Автор: Осипова Н.Н.

Практикум по психологии: учебное пособие / Осипова Н.Н. – Смоленск: СГМА, 2011. - 91 с.

 

Практикум по психологии предназначен для студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии. В практикуме представлены материалы для самостоятельной работы студентов, типовые задачи, элементы психологических тренингов, тесты для исследования когнитивных, эмоциональных процессов, профессионально значимых личностных характеристик.

 

 

Учебное пособие рекомендовано Центральным методическим советом ГОУ ВПО СГМА Росздрава № ________ «___» ____________ 20__ г.

(протокола) (дата заседания)

 

 

ББК

УДК

 

ISBN_____ © Автор Н.Н. Осипова, 2011

© ГОУ ВПО СГМА Росздрава, 2011

 

 

Тема 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины. Современные психологические школы. Методы исследования в психологии.

Цель и задачи:получить представление о месте психологии в системе гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Показать связь психологии с медициной в контексте субъектных взаимодействий в системе «врач-больной», а также психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса. Ознакомить с основными психологическими направлениями, показать связь с психотерапией. Рассмотреть методы исследования в психологии.

Основные понятия:психология, психика, психоанализ, бихевиоризм, сознание, деятельность, рефлексия, наблюдение, проекция.

 

Вопросы к занятию:

  1. Основные этапы становления психологии как науки. Задачи и проблемы современной психологии. Психологические направления и школы в зарубежной психологии (психоанализ, гештальт-психология, бихевиоризм, гуманистическая психология).
  2. Вклад отечественных ученых в изучение психики человека. Концепция единства сознания и деятельности.
  3. Возможности и необходимость совместной работы врача и психолога. Психологическая компетентность врача.
  4. Методы психологического исследования. Возможности использования психологической диагностики в медицине.

 

Классики говорят, что….

«...медицина не техника, где доминируют точные науки – физика, математика, киберне­тика, которые не являются основами логиче­ских операций врача. Эти операции, как и са­мое исследование, особо сложны потому, что на больничной кровати лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, то есть всегда какое-то индивидуальной преломление болезни... в индивидуальном факторе и коренится основная, наиболее объективная причина врачебных ошибок и никакое руководство, ника­кой опыт не в состоянии гарантировать абсолютную безошибочность мыслей и действий врача, хотя, как идеал, это остается нашим девизом».