Взаимодействие юридической службы с другими подразделениями

Обязанности юридической службы, как и основные задачи, на протяжении последнего столетия претерпевали существенные изменения. Менялась закрепленная в нормативных актах направ­ленность усилий юристов на содействие укреплению законности, более полное участие в хозяйственной деятельности обслуживае­мых организаций. В разные периоды с различной полнотой зак­реплялись те или иные обязанности.

Общее положение 1972 г. не только радикально изменило ос­новные задачи юридической службы. Оно также изменило и зна­чительно расширило круг должностных обязанностей и предоста­вило юридическому отделу, юрисконсульту организации более совершенный инструментарий для их осуществления.

На юридическую службу организации были возложены следу­ющие конкретные обязанности:

а) проверка соответствия требованиям законодательства пред­ставляемых на подпись руководителю предприятия проектов до­кументов правового характера и их визирование;

б) контроль за законностью актов управления;

в) подготовка предложений об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов предприятия;

г) подготовка совместно с другими подразделениями и проф­союзным комитетом к заключению коллективных договоров;

д) организация совместно с другими подразделениями рабо­ты по заключению хозяйственных договоров, участие в подготов­ке этих договоров и их визирование;

е) участие в рассмотрении вопросов о дебиторской и креди­торской задолженности и принятие совместно с другими подраз­делениями мер к ликвидации этой задолженности;

ж) контроль за соблюдением порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству;

з) представление и защита интересов организации в суде, ар­битраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;


1 Утверждено постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г № 207 // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307.

 


Правовая работа



8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями


 


и) обобщение и анализ рассмотрения судебных и арбитраж­ных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяй­ственных договоров и представление предложений по устранению недостатков;

к) проведение консультаций и дача заключений, справок по правовым вопросам.

Со сменой в стране экономического строя претерпели изме­нения и обязанности юридической службы. Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 так определяет основные обязанно­сти начальника юридического отдела и юрисконсульта: обеспече­ние соблюдения законности в деятельности организации, мето­дическое руководство правовой работой, разъяснение действую­щего законодательства должностным лицам и работникам и др.

Названный Квалификационный справочник неосновательно резко сузил круг обязанностей корпоративных юристов, факти­чески отстранил их от участия правовыми средствами и методами в решении главных задач предпринимательских организаций — развитии договорно-хозяйственных связей, улучшении качества товаров, обеспечении срхранности имущества, укреплении дого­ворной дисциплины и в конечном счете — повышении прибыль­ности. Такой подход не может устраивать руководителей предпри­нимательских организаций. Он не может признаваться приемле­мым и с точки зрения государственных интересов.

В последних документах из обязанностей юридических служб оказалось исключено применение правовых средств, как и другая важнейшая обязанность — организация заключения хозяйствен­ных договоров, без чего фирма не может нормально работать. Это снижает требовательность к юристам, создает у предпринимате­лей иллюзорное впечатление, что они вообще могут обходиться без юристов. В результате ослабляется общий уровень законности и организованности в хозяйственных отношениях, что ведет к сни­жению эффективности экономики.

В законодательстве не получили закрепления новые должност­ные обязанности юристов, которые возникли на современном эта­пе в связи с изменением методов хозяйствования. Речь идет, прежде всего, о содействии внедрению рыночных методов хозяйствования в организации. Здесь перед юридической службой возникает целый комплекс обязанностей, вообще не упоминаемых в законодатель­стве и правовой литературе.

К ним может быть отнесено правовое обеспечение управле­ния фирмой, правовое обеспечение предпринимательской деятель-


ности в целом. Это — обеспечение под методическим руковод­ством или при непосредственном участии юридической службы решения комплексных задач, возникающих перед фирмой в ходе ее деятельности. Речь идет о выработке стратегии развития и дея­тельности фирмы, принятии управленческих решений, требую­щих учета законодательных установлений экономических и дру­гих факторов, использовании приемов маркетинга, проведении добросовестной конкуренции, учете основ менеджмента. Решение такого рода проблем выглядит как одна из основных новых задач юристов в современных условиях. Выполнение работниками орга­низаций этих новых обязанностей, в свою очередь, содействует рыночным преобразованиям в стране в целом.

Другая группа задач связана с тем, что в составе предпри­нимательской деятельности имеется ряд ведущих участков, су­ществующих как непрерывно воспроизводящиеся деятельности. Так, в виде постоянно протекающих, воспроизводящихся про­цессов на фирме осуществляются заключение и исполнение дого­воров, расчетные операции, отгрузка и получение товаров, про­верка их количества и состояния, меры контроля и воздействия и др. От юриста требуются налаживание, как говорят, «запуск» и поддержание постоянного нормального хода таких видов деятель­ности.

Таким образом, работа юриста означает внесение правовой организованности, упорядоченности в деятельность фирмы и од­новременно использование регулятивного потенциала и мощи правовых средств для повышения эффективности предпринима­тельства. В этой связи более точно говорить не о юридическом обслуживании, а о юридическом обеспечении предпринимательства.

Существенное значение имеет вопрос о том, как — едино­лично или в кооперации с другими подразделениями — выпол­няет обязанности юридическая служба. Б. И. Минц подразделял обязанности юридической службы в данном аспекте на две груп­пы. К первой он относил те, которые юридическая служба вы­полняет совместно с другими подразделениями предприятия, бу­дучи организатором правовой работы. Так, соответствующие ло­кальные акты нормативного характера разрабатываются теми служ­бами, которые в структуре управления производством отвечают за данный участок хозяйственной деятельности, и лишь затем про­веряются в правовом отношении юристом. Вторая группа включа­ет задачи, стоящие непосредственно перед юридической службой как подразделением, специально созданным для правового об­служивания. К ним относятся защита прав и охраняемых законом


60»

Правовая работа


8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями


 


интересов предприятия; пропаганда действующего законодатель­ства и др.1

Изучение порядка выполнения юридическими службами сво­их обязанностей в связи с правовой работой позволяет утверж­дать, что юридическая служба выступает:

ведущим или непосредственным исполнителем ряда общих обя­занностей правового характера;

организатором выполнения ряда важных задач по правовой ра­боте.

Значительным достоинством Общего положения 1972 г. явля­ется то, что оно в п. 7 и 9 определяет виды работ:

1) которые юридическая служба выполняет самостоятельно, собственными силами, неся ответственность за результаты;

2) в выполнении которых юридическая служба лишь участву­ет, но непосредственное исполнение и ответственность за резуль­таты которых также возложены на других лиц;

3) выполнение которых организуется юристами, но непосред­ственно осуществляется другими лицами.

