Китай в период «новой демократии». Переход к социалистическому строительству.

Конечными целями новой власти были провозглашены социализм и коммунизм. Однако прежде, по мнению Мао Цзэдуна, Китай должен был пройти этап «диктатуры народной демократии».

На последнем этапе борьбы за власть КПК демонстрировала при­верженность демократии:она выступала лишь за устранение политиче­ской диктатуры Гоминьдана и не претендовала на единоличную власть. Сразу же, в октябре 1949 г., было создано коалиционное цент­ральное народное правительство. В него формально входили КПК, Революционный комитет Гоминьдана, Демократическая лига и дру­гие политические партии. Но фактической власти этот орган не имел — в нем лишь обсуждались различные проекты. Реальные же го­сударственные функции исполнял Государственный административный совет во главе с Чжоу Эньлаем.

Вооруженные силы находились под контролем Народно-револю­ционного военного совета во главе с Чжу Дэ, а верховная власть при­надлежала председателю КПК Мао Цзэдуну как деятелю, стоящему во главе всей иерархии. В первые же месяцы страна была поделена на четыре военно-административных района. В них была воспроизведе­на уже апробированная в годы освободительной войны система: воен­но-административные комитеты сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Но Мао стремился создавать местные органы власти, избираемые населением, к которым постепенно переходили бы воен­но-административные функции.

На волне энтузиазма в 1950 г. по всему Китаю развернулась кампа­ния по борьбе с контрреволюцией.Повсеместно проходили массовые митинги, где от имени народа выносили приговоры и казнили «сабо­тажников и контрреволюционеров». Это считалось проявлением на­родного правосудия.

С расширением функций государства росло и число чиновников. Численность партийных и государственных работников в КНР (гань-бу) уже в 1951 г. превысила 2 млн. человек и продолжала быстро уве­личиваться. Это не могло не беспокоить вождей компартии. Большие надежды они возлагали на формируемые органы народной власти — Собрания народных представителей. Они избирались населением на местах и замыкались на Всекитайское собрание народных представи­телей (ВСНП). Это был аналог парламента. Также был образован По­стоянный комитет ВСНП во главе с Лю Шаоци. Руководители компартии понимали, что Собрания народных представителей — по сути декоративные органы власти. Но расчет делался на то, что они будут постепенно перенимать реальные функции и станут фактической властью в стране.

Мао Цзэдунзанял пост председателя Китайской Народной Рес­публики — он олицетворял высшую власть. Вторым человеком в госу­дарстве был глава Госсовета — Чжоу Эньлай.Важную роль играл так­же председатель ВСНП — Лю Шаоци.

Особое внимание уделялось урегулированию национальных вопро­сов.В Китае проживало около 50 млн. человек, относящихся к наци­ональным меньшинствам, но они занимали несравненно большую территорию, к тому же имевшую важное стратегическое значение. Было образовано пять национальных районов:Внутренняя Монголия, Синцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Гуанси-Чжуанский и Тибет­ский. Китайская власть на этих окраинах уже давно стала чисто номи­нальной и ее надлежало укрепить.

RБорьба против злоупотреблений: 3-х (очистка чиновн гос аппарата ­– коррупция, расточительство, бюрократизм) и 5-ти (против частного капитала – с целью лишения их собственности, финансовых средств: взяточничество, уклонение от налогов, расхищение гос. собственности, не выполнение гос заказа, хищение секретной эконом информации).

R Компания по патриотическому воспитанию.

Важную роль в формировании новых социально-экономических задач сыграл III пленум ЦК КПК, состоявшийся в начале июня 1950 г. Внимание пленума было сконцентрировано на трех проблемах. Прежде всего, пленум обсудил и одобрил проект закона о земельной реформе, подчеркнув историческое значение преобразований в аграрной сфере. Далее пленум указал на необходимость урегулирования отношений между государственным и частным секторами народного хозяйства. И, наконец, пленум наметил пути преодоления инфляции, являвшейся естественным следствием гражданской войны.

R 50-52 – восстановления в области промышленности, создание сильного гос.сектора. Началась широкая национализация. Вначале национали­зировались все иностранные предприятия, что в целом вызвало одоб­рение населения. Затем в собственность государства стали переходить и китайские. Бывших владельцев даже оставляли во главе своих пред­приятий, поэтому сильного сопротивления также не было.

Уже к концу 1950 г. в государственном секторе оказалось 80% тяже­лой промышленности и 30% — легкой. С 1951 г. стали оказывать дав­ление на частный сектор, вводя единовременные налоги, фактически накладывая контрибуции. Хотя и удалось таким образом в 1951 г. по­лучить в бюджет несколько млрд. юаней, но эти меры напугали пред­принимателей и те стали свертывать производствоR В деревне крупная земельная реформа (ликвидация крупного землевладения и предоставление земли крестьянам). Аграрная реформа проводилась с помощью насилия и террора (репресир более 2 млн.). К весне 1953 г. около 300 млн. крестьян получили примерно 47 млн. га земли. Больше всего от земельной реформы выиграло беднейшее крестьянство, а также активисты аграрных преобразований, местные кадровые работники (ганьбу), сумевшие взять лучшую землю, большую часть инвентаря и т.п. Они и являлись подлинной социальной опорой КПК в деревне. Переход земли в частную крестьянскую собственность и освобождение в этой связи крестьянства от арендной платы в размере примерно 35 млн т зерна, а также умеренное поземельное обложение превращали крестьян в реальных частных собственников и товаропроизводителей - предпосылки для существенного расширения внутреннего рынка.

Проведение аграрной реформы способствовало быстрому восстановлению с/х. Уже в 1952 г. был достигнут довоенный уровень производства зерновых культу. Восстановление сельского хозяйства способствовало восстановлению и всего народного хозяйства - промышленности, торговли, транспорта, финансов и т.д. Дальнейшее развитие рыночных отношений способствовало быстрому восстановлению народного хозяйства, вовлечению в производство трудовых ресурсов, росту благосостояния.

К 1953 г. ясно выявилась неспособность пореформенного сельского хозяйства, несмотря на его быстрое восстановление, обеспечить страну в достаточной мере продовольствием и сырьем. Основные причины этого связаны, прежде всего, с низким уровнем развития производительных сил деревни, с малоземельем, с перенаселенностью, со слабым развитием сельской инфраструктуры, с неразвитостью рыночных отношений. Социальные последствия аграрной реформы, и прежде всего осереднячивание деревни, обостряли этот кризис недопроизводства, так как они увеличивали крестьянское потребление и уменьшали товарность сельского хозяйства.

R Генеральная линия КПК провести социализацию деревни и культурную революцию. 53-57 – проведение индустриализации и коллективизации. В С/х была проведена коллективизация. Создавались народные комунны (кооперативы) составляли более 80%. Восстания крестьян.

Построено ок 700 крупных промышленных предприятий, объектов инфраструктуры. Развитие тяжелой индустрии. К концу 5летки тяжелая промышленность в 5 раз превышала легкую (нарушение прициа пропорцион экономики).

14 февра­ля 1950 г.подписан советско-китайский договор сроком на 30 лет. Он предполагал безвозмездную передачу Китаю Чанчуньской же­лезной дороги со всеми примыкающими сооружениями, 44 заводов, конфискованных у Японии в Маньчжурии. Под управление КНР переходили Порт-Артур и Дальний, предоставлялся советский кре­дит в 300 млн. долл. на 5 лет под 1% годовых.