Границы процессов
Процессы – это потоки работы, и у них есть свои границы, другими словами, начало и конец. Для любого отдельно взятого процесса эти границы установлены начальными, или первичными, входами, с которого он начинается. Эти входы открываются первичными поставщиками процесса. Процесс заканчивается выходом, который выдает результат первичным клиентам процесса. Например, первичным входом в процесс сбыта может быть полученное отделом сбыта подтверждение ожидаемых заказов. Первичным выходом процесса может быть что-то материальное, например, получение определенного оборудования путем покупки, или нематериальное, например получение определенной информации оказание определенной услуги. Первичным выходом процесса сбыта, может быть, предъявление чеков в банке к оплате.
После начала процесса у него может появиться значительное количество вторичных входов. Например, управленческая информация, которую представляет отдел информационных систем (IS), может понадобиться на различных стадиях. Производя реинжиниринг процесса, мы не заботимся о том, откуда появляются эти вторичные виды, и они не анализируются. Если над ними все же требуется поработать, то это будет уже в рамках другого проекта по реинжинирингу использования альтернативных методов.
Точно так же как существуют и вторичные входы. Они получаются как побочные продукты процесса и не являются его главной целью. Примером здесь может служить отчет о количестве сверхурочного времени, проработанного персоналом как часть производственного процесса. В этом примере сверхурочное время может быть началом процесса начисления заработной платы.
Рис 1. Типы входов и выходов процесса
1 – первичный клиент
2 – вторичный клиент
3 – косвенный клиент
4 – внешний клиент
5 – потребитель
6 – первичный поставщик
7 – вторичный поставщик
Единственной целью процесса является удовлетворение требований клиентов, которых можно разбить на пять разных типов:
1) - это первичные клиенты, те которые получают первичный выход;
2) – составляют вторичные клиенты, которые не получают вторичные выходы;
3) – косвенные клиенты, клиенты не получают первичный выход, но являются следующими в цепочке, поэтому поздний по времени или некондиционный выход отразится на них;
4) – внешние клиенты, вне компании, которые получают выход процесса, сюда входят дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы и т.д.;
5) внешние косвенные клиенты, потребители (простые граждане).
Эти категории необязательно присутствуют все по отдельности, могут быть случаи, когда они пересекаются, например, в ресторане, где первичный клиент является и внешним клиентом, а также потребителем.
Последовательность определения границ процесса:
- Определение результата
- Определение первичного клиента
- Определение первичного ресурса
- Определение первичного поставщика
- Определение вторичных результатов и их клиентов
- Определение вторичных ресурсов и их поставщиков
Рисунок 2 Границы бизнес процесса продаж(варианты)
Задание Определить для каждого нижеприведенного процесса первичные ресурсы и результаты
· поездка в отпуск
- написание курсовой
- парикмахерская
- бюджетирование