Это закрепленное в названном акте разграничение отражает и оформляет реально сложившееся на практике разделение труда, распределение обязанностей по ведению правовой работы между различными звеньями и сотрудниками организации. Оно лишний раз свидетельствует о необходимости участия в правовой работе всех должностных лиц и подразделений фирмы, а не только юри­дической службы.

Разделение выглядит следующим образом.

Самостоятельно, собственными силами юридическая служба:

1) осуществляет правовую экспертизу, т. е. проверку соответ­ствия закону, проектов приказов, инструкций, стандартов и дру­гих документов правового характера и визирует их;

2) принимает меры по изменению или отмене правовых ак­тов, изданных с нарушением законодательства;

3) обеспечивает методическое руководство правовой работой в организации;

4) подготавливает заключения по правовым вопросам, возни­кающим в деятельности организации;

5) обеспечивает подготовку и передачу необходимых материа­лов в судебные органы;

1 См.: Минц Б. И. Организация правовой работы на предприятии. Свер­дловск, 1983. С. 15.


6) представляет интересы организации в суде, других органах при рассмотрении правовых вопросов, ведет судебные и арбит­ражные дела;

7) ведет работу по анализу и обобщению судебных и арбит­ражных дел, практики заключения и исполнения договоров;

8) разрабатывает предложения по соблюдению договорной дис­циплины, устранению выявленных недостатков и улучшению хо­зяйственной деятельности;

9) принимает меры по возмещению ущерба, причиненного организации;

10) готовит заключения по предложениям о привлечении ра­ботников к дисциплинарной и материальной ответственности;

11) контролирует соблюдение порядка сертификации продук­ции, приемки товаров по количеству и качеству;

12) обеспечивает информирование работников о действующем законодательстве, разъяснение законодательства и порядка его при­менения;

13) оказывает юридическую помощь организациям фирмы.

Юридическая служба взаимодействует с другими подразделе­ниями в выполнении ряда обязанностей. Выполнение таких обя­занностей одновременно возлагается на другие подразделения: бух­галтерию, кадровую, экономическую службы, складские подраз­деления и др. Однако юрист совместно выполняет (в своей части) данные обязанности.

Так, юридическая служба участвует:

1) в необходимых случаях в подготовке проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера;

2) в подготовке и заключении коллективных договоров, та­рифных соглашений;

3) в мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины, ре­гулированию социально-трудовых отношений;

4) в разработке и осуществлении мероприятий по укрепле­нию договорной, финансовой (расчетной) дисциплины, обеспе­чении сохранности имущества;

5) в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской за­долженности с целью выявления долгов, требующих принудитель­ного взыскания.

Юридическая служба организует выполнение другими подраз­делениями и лицами ряда обязанностей правового характера. Не­посредственное их исполнение возлагается на другие лица и под­разделения, но юридическая служба обязана организовать их вы­полнение, оказав необходимую консультационно-правовую no-Мощь.


i ^^^

 



Правовая работа


8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями


 


Так, юридическая служба:

1) руководит подготовкой материалов о хищениях, недоста­чах, выпуске недоброкачественной продукции, нарушениях эко­логического законодательства и иных правонарушениях для пере­дачи их следственным и судебным органам;

2) организует систематизированный учет и хранение законо­дательных и иных нормативных актов, поступающих из соответ­ствующих органов, а также издаваемых руководителем фирмы;

3) организует изучение должностными лицами нормативных актов, относящихся к их деятельности.

С учетом серьезных пробелов Квалификационного справочни­ка Минтруда РФ 1998 г. важнейшие из перечисленных и иных обя­занностей должны специально включаться в положения о юриди­ческих отделах и должностные инструкции юрисконсультов. При обслуживании предприятия внешней юридической организаци­ей, в том числе адвокатской, указанные обязанности следует пре­дусматривать в заключаемом договоре на юридическое обслужи­вание.

Необходимость постоянных контактов юридической службы с другими подразделениями и должностными лицами при ведении правовой работы требует налаживания устойчивого взаимодействия между ними. В этих целях на практике используются разнообраз­ные меры прежде всего организационного порядка.

В положении о юридической службе или должностной инст­рукции юриста следует установить обязанность юридических ра­ботников регулярно знакомиться в других подразделениях с состо­янием хозяйственной деятельности фирмы, балансом, статисти­ческой отчетностью, финансовыми показателями по банковским счетам, данными о дебиторской задолженности, понесенных убыт­ках и др.

Необходимо обязывать другие подразделения оперативно пе­редавать юридической службе сведения о возникших затруднениях в деятельности и допущенных нарушениях для принятия право­вых мер. Юриста следует привлекать на совещания, созываемые руководителями организации по вопросам, имеющим отношение к правовой работе. Необходимо включение юриста в состав комис­сии по хозяйственно-финансовым вопросам; балансовой комис­сии, комиссии по непроизводительным расходам, по оператив­ным вопросам и др.

Важной формой связи юриста с текущей деятельностью орга­низации является установление обязанности визирования юриста­ми проектов документов, имеющих правовое значение. Столь же


значимо регулярное проведение юристами проверок по правовым вопросам в других подразделениях фирмы или в подчиненных орга­низациях.

Таковы основные сложившиеся на практике способы взаимо-дейсгвия юридической и других служб фирмы. Названные спосо­бы взаимодействия требуют закрепления их в положениях об от­делах и должностных инструкциях соответствующих работников. Они могут устанавливаться отдельными приказами руководителя организации. В таких документах следует определить конкретные сроки и периоды проведения совещаний и заседаний комиссий. Следует устанавливать предельные сроки выполнения соответству­ющих действий: передачи документов юристу, рассмотрения им материалов и дачи своего заключения. Важно определять в фирме основные виды документов, требующих визы юриста. Надо уста­навливать нормальные сроки для изучения и визирования доку­ментов, исходя из их сложности и объема, например, один день на каждые три страницы документа.

Основные сложности при выполнении совместных или орга­низуемых юристами мероприятий создаются тем, что юридичес­кая служба не наделена властно-распорядительными полномочи­ями по отношению к другим подразделениям и работникам. Это нельзя признать правильным. Локальными нормативными актами юридическую службу следует наделять возможностью предъявлять требования к подразделениям и работникам по выполнению обя­занностей, установленных законом и относящихся к деятельнос­ти фирмы. В случае неисполнения такого требования юрист дол­жен иметь право обращаться к руководителю организации.

Ведение юридической службой организационной работы тре­бует использования возможностей и полномочий руководителей фирмы, которые бы позволили:

1) готовить по инициативе юридической службы приказы и распоряжения, предусматривающие обязанности других подраз­делений по участию в правовой работе;

2) включать по инициативе юристов соответствующие обя­занности правового характера в проекты положений о других струк­турны:: подразделениях и в должностные инструкции работников;

3) включать по инициативе юристов в планы работы других подразделений проведение совместных мероприятий правового ха­рактера.

