Взаимодействие юридической службы с другими подразделениями
Обязанности юридической службы, как и основные задачи, на протяжении последнего столетия претерпевали существенные изменения. Менялась закрепленная в нормативных актах направленность усилий юристов на содействие укреплению законности, более полное участие в хозяйственной деятельности обслуживаемых организаций. В разные периоды с различной полнотой закреплялись те или иные обязанности.
Общее положение 1972 г. не только радикально изменило основные задачи юридической службы. Оно также изменило и значительно расширило круг должностных обязанностей и предоставило юридическому отделу, юрисконсульту организации более совершенный инструментарий для их осуществления.
На юридическую службу организации были возложены следующие конкретные обязанности:
а) проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов документов правового характера и их визирование;
б) контроль за законностью актов управления;
в) подготовка предложений об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов предприятия;
г) подготовка совместно с другими подразделениями и профсоюзным комитетом к заключению коллективных договоров;
д) организация совместно с другими подразделениями работы по заключению хозяйственных договоров, участие в подготовке этих договоров и их визирование;
е) участие в рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими подразделениями мер к ликвидации этой задолженности;
ж) контроль за соблюдением порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству;
з) представление и защита интересов организации в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;
1 Утверждено постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г № 207 // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307.
Правовая работа |
8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями
и) обобщение и анализ рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров и представление предложений по устранению недостатков;
к) проведение консультаций и дача заключений, справок по правовым вопросам.
Со сменой в стране экономического строя претерпели изменения и обязанности юридической службы. Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 так определяет основные обязанности начальника юридического отдела и юрисконсульта: обеспечение соблюдения законности в деятельности организации, методическое руководство правовой работой, разъяснение действующего законодательства должностным лицам и работникам и др.
Названный Квалификационный справочник неосновательно резко сузил круг обязанностей корпоративных юристов, фактически отстранил их от участия правовыми средствами и методами в решении главных задач предпринимательских организаций — развитии договорно-хозяйственных связей, улучшении качества товаров, обеспечении срхранности имущества, укреплении договорной дисциплины и в конечном счете — повышении прибыльности. Такой подход не может устраивать руководителей предпринимательских организаций. Он не может признаваться приемлемым и с точки зрения государственных интересов.
В последних документах из обязанностей юридических служб оказалось исключено применение правовых средств, как и другая важнейшая обязанность — организация заключения хозяйственных договоров, без чего фирма не может нормально работать. Это снижает требовательность к юристам, создает у предпринимателей иллюзорное впечатление, что они вообще могут обходиться без юристов. В результате ослабляется общий уровень законности и организованности в хозяйственных отношениях, что ведет к снижению эффективности экономики.
В законодательстве не получили закрепления новые должностные обязанности юристов, которые возникли на современном этапе в связи с изменением методов хозяйствования. Речь идет, прежде всего, о содействии внедрению рыночных методов хозяйствования в организации. Здесь перед юридической службой возникает целый комплекс обязанностей, вообще не упоминаемых в законодательстве и правовой литературе.
К ним может быть отнесено правовое обеспечение управления фирмой, правовое обеспечение предпринимательской деятель-
ности в целом. Это — обеспечение под методическим руководством или при непосредственном участии юридической службы решения комплексных задач, возникающих перед фирмой в ходе ее деятельности. Речь идет о выработке стратегии развития и деятельности фирмы, принятии управленческих решений, требующих учета законодательных установлений экономических и других факторов, использовании приемов маркетинга, проведении добросовестной конкуренции, учете основ менеджмента. Решение такого рода проблем выглядит как одна из основных новых задач юристов в современных условиях. Выполнение работниками организаций этих новых обязанностей, в свою очередь, содействует рыночным преобразованиям в стране в целом.
Другая группа задач связана с тем, что в составе предпринимательской деятельности имеется ряд ведущих участков, существующих как непрерывно воспроизводящиеся деятельности. Так, в виде постоянно протекающих, воспроизводящихся процессов на фирме осуществляются заключение и исполнение договоров, расчетные операции, отгрузка и получение товаров, проверка их количества и состояния, меры контроля и воздействия и др. От юриста требуются налаживание, как говорят, «запуск» и поддержание постоянного нормального хода таких видов деятельности.
Таким образом, работа юриста означает внесение правовой организованности, упорядоченности в деятельность фирмы и одновременно использование регулятивного потенциала и мощи правовых средств для повышения эффективности предпринимательства. В этой связи более точно говорить не о юридическом обслуживании, а о юридическом обеспечении предпринимательства.
Существенное значение имеет вопрос о том, как — единолично или в кооперации с другими подразделениями — выполняет обязанности юридическая служба. Б. И. Минц подразделял обязанности юридической службы в данном аспекте на две группы. К первой он относил те, которые юридическая служба выполняет совместно с другими подразделениями предприятия, будучи организатором правовой работы. Так, соответствующие локальные акты нормативного характера разрабатываются теми службами, которые в структуре управления производством отвечают за данный участок хозяйственной деятельности, и лишь затем проверяются в правовом отношении юристом. Вторая группа включает задачи, стоящие непосредственно перед юридической службой как подразделением, специально созданным для правового обслуживания. К ним относятся защита прав и охраняемых законом
60» |
Правовая работа |
8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями
интересов предприятия; пропаганда действующего законодательства и др.1
Изучение порядка выполнения юридическими службами своих обязанностей в связи с правовой работой позволяет утверждать, что юридическая служба выступает:
ведущим или непосредственным исполнителем ряда общих обязанностей правового характера;
организатором выполнения ряда важных задач по правовой работе.
Значительным достоинством Общего положения 1972 г. является то, что оно в п. 7 и 9 определяет виды работ:
1) которые юридическая служба выполняет самостоятельно, собственными силами, неся ответственность за результаты;
2) в выполнении которых юридическая служба лишь участвует, но непосредственное исполнение и ответственность за результаты которых также возложены на других лиц;
3) выполнение которых организуется юристами, но непосредственно осуществляется другими лицами.
