Направления в философии.

Сказанное о специфике философии определяет тот факт, что многие философские проблемы закономерно предполагают разные варианты ответов, которые далеко не всегда могут быть однозначно оценены как правильные или неправильные, а скорее должны рассматриваться как имеющие определенные основания и связанные с определенной жизненной позицией. Поэтому даже специализированная теоретическая философия неоднородна (нельзя сказать: что утверждает философия по такому-то поводу?) и представляет собой совокупность концептуальных направлений.

Философское направление – совокупность философских разработок, основанных на признании некоторых единых принципиальных положений. Философские направления определяются по решению ключевых философских проблем: различные решения наиболее принципиальных философских вопросов порождают альтернативные философские направления.

Большинство философов считает основным вопросом философии (т.е. главной проблемой, определяющей решение остальных) вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос имеет две стороны.

Что первично - материя или сознание? Иными словами, какие факторы исторически и логически главенствуют в мире – материальные или духовные? По решению этого вопроса выделяются как философские направления материализм, объективный идеализм и субъективный идеализм. Материализм считает основой всего существующего бытие, природу, материю, а идеализм – духовные начала: объективный идеализм – высший разум, мировой дух, субъективный идеализм – сознание, дух, волю отдельного человека.

Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли наше мышление охватывать, адекватно отображать бытие, иными словами – познаваем ли мир? По решению этого вопроса выделяются как философские направления гносеологический оптимизм и агностицизм. Гносеологический оптимизм – это уверенность в бесконечных возможностях познания, агностицизм считает человеческое познание принципиально ограниченным и целый ряд проблем, которые мы ставим – неразрешимыми.

Является ли развитие всеобщей характеристикой реальности? Это вопрос разделяет диалектическую и метафизическую философию. Диалектика признает всеобщий характер развития, метафизика считает мир неизменным в наиболее существенных характеристиках.

Устроен ли окружающий мир и сам человек по законам разума? В ответах на этот вопрос возникают как философские направления рационализм и иррационализм. Рационализм признает, что мир устроен разумно, законосообразно и может быть адекватно постигнут рациональным мышлением; иррационализм это отрицает. Сущность самого человека рационализм связывает с разумом, мышлением, иррационализм считает главными в человеке другие качества (например, волю).

Конечно, существует еще множество вопросов, по которым разделяются философские направления, но перечисленные вопросы, бесспорно, являются ключевыми.

Обратите внимание, что, в отличие от перечисленных выше способов структурирования философии, ее деление на направления предполагает достаточно определенный выбор. Нет никаких противопоказаний для того, чтобы, например, интересоваться и проблемами онтологии, и проблемами гносеологии, нет особых противоречий в том, чтобы об одних вопросах рассуждать на теоретическом уровне, а о других – в художественной форме. Но одновременно принадлежать к противоположным философским направлениям (например, быть сразу и материалистом, и идеалистом) невозможно, поскольку эти направления несут в себе логически противоположные идеи. Обратите внимание: материализм не утверждает, что в мире существует только материя или что важны только материальные факторы; точно также идеализм не говорит, что в мире действуют только духовные силы и важен только дух. Обе позиции исходят из присутствия и значимости в мире и материальной, и духовной стороны. Но вопрос о том, какое же из этих начал все же является ведущим, предъявляет к решению требование логической определенности. Если вам кажется, что можно поддержать и то, и другое в равной степени, то вы, по-видимому, еще не до конца определились в своей позиции.

В заключение укажем на еще одно структурное разделение философии, которое мы здесь только обозначим. Включенность философии в культуру, связь с общественными формированиями определяет зависимость философии также от национальной традиции. Отличаются по характеру, проблематике, методам рассмотрения западноевропейская и восточная философия: например, в западной философии большее место занимает социальная проблематика, в восточной – антропологическая; западная философия традиционно больше ориентирована на рационализм, восточная – на иррационализм. Можно говорить о национальных особенностях индийской и китайской, немецкой, английской французской, американской, русской и т.д. философии. Этот вопрос будет более подробно рассмотрен в дальнейшем.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Перечислите основные тематические разделы философии и выделите для каждого одно ключевое слово, характеризующее его тематику.

2. В рамках какого тематического раздела работает философ, размышляющий о свойствах пространства и времени? О позитивных и негативных сторонах технического прогресса?

3. Верно ли, что всякая философия является теоретическим размышлением?

4. Как соотносятся понятия «философия» и «наука»? Ответьте на этот вопрос с двух позиций: сциентистской и несциентистской.

5. Каково происхождение термина «сциентизм»?

6. Какой вопрос традиционно называется основным вопросом философии? В чем смысл такого наименования, ведь в философии много значимых проблем?

7. В чем состоит общая позиция и в чем – различие объективного и субъективного идеализма?

8. Найдите в этом и в предыдущих параграфах два разных значения термина «метафизика». Объясните, как они связаны между собой.