Философское учение о движении, пространстве, времени
Движение (в самом общем смысле) есть «изменение вообще», т.е. любое изменение – места, вида, свойства, состояния, самого явления, чувства, представления, теории, взгляда, скорости, формы, цвета входит в состав объема данного понятия.
Идеалисты предпочитали исследовать движение в сознании, ограничивая движение в природе. Г.Гегель, к примеру, подлинным движением наделял только Идею, Природа у него всего лишь разворачивается в пространстве.
Материализм наделял движением природу, считая, что в чувствах и мыслях мы воспроизводим природные изменения. До марксизма материалисты явно недооценивали значения идеального движения. С диалектическим материализмом связывают переоценку роли движения в сознании – сознание не только отражает, но и творит мир.
Но, пожалуй, еще более значительным оказалось длительное непонимание диалектической природы движения. До немецкой классической философии откровенно господствовало метафизическое толкование движения, строящееся на следующих постулатах:
·Причины движения находятся вне его, это внешние силы;
·Виды движения различаются, однако в пределах единого типа – механического;
·Движение в природе закономерно, все законы описаны в механике;
·Сложные виды движения раскладываются на простые, редуцируются;
·Воздействие на движение осуществляется через изменение условий.
Для разработки нового, диалектического подхода к движению требовался более высокий уровень социального опыта и естественнонаучных знаний. Диалектическую концепцию движения в марксистской философии характеризуют такие положения:
·Движение неотделимо от материи, является способом ее существования;
·Причины движения в самом движении, следовательно, движение есть самодвижение, в котором внешние силы являются условиями;
·Причина движения заложена во всех явлениях и представляет собою раздвоение единого на диалектические противоположности. Отношения противоположностей – противоречия – источник изменений;
·Движение противоречиво. Основные его противоречия обусловлены отношениями устойчивости и изменяемости; непрерывности и прерывности; абсолютности изменения и относительности покоя;
·Движение качественно многообразно, различные типы и формы движения не сводимы к универсальной;
·Движение осуществляется в пространстве и времени, оно с ними взаимосвязано;
·Движение характеризуется источником, содержанием, направленностью; в случае, когда происходит усложнение и совершенствование в изменениях движение приобретает вид развития;
·Движение закономерно, законы раскрывают объективность движения; они свидетельствуют о возможности предвидеть и управлять изменениями в пределах соблюдения требований законов;
·Движение неуничтожимо, формы движения переходят друг в друга, сохраняя неизменным количество движения;
Инициатива систематизировать формы движения материи принадлежит Ф.Энгельсу. Он выделил и расположил в порядке возрастания сложности пять форм: механическую; физическую; химическую; биологическую и социальную, к которой отнес также движение в форме мышления.
В основу классификации Энгельс заложил три признака:
·каждая форма движения материи связана с определенным материальным носителем (субстратом);
·каждой форме соответствует своя специфическая группа законов;
·в каждой форме можно выделить специфическое противоречие (свои характерные противоположности и их отношения).
Классификация Ф. Энгельса отражала уровень научных знаний середины X|X века. Вместе с тем следует понимать, что прогресс в науке шел с ускорением, естествознание на стыке XIX и XX столетий пережило революцию, под влиянием этих достижений должны были изменяться и философские оценки движения.
В XX веке физика, химия, биология радикально преобразились. Сегодня физика включает в себя три составных: физику микромира (квантовую механику), физику макромира и теорию относительности, нацеленную на космические процессы (мегамир). Принципиально по-новому выглядят представления о силах взаимодействия. Как следствие революционных перемен в естествознании, по-другому классифицируются формы материального движения: добавлены электромагнитное движение, сильное, слабое взаимодействия, геологическое, космическое, движение информации. Пересмотрено механическое движение, которое оказалось в общем виде одной из наиболее сложных форм. Благодаря новым знаниям о движении материи, ученые и философы открыли действительную связь движения с пространством и временем.
Вслед за характеристикой движения необходимо рассмотреть понятия «пространство» и «время». Здесь также стыкуются интересы философии и науки.
Устойчивость и изменяемость состояния явления имеют длительность, длительность бытия явления определяется как время его существования. Понятие «время» отражает в нашем сознании устойчивость бытия. Но мы уже знаем, что все существует в движении, а движение – это изменение. Изменения явления либо его состояния неизбежны, поэтому и говорят об «истории явления», подразумевая под историей смену состояний – последовательность перемен существования явления. У явления есть прошлое, настоящее и будущее. Время движется вместе с материей вперед. У времени есть единственное направление из прошлого в будущее. Время в качестве условия движения материи объективно. Объективны и свойства времени: длительность, неповторимость, необратимость, цикличность, одномерность.
Если время – форма выражения устойчивости конкретной реальности и ее изменения, то в конечном счете время можно определить кратко как последовательность смены форм реальности явления и его бытия, упрощенно – следование явлений в некотором, объективно обусловленном порядке.
