении экономической жизни своих членов, быта, но и предполагали полный контроль за духовной жизнью людей. Их члены были обязаны совместно трудиться и совместно потреблять произведенное, а также заниматься военным делом и изучением злободневных пропагандистских материалов. Потребовался всего лишь месяц, чтобы в коммуны вошло почти 100% крестьянских дворов. К концу года они были созданы по всей стране – ранее существовавшие 740 тыс. кооперативов были превращены в 26 тыс. коммун, включавших 120 млн. крестьянских дворов, причем в каждую коммуну входило в среднем около 20 тыс. человек.

Коммуны становились низовыми местными административными структурами. Уничтожались остатки товарно-денежных отношений (изымались деньги). В целом по стране усилия, затраченные на производство металла кустарным способом, обернулись колоссальными выброшенными на ветер средствами: расходы рабочей силы были почти в десять раз больше, чем в современной промышленности, сырья и материалов – в три раза.

В результате был нанесен тяжелый удар по современной промышленности, которой нахватало сырья и топлива, возникло напряженное положение на транспорте, в стране упало качество продукции и снизилась производительность труда. Огромный расход угля вызвал перебои в снабжении электроэнергией - осенью в ряде провинций Северо-Востока полностью или частично прекратили работу большинство предприятий легкой промышленности. С начала 61 КПК формально отказалась от идеи «3х знамен». В городах полностью ликвидировали коммуны. На предприятии вводился принцип заинтересованности, уравниловка отменялась. Вводились товарно-денежн система. В деревне реорганизованы народные коммуны. На селе появлялась производственная бригада. Все коммунистические принципы ликвидировались. Возвращались приусадебные участки, дома. Крестьянам предоставлялись 3 экономические свободы: после выполнения гос заказы, право производить любую продукцию, свободно продавать излишки, дополнит заработок в виде домашнего промысла.