Это закрепленное в названном акте разграничение отражает и оформляет реально сложившееся на практике разделение труда, распределение обязанностей по ведению правовой работы между различными звеньями и сотрудниками организации. Оно лишний раз свидетельствует о необходимости участия в правовой работе всех должностных лиц и подразделений фирмы, а не только юридической службы.
Разделение выглядит следующим образом.
Самостоятельно, собственными силами юридическая служба:
1) осуществляет правовую экспертизу, т. е. проверку соответствия закону, проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера и визирует их;
2) принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением законодательства;
3) обеспечивает методическое руководство правовой работой в организации;
4) подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации;
5) обеспечивает подготовку и передачу необходимых материалов в судебные органы;
1 См.: Минц Б. И. Организация правовой работы на предприятии. Свердловск, 1983. С. 15.
6) представляет интересы организации в суде, других органах при рассмотрении правовых вопросов, ведет судебные и арбитражные дела;
7) ведет работу по анализу и обобщению судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения договоров;
8) разрабатывает предложения по соблюдению договорной дисциплины, устранению выявленных недостатков и улучшению хозяйственной деятельности;
9) принимает меры по возмещению ущерба, причиненного организации;
10) готовит заключения по предложениям о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
11) контролирует соблюдение порядка сертификации продукции, приемки товаров по количеству и качеству;
12) обеспечивает информирование работников о действующем законодательстве, разъяснение законодательства и порядка его применения;
13) оказывает юридическую помощь организациям фирмы.
Юридическая служба взаимодействует с другими подразделениями в выполнении ряда обязанностей. Выполнение таких обязанностей одновременно возлагается на другие подразделения: бухгалтерию, кадровую, экономическую службы, складские подразделения и др. Однако юрист совместно выполняет (в своей части) данные обязанности.
Так, юридическая служба участвует:
1) в необходимых случаях в подготовке проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера;
2) в подготовке и заключении коллективных договоров, тарифных соглашений;
3) в мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений;
4) в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой (расчетной) дисциплины, обеспечении сохранности имущества;
5) в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания.
Юридическая служба организует выполнение другими подразделениями и лицами ряда обязанностей правового характера. Непосредственное их исполнение возлагается на другие лица и подразделения, но юридическая служба обязана организовать их выполнение, оказав необходимую консультационно-правовую no-Мощь.
i ^^^ |
Правовая работа |
8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями
Так, юридическая служба:
1) руководит подготовкой материалов о хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной продукции, нарушениях экологического законодательства и иных правонарушениях для передачи их следственным и судебным органам;
2) организует систематизированный учет и хранение законодательных и иных нормативных актов, поступающих из соответствующих органов, а также издаваемых руководителем фирмы;
3) организует изучение должностными лицами нормативных актов, относящихся к их деятельности.
С учетом серьезных пробелов Квалификационного справочника Минтруда РФ 1998 г. важнейшие из перечисленных и иных обязанностей должны специально включаться в положения о юридических отделах и должностные инструкции юрисконсультов. При обслуживании предприятия внешней юридической организацией, в том числе адвокатской, указанные обязанности следует предусматривать в заключаемом договоре на юридическое обслуживание.
Необходимость постоянных контактов юридической службы с другими подразделениями и должностными лицами при ведении правовой работы требует налаживания устойчивого взаимодействия между ними. В этих целях на практике используются разнообразные меры прежде всего организационного порядка.
В положении о юридической службе или должностной инструкции юриста следует установить обязанность юридических работников регулярно знакомиться в других подразделениях с состоянием хозяйственной деятельности фирмы, балансом, статистической отчетностью, финансовыми показателями по банковским счетам, данными о дебиторской задолженности, понесенных убытках и др.
Необходимо обязывать другие подразделения оперативно передавать юридической службе сведения о возникших затруднениях в деятельности и допущенных нарушениях для принятия правовых мер. Юриста следует привлекать на совещания, созываемые руководителями организации по вопросам, имеющим отношение к правовой работе. Необходимо включение юриста в состав комиссии по хозяйственно-финансовым вопросам; балансовой комиссии, комиссии по непроизводительным расходам, по оперативным вопросам и др.
Важной формой связи юриста с текущей деятельностью организации является установление обязанности визирования юристами проектов документов, имеющих правовое значение. Столь же
значимо регулярное проведение юристами проверок по правовым вопросам в других подразделениях фирмы или в подчиненных организациях.
Таковы основные сложившиеся на практике способы взаимо-дейсгвия юридической и других служб фирмы. Названные способы взаимодействия требуют закрепления их в положениях об отделах и должностных инструкциях соответствующих работников. Они могут устанавливаться отдельными приказами руководителя организации. В таких документах следует определить конкретные сроки и периоды проведения совещаний и заседаний комиссий. Следует устанавливать предельные сроки выполнения соответствующих действий: передачи документов юристу, рассмотрения им материалов и дачи своего заключения. Важно определять в фирме основные виды документов, требующих визы юриста. Надо устанавливать нормальные сроки для изучения и визирования документов, исходя из их сложности и объема, например, один день на каждые три страницы документа.
Основные сложности при выполнении совместных или организуемых юристами мероприятий создаются тем, что юридическая служба не наделена властно-распорядительными полномочиями по отношению к другим подразделениям и работникам. Это нельзя признать правильным. Локальными нормативными актами юридическую службу следует наделять возможностью предъявлять требования к подразделениям и работникам по выполнению обязанностей, установленных законом и относящихся к деятельности фирмы. В случае неисполнения такого требования юрист должен иметь право обращаться к руководителю организации.
Ведение юридической службой организационной работы требует использования возможностей и полномочий руководителей фирмы, которые бы позволили:
1) готовить по инициативе юридической службы приказы и распоряжения, предусматривающие обязанности других подразделений по участию в правовой работе;
2) включать по инициативе юристов соответствующие обязанности правового характера в проекты положений о других структурны:: подразделениях и в должностные инструкции работников;
3) включать по инициативе юристов в планы работы других подразделений проведение совместных мероприятий правового характера.
Для проявления юристом инициативы по подготовке и изданию соответствующих документов целесообразно использовать ситуации, когда контролирующими органами в деятельности фир-
Правовая работа |
мы обнаружены недостатки или фирмой понесены убытки в результате нарушений.
