Вопросы к размышлению.

1. Прочтите рекомендованные тексты. В чем видят цель применения в науке специальных методов, отличающихся от обыденного познания, Ф. Бэкон и Р. Декарт? Есть ли различие между их позициями?

2. Американский методолог П. Фейерабенд писал, что применение специальных методов в науке – палка о двух концах: всякий метод помогает приобретать информацию только строго определенного типа, поэтому он как стимулирует познание, так и ограничивает его. В чем основания для такой оценки роли методов в науке?

3. Русский химик А. М. Бутлеров сформулировал принцип: «Факты без теории – не наука». Как вы понимаете эту идею? А с какой формы знания в таком случае начинается наука?

4. Согласны ли вы с тем, что правильно поставить проблему – уже наполовину ее решить? Что вообще означает – правильно поставить проблему?

 

Поисковые задания.

1. Приведите пример конкретной теории из области ваших профессиональных знаний. Можно ли выделить в истории момент ее появления в качестве гипотезы? Какие главные закономерности фиксирует эта теория?

2. Подготовьте подробное описание одного из общих логических методов. Приведите пример его использования в любом из видов вненаучного познания и в науке.

3. Подготовьте гносеологический анализ одного из конкретно-научных методов, применяющихся в вашей профессиональной области. Какие условия необходимо соблюдать для корректного применения этого метода?

 

Рекомендуемые тексты для чтения.

1. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 7 – 57.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1975.С.78 – 273.

3. Фейерабенд П. Против методологического рассуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. С. 126 – 146.