Направленность личности: потребности, интересы, мотивы.

Потребности - нужда человека как социально-биологического существа в конкретном духовном или материальном предмете (явлении). Они требуют своего удовлетворения и побуждают личность проявлять для этогоактивность, выполнять конкретную деятельность. По направленности потребности делятся на материальные (нужда в пище, одежде, жилище и др.) и духовные (нужда в информации, знаниях, общении и др.).

Мотивы - непосредственное побуждение к совершению конкретного действия для удовлетворения существующей потребности. Они формируются под решающим воздействием мировоззрения человека и имеют личностный смысл. При этом для удовлетворения одной и той же потребности у разных людей могут быть разные мотивы, как, впрочем, и разные цели. Они также могут выступать в самых различных формах и сферах деятельности как простые (влечения, желания, хотения) и сложные (интересы, склонности, идеалы).

Потребностно-мотивационная сфера направленности является как бы ее фундаментом, на котором формируются цели личности.

Цели - идеальный образ результата деятельности (выполняемого действия). По времени существования они бывают оперативными (ближайшее время), перспективными (недели, месяцы), долговременными (годы) и жизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех других целей. Как правило реализация каждой из перечисленных целей осуществляется в соответствии с жизненной целью.

В целях неразрывно связаны установки и перспективы.

Установки - настроенность человека на осуществление той или иной деятельности.

Перспективы - эмоционально насыщенное представление желаемого, привлекательного, жизненно важного будущего, отодвинутого во времени, побуждающего человека достичь его.

В целом уровень направленности определяется ее общественной значимостью, проявлением жизненной позиции человека, его моральным обликом и степенью социальной зрелости. Следовательно, знание направленности личности позволяет не только понимать действия другого человека, но и прогнозировать его поведение в конкретных ситуациях и условиях деятельности.

ИНТЕРЕ́С (в психологии)

форма проявления познават. потребности, удовлетворение к-рой обеспечивает направленность на осознание целей деятельности и тем самым способствует восполнению пробелов в знаниях человека, ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, вообще более полному и глубокому отражению действительности.

Структура личности: по С.Л. Рубинштейну, по К.К. Ковалёву, по З. Фрейду.

Рубинштейн, 1946 – данная гипотеза предусматривает разграничение 3-х групп качеств личности: 1. направленность личности – её установки, интересы, потребности; 2. способности; 3. темперамент и характер.

Структура личности (по К.К. Ковалеву)

НАПРАВЛЕННОСТЬ Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. ВОЗМОЖНОСТИ Включает систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
ХАРАКТЕР Определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества. ^ СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, жизни и деятельности.