В реальности бизнес-процессы существуют, но...

  • Бизнес процессы очень фрагментированы
  • Бизнес-процессы не формализованы и не описаны
  • Не всегда понятно, кто же отвечает за результат
  • Никто не владеет ситуацией в целом
  • По мере выполнения бизнес-процесса слишком часто происходит передача ответственности и никто не несет ответственности за бизнес-процесс в целом
  • Недостаточность или переизбыток точек контроля
  • Информационное обеспечение бизнес-процессов неэффективно (целостность, полнота, своевременность поступления)

 

Методология – язык и набор правил, по которым описывается бизнес-процесс.

Модели бывают различных типов: модели процессов/потоков работ, функциональные модели, организационные модели, модели данных/ресурсов, временные модели типа диаграмм Ганта, модели причинно-следственных связей. Факт заключается в том, что нет "одной, самой лучшей" модели для описания бизнес-процессов. Можно провести аналогию с графиками, которые используются для иллюстраций. Круговая диаграмма с сегментами, пропорциональными по размеру проценту чего-либо целого, отлично подходит для определенных задач, но ее нельзя использовать для иллюстрации и анализа всех типов данных (например, изменений каких-то данных во времени). Точно также при анализе бизнес-процессов выбранный метод моделирования должен отражать цели анализа. Оптимизация процесса по времени и четкий анализ взаимодействия между участниками процесса могут потребовать разных моделей.

Для автоматизации моделирования процессов сложился специальный класс программных продуктов. Наиболее известными являются такие продукты, как ARIS, Software Architeсt, BPWin (новое название – AllFusion Process Modeler), хотя в большом количестве случаев стандартных графических пакетов типа Microsoft Visio, текстового редактора и электронной таблицы бывает достаточно. В данном курсе мы не будем останавливаться на сравнительном анализе этих и других средств, и отсылаем читателя к специализированным публикациям.

 

Пример описания процесса в Allfusion Process Modeller (BPWin) представлен на рисунке 6.

«Золотые правила» описания процессов «как есть»

  • Составляйте, уточняйте, подтверждайте схемы с ответственными/участниками процесса
  • Используйте подручные средства при составлении схемы, способствующие повышению эффективности работы в группе
  • Используйте язык, понятный ответственным/участникам процесса
  • Создавайте схемы деятельности, а не организационных структур
  • Избегайте излишней детализации
  • Избегайте составления схемы ради схемы, не ведущей к дальнейшему анализу и действиям
  • Не смешивайте понятия «как есть», как «должно быть»

 

Описание процессов осуществляется в форме:

Ø Текстовой

Ø Табличной

Ø Графической

 

Вопросы для проверки

1. Что такое первичный результат? Поясните на примере.

2. Что такое первичный ресурс? Поясните на примере.

3. Как правильно сформулировать основные процессы организации?

4. Как правильно сформулировать обеспечивающие процессы?

5. Как сформулировать управляющие процессы? Приведите примеры.

6. Чем процессная организационная структура отличается от функциональной?

 


Рис. 5. Графическое изображение процесса «Создание аппаратно-программных ресурсов».