Для проявления юристом инициативы по подготовке и изда­нию соответствующих документов целесообразно использовать си­туации, когда контролирующими органами в деятельности фир-



Правовая работа

 


 


мы обнаружены недостатки или фирмой понесены убытки в ре­зультате нарушений.

В подобных случаях руководители организаций наглядно видят отрицательные последствия недостатков в постановке правовой работы и охотнее дают согласие на установление обязательных требований к персоналу, позволяющих предупреждать нарушения и их отрицательные последствия. Вместе с тем очевидно, что ряд мер по взаимодействию должен быть закреплен в законодатель­ном порядке.

Устанавливаемые связи между юридической службой и други­ми подразделениями и сотрудниками фирмы должны налаживаться не как односторонние, а как встречные, взаимонаправленные. Только при этом достигается взаимодействие различных субъек­тов при проведении правовой работы.

Вопросы:

1. Обязанности юридической службы.

2. Виды правовой работы, выполняемой юридической службой са­мостоятельно.

3. Виды правовой работы, выполняемой юридической службой при участии других служб.

4. Организационная деятельность юридической службы.


9. Работа по укреплению законности

Законность традиционно определяется как единообразное по­нимание и точное соблюдение установлений закона всеми орга­нами государства, хозяйственными и иными организациями, долж­ностными лицами и гражданами.

Несмотря на призывы к соблюдению законов, уровень закон­ности в хозяйственной сфере в советский период не мог призна­ваться достаточным. С началом рыночных преобразований, когда лозунг законности был отодвинут в сторону под предлогом огра­ничения вмешательства государства в предпринимательство, фак­тически произошло обрушение законности. Это проявляется в мас­совом и повсеместном нарушении требований нормативных уста­новлений. Огромные масштабы «теневой экономики», криминаль­ные захваты чужих предприятий, браконьерское расхищение при­родных рессурсов, нарушения налогового законодательства и т. п. свидетельствуют о необходимости радикальных мер по исправле­нию положения.

Требование обеспечения законности в предпринимательской деятельности выражает не только государственные и обществен­ные интересы. Оно предполагает создание нормальных условий хозяйствования в целом, а также нормализацию положения в каж­дой отдельной организации.

Надлежащая постановка дела по соблюдению законности на фирме позволяет добиться:

повышения прибыли путем предупреждения возможных нару­шений, влекущих значительные убытки;

предупреждения возможного применения мер административ­ной и даже уголовной ответственности в отношении руководства и персонала фирмы за допускаемые нарушения.

Серьезным просчетом законодательства о предприниматель­стве является отсутствие правила об ответственности руководите­ля за соблюдение законов в возглавляемой им организации. Об­щую ответственность за соблюдение законов и иных правовых ус­тановлений должен нести руководитель организации. Это вытека­ет из положения руководителя как лица, наделенного распоряди­тельными полномочиями в отношении нанимаемых работников и организующего всю деятельность. Если исполнение какого-то

3 Правовая работа



Правовая работа


9. Работа по укреплению законности

 


 


требования возложено руководителем на нижестоящее должност­ное лицо, то ответственность за совершенное нарушение также может возлагаться на это лицо.

В Квалификационном справочнике должностей Минтруда РФ 1998 г. указывается, что руководитель несет ответственность за по­следствия принимаемых решений, т. е. своих решений. Однако этой записи явно недостаточно. Требуется установление в законе об­щего положения об ответственности руководителя организации за соблюдение законности в деятельности возглавляемой им орга­низации.

Важным фактором укрепления законности в сфере экономи­ки является деятельность юридических служб. Усилия юристов в указанном направлении не должны рассматриваться как проти­востоящие интересам и устремлениям предпринимателей.

Изучение практики показывает, что нарушения предприни­мателями правопорядка зачастую обусловливаются незнакомством с действующим законодательством, отсутствием навыков рабо­тать по правилам, недооценкой отрицательных последствий не­соблюдения нормативных установлений.

В существующей обстановке работники юридической службы обязаны прежде всего разъяснять предпринимателям положения законодательства по соответствующим вопросам, содействовать по­иску законных вариантов решения хозяйственных задач. Позиция потворствования юристов нарушениям закона со стороны пред­принимателей не только не соответствует служебным и нравствен­ным требованиям к юридическим работникам, она нередко ведет к краху фирмы, тяжелым отрицательным последствиям для ее ру­ководства и самих юристов.

Задача обеспечения законности должна признаваться основ­ной в деятельности юридических служб. Ряд обязанностей по ор­ганизации соблюдения закона закреплен в Общем положении 1972 г. и Квалификационном справочнике Минтруда РФ 1998 г. Таковы, в частности, проверка соответствия законодательству про­ектов приказов, инструкций и других документов правового ха­рактера, принятие мер по изменению или отмене правовых ак­тов, изданных с нарушением действующего законодательства; обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбит­ражных дел и подготовка предложений об устранении недостат­ков; организация изучения должностными лицами нормативных актов и пропаганда действующего законодательства.

Следует четко представлять, что обязанности юристов в обес­печении законности сформулированы в нормативных актах о юри-


дической службе неполно и неточно. Принятое их определение ориентирует юриста на формальный контроль соответствия доку­ментов закону и на праворазъяснительную работу. Многолетний опыт применения Общего положения 1972 г. показывает, что даже надлежащее выполнение юристами обязанностей относительно обеспечения законности в том виде, как они определены в Об­щем положении, не позволяет добиться необходимого результа­та, а именно точного исполнения законов и иных правовых актов руководителями и персоналом фирмы.

Конечно же, требуется повышение значимости указаний и ре­комендаций юриста для администрации фирмы. Отдельные шаги в этом направлении делались, но оказались неудачными. Так, в п. 14 Общего положения 1972 г. устаноштено, что юрисконсульт обязан сообщить вышестоящей организации о выявленных нару­шениях законности, когда руководитель предприятия (организа­ции) вопреки заключению юрисконсульта подписал документ пра­вового характера, противоречащий действующему законодательст­ву. Однако данная норма фактически не применялась на практике. Некоторыми авторами высказывались предложения установить, что любой документ правового характера не должен приобретать «исполнительную силу» либо признаваться действительным без визы юрисконсульта.