Пространство также есть форма определенного объективного порядка явлений, но это уже не последовательность смены их или их состояний, а способ организации сосуществования явлений в границах единого времени.
В качестве атрибута материи и условия ее движения пространство объективно, имеет всегда конкретное проявление.
Универсальные свойства пространства: протяженность; структурность; единство непрерывности и прерывности; качественное разнообразие форм; многомерность; абсолютность и относительность; неразрывная связь с движением материи.
К общей характеристике пространства целесообразно добавить следующее: пространство отдельно взятого явления в основном раскрывает его размеры. Пространство системы явлений, множества определяет порядок сосуществования данных явлений.
В понимании природы пространства и времени без усилия можно увидеть проявление диалога материализма и идеализма.
Материалист признает природу пространства и времени исключительно в связи с движением материи. Вне движения материи пространство и время существовать не могут, более того свойства пространства и времени обусловлены характером движения материи. События в сознании воспроизводят пространственно – временной порядок материального мира.
Идеализм всегда стремился ограничить пространственно – временную характеристику мира. Идеалисты либо в принципе отрицают объективность пространства и времени, либо локализуют понимание пространства и времени вне идеальной сферы.
Субъективные идеалисты признают наличие пространства и времени только в сознании личности, поясняя, что с их помощью сознание организует порядок ощущений, идей, переживаний. Для субъективного идеализма пространство и время – свойства человеческого сознания. Подобного же взгляда придерживался и И.Кант, полагавший, что пространство и время являются врожденными идеями. Благодаря пространству и времени человек получает способность представлять природу организованной в движении совокупностью явлений, ориентироваться в мире вещей.
Объективный идеализм допускает бытие природы вне субъективной формы сознания, но доказывает его зависимость от Идеи. Природа, по Гегелю, инобытие Идеи, следовательно, атрибуты и условия бытия природы должны существенно отличаться. Природа у Гегеля развертывается в пространстве, однако время не относится к условиям ее бытия. Время – специфический признак развития, свойственного Идее. Иными словами: природа существует в пространстве, а Идея и в пространстве, и во времени.
Внутри истории материалистической теории пространства и времени также имелось развитие понимания. Материализм вместе с наукой прошел путь от субстанциального подхода к пространству и времени до реляционного. В период формирования науки и какое-то время после того, как наука утвердила свое место в познании (вплоть до второй половины XIХ в.) материалисты рассматривали пространство и время в виде отдельных от материи форм. Рассуждали они просто: раз материя движется в пространстве и времени, то она существует сама по себе, а пространство и время представляют собою «вместилища» ее движения. Вещи, висящие в шкафу, и шкаф сосуществуют, они условно связаны объемом. Пространство с этой точки зрения – огромный «шкаф», в котором находится мир.
Представления о пространстве и времени в материализме существенно перестроились на рубеже XIХ и XX столетий. Неэвклидова математика, теория относительности, квантовая механика раскрыли доступ к фундаментальным тайнам материи. Оказалось, что свойства пространства и времени не абсолютны, они изменяются в зависимости от форм материального движения. На них влияют силы гравитационного поля и скорость движения. В специальной теории относительности А.Эйнштейн доказал, что с приближением к скорости движения света пространственные характеристики тела сокращаются (размеры уменьшаются); одновременно замедляется течение времени и увеличивается масса. В общей теории относительности была подтверждена истинность неевклидовой математики (Лобачевский, Минковский, Риман, Пуанкаре). Неевклидовая теория пространства описывает пространственные искривления, вызванные гравитационными полями, создаваемыми гигантскими массами космических образований.
Релятивистский подход к пониманию пространства и времени не отменяет прежнего убеждения материалистов в том, что пространство и время неразрывно связаны с материальным движением. Релятивистская концепция подтверждает и конкретизирует суть классического взгляда на пространство и время в материалистической философии.
Интересно, что и в человеческой жизни пространство и время выглядят неоднообразно – расширяются, сужаются, замедляются и ускоряются. Подобное впечатление не только субъективное, происходящее в сознании. Есть под нашим восприятием пространства и времени объективная, практическая база. Дело в том, что социальное пространство оформляет деятельность человека, а время – форма течения деятельности. Содержанием пространства и времени является движение. Темп движения человека определяется интенсивностью и разнообразием деятельности.
Вопросы для самопроверки.
1. Что такое движение в предельно широком смысле? Подберите равновесный термин.
2. В чем состояла ограниченность в понимании движения идеализма и домарксистского материализма?
3. В чем принципиальное отличие диалектико-материалистической концепции движения от гегелевского и метафизического понимания?
4. Приведите базовую систематизацию форм движения материи. И укажите направления ее современного изменения. Движение и развитие. Возможность управления движением.
5. Дайте философские определения пространства и времени.
6. В чем сущность субстанциальной и реляционной трактовки пространства и времени?