Вопросы к размышлению.
1. Связаны ли между собой как-то ориентация на сенсуализм или рационализм и выбор между гносеологическим оптимизмом, скептицизмом и агностицизмом?
2. Кого в повседневной жизни называют скептиком? Насколько житейский смысл этого слова совпадает с философским значением термина?
3. Может ли человек, профессионально работающий в науке, быть скептиком или агностиком? Если да, влияет ли такая мировоззренческая позиция на его деятельность в науке?
4. Какая из трех позиций, на ваш взгляд, аргументирована более убедительно?
Поисковые задания.
1. Ознакомьтесь с более подробной характеристикой философского творчества одного из названных в тексте сторонников гносеологического оптимизма и одного представителя скептицизма или агностицизма (Пиррон, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).
2. Каково происхождение термина «агностицизм», кто автор этого термина? В чем этот ученый видел значение агностицизма? Считал он агностицизм полезным или вредным для науки?
3. Разберите последовательность аргументации одной из скептических позиций с опорой на текст. Выделите яркий пример, который можно привести в качестве иллюстрации к этой позиции.
Рекомендуемые тексты для чтения.
1. Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Беркли Д. Сочинения. М.: Высшая школа, 1978. С. 257 324.
2. Юм Д. Исследования о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995. С. 35 - 40.