В настоящее время аналогичная по сути норма, направленная на защиту прав акционеров корпораций, предлагается Комисси­ей по ценным бумагам и биржам (SEC) законодательным орга­нам США для внесения в акты, регулирующие деятельность кор­поративных юристов. Эти изменения должны предусматривать обя­занность корпоративного юриста сообщать о ставших ему извест­ными нарушениях, допущенных исполнительными органами ком­пании, совету директоров или собранию акционеров и привести к положению, когда юрист компании будет подотчетен акционе­рам и их выборным органам, а не менеджменту корпорации. Это предусматривает раздел 307 проекта Акта Сарбейнса-Оксли о кор­поративной ответственности (Sarbanes-Oxley Corporate Responsibility Act). Задача юриста, по мнению профессора права Иллинойского университета Ричарда Пэйнтера, состоит в том, чтобы воспре­пятствовать сделке, если она противоречит законам.

Вместе с тем подобные ситуации правового конфликта юри­дического работника с руководством фирмы не носят всеобщего характера и не охватывают проблемы обеспечения законности в Деятельности фирмы. Основная функция обеспечения законности заключается в налаживании исполнения сотрудниками фирмы тре­бований нормативных актов, относящихся к их деятельности.


L

 



Правовая работа


9. Работа по укреплению законности

 


 


В связи с пробуксовкой, неисполнением принимавшихся за­конодательных актов о хозяйственных реформах в 80-х гг. были проведены многочисленные изучения причин такого положения. Эти обследования позволили сделать вывод, что новые законода­тельные акты не исполняются потому, что в стране не выработа­ны механизмы, не отлажены приемы практического воплощения законов в повседневные действия людей.

В результате руководителям высших органов стало понятным, что без соответствующих организационно-обеспечительных мер не­возможно добиться исполнения законодательных установлений. С учетом этого в период с 1985 по 1990 г. стали издаваться поста­новления Правительства, снабженные программой мероприятий по организации его исполнения. Министерство юстиции СССР и Управление делами Правительства стали требовать в необходи­мых случаях от органов, вносивших проекты постановлений, со­ставления программ исполнения этих постановлений. Практика показала оправданность и эффективность таких мер.

После распада СССР указанный подход был на время поза­быт. Однако в последний период требования об организации ис­полнения законодательства получили нормативное закрепление. Так, в ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ1 «О Правительстве Российской Федерации» в качестве первоочередной обязанности Правительства предусмот­рены организация исполнения федеральных законов, указов Пре­зидента РФ, осуществление систематического контроля за их ис­полнением федеральными органами и субъектами Федерации, принятие мер по устранению нарушений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 но­ября 2002 г. № 803" «О совершенствовании организации исполне­ния федеральных законов» после официального опубликования федеральных законов федеральные органы исполнительной влас­ти обязаны незамедлительно принять в рамках компетенции ме­ры по организации исполнения федеральных законов, обеспечить своевременное издание правовых актов, направленных на испол­нение федеральных законов.

Аналогичным образом и для юридической службы обеспечение законности на фирме — это в основном организационная про­блема. Обеспечить законность — означает прежде всего организо­вать исполнение соответствующими должностными лицами и ра­ботниками относящихся к ним положений нормативных актов.

'СЗРФ. 1997. №51. Ст. 5712. г СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4582.


Задача обеспечения законности требует осущестатения по ини­циативе юридической службы мер организационного характера, а общая работа по обеспечению законности должна быть разделе­на на два направления:

1) организация выполнения вновь изданных законодательных актов, относящихся к деятельности фирмы;

2) работа по укреплению законности в фирме в целом.

Это два взаимосвязанные, но различные по методам и сред­ствам направления работы. Рассмотрим их конкретное содержа­ние.

В случае издания нормативного акта, требующего реализации в деятельности фирмы, юридическая -служба совместно с други­ми подразделениями обязана осуществить комплекс организаци­онных действий. Самые необходимые среди них следующие:

выделить в нормативном акте пункты и положения, непос­редственно относящиеся к деятельности фирмы;

определить круг структурных подразделений и работников, в практической деятельности которых будут реализовываться новые правила;

определить меры, необходимые для организации практичес­кого выполнения нормативного акта, и составить программу орга­низации его выполнения;

предусмотреть выделение материально-технических ресурсов и денежных средств для проведения организационных меропри­ятий;

закрепить вытекающие из нормативного акта новые обязан­ности персонала в приказе по фирме, а при постоянном и суще­ственном характере таких обязанностей — включить их в положе­ния об отделах и должностные инструкции соответствующих ра­ботников;

провести изучение совместно с исполнителями порядка дей­ствий и всего хода работы по новым требованиям;

внести необходимые изменения в используемые в фирме блан­ки учетной и деловой документации в соответствии с новыми правилами;

внести необходимые изменения в используемые в хозяйствен­ной деятельности компьютерные программы;

наладить взаимодействие между соисполнителями, т. е, подраз­делениями и работниками, обеспечение согласованности, коор­динированное™ их действий при выполнении новых правил;

установить систематический контроль со стороны конкретных должностных лиц за исполнением:




9. Работа по укреплению законности

Правовая работа

 


 


а) организационных мер;

б) самих новых правил, с периодическим докладом руковод­ству о ходе исполнения.

Осуществление указанных организационных мер характеризу­ется достаточной сложностью и трудоемкостью, тем более при отсутствии у юридических работников навыков их проведения. При разработке и осуществлении программ организации исполнения законодательных актов юристам необходимо опираться на помощь руководства фирмы, поскольку в ходе этой работы приходится возлагать временные или постоянные задания на другие подраз­деления и сотрудников, нередко сталкиваясь с нежеланием пос­ледних принимать такие новшества, поэтому подготавливаемые программы желательно утверждать приказом руководителя. Вмес­те с тем, следует учитывать, что лишь в результате таких органи­зационных мер возможно внедрить требования законодательного акта в повседневную деятельность работников фирмы.

Как показывает изучение работы юристов на данном направ­лении, практику таких организационных мер целесообразно на­чинать с простейших актов либо отдельных положений закона, напрямую относящихся к деятельности фирмы. Лишь по мере на­копления у юридической службы опыта подобной работы стано­вится возможным налаживание исполнения объемных и сложных законодательных установлений.

Наряду с мерами по налаживанию исполнения новых законо­дательных актов, принимаемыми в связи с изданием таких актов, необходима работа по последовательному укреплению законнос­ти в деятельности организации.

Ее характерными чертами следует признать:

1) планомерность;

2) основанность на изучении и анализе состояния законности в фирме в целом или в отдельных ее подразделениях;

3) направленность на создание условий для надлежащего вы­полнения законодательных требований и устранение причин на­рушений законности.