В подобных случаях руководители организаций наглядно видят отрицательные последствия недостатков в постановке правовой работы и охотнее дают согласие на установление обязательных требований к персоналу, позволяющих предупреждать нарушения и их отрицательные последствия. Вместе с тем очевидно, что ряд мер по взаимодействию должен быть закреплен в законодательном порядке.
Устанавливаемые связи между юридической службой и другими подразделениями и сотрудниками фирмы должны налаживаться не как односторонние, а как встречные, взаимонаправленные. Только при этом достигается взаимодействие различных субъектов при проведении правовой работы.
Вопросы:
1. Обязанности юридической службы.
2. Виды правовой работы, выполняемой юридической службой самостоятельно.
3. Виды правовой работы, выполняемой юридической службой при участии других служб.
4. Организационная деятельность юридической службы.
9. Работа по укреплению законности
Законность традиционно определяется как единообразное понимание и точное соблюдение установлений закона всеми органами государства, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами.
Несмотря на призывы к соблюдению законов, уровень законности в хозяйственной сфере в советский период не мог признаваться достаточным. С началом рыночных преобразований, когда лозунг законности был отодвинут в сторону под предлогом ограничения вмешательства государства в предпринимательство, фактически произошло обрушение законности. Это проявляется в массовом и повсеместном нарушении требований нормативных установлений. Огромные масштабы «теневой экономики», криминальные захваты чужих предприятий, браконьерское расхищение природных рессурсов, нарушения налогового законодательства и т. п. свидетельствуют о необходимости радикальных мер по исправлению положения.
Требование обеспечения законности в предпринимательской деятельности выражает не только государственные и общественные интересы. Оно предполагает создание нормальных условий хозяйствования в целом, а также нормализацию положения в каждой отдельной организации.
Надлежащая постановка дела по соблюдению законности на фирме позволяет добиться:
повышения прибыли путем предупреждения возможных нарушений, влекущих значительные убытки;
предупреждения возможного применения мер административной и даже уголовной ответственности в отношении руководства и персонала фирмы за допускаемые нарушения.
Серьезным просчетом законодательства о предпринимательстве является отсутствие правила об ответственности руководителя за соблюдение законов в возглавляемой им организации. Общую ответственность за соблюдение законов и иных правовых установлений должен нести руководитель организации. Это вытекает из положения руководителя как лица, наделенного распорядительными полномочиями в отношении нанимаемых работников и организующего всю деятельность. Если исполнение какого-то
3 Правовая работа
Правовая работа |
9. Работа по укреплению законности |
требования возложено руководителем на нижестоящее должностное лицо, то ответственность за совершенное нарушение также может возлагаться на это лицо.
В Квалификационном справочнике должностей Минтруда РФ 1998 г. указывается, что руководитель несет ответственность за последствия принимаемых решений, т. е. своих решений. Однако этой записи явно недостаточно. Требуется установление в законе общего положения об ответственности руководителя организации за соблюдение законности в деятельности возглавляемой им организации.
Важным фактором укрепления законности в сфере экономики является деятельность юридических служб. Усилия юристов в указанном направлении не должны рассматриваться как противостоящие интересам и устремлениям предпринимателей.
Изучение практики показывает, что нарушения предпринимателями правопорядка зачастую обусловливаются незнакомством с действующим законодательством, отсутствием навыков работать по правилам, недооценкой отрицательных последствий несоблюдения нормативных установлений.
В существующей обстановке работники юридической службы обязаны прежде всего разъяснять предпринимателям положения законодательства по соответствующим вопросам, содействовать поиску законных вариантов решения хозяйственных задач. Позиция потворствования юристов нарушениям закона со стороны предпринимателей не только не соответствует служебным и нравственным требованиям к юридическим работникам, она нередко ведет к краху фирмы, тяжелым отрицательным последствиям для ее руководства и самих юристов.
Задача обеспечения законности должна признаваться основной в деятельности юридических служб. Ряд обязанностей по организации соблюдения закона закреплен в Общем положении 1972 г. и Квалификационном справочнике Минтруда РФ 1998 г. Таковы, в частности, проверка соответствия законодательству проектов приказов, инструкций и других документов правового характера, принятие мер по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства; обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел и подготовка предложений об устранении недостатков; организация изучения должностными лицами нормативных актов и пропаганда действующего законодательства.
Следует четко представлять, что обязанности юристов в обеспечении законности сформулированы в нормативных актах о юри-
дической службе неполно и неточно. Принятое их определение ориентирует юриста на формальный контроль соответствия документов закону и на праворазъяснительную работу. Многолетний опыт применения Общего положения 1972 г. показывает, что даже надлежащее выполнение юристами обязанностей относительно обеспечения законности в том виде, как они определены в Общем положении, не позволяет добиться необходимого результата, а именно точного исполнения законов и иных правовых актов руководителями и персоналом фирмы.
Конечно же, требуется повышение значимости указаний и рекомендаций юриста для администрации фирмы. Отдельные шаги в этом направлении делались, но оказались неудачными. Так, в п. 14 Общего положения 1972 г. устаноштено, что юрисконсульт обязан сообщить вышестоящей организации о выявленных нарушениях законности, когда руководитель предприятия (организации) вопреки заключению юрисконсульта подписал документ правового характера, противоречащий действующему законодательству. Однако данная норма фактически не применялась на практике. Некоторыми авторами высказывались предложения установить, что любой документ правового характера не должен приобретать «исполнительную силу» либо признаваться действительным без визы юрисконсульта.
В настоящее время аналогичная по сути норма, направленная на защиту прав акционеров корпораций, предлагается Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) законодательным органам США для внесения в акты, регулирующие деятельность корпоративных юристов. Эти изменения должны предусматривать обязанность корпоративного юриста сообщать о ставших ему известными нарушениях, допущенных исполнительными органами компании, совету директоров или собранию акционеров и привести к положению, когда юрист компании будет подотчетен акционерам и их выборным органам, а не менеджменту корпорации. Это предусматривает раздел 307 проекта Акта Сарбейнса-Оксли о корпоративной ответственности (Sarbanes-Oxley Corporate Responsibility Act). Задача юриста, по мнению профессора права Иллинойского университета Ричарда Пэйнтера, состоит в том, чтобы воспрепятствовать сделке, если она противоречит законам.
