Особенности бытия человека
С выделением и развитием человеческого рода связано становление особого рода бытия.
Специфика человека выражается прежде всего в двух именах, обозначающих его: «homo sapiens» (лат.) – «человек разумный» и anthropos (греч.) – слово, подчеркивающее вертикальную конструкцию человеческого тела. Первое характеризует человека на высшей ступени его эволюции, когда человек обрел разум – развитое, способное к творчеству мышление в форме сознания. Второе подчеркивает особенность анатомии человека - «двуногость», застывшее движение к солнцу. Если указание на разумность свидетельствует о конкретно-историческом подходе к пониманию человека, то выделение в качестве специфического признака вертикального положения тела более независимо от исторического времени и даже от биологической специфики человека. Вертикальность мы встречаем у кенгуру, птиц, но в эволюции человека возможность подобного передвижения сыграла выдающуюся роль – освободила верхние конечности, развившиеся в руки в процессе усложнения адаптации к условиям жизни, и в конечном счете создала условия для формирования человеческого способа отношения к миру: не приспособление, а преобразование. Естественная история появления современного человека прошла 3 этапа: на первом родился «человек умелый», на следующем «человек прямоходящий», а тот превратился в «человека разумного». На этот процесс ушло не менее 2.5 млн. лет.
В истории философии человек не сразу сделался предметом специального исследования, и это закономерно. Человек – часть мира, поэтому прежде было необходимо попытаться понять мир. Первые философы сконцентрировались на природе. В круг основных философских проблем бытие человека ввел Сократ. Далее философия уже «крутилась» вокруг этой столбовой проблемы, рассматривая универсальное отношение «человек – мир» в двух проекциях – в индивидуальной и общественной. В структуре философии соответственно выстроились два раздела: учение о человеке (философская антропология) и теория общественной человеческой жизни (социальная философия). Философская теория человека тесно связана с науками о человеке – антропологией, психологией, социологией, археологией.
Опорными понятиями философского учения о человеке являются термины «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – это человек, рассмотренный как единичный представитель рода, «социальный атом». Индивидуальность – совокупность черт, образующих качественное своеобразие, неповторимость человека; личность – система социально значимых его черт, характеризующих его как субъекта деятельности и общения.
Одной из серьезных проблем философской концепции человека является проблема его происхождения. В противоположность религиозному мифу о сотворении человека Богом философия ищет естественные пути возникновения человека в развитии природы и самого человеческого вида. Существуют две основные концепции. Согласно одной, человек – результат эволюции в благоприятных земных условиях. Сторонники другой склонны искать истоки человека в космосе, связывают возникновение человека с деятельностью космических пришельцев. Обе концепции принципиально допустимы и конкурируют.
Бесспорное своеобразие бытия человека – его дуалистичность. Человек соединяет в своей природе биологическое с социальным.
Философия стремится понять место человека в мире. От решения этой проблемы зависит понимание смысла жизни. Религия смысл жизни человека находит в любви и служении творцу, что логично, ибо своей жизнью он обязан ему. Философия и наука ищут основания человеческой жизни в естественной истории. Человек делал себя сам в условиях природной реальности, для чего ему пришлось выстроить свой собственный «дом» – общество. Общество стало второй нашей природой. Смысл человеческой жизни складывается из:
·заботы о природе;
·совершенствования общества и
·гармонизации собственного развития; именно гармонизации, ибо человек един в трех ипостасях: естественной, социальной и индивидуальной.
Гармоничность – оптимальная форма соотношения трех направлений взаимодействия человека с миром: практической, познавательной и духовной (нравственно-эстетической).
Философское учение о личности человека развивалось под воздействием социально-культурной специфики. Социальные и культурные региональные особенности серьезно сказывались на установленных идеях. Восточная, азиатская установка определяет формирование личности как процесс самосовершенствования. Личность должна опираться на собственные резервы и внутренний контроль. Внешние условия, в том числе и социально-экономические, политические, правовые, – вспомогательные факторы. На них личность вправе рассчитывать, но надеяться только на себя.
На Западе господствует противоположная традиция, заложенная еще в Античности. Уже древние греки и римляне были во власти идеи об определяющем влиянии на личность внешней среды. Как следствие такого убеждения там и возникла ранняя форма демократии. В XVII – XVIII веках античные идеи о решающей роли демократии европейцы реанимировали, переосмыслили и сделали философией человека Нового времени.
Ставка, как и прежде, делалась на создание благоприятных условий для становления личности. От личности же требовалось возможно полнее пользоваться демократическими правами. Развитие личности, с точки зрения просветителей (Локк, Гоббс, Руссо, Вольтер, Дидро), начинается с «чистого листа». Ее сознание отражает и запечатлевает обстоятельства, понимает их преимущества и таким образом принимает на себя обстоятельства адекватного им поведения – общество, подобно скульптору, лепит личность.
Внешне демократическая идеология выглядит вполне благопристойно и впечатляет, но это скорее «эффект витрины». Заглянув вовнутрь, мы убедимся, что демократическая концепция личности уязвима. В ней не предусмотрено предельное напряжение внутренних активных ее сил.
В XX веке за «человека разумного» взялись психологи. Они рассчитывали разобраться в человеческой натуре с позиции бессознательного, подсознательного, раскрыть природу интуитивного мышления. Психологизм в учении о человеке усилился благодаря открытиям и предложениям З. Фрейда, К. Юнга, гештальтпсихологов.
«Подвалы» человеческого сознания весьма привлекательны, в них ищут корни нашего поведения, полагая, что такое открытие, позволит предсказывать и управлять деятельностью сознания. «Рациональное зерно» здесь, несомненно, есть, но человека разумного понять вне работы собственного разума, давшего нам имя, вряд ли возможно.
Вопросы для самопроверки.
1. Представьте соотношение терминов «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» в виде логической схемы.
2. Как рассматривается сознание в контексте философии, религии, науки и искусства, что каждая из этих форм культуры пытается обнаружить в сознании?
3. Раскройте сущность основных свойств сознания (абстрагирование, обобщение, опережающее отражение и творчество), а также его структурных компонентов (предсознание, подсознание, сверхсознание).
4. В чем состоит дуалистичность природы человека? Выделите основные естественные и социальные признаки человека.