По своей значимости второе направление не менее важно, чем первое. Уже в процессе плановых проверок и изучения исполне­ния соответствующих обязанностей выявляются нарушения и не­достатки в выполнении нормативных актов. Такая информация должна служить основанием для разработки и планомерного осу­ществления мер по укреплению законности в фирме. Таким обра­зом, проверочные, контрольные мероприятия должны перетекать в организационные меры по укреплению законности.


Традиционной формой работы по обеспечению законности было и остается визирование юрисконсультом проектов докумен­тов правового характера, принимаемых в организации.

При проверке соответствия закону представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов, инструкций, по­ложений и других документов правового характера юридической службе предлагалось, прежде всего, выяснить:

правомочен ли руководитель организации издать приказ (дру­гой акт правового характера) по данному вопросу или решение вопросов, предусмотренных в проекте, относится к компетенции вышестоящих органов;

не требуется ли согласование с иным органом;

правильно ли сделаны ссылки на законы и другие норматив­ные акты.

Кроме того, считалось необходимым ознакомление с действу­ющими нормативными актами, которыми регулируется данный вопрос, и сличение содержания той части проекта, в которой име­ются ссылки на нормативные акты, с содержанием этих актов. Согласно принятой практике, если в проекте приказа (другого документа) воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приводиться дословно.

После согласования с заинтересованными подразделениями организации документ должен быть передан разработавшим его лицом для визирования в юридическую службу. Если проект со­ставлен правильно как по существу, так и по форме, начальнику юридического отдела (юрисконсульту) предписывается визиро­вать его.

В случае несоответствия подготовленного проекта действую­щим нормативным актам начальник юридического отдела (юрис­консульт), не визируя проект, дает заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. В за­висимости от конкретных обстоятельств начальник юридического отдела (юрисконсульт) лично докладывает руководителю органи­зации свои замечания по проекту либо представляет письменное заключение, которое должно быть мотивированным, убедитель­ным, обоснованным в необходимых случаях со ссылкой на закон. На начальника юридического отдела (юрисконсульта) возла­гается контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений организации. В связи с этим считается целесооб­разным, чтобы работники юридической службы периодически (в соответствии с планом работы) проверяли приказы и другие акты,


 


Правоваяработа

изданные в структурных подразделениях. Если установлено, что акты приняты с нарушением действующего законодательства, то руководителю структурного подразделения вносится предложение об уточнении или отмене таких актов. При его отказе привести 'акт в соответствие с требованием законодательства, а также в дру­гих случаях грубого нарушения законности юридический отдел (юрисконсульт) предлагает руководителю организации отменить или изменить эти акты.

Критерии отбора документов, подлежащих контролю со сто­роны юридической службы, оговорены в п. 9«а» Общего поло­жения.

Они различаются:

по уровню принимаемых документов — проверке подлежат до­кументы, представляемые на подпись (утверждение) руководите­лю организации;

по характеру документа контролю подвергаются правовые акты, причем не только приказы, инструкции, положения, но и другие правовые акты организации, в которых регламентируются обязанности подразделений по составлению технико-экономичес­кий документации, порядок ее согласования, утверждения и до­ведения до соответствующих служб. Эти документы должны визи­роваться юрисконсультом, если в них идет речь о правах и обя­занностях подразделений организации и должностных лиц, т. е. они имеют собственно юридическое содержание.

Необходимо отметить, что не все документы, оформляемые в организации, следует подвергать правовой проверке до их подпи­сания и принятия. Например, не требуют контроля со стороны юристов различные учетные акты, протоколы и т. п.

Основное назначение актов — фиксировать конкретные фак­ты и обстоятельства. Именно подписями участвующих в провер­ке, передаче или приемке ценностей лиц удостоверяется, что те или иные факты действительно имели место. Многие акты, офор­мляемые на предприятии, носят учетный характер (акты инвен­таризации, приемо-сдаточные). Другие, как, например, акт о при­емке товаров по количеству или качеству, не только фиксируют количество и качество принимаемых ценностей, но и содержат заключение о причинах брака либо недостачи, а также могут ука­зывать виновное лицо, Такие документы носят правовой харак­тер, однако по принятой практике не требуют визы юриста.

Не проверяются юридической службой (хотя подписываются руководителями организации) расчетные документы (платежные требования, аккредитивы) и транспортные накладные. Составление


9. Работа по укреплению законности

этих документов в значительной мере формализовано соответству­ющими обязательными к исполнению правилами. Так, инструк­ции Минфина РФ и ЦБ РФ, правила перевозок грузов определя­ют формы указанных документов, а банковские организации и соответственно органы транспорта контролируют правильность их заполнения при приеме документов. Работа по оформлению таких документов (именно оформление, но не сами документы) носит технико-операционный характер, поэтому юристам нет надобно­сти предварительно контролировать соответствие этих докумен­тов требованиям законодательства.

В пределах, очерченных Общим положением, права и обязан­ности юридической службы по обеспечению законности могут кон­кретизироваться другими, в том числе локальными, норматив­ными актами. Так, в актах, принимаемых в организации (напри­мер, в инструкции о правовой работе), устанавливается перечень документов (по наименованиям), которые должны визироваться юридической службой. Перечень должен составляться примени­тельно к конкретным условиям деятельности данной организа­ции.

Одним из основных документов в повседневной деятельности фирмы являются приказы администрации. Большинство из них содержат индивидуальные предписания, но издаются и приказы нормативного характера. В Общем положении приказы названы в числе документов, проверяемых юридической службой. Между тем многие приказы носят индивидуальный характер (о командиров­ках, приеме на работу и др.) и поэтому не требуют проверки. Следует также учитывать, что значительный объем работы, вы­полняемой юридической службой, не позволяет обеспечить конт­роль за изданием всех приказов. Представляется, что помимо при­казов нормативного характера в рассматриваемый перечень сле­дует включать приказы об увольнении рабочих и служащих по ини­циативе администрации, о временном переводе на другую рабо­ту, возмещении причиненного организации ущерба.

На необходимость проверки инструкций, определяющих спо­собы и приемы, используемые при выполнении определенного вида работ, или положений, в которых излагаются задачи, права и обязанности каждого структурного подразделения, указывалось, в частности, в Методических рекомендациях Министерства юс­тиции СССР от 14 февраля 1978 г.

Акты, принимаемые организациями в связи с регулировани­ем трудовых отношений, обычно именуются правилами. Основ­ным таким документом по российскому трудовому законодатель-


 

 



Правовая работа

 


 


ству признаются правила внутреннего трудового распорядка. При изучении соответствующих актов юристу необходимо добиваться, чтобы они не только соответствовали актам более высокого уров­ня и не противоречили друг Другу, но и были достаточно полны­ми по содержанию, изложены ясно 'и грамотно и оформлены над­лежащим образом с точки зрения юридической техники.