Вместе с тем подобные ситуации правового конфликта юридического работника с руководством фирмы не носят всеобщего характера и не охватывают проблемы обеспечения законности в Деятельности фирмы. Основная функция обеспечения законности заключается в налаживании исполнения сотрудниками фирмы требований нормативных актов, относящихся к их деятельности.
L |
Правовая работа |
9. Работа по укреплению законности |
В связи с пробуксовкой, неисполнением принимавшихся законодательных актов о хозяйственных реформах в 80-х гг. были проведены многочисленные изучения причин такого положения. Эти обследования позволили сделать вывод, что новые законодательные акты не исполняются потому, что в стране не выработаны механизмы, не отлажены приемы практического воплощения законов в повседневные действия людей.
В результате руководителям высших органов стало понятным, что без соответствующих организационно-обеспечительных мер невозможно добиться исполнения законодательных установлений. С учетом этого в период с 1985 по 1990 г. стали издаваться постановления Правительства, снабженные программой мероприятий по организации его исполнения. Министерство юстиции СССР и Управление делами Правительства стали требовать в необходимых случаях от органов, вносивших проекты постановлений, составления программ исполнения этих постановлений. Практика показала оправданность и эффективность таких мер.
После распада СССР указанный подход был на время позабыт. Однако в последний период требования об организации исполнения законодательства получили нормативное закрепление. Так, в ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ1 «О Правительстве Российской Федерации» в качестве первоочередной обязанности Правительства предусмотрены организация исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, осуществление систематического контроля за их исполнением федеральными органами и субъектами Федерации, принятие мер по устранению нарушений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 803" «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» после официального опубликования федеральных законов федеральные органы исполнительной власти обязаны незамедлительно принять в рамках компетенции меры по организации исполнения федеральных законов, обеспечить своевременное издание правовых актов, направленных на исполнение федеральных законов.
Аналогичным образом и для юридической службы обеспечение законности на фирме — это в основном организационная проблема. Обеспечить законность — означает прежде всего организовать исполнение соответствующими должностными лицами и работниками относящихся к ним положений нормативных актов.
'СЗРФ. 1997. №51. Ст. 5712. г СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4582.
Задача обеспечения законности требует осущестатения по инициативе юридической службы мер организационного характера, а общая работа по обеспечению законности должна быть разделена на два направления:
1) организация выполнения вновь изданных законодательных актов, относящихся к деятельности фирмы;
2) работа по укреплению законности в фирме в целом.
Это два взаимосвязанные, но различные по методам и средствам направления работы. Рассмотрим их конкретное содержание.
В случае издания нормативного акта, требующего реализации в деятельности фирмы, юридическая -служба совместно с другими подразделениями обязана осуществить комплекс организационных действий. Самые необходимые среди них следующие:
выделить в нормативном акте пункты и положения, непосредственно относящиеся к деятельности фирмы;
определить круг структурных подразделений и работников, в практической деятельности которых будут реализовываться новые правила;
определить меры, необходимые для организации практического выполнения нормативного акта, и составить программу организации его выполнения;
предусмотреть выделение материально-технических ресурсов и денежных средств для проведения организационных мероприятий;
закрепить вытекающие из нормативного акта новые обязанности персонала в приказе по фирме, а при постоянном и существенном характере таких обязанностей — включить их в положения об отделах и должностные инструкции соответствующих работников;
провести изучение совместно с исполнителями порядка действий и всего хода работы по новым требованиям;
внести необходимые изменения в используемые в фирме бланки учетной и деловой документации в соответствии с новыми правилами;
внести необходимые изменения в используемые в хозяйственной деятельности компьютерные программы;
наладить взаимодействие между соисполнителями, т. е, подразделениями и работниками, обеспечение согласованности, координированное™ их действий при выполнении новых правил;
установить систематический контроль со стороны конкретных должностных лиц за исполнением:
9. Работа по укреплению законности |
Правовая работа |
а) организационных мер;
б) самих новых правил, с периодическим докладом руководству о ходе исполнения.
Осуществление указанных организационных мер характеризуется достаточной сложностью и трудоемкостью, тем более при отсутствии у юридических работников навыков их проведения. При разработке и осуществлении программ организации исполнения законодательных актов юристам необходимо опираться на помощь руководства фирмы, поскольку в ходе этой работы приходится возлагать временные или постоянные задания на другие подразделения и сотрудников, нередко сталкиваясь с нежеланием последних принимать такие новшества, поэтому подготавливаемые программы желательно утверждать приказом руководителя. Вместе с тем, следует учитывать, что лишь в результате таких организационных мер возможно внедрить требования законодательного акта в повседневную деятельность работников фирмы.
Как показывает изучение работы юристов на данном направлении, практику таких организационных мер целесообразно начинать с простейших актов либо отдельных положений закона, напрямую относящихся к деятельности фирмы. Лишь по мере накопления у юридической службы опыта подобной работы становится возможным налаживание исполнения объемных и сложных законодательных установлений.
Наряду с мерами по налаживанию исполнения новых законодательных актов, принимаемыми в связи с изданием таких актов, необходима работа по последовательному укреплению законности в деятельности организации.
Ее характерными чертами следует признать:
1) планомерность;
2) основанность на изучении и анализе состояния законности в фирме в целом или в отдельных ее подразделениях;
3) направленность на создание условий для надлежащего выполнения законодательных требований и устранение причин нарушений законности.
По своей значимости второе направление не менее важно, чем первое. Уже в процессе плановых проверок и изучения исполнения соответствующих обязанностей выявляются нарушения и недостатки в выполнении нормативных актов. Такая информация должна служить основанием для разработки и планомерного осуществления мер по укреплению законности в фирме. Таким образом, проверочные, контрольные мероприятия должны перетекать в организационные меры по укреплению законности.
Традиционной формой работы по обеспечению законности было и остается визирование юрисконсультом проектов документов правового характера, принимаемых в организации.
