Вопросы к размышлению.
1. Согласны ли вы, что научный способ изучения можно применить не ко всем объектам? Если да, то в исследовании каких областей реальности наука, по-вашему, имеет ограниченные возможности?
2. Какие виды познания вы лично используете наиболее активно? Как вы оцениваете место научных знаний в общей совокупности ваших представлений о мире?
3. В чем практическое значение задачи демаркации науки и вненаучного знания?
4. Философ-позитивист XIX в. О. Конт высказал предположение, что сохранение в нашей системе познания различных видов познания связано с недостаточным развитием науки. В перспективе она вытеснит разные виды вненаучного познания, один за другим. Какие виды познания могут быть, по-вашему, вытеснены развитием науки?
Поисковые задания.
1. Подготовьте подробную характеристику одного из видов вненаучного знания. Покажите, в чем особенности и функции этого вида познания.
2. Дайте развернутое описание трех основных, с вашей точки зрения, критериев научности.
3. Найдите в истории науки примеры оценки конкретных концепций с точки зрения критериев научности (например, обоснованности, простоты, фальсифицируемости).
4. Разберите какую-либо конкретную околонаучную концепцию.
Рекомендуемые тексты для чтения.
1. Кун Т. Объективные, истинные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М.: Логос, 1996. С.62 – 66.
2. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М.: Ермак, 2004. С. 64 – 76.