При надлежащей постановке дела проверка исключает приня­тие актов, противоречащих правовым установлениям. В случае не­соответствия документа требованиям закона юрист должен пред­ложить исправления, которые должны быть внесены в текст до­кумента.

Во избежание затруднений и конфликтов при правовой оцен­ке проектов документов приказом руководителя следует устанав­ливать предельные сроки для передачи документов юридической службе и сроки на их рассмотрение. В отношении объемных доку­ментов целесообразно устанавливать время на их проработку, на­пример, один день на 3 или 5 страниц" документа. Проекты доку­ментов обычно передаются юридической службе последней при наличии согласований и виз всех других заинтересованных под­разделений и лиц.

Как необходимый участок работы по укреплению законности следует рассматривать информирование должностных лиц о зако­нодательстве и пропаганду законодательства. При проведении за­нятий важны актуальность тематики лекций, ее связь с деятель­ностью сотрудников фирмы. Для проведения занятий следует при­влекать квалифицированных специалистов, хорошо знакомых не только с соответствующим нормативным материалом, но также с практикой его применения, способных ответить на конкретные вопросы аудитории.

Вопросы:

1. Законность в предпринимательской деятельности.

2. Обязанности юриста по обеспечению законности в организа­ции.

3. Порядок организации исполнения законодательных актов.

4. Обеспечение соответствия закону внутренних документов орга­низации.


10. Применение правовых средств

Правовая работа не может сводиться к обеспечению законно­сти, как нередко неосновательно считается. Предприниматели, решая хозяйственные задачи, не просто исполняют правовые пред­писания, а отыскивают, избирают в дозволенных границах те ва­рианты правовых действий, которые в наибольшей степени удов­летворяют их экономические и иные интересы. Чтобы принять хо­зяйственное решение, необходимо иметь в виду и правовую сто­рону дела.

Исходя из этого другим (наряду с обеспечением законности) важнейшим направлением правовой работы следует считать ак­тивное применение правовых средств для достижения лучших хо­зяйственных результатов, как это установлено в п. 2 Общего по­ложения 1972 г.

Названное Положение предусматривает: активное использование правовых средств для улучшения эко­номических показателей организации;

обеспечение правовыми средствами сохранности собственно­сти, выполнения договорных обязательств и улучшения качества товаров;

защиту при помощи правовых средств законных интересов орга­низации и ее работников.

В нормативных актах не дается определения понятия правовых средств и не раскрывается их сущность. В юридической литературе предлагаются совершенно различные трактовки понятия право­вых средств, зачастую непригодные для практической работы. Меж­ду тем без четкого понимания сущности правовых средств невоз­можно налаживать их применение.

Для осмысления правовых средств и освоения порядка работы с ними надо учитывать, что сама концепция правовых средств возникает из понимания объективно сложившегося отраслевого разделения методов правового регулирования и видов правовых норм на императивно-предписывающие (или запрещающие) и доз­волительные, управомочивающие субъектов на совершение раз­нообразных действий правового характера.

Общая теория права в настоящее время целиком строится на понимании нормативного регулирования жизни общества с ис-


 




Правовая работа

10. Применение правовых средств

 


 


пользованием предписывающих и запрещающих императивных норм. Сама реализация права, согласно этим взглядам, состоит в исполнении, соблюдении и применении нормативных установле­ний, что же касается дозволений, то они лишь вскользь упомина­ются в научной литературе.

Современная цивилистика также продолжает следовать сло­жившейся несколько веков назад традиции законоведения, изу­чая нормы и институты права, и вопреки собственному методу регулирования не занимается способами использования правовых дозволений для решения практических задач. Нормоведческий под­ход современной правовой науки оказывается непригодным для объяснения порядка реализации дозволительных установлений и механизмов правового регулирования, принятых в частном праве. В результате полностью утрачиваются смысл и назначение дозво­лительного метода, его кардинальное отличие от предписываю-ще-запретительного регулирования, его огромная социальная цен­ность.

В сфере гражданско-правовых отношений предприниматель­ские организации выступают самостоятельными субъектами пра­ва. В силу этого они сами вырабатывают и осуществляют юриди­ческие решения, совершают инициативные акты. Компетентные обоснованные правовые действия дают предпринимательской орга­низации увеличение прибыли, улучшение ее экономического по­ложения, и напротив, субъект принимает все неблагоприятные последствия неквалифицированных юридических действий. При­чем речь идет не о выборе варианта из предписываемых правовы­ми нормами, а об обоснованности и результативности самостоя­тельно принимаемых юридических решений.

Определяя основные начала гражданского законодательства, ст. 1 ГК РФ устанавливает, что граждане и организации приобре­тают и осуществляют права своей волей и в своем интересе. Они свободны, говорит закон, в установлении своих прав и обязанно­стей на основе договора и в определении любых, не противоре­чащих закону условий договора. Субъекты не только устанавлива­ют на основании договора и односторонних сделок собственные права и обязанности, т. е. осуществляют юридико-конструктив-ную работу, но избирают наиболее приемлемые варианты право­вых действий, определяют способы их совершения. К этой дея­тельности неприложима традиционная схема реализации права путем соблюдения, исполнения и применения норм, принятия правоприменительных актов.

Наиболее достоверной концепцией, объясняющей способ ре­ализации дозволительных установлений, т. е. метод частного пра-


ва, служит теория правовых средств. Она была предложена в на­чале 70-х гг. и нуждается в дальнейшем развитии и дополнении. Термин «правовые средства» вошел в научное обращение и прак­тику, но используется во многом интуитивно, без глубокого по­нимания.

Правовые средства представляют собой регулирующие обра­зования частноправового характера. Они служат инструментами реализации законодательных дозволений и применяются субъек­тами для достижения своих хозяйственных и иных целей.

Правовые средства соотносятся с соответствующими институ­тами, субинститутами и иными совокупностями норм граждан­ского права, которые в определенной степени служат их осно­ваниями. Однако содержание правовых средств составляют кор­релирующие институтам и нормам инициативные юридические действия лиц, совершаемые для достижения своих целей. Совер- ' шение субъектами таких самостоятельных и целенаправленных юридических действий представляет собой механизм реализации дозволений гражданского права.

Под правовыми средствами понимаются основанные на дозво­лениях закона совокупности инициативных юридических действий лиц, служащих достижению соответствующих целей,

Применение правовых средств обеспечивает возрастание роли права в деятельности предпринимательских организаций не за счет централизованного нормирования хозяйственной жизни вширь и вглубь, а активизацией использования самими субъектами юри­дического инструментария для решения экономических и соци­альных задач.