При проверке соответствия закону представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера юридической службе предлагалось, прежде всего, выяснить:
правомочен ли руководитель организации издать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу или решение вопросов, предусмотренных в проекте, относится к компетенции вышестоящих органов;
не требуется ли согласование с иным органом;
правильно ли сделаны ссылки на законы и другие нормативные акты.
Кроме того, считалось необходимым ознакомление с действующими нормативными актами, которыми регулируется данный вопрос, и сличение содержания той части проекта, в которой имеются ссылки на нормативные акты, с содержанием этих актов. Согласно принятой практике, если в проекте приказа (другого документа) воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приводиться дословно.
После согласования с заинтересованными подразделениями организации документ должен быть передан разработавшим его лицом для визирования в юридическую службу. Если проект составлен правильно как по существу, так и по форме, начальнику юридического отдела (юрисконсульту) предписывается визировать его.
В случае несоответствия подготовленного проекта действующим нормативным актам начальник юридического отдела (юрисконсульт), не визируя проект, дает заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. В зависимости от конкретных обстоятельств начальник юридического отдела (юрисконсульт) лично докладывает руководителю организации свои замечания по проекту либо представляет письменное заключение, которое должно быть мотивированным, убедительным, обоснованным в необходимых случаях со ссылкой на закон. На начальника юридического отдела (юрисконсульта) возлагается контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений организации. В связи с этим считается целесообразным, чтобы работники юридической службы периодически (в соответствии с планом работы) проверяли приказы и другие акты,
Правоваяработа
изданные в структурных подразделениях. Если установлено, что акты приняты с нарушением действующего законодательства, то руководителю структурного подразделения вносится предложение об уточнении или отмене таких актов. При его отказе привести 'акт в соответствие с требованием законодательства, а также в других случаях грубого нарушения законности юридический отдел (юрисконсульт) предлагает руководителю организации отменить или изменить эти акты.
Критерии отбора документов, подлежащих контролю со стороны юридической службы, оговорены в п. 9«а» Общего положения.
Они различаются:
по уровню принимаемых документов — проверке подлежат документы, представляемые на подпись (утверждение) руководителю организации;
по характеру документа — контролю подвергаются правовые акты, причем не только приказы, инструкции, положения, но и другие правовые акты организации, в которых регламентируются обязанности подразделений по составлению технико-экономический документации, порядок ее согласования, утверждения и доведения до соответствующих служб. Эти документы должны визироваться юрисконсультом, если в них идет речь о правах и обязанностях подразделений организации и должностных лиц, т. е. они имеют собственно юридическое содержание.
Необходимо отметить, что не все документы, оформляемые в организации, следует подвергать правовой проверке до их подписания и принятия. Например, не требуют контроля со стороны юристов различные учетные акты, протоколы и т. п.
Основное назначение актов — фиксировать конкретные факты и обстоятельства. Именно подписями участвующих в проверке, передаче или приемке ценностей лиц удостоверяется, что те или иные факты действительно имели место. Многие акты, оформляемые на предприятии, носят учетный характер (акты инвентаризации, приемо-сдаточные). Другие, как, например, акт о приемке товаров по количеству или качеству, не только фиксируют количество и качество принимаемых ценностей, но и содержат заключение о причинах брака либо недостачи, а также могут указывать виновное лицо, Такие документы носят правовой характер, однако по принятой практике не требуют визы юриста.
Не проверяются юридической службой (хотя подписываются руководителями организации) расчетные документы (платежные требования, аккредитивы) и транспортные накладные. Составление
9. Работа по укреплению законности
этих документов в значительной мере формализовано соответствующими обязательными к исполнению правилами. Так, инструкции Минфина РФ и ЦБ РФ, правила перевозок грузов определяют формы указанных документов, а банковские организации и соответственно органы транспорта контролируют правильность их заполнения при приеме документов. Работа по оформлению таких документов (именно оформление, но не сами документы) носит технико-операционный характер, поэтому юристам нет надобности предварительно контролировать соответствие этих документов требованиям законодательства.
В пределах, очерченных Общим положением, права и обязанности юридической службы по обеспечению законности могут конкретизироваться другими, в том числе локальными, нормативными актами. Так, в актах, принимаемых в организации (например, в инструкции о правовой работе), устанавливается перечень документов (по наименованиям), которые должны визироваться юридической службой. Перечень должен составляться применительно к конкретным условиям деятельности данной организации.
Одним из основных документов в повседневной деятельности фирмы являются приказы администрации. Большинство из них содержат индивидуальные предписания, но издаются и приказы нормативного характера. В Общем положении приказы названы в числе документов, проверяемых юридической службой. Между тем многие приказы носят индивидуальный характер (о командировках, приеме на работу и др.) и поэтому не требуют проверки. Следует также учитывать, что значительный объем работы, выполняемой юридической службой, не позволяет обеспечить контроль за изданием всех приказов. Представляется, что помимо приказов нормативного характера в рассматриваемый перечень следует включать приказы об увольнении рабочих и служащих по инициативе администрации, о временном переводе на другую работу, возмещении причиненного организации ущерба.
На необходимость проверки инструкций, определяющих способы и приемы, используемые при выполнении определенного вида работ, или положений, в которых излагаются задачи, права и обязанности каждого структурного подразделения, указывалось, в частности, в Методических рекомендациях Министерства юстиции СССР от 14 февраля 1978 г.
Акты, принимаемые организациями в связи с регулированием трудовых отношений, обычно именуются правилами. Основным таким документом по российскому трудовому законодатель-
Правовая работа |
ству признаются правила внутреннего трудового распорядка. При изучении соответствующих актов юристу необходимо добиваться, чтобы они не только соответствовали актам более высокого уровня и не противоречили друг Другу, но и были достаточно полными по содержанию, изложены ясно 'и грамотно и оформлены надлежащим образом с точки зрения юридической техники.
При надлежащей постановке дела проверка исключает принятие актов, противоречащих правовым установлениям. В случае несоответствия документа требованиям закона юрист должен предложить исправления, которые должны быть внесены в текст документа.
