Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

 

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

 

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

 

Тема 9. Психологические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения.

Цели и задачи: сформировать представление о научении, его роли и значении в процессе онтогенеза. Показать виды научения, условия, способствующие научению. Ознакомить с бихевиоральным, психоаналитическим, психосоциальном подходами к проблеме приобретения индивидуального опыта.

Основные понятия:оперантное, викарное научение, закон эффекта, генерализация стимула, габитуация.

Вопросы к занятию:

1. Основные психологические теории развития личности;

2. Психоаналитический подход к развитию человека;

3. Психосоциальная теория развития Э.Эриксона;

4. Периодизация, кризисы развития в понимании отечественных ученых;

5. Акмеология как современная отрасль психологии.

 

Классики говорят, что ………

«Мы должны подходить к нашей жизни также как и нашим сочинениям, то есть гармонически связывать, согласовывать начало, середину и конец».

Ж. Жубер,

французский писатель, XVIII века

«Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

Гераклит

«Мы все больше заботимся о жизни, по мере того как она теряет свою ценность».