Правовые средства гражданского права образуют определен­ную систему. Главным в данной системе является договор. Это про­истекает из предусмотренной законом возможности для установ­ления субъектами своих прав и обязанностей на основе договора. При посредстве договора субъекты могут предусматривать приме­нение других правовых средств, обеспечивающих нормальное ис­полнение создаваемого договором обязательства, определять их конкретное содержание и порядок использования.

Такими вспомогательными правовыми средствами выступают меры имущественной ответственности за неисполнение обязатель­ства (убытки, неустойка, проценты), способы обеспечения ис­полнения обязательств: залог, задаток, поручительство и другие, в том числе не названные в законе, способы. Здесь же можно на­звать меры оперативного воздействия, которые широко исполь­зуются по инициативе субъектов.


 



Правовая работа

 


 


Наряду с этим имеется немало правовых средств, не связан­ных с договором и предназначенных для достижения разнообраз­ных целей. Так, из множества видов и разновидностей юридичес­ких лиц предприниматели выбирают более пригодные, чтобы до­стичь определенную цель: сохранить права на внесенное в устав­ный фонд имущество на случай выхода из организации, контро­лировать использование имущества и распределение доходов, обеспечить, что очень важно, снижение трансакционных издер­жек. Таким образом, конструкция юридического лица, вид и орга­низационное построение которого определяется субъектами, при­меняется в качестве правового средства. Точно так же положение о вине может предусматриваться предпринимательскими органи­зациями в договоре в качестве условия, ограничивающего воз­можность применения ответственности за нарушение обязатель­ства, т. е. в качестве правового средства достижения определенной цели.

В отличие от соблюдения законности применение правовых средств представляет особый, творческий способ работы. Они тре­буют анализа условий деятельности и желаемых целей, умелого выбора адекватного юридического средства. При выработке усло­вий договоров субъектам приходится выполнять юридико-конст-руктивную работу: формулировать взаимные права и обязаннос­ти, определять порядок их исполнения, предусматривать договор­ную ответственность и иные последствия возможных нарушений для достижения соответствующих целей.

Умение квалифицированно применять правовые средства зна­чительно расширяет возможности предпринимательской органи­зации в достижении хозяйственных и иных целей. Постановка за­дачи активного применения правовых средств кардинально меня­ет положение и роль юридической службы, превращает ее из кон­сультативно-контрольного подразделения в одного из основных организаторов решения стоящих перед фирмой задач.

Вопросы:

1. Понятие и сущность правовых средств.

2. Соотношение гражданско-правовых норм и правовых средств.

3. Виды правовых средств.


11. Договорная работа в фирме

Главным аспектом применения правовых средств является до­говорная работа. Ведение этой работы связано со служебными обя­занностями юриста. В'соответствии с Общим положением 1972 г. одной из основных обязанностей юристов признается организа­ция договорной работы на предприятии. Пункт 9«д» Общего по­ложения предусматривает, что юридическая служба совместно с другими подразделениями предприятия организует работу по зак­лючению хозяйственных договоров, участвует в их подготовке.

Особо значимым моментом договорной работы является на­лаживание договорных связей, заключение договоров. Четкое и умелое заключение договоров выступает одним из основных ус­ловий надлежащего их исполнения. Именно на стадии оформле­ния договоров закладываются предпосылки успешной работы фир­мы, повышения прибыли и предупреждения потерь от неиспол­нения обязательств. Поэтому работа по заключению договоров тре­бует постоянного к себе внимания со стороны юристов и пред­принимателей.

Несмотря на общехозяйственную значимость договорной ра­боты, порядок, способы ее организации не урегулированы зако­ном. В Гражданском кодексе РФ закреплена лишь предельно об­щая, абстрактная схема заключения договоров «оферта-акцепт». Отсутствуют современные методики ведения договорной работы. Данные проблемы почти не изучаются правовой наукой.

Результатом невнимания государства и юридической науки к указанным вопросам является общее неудовлетворительное состо­яние договорной работы в стране. Согласно статистическим дан­ным, после отмены планового распределения ресурсов оказались разорванными более 80% договорных связей между хозяйствую­щими субъектами, причем многие из этих связей, несмотря на их • высокую значимость для продавцов или покупателей, не могли быть восстановлены. Как отмечает С. Э. Жилинский, «предприни­мательская практика свидетельствует об очень низком уровне ра­боты хозяйствующих субъектов с гражданско-правовыми догово­рами. Договоры часто бывают чрезвычайно краткими по объему (1,5—2 страницы текста) и неконкретными, невразумительными по содержанию, что порождает многочисленные конфликты в


^^^^^W"^

 


Правовая работа

11. Договорная работа в фирме


 


 


процессе их исполнения, дестабилизирует рыночные отношения»1. Все это негативно сказывается на положении дел в экономике и уровне жизни населения.

Отдельные весьма несовершенные и устаревшие рекоменда­ции по организации договорной работы содержатся в Общем по­ложении о юридической службе и методических документах Ми­нистерства юстиции СССР по этим вопросам^.

Согласно этим актам степень и порядок участия юридической службы в договорной работе на предприятии определяются при­казом, (инструкцией) о порядке ведения данной работы, кото­рый в целом должен был соответствовать требованиям, изложен­ным в Общем положении. В случае отсутствия такого приказа (ин­струкции) юристу предлагалось внести предложение руководству организации о его разработке.

В приказе (инструкции) рекомендовалось, в частности:

предусмотреть общие принципы организации договорной ра­боты;

назвать структурные подразделения, ответственные за ведение договорной работы, их функции;

определить порядок приема и отправки корреспонденции, от­носящейся к договорной работе;

установить порядок и способы учета, хранения и регистрации договоров, соглашений об их изменении и расторжении, исковых заявлений и всех документов, имеющих к ним отношение;

дать поручение руководителям структурных подразделений о разработке и утверждении должностных инструкций, регламен­тирующих обязанности лиц, занимающихся договорной работой.

Кроме того, признавалось необходимым провести со всеми ра­ботниками организации, имеющими непосредственное отноше­ние к договорной и исковой работе, занятия по изучению прика­за (инструкции).

Юридическому отделу (юрисконсульту) предписывалось еже­годно перед началом договорной кампании анализировать прак­тику заключения и исполнения хозяйственных договоров за про­шедший год. При этом следовало выяснять, отвечают ли условия

1 Жшшнский С. Э. Правовые основы предпринимательской деятель­ности (предпринимательское право): Курс лекций. М., 1998. С. 219.

2 Методические рекомендации об участии юридических служб в орга­низации договорной работы на предприятиях, в производственных объе­динениях и организациях, утвержденные письмом Министерства юсти­ции СССР от 29 сентября 1978 г. № К-8-524 // БНА СССР. 1979. № 3 С.