Во избежание затруднений и конфликтов при правовой оценке проектов документов приказом руководителя следует устанавливать предельные сроки для передачи документов юридической службе и сроки на их рассмотрение. В отношении объемных документов целесообразно устанавливать время на их проработку, например, один день на 3 или 5 страниц" документа. Проекты документов обычно передаются юридической службе последней при наличии согласований и виз всех других заинтересованных подразделений и лиц.
Как необходимый участок работы по укреплению законности следует рассматривать информирование должностных лиц о законодательстве и пропаганду законодательства. При проведении занятий важны актуальность тематики лекций, ее связь с деятельностью сотрудников фирмы. Для проведения занятий следует привлекать квалифицированных специалистов, хорошо знакомых не только с соответствующим нормативным материалом, но также с практикой его применения, способных ответить на конкретные вопросы аудитории.
Вопросы:
1. Законность в предпринимательской деятельности.
2. Обязанности юриста по обеспечению законности в организации.
3. Порядок организации исполнения законодательных актов.
4. Обеспечение соответствия закону внутренних документов организации.
10. Применение правовых средств
Правовая работа не может сводиться к обеспечению законности, как нередко неосновательно считается. Предприниматели, решая хозяйственные задачи, не просто исполняют правовые предписания, а отыскивают, избирают в дозволенных границах те варианты правовых действий, которые в наибольшей степени удовлетворяют их экономические и иные интересы. Чтобы принять хозяйственное решение, необходимо иметь в виду и правовую сторону дела.
Исходя из этого другим (наряду с обеспечением законности) важнейшим направлением правовой работы следует считать активное применение правовых средств для достижения лучших хозяйственных результатов, как это установлено в п. 2 Общего положения 1972 г.
Названное Положение предусматривает: активное использование правовых средств для улучшения экономических показателей организации;
обеспечение правовыми средствами сохранности собственности, выполнения договорных обязательств и улучшения качества товаров;
защиту при помощи правовых средств законных интересов организации и ее работников.
В нормативных актах не дается определения понятия правовых средств и не раскрывается их сущность. В юридической литературе предлагаются совершенно различные трактовки понятия правовых средств, зачастую непригодные для практической работы. Между тем без четкого понимания сущности правовых средств невозможно налаживать их применение.
Для осмысления правовых средств и освоения порядка работы с ними надо учитывать, что сама концепция правовых средств возникает из понимания объективно сложившегося отраслевого разделения методов правового регулирования и видов правовых норм на императивно-предписывающие (или запрещающие) и дозволительные, управомочивающие субъектов на совершение разнообразных действий правового характера.
Общая теория права в настоящее время целиком строится на понимании нормативного регулирования жизни общества с ис-
Правовая работа |
10. Применение правовых средств |
пользованием предписывающих и запрещающих императивных норм. Сама реализация права, согласно этим взглядам, состоит в исполнении, соблюдении и применении нормативных установлений, что же касается дозволений, то они лишь вскользь упоминаются в научной литературе.
Современная цивилистика также продолжает следовать сложившейся несколько веков назад традиции законоведения, изучая нормы и институты права, и вопреки собственному методу регулирования не занимается способами использования правовых дозволений для решения практических задач. Нормоведческий подход современной правовой науки оказывается непригодным для объяснения порядка реализации дозволительных установлений и механизмов правового регулирования, принятых в частном праве. В результате полностью утрачиваются смысл и назначение дозволительного метода, его кардинальное отличие от предписываю-ще-запретительного регулирования, его огромная социальная ценность.
В сфере гражданско-правовых отношений предпринимательские организации выступают самостоятельными субъектами права. В силу этого они сами вырабатывают и осуществляют юридические решения, совершают инициативные акты. Компетентные обоснованные правовые действия дают предпринимательской организации увеличение прибыли, улучшение ее экономического положения, и напротив, субъект принимает все неблагоприятные последствия неквалифицированных юридических действий. Причем речь идет не о выборе варианта из предписываемых правовыми нормами, а об обоснованности и результативности самостоятельно принимаемых юридических решений.
Определяя основные начала гражданского законодательства, ст. 1 ГК РФ устанавливает, что граждане и организации приобретают и осуществляют права своей волей и в своем интересе. Они свободны, говорит закон, в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих закону условий договора. Субъекты не только устанавливают на основании договора и односторонних сделок собственные права и обязанности, т. е. осуществляют юридико-конструктив-ную работу, но избирают наиболее приемлемые варианты правовых действий, определяют способы их совершения. К этой деятельности неприложима традиционная схема реализации права путем соблюдения, исполнения и применения норм, принятия правоприменительных актов.
Наиболее достоверной концепцией, объясняющей способ реализации дозволительных установлений, т. е. метод частного пра-
ва, служит теория правовых средств. Она была предложена в начале 70-х гг. и нуждается в дальнейшем развитии и дополнении. Термин «правовые средства» вошел в научное обращение и практику, но используется во многом интуитивно, без глубокого понимания.
Правовые средства представляют собой регулирующие образования частноправового характера. Они служат инструментами реализации законодательных дозволений и применяются субъектами для достижения своих хозяйственных и иных целей.
Правовые средства соотносятся с соответствующими институтами, субинститутами и иными совокупностями норм гражданского права, которые в определенной степени служат их основаниями. Однако содержание правовых средств составляют коррелирующие институтам и нормам инициативные юридические действия лиц, совершаемые для достижения своих целей. Совер- ' шение субъектами таких самостоятельных и целенаправленных юридических действий представляет собой механизм реализации дозволений гражданского права.
Под правовыми средствами понимаются основанные на дозволениях закона совокупности инициативных юридических действий лиц, служащих достижению соответствующих целей,
Применение правовых средств обеспечивает возрастание роли права в деятельности предпринимательских организаций не за счет централизованного нормирования хозяйственной жизни вширь и вглубь, а активизацией использования самими субъектами юридического инструментария для решения экономических и социальных задач.
Правовые средства гражданского права образуют определенную систему. Главным в данной системе является договор. Это проистекает из предусмотренной законом возможности для установления субъектами своих прав и обязанностей на основе договора. При посредстве договора субъекты могут предусматривать применение других правовых средств, обеспечивающих нормальное исполнение создаваемого договором обязательства, определять их конкретное содержание и порядок использования.
