Если бы я сегодня создавал компанию заново, учитывая мои нынешние знания и современную технологию, то как бы она выглядела?

 

Окончание прошлого столетия, а, точнее, его 80-90 годы ознаменовались революционным проникновением новых технологий в жизнь управленцев, возрастанием до небывалых высот роли и значения программистов в жизни корпораций, и, как следствие, коренными изменениями в стилях и системах управления предприятием.

Управление, ориентированное на процесс, пришло на смену функционально построенному управлению.

Практическое изменение управленческих систем началось в связи с внедрением концепций, ориентированных на процесс – Just In Time Manufacturing, Total Quality Management и реинжиниринг бизнес-процессов. Бизнес-процесс в продвинутых компаниях становится структурной единицей управления. Организационная структура управления меняется с иерархической функциональной на плоскую командно-процессную.

Самое заметное в новейшей истории управленческих теорий определение концепции управления по процессам было сделано М.Хаммером и Д.Чампи, которые свое открытие обозначили как реинжиниринг корпорации.

Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучщений в ключевых показателях результативности - затратах, качестве, уровне обслуживания и оперативности.

 

Четыре ключевых слова - фундаментальный: “Почему мы этим занимаемся, почему мы это делаем именно так?. Реинжиниринг призван определить чем компания должна заниматься, а потом - как она это должна делать. Реинжиниринг игнорирует, то, что есть, говорит, как должно быть.

Радикальный - отбрасывает все отжившее, даже основополагающее, и строит бизнес заново.

Существенный - не 10% улучшений и даже не 20%, а улучшения в разы.

Процессы - бизнес-процесс, в рамках которого на “входе” используется один или более ресурс, и в результате этой деятельности на “выходе” создается продукт, представляющий ценность для потребителя.

 

Другие определения реинжиниринга:

Реинжиниринг - это использование самых последних информационных технологий для достижения совершенно новых деловых целей [Ойхман].

 

Реинжиниринг бизнес-процессов - это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше [Робсон и Уллах].

 

Примеры “ИБМ Кредит”

Цепочка обработки заявки на кредит: приемщик - кредитный отдел - коммерческий отдел - калькулятор - администратор в канцелярии - письмо. Срок исполнения заказа от 6 дней до двух недель. Потом ввели контрольный пост, что увеличило время прохождения заказа. Фотография рабочего времени показала, что на обработку заявки уходило фактически 90 минут! Остальное время было непроизводительным. Ввели должность кейс-менеджера, ликвидировали отделы. Кейс-менеджер с использованием экспертных систем, стандартизированных процедур и формализованной базы данных заменил все отделы. В результате реинжиниринга время прохождения уменьшилось с семи дней до 4 часов, а кол-во оформленных сделок возросло в 100 раз.

 

“Форд Моторс”

Клиент процесса может быть и внутри компании. В отделе по работе со счетами поставщиков было 500 человек. Руководство решило снизить издержки на 20%. Но узнав, что в компании “Мазда”, 25% акций которой приобрел Форд, 5 человек занимается поставщиками, поняли, что надо переосмыслить весь процесс. Отдел невозможно подвергнуть реинжинирингу, но то, что он делает - можно. Процесс, подвергшийся реинжинирингу, назывался “материально-техническое снабжение”. Отдел закупок издавал заказ-наряд, отдел приемки - документ о получении и продавец - инвойс. 500 человек занимались сверкой этих трех документов. Устранили инвойсы, осталось 125 человек. Создали централизованную базу данных. Вводили заказ в режиме он-лайн, при приемке на склад завода проверяли, совпадают ли параметры; если да, то – «клик» - и компьютер делает поручение об оплате принятого заказа. Правилом №1 было до реинжиниринга: “Мы производим оплату после получения инвойса”; после получилось - «Мы платим, когда получаем товар”. Для тормозных блоков было принято правило: мы платим, когда используем товар.

 

“Кодак”

Японская компания «Фуджи» выпустила на рынок новый продукт – одноразовый фотоаппарат. У «Кодака» этой разработки даже не было в портфеле. Чтобы не уступить рынок конкуренту, на «Кодаке» внедрили программу проектирования CAD/CAM, и процессы разработки всех узлов фотоаппарата сделали параллельными, а не последовательными, как это было до того. В результате сократили процесс разработки новой камеры с 70 до 38 недель, а затраты на 25%.

 

Тенденции при осуществлении реинжиниринга:

 

Ø Ориентация на процесс

Ø Большие амбиции

Ø Ломка правил

Ø Творческое применение информационных технологий.

Таблица 3 Значение реинжиниринга для развития компаний

Область изменения в результате реинжиниринга бизнес-процесса Уровень улучшения (%)
Снижение затрат
Оптимизация времени
Повышение эффективности обслуживания
Рост производительности
Более точная информация для принятия решений
Повышение качества
Улучшение финансового контроля
Рост доходности
Сокращение уровней иерархии
Модернизация технологии
Стимулирование персонала
Рост объемов продаж
Выживание на рынке
Снижение убытков
Влияние на окружающую среду
Проникновение на рынок

 

В работе Вольфа Шумахера «Устранение препятствий для успеха реинжиниринга» приводится таблица изменений, полученных в результате проведения реинжиниринга. В середине 90-х годов проводилось рядом ученых исследование 30 крупнейших предприятий Мексики, на которых ранее были осуществлены мероприятия по реинжинирингу бизнес-процессов. В результате проведенного исследования были получены следующие статистические данные, которые приводятся выше в таблице.

 

Последние десять лет терминология управленцев претерпела значительные изменения, отображая изменение в моделях мышления и системах управления. В западных учениях по управлению бизнесом, так же, как и в новейших российских возник термин «бизнес-процесс», который приобретает все большую популярность.

Бизнес-процесс становится не просто термином, а объектом управления.

 

Вопросы для проверки