договоров законным интересам организации и ее контрагентов, какие в связи с этим условия следует изменить или уточнить, а также имеется ли необходимость в установлении других условий, в частности, предусматривающих дополнительные меры имуще­ственной ответственности.

Рекомендовалось также проанализировать данные о суммах сан­кций, уплаченных предприятием за нарушение сроков поставки продукции, поставку продукции ненадлежащего качества, сверх­нормативный простой транспортных средств и другие нарушения договорных обязательств. Материалы анализа следовало учитывать при подготовке договоров, их заключении и исполнении.

При наличии недостатков в договорной работе или при изме­нении структуры хозяйственных связей и в других необходимых случаях считалось целесообразным внести предложение о подго­товке приказа (инструкции) по предприятию. Юридическому от­делу (юрисконсульту) следовало принять участие в разработке та­кого приказа, предусмотрев в нем необходимые меры по совер­шенствованию порядка договорной работы.

По вопросам, касающимся договорной работы, в приказе (ин­струкции) считалось целесообразным предусмотреть, в частно­сти:

структурные подразделения (службы), отвечающие за оформ­ление, регистрацию и учет договоров;

подразделения, с которыми проекты договоров должны быть согласованы, очередность и сроки согласования;

службы, оформляющие протоколы разногласий; порядок со­гласования разногласий;

систему контроля за исполнением договорных обязательств предприятием и его контрагентами;

формы участия юридической службы в работе по заключению договоров, рассмотрении возникающих разногласий по их усло­виям и контроле за состоянием договорной дисциплины на фир­ме (с помощью правовых средств);

учет и хранение договоров, а также всей договорной докумен­тации.

Особое внимание уделялось мерам по приведению в соответ­ствие с этим приказом действующих положений о подразделен и-у ях и должностных инструкций для работников, занимающихся договорной работой, если в организации до этого существовал иной порядок ведения договорной работы.

Перед началом заключения хозяйственных договоров на пред­стоящий год рекомендовалось провести совещание (семинар) с



11. Договорная работа в фирме

Правовая работа

 


 


участием руководителей подразделений служб и работников, не­посредственно участвующих в договорной работе. Юридическая служба должна была выступить инициатором такого мероприятия и активно участвовать в организации и проведении указанного совещания (семинара). На этом совещании по материалам обоб­щения практики договорной работы за прошлый период реко­мендовалось рассмотреть недостатки и ошибки, допущенные от­дельными подразделениями (должностными лицами).

Юридическая служба осуществляла также иные необходимые меры по организации заключения хозяйственных договоров на предприятии.

Юридической службе предписывалось участвовать в определе­нии структуры договорных связей организации исходя из необхо­димости установления более рациональных договорных отноше­ний. При этом предлагалось иметь в виду, что структура договор­ных отношений зависит от хозяйственной специализации данной организации, технологических особенностей производства и др.

Рекомендовалось досконально изучить виды договоров, с ко­торыми организации приходится чаще всего иметь дело, и сооб­разно с этим разработать ряд примерных форм, которые могут быть предложены для использования соответствующими служба­ми. Пользование такого рода формами значительно содействует сокращению времени на составление конкретных договоров и улуч­шает их качество, так как ведет к стандартизации ее примени­тельно к особенностям деятельности организации.

Содержащиеся в Общем положении 1972 г. и Методических рекомендациях Минюста СССР установки в свое время сыграли положительную роль в деле повышения уровня договорной рабо­ты. Однако сейчас они весьма устарели, не учитывают накоплен­ного передового опыта и современных требований к заключению и исполнению договоров. Назрела необходимость в подготовке ак­тов, на новом уровне организующих работу с договорами.

Превращение договора в главное средство регулирования эко­номических отношений требует в современных условиях налажи­вания в фирме четко продуманной системы договорных связей, квалифицированного заключения и надлежащего исполнения до­говоров. Это сегодня главенствующие обязанности юриста. Имен­но на данном участке создаются предпосылки для последователь­ного улучшения экономических показателей фирмы на основе ис­пользования правовых средств. Если юридической службе удается решить данную задачу, то за счет этого качественно упорядочива­ется вся деятельность фирмы, она ставится на более высокий орга­низационный уровень,


Возникает и производный эффект — такая юридическая служба становится более значимой для фирмы. Если юрист надлежащим образом выстраивает систему договоров, организует всю договор­ную работу — такой юрист оказывается необходимым лицом в фирме и становится членом управляющей команды, осуществля­ющей и развивающей бизнес. Это не вспомогательная, а уже ве­дущая роль юриста в управлении.

При организации работы с договорами важно изучать и ис­пользовать передовой опыт ее ведения, имеющиеся эффективные решения. В договорной работе следует выделять организационные задачи, которые должны решаться с руководством и старшими менеджерами, а также юридико-техническую работу, осуществ­ляемую с участием других служб и специалистов фирмы.

Юристу следует совместно с руководителями других ведущих служб выяснять схемы основных хозяйственных связей фирмы по профилю ее деятельности. В ходе такой работы должны анализи­роваться перспективы развития имеющихся связей, с учетом мар­кетинговых данных и конкурентной стратегии фирмы определяться возможности установления новых отношений и приниматься меры к их налаживанию.

Данная работа не может быть обеспечена силами одной лишь юридической службы. Исследователи отмечали в этой связи целе­сообразность создания в организациях до говор но-правовых служб в качестве самостоятельных подразделений. На эти подразделения или иные специализированные службы должна быть возложена работа по изучению конъюнктуры рынка, выработке рекоменда­ций о структуре хозяйственных связей, уровне цен на соответ­ствующие виды продукции, потребности в товарах, работах, ус­лугах и т. п. Вместе с тем главная обязанность до говор но-правовых служб — ведение работы, связанной с заключением, изменением и расторжением договоров.

В организациях с большим объемом договорной работы дого-ворно-правовые службы создаются в виде постоянно действую­щих подразделений. В средних и небольших организациях хорошо зарекомендовала себя практика образования периодически собира­ющихся договорных групп.

Для этого приказом руководителя определяется состав дого­ворной группы из ведущих специалистов основных отделов: эко­номического, производственного, бухгалтерии, юридического, сбыта, транспортного и др. Группа собирается для составления Договора или рассмотрения поступившего проекта договора либо переговоров с представителями контрагента. Группа оперативно совместно рассматривает договорный документ, вырабатывает бо-



Правовая работа

. Договорная работа в фирме


 


 


лее приемлемую редакцию текста или возражения по проекту, полученному от другой стороны.