Такими вспомогательными правовыми средствами выступают меры имущественной ответственности за неисполнение обязательства (убытки, неустойка, проценты), способы обеспечения исполнения обязательств: залог, задаток, поручительство и другие, в том числе не названные в законе, способы. Здесь же можно назвать меры оперативного воздействия, которые широко используются по инициативе субъектов.
Правовая работа |
Наряду с этим имеется немало правовых средств, не связанных с договором и предназначенных для достижения разнообразных целей. Так, из множества видов и разновидностей юридических лиц предприниматели выбирают более пригодные, чтобы достичь определенную цель: сохранить права на внесенное в уставный фонд имущество на случай выхода из организации, контролировать использование имущества и распределение доходов, обеспечить, что очень важно, снижение трансакционных издержек. Таким образом, конструкция юридического лица, вид и организационное построение которого определяется субъектами, применяется в качестве правового средства. Точно так же положение о вине может предусматриваться предпринимательскими организациями в договоре в качестве условия, ограничивающего возможность применения ответственности за нарушение обязательства, т. е. в качестве правового средства достижения определенной цели.
В отличие от соблюдения законности применение правовых средств представляет особый, творческий способ работы. Они требуют анализа условий деятельности и желаемых целей, умелого выбора адекватного юридического средства. При выработке условий договоров субъектам приходится выполнять юридико-конст-руктивную работу: формулировать взаимные права и обязанности, определять порядок их исполнения, предусматривать договорную ответственность и иные последствия возможных нарушений для достижения соответствующих целей.
Умение квалифицированно применять правовые средства значительно расширяет возможности предпринимательской организации в достижении хозяйственных и иных целей. Постановка задачи активного применения правовых средств кардинально меняет положение и роль юридической службы, превращает ее из консультативно-контрольного подразделения в одного из основных организаторов решения стоящих перед фирмой задач.
Вопросы:
1. Понятие и сущность правовых средств.
2. Соотношение гражданско-правовых норм и правовых средств.
3. Виды правовых средств.
11. Договорная работа в фирме
Главным аспектом применения правовых средств является договорная работа. Ведение этой работы связано со служебными обязанностями юриста. В'соответствии с Общим положением 1972 г. одной из основных обязанностей юристов признается организация договорной работы на предприятии. Пункт 9«д» Общего положения предусматривает, что юридическая служба совместно с другими подразделениями предприятия организует работу по заключению хозяйственных договоров, участвует в их подготовке.
Особо значимым моментом договорной работы является налаживание договорных связей, заключение договоров. Четкое и умелое заключение договоров выступает одним из основных условий надлежащего их исполнения. Именно на стадии оформления договоров закладываются предпосылки успешной работы фирмы, повышения прибыли и предупреждения потерь от неисполнения обязательств. Поэтому работа по заключению договоров требует постоянного к себе внимания со стороны юристов и предпринимателей.
Несмотря на общехозяйственную значимость договорной работы, порядок, способы ее организации не урегулированы законом. В Гражданском кодексе РФ закреплена лишь предельно общая, абстрактная схема заключения договоров «оферта-акцепт». Отсутствуют современные методики ведения договорной работы. Данные проблемы почти не изучаются правовой наукой.
Результатом невнимания государства и юридической науки к указанным вопросам является общее неудовлетворительное состояние договорной работы в стране. Согласно статистическим данным, после отмены планового распределения ресурсов оказались разорванными более 80% договорных связей между хозяйствующими субъектами, причем многие из этих связей, несмотря на их • высокую значимость для продавцов или покупателей, не могли быть восстановлены. Как отмечает С. Э. Жилинский, «предпринимательская практика свидетельствует об очень низком уровне работы хозяйствующих субъектов с гражданско-правовыми договорами. Договоры часто бывают чрезвычайно краткими по объему (1,5—2 страницы текста) и неконкретными, невразумительными по содержанию, что порождает многочисленные конфликты в
^^^^^W"^ |
Правовая работа |
11. Договорная работа в фирме |
процессе их исполнения, дестабилизирует рыночные отношения»1. Все это негативно сказывается на положении дел в экономике и уровне жизни населения.
Отдельные весьма несовершенные и устаревшие рекомендации по организации договорной работы содержатся в Общем положении о юридической службе и методических документах Министерства юстиции СССР по этим вопросам^.
Согласно этим актам степень и порядок участия юридической службы в договорной работе на предприятии определяются приказом, (инструкцией) о порядке ведения данной работы, который в целом должен был соответствовать требованиям, изложенным в Общем положении. В случае отсутствия такого приказа (инструкции) юристу предлагалось внести предложение руководству организации о его разработке.
В приказе (инструкции) рекомендовалось, в частности:
предусмотреть общие принципы организации договорной работы;
назвать структурные подразделения, ответственные за ведение договорной работы, их функции;
определить порядок приема и отправки корреспонденции, относящейся к договорной работе;
установить порядок и способы учета, хранения и регистрации договоров, соглашений об их изменении и расторжении, исковых заявлений и всех документов, имеющих к ним отношение;
дать поручение руководителям структурных подразделений о разработке и утверждении должностных инструкций, регламентирующих обязанности лиц, занимающихся договорной работой.
Кроме того, признавалось необходимым провести со всеми работниками организации, имеющими непосредственное отношение к договорной и исковой работе, занятия по изучению приказа (инструкции).
Юридическому отделу (юрисконсульту) предписывалось ежегодно перед началом договорной кампании анализировать практику заключения и исполнения хозяйственных договоров за прошедший год. При этом следовало выяснять, отвечают ли условия
1 Жшшнский С. Э. Правовые основы предпринимательской деятельности (предпринимательское право): Курс лекций. М., 1998. С. 219.
2 Методические рекомендации об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях, утвержденные письмом Министерства юстиции СССР от 29 сентября 1978 г. № К-8-524 // БНА СССР. 1979. № 3 С.
