Понятие «культурный ландшафт» —

РАЗДЕЛ 4.

ЛАНДШАФТ КАК ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Тема: КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ

ЛЕКЦИЯ 16. Культурные ландшафты

1. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. -М.: Высшая школа, 1991. - С.349-359.

2. Шищенко П.Г. Прикладная физическая география. - Киев: Выща школа, 1988. – 234 с.

3. Николаев В.А. Эстетическое восприятие ландшафта // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 5, география. - N6. 1999.

4. Николаев В.А. Эстетика и дизайн ландшафта. – М.: 2003. – 146с.

5. Гродзинский М.Д., Савицкая О.С. Эстетика ландшафта. – К., КНУ, 2005. – 238 с.

Территориальное планирование. – Симферополь, Доля, 2003. - 287 с.

  1. Роль управления в функционировании и динамике геосистем.
  2. Понятие «культурный ландшафт»
  3. Геоэкологические принципы проектирования культурных ландшафтов: природно-хозяйственной адаптивности, необходимого разнообразия, наличие элементов экологической инфраструктуры, функциональной поляризации, прогнозирования возможных деструктивных процессов
  4. Эстетика и дизайн ландшафта.

 

Роль управления в функционировании и динамике геосистем.

Постулат. В сверхсложных системах нет органа управления, создание такого органа невозможно. Такие системы развиваются по законам самоорганизации.

Следствие. Ни человеческое общество, ни другая любая подсистема географической оболочки в принципе не могут управлять системой "природа-общество". Но мы можем и должны отслеживать ситуацию и управлять своим воздействием на природу, т.е. природопользованием.

Человек может только регулировать природные процессы. Например, изменяет количество влаги в почве методом орошения, или изменяет свойства почв применяя другие мелиоративные мероприятия. Изменяет лесистость территории и др.

Эмпирические данные в обоснование тезиса о невозможности создания органа управления системой "природа-общество":

· географическая оболочка тратит на переработку своих отходов до 30-50% всей производимой ею энергии;

· энергия географической оболочки на несколько порядков выше возможностей человека;

· разрыв между информационными потоками географической оболочки и техническими составляет 1020, может снизиться до 1016;

· основные потоки биогенов (99% круговорота) обеспечивают мельчайшие и мелкие организмы (менее 1 см);

· каждый элемент земной поверхности контролируется десятками взаимозависимо функционирующих организмов;

· крупные животные не управляют естественными сообществами;

· в процессе эволюции отбирались только те виды, которые выполняли определенную работу по стабилизации окружающей среды.

 

Понятие «культурный ландшафт» —

это ландшафты, выполняющие заданные функции, отличающиеся эстетичностью и организованностью структуры и минимальным развитием или отсутствием деструктивных процессов. Пример: парки Петергофа, Ливадийский, Воронцовкий дворцы и др.

Культурными принято в наше время называть не все антро­погенные ландшафты, а только те из них, которые действительно отвечают высоким экологическим требованиям рационального при­родопользования. В толковом словаре "Охрана ландшафтов" мы находим следующее определение: "Культурный ландшафт - со­знательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый человеком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой сре­ды " [29, с. 112]. Более лаконично, но в том же духе характеризует культурный ландшафт один из крупнейших отечественных эколо­гов Н. Ф. Реймерс: "Ландшафт культурный - целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообраз­ными для человеческого общества структурой и функциональны­ми свойствами " [33, с. 262]. По А. Г. Исаченко, культурному ланд­шафту "...должны быть присущи два главных качества: 1) высо­кая производительность и экономическая эффективность и 2) оп­тимальная среда для жизни людей, способствующая сохранению здоровья, физическому и духовному развитию человека " [16, с. 349].

Из приведенных определений очевидно, что в составе совре­менных антропогенных ландшафтов могут быть ландшафты раз­личной степени экологического совершенства. К истинно культур­ным, к сожалению, относится лишь малая часть их. Преобладают же антропогенные ландшафты, нуждающиеся в оптимизации при­родопользования. Порой среди антропогенных ландшафтов встре­чаются акультурные, возникающие в результате нерациональной хозяйственной деятельности, деградированные ландшафты, обоб­щенно именуемые антропогенным бедлендом. Это - антропоген­ные пустоши, эродированные, дефлированные, засоленные и заболоченные земли, загрязненные производственными и бытовыми отходами, утратившие свой экологический потенциал.

 

3. Геоэкологические принципы проектирования культурных ландшафтов:

3.1. Природно-хозяйственной адаптивности (см. лекцию 15)

3.2. Наличие элементов экологической инфраструктуры (см. лекцию 15)

3.3. Функциональной поляризации.

3.4. Учет эстетических свойств и дизайн ландшафта

3.5. Прогнозирования возможных деструктивных процессов

Модель поляризованного ландшафта, предложенная Б.Б.Родоманом (рис.1) и детализированная А.Г.Топчиевым. Большой город и девственная природа - это как бы два полюса современной биосферы, необходимые человеку в равной мере. Чтобы естественный ландшафт не страдал от близости города и не мешал ему расти, надо отодвинуть их друг от друга как можно дальше, и в тоже время соединив их «амортизирующей прокладкой» из промежуточных функциональных зон так, чтобы плотность постоянного населения, степень хозяйственного использования и частота посещения разных мест людьми постоянно убывали от городского центра к пригородному резервату, как убывает плотность земной атмосферы. Эти зоны человек будет пересекать и посещать при маятниковых миграциях. Между естественными и искусственными «полюсами» географической среды разместятся функциональные зоны (см. рис.1):

 

1.Природные заповедники

2.Загородные парки

3.Территории, используемые для сельского хозяйства средней и высокой интенсивности.

4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей

5. Городской центр

6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города

 

Рис. 1. Сетевой поляризованный ландшафт Б.Б.Родомана

 

Структура поляризованной организационной агломерации поселений была также предложена Б.М. Эккелем .(рис.2). Она разработана так как и у Б.Б. Родомана на основе использования симметрично отраженного графа рационального жизненного цикла населения: отдых-жилье - санитарно-защитная зона-производство, где в качестве оси симметрии выступают «коридоры» инфраструктуры. Б.М. Эккель считал, что в целях улучшения условий жизни населения и организации рационального природопользования целесообразно располагать функциональные районы ежедневных жизненных циклов населения в виде ориентированных графов, где места жительства и основные места обслуживания размешались бы между местами работы и отдыха, причем должно быть предусмотрено сохранение подобной ориентации в процессе роста и развития систем взаимодействия природы, населения и техники. Это позволит оптимизировать городскую среду, улучшить экологическую ситуацию.

 

 

Рис. 2. Поляризованный ландшафт Б.Н.Эккеля

 

В дальнейшем модель поляризованного ландшафта детализирована А.Г.Топчиевым. На рис.3 представлена моделей территориальной организации природопользования в системе «прирорда-общество».

 

 

Рис. 3. Теоретическая модель (картоид) рациональной территориальной организации природопользования (системы «природа-общество»)