договоров законным интересам организации и ее контрагентов, какие в связи с этим условия следует изменить или уточнить, а также имеется ли необходимость в установлении других условий, в частности, предусматривающих дополнительные меры имущественной ответственности.
Рекомендовалось также проанализировать данные о суммах санкций, уплаченных предприятием за нарушение сроков поставки продукции, поставку продукции ненадлежащего качества, сверхнормативный простой транспортных средств и другие нарушения договорных обязательств. Материалы анализа следовало учитывать при подготовке договоров, их заключении и исполнении.
При наличии недостатков в договорной работе или при изменении структуры хозяйственных связей и в других необходимых случаях считалось целесообразным внести предложение о подготовке приказа (инструкции) по предприятию. Юридическому отделу (юрисконсульту) следовало принять участие в разработке такого приказа, предусмотрев в нем необходимые меры по совершенствованию порядка договорной работы.
По вопросам, касающимся договорной работы, в приказе (инструкции) считалось целесообразным предусмотреть, в частности:
структурные подразделения (службы), отвечающие за оформление, регистрацию и учет договоров;
подразделения, с которыми проекты договоров должны быть согласованы, очередность и сроки согласования;
службы, оформляющие протоколы разногласий; порядок согласования разногласий;
систему контроля за исполнением договорных обязательств предприятием и его контрагентами;
формы участия юридической службы в работе по заключению договоров, рассмотрении возникающих разногласий по их условиям и контроле за состоянием договорной дисциплины на фирме (с помощью правовых средств);
учет и хранение договоров, а также всей договорной документации.
Особое внимание уделялось мерам по приведению в соответствие с этим приказом действующих положений о подразделен и-у ях и должностных инструкций для работников, занимающихся договорной работой, если в организации до этого существовал иной порядок ведения договорной работы.
Перед началом заключения хозяйственных договоров на предстоящий год рекомендовалось провести совещание (семинар) с
11. Договорная работа в фирме |
Правовая работа |
участием руководителей подразделений служб и работников, непосредственно участвующих в договорной работе. Юридическая служба должна была выступить инициатором такого мероприятия и активно участвовать в организации и проведении указанного совещания (семинара). На этом совещании по материалам обобщения практики договорной работы за прошлый период рекомендовалось рассмотреть недостатки и ошибки, допущенные отдельными подразделениями (должностными лицами).
Юридическая служба осуществляла также иные необходимые меры по организации заключения хозяйственных договоров на предприятии.
Юридической службе предписывалось участвовать в определении структуры договорных связей организации исходя из необходимости установления более рациональных договорных отношений. При этом предлагалось иметь в виду, что структура договорных отношений зависит от хозяйственной специализации данной организации, технологических особенностей производства и др.
Рекомендовалось досконально изучить виды договоров, с которыми организации приходится чаще всего иметь дело, и сообразно с этим разработать ряд примерных форм, которые могут быть предложены для использования соответствующими службами. Пользование такого рода формами значительно содействует сокращению времени на составление конкретных договоров и улучшает их качество, так как ведет к стандартизации ее применительно к особенностям деятельности организации.
Содержащиеся в Общем положении 1972 г. и Методических рекомендациях Минюста СССР установки в свое время сыграли положительную роль в деле повышения уровня договорной работы. Однако сейчас они весьма устарели, не учитывают накопленного передового опыта и современных требований к заключению и исполнению договоров. Назрела необходимость в подготовке актов, на новом уровне организующих работу с договорами.
Превращение договора в главное средство регулирования экономических отношений требует в современных условиях налаживания в фирме четко продуманной системы договорных связей, квалифицированного заключения и надлежащего исполнения договоров. Это сегодня главенствующие обязанности юриста. Именно на данном участке создаются предпосылки для последовательного улучшения экономических показателей фирмы на основе использования правовых средств. Если юридической службе удается решить данную задачу, то за счет этого качественно упорядочивается вся деятельность фирмы, она ставится на более высокий организационный уровень,
Возникает и производный эффект — такая юридическая служба становится более значимой для фирмы. Если юрист надлежащим образом выстраивает систему договоров, организует всю договорную работу — такой юрист оказывается необходимым лицом в фирме и становится членом управляющей команды, осуществляющей и развивающей бизнес. Это не вспомогательная, а уже ведущая роль юриста в управлении.
При организации работы с договорами важно изучать и использовать передовой опыт ее ведения, имеющиеся эффективные решения. В договорной работе следует выделять организационные задачи, которые должны решаться с руководством и старшими менеджерами, а также юридико-техническую работу, осуществляемую с участием других служб и специалистов фирмы.
Юристу следует совместно с руководителями других ведущих служб выяснять схемы основных хозяйственных связей фирмы по профилю ее деятельности. В ходе такой работы должны анализироваться перспективы развития имеющихся связей, с учетом маркетинговых данных и конкурентной стратегии фирмы определяться возможности установления новых отношений и приниматься меры к их налаживанию.
Данная работа не может быть обеспечена силами одной лишь юридической службы. Исследователи отмечали в этой связи целесообразность создания в организациях до говор но-правовых служб в качестве самостоятельных подразделений. На эти подразделения или иные специализированные службы должна быть возложена работа по изучению конъюнктуры рынка, выработке рекомендаций о структуре хозяйственных связей, уровне цен на соответствующие виды продукции, потребности в товарах, работах, услугах и т. п. Вместе с тем главная обязанность до говор но-правовых служб — ведение работы, связанной с заключением, изменением и расторжением договоров.
В организациях с большим объемом договорной работы дого-ворно-правовые службы создаются в виде постоянно действующих подразделений. В средних и небольших организациях хорошо зарекомендовала себя практика образования периодически собирающихся договорных групп.
Для этого приказом руководителя определяется состав договорной группы из ведущих специалистов основных отделов: экономического, производственного, бухгалтерии, юридического, сбыта, транспортного и др. Группа собирается для составления Договора или рассмотрения поступившего проекта договора либо переговоров с представителями контрагента. Группа оперативно совместно рассматривает договорный документ, вырабатывает бо-
Правовая работа |
. Договорная работа в фирме |
лее приемлемую редакцию текста или возражения по проекту, полученному от другой стороны.