Искусство Северного Возрождения (общая характеристика)

Возрождение Северное - это культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали собственным античным наследием, как это было в Италии, где памятники древнеримской эпохи находились в каждом городе. Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императо­ра, от всей классически развитой системы феодализма. Это несом­ненно отразилось на характере культуры Северной Европы в период Возрождения. В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. В нем больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее знакомо с античностью, с которой и сблизилось только через Италию уже в конце XV в. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда итальянский вступает в высшую фазу своего развития.

Однако северные города принимали участие в сложной соци­ально-политической борьбе, которая характерна для всей истории Северной Европы XV—XVI вв. Когда итальянские города теряют свою независимость, закаленные в постоянной борьбе с феодалами северные города сохраняют свое значение и в конце XVI, и в XVII в. и становятся очагами прогрессивных движений в период сложения национальных абсолютистских государств.

В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и властелином природы, нидерландские и немецкие художники не утратили ощущения грандиозности и величия мироздания, где человек, камень, цветок – в равной мере драгоценные «перлы творения». Итальянский Ренессанс видел людей сквозь призму прекрасного идеала; Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и его окружения (отсюда интерес к интерьеру, натюрморту, пейзажу, тогда как в итальянской живописи преобладал возвеличивающий человека портрет). В искусстве северных стран было больше внутренней противоречивости, неравномерно развивались различные виды искусства. Ренессансные принципы воплотились прежде всего в живописи, графике и книжной миниатюре. Возрождение не сложилось здесь в цельную стройную систему, применение классических пропорций и прямой перспективы не было всеобъемлющим; художники широко использовали унаследованные от готики условные приёмы, добиваясь большей эмоциональной выразительности. Очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, природы, мира вещей.

Революционным открытием в Нидерландах стала техника масляной живописи (Ян ван Эйк), повсеместное распространение которой дало художникам невиданные прежде возможности в воссоздании многообразия окружающего мира. В Германии И. Гуттенбергом было изобретено книгопечатание (1450).Среди крупнейших представителей Северного Возрождения были: Я. ван Эйк, Х. Босх, П. Брейгель Старший в Нидерландах; А. Дюрер, М. Нитхардт, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший в Германии; Ж. Фуке, Ф. Клуэ и Ж. Гужон во Франции.

Напомним также, что переход от средневековья к Новому времени происходил не только через Ренессанс, стремившийся возродить античную культуру, но и через Реформацию, призывающую католическую церковь возвратиться к «временам апостольским».

И у Ренессанса, и у Реформации имелось общее — они были реакцией на кризис позднего средневековья. Но выход из кризиса они понимали по-разному и поэтому, как верно замечено, были движениями разнонаправленными. О различии взглядов протестан­тов (лютеран, а тем более кальвинистов как крайней радикальной ветви протестантизма) и католиков на церковь и веру мы здесь не говорим. Но не забудем, что Реформация была реакцией и на Возрождение, с его представлением о человеке как наиценнейшей из истин («выше всех истин сам человек»). Эта несовместимость Возрождения и Реформации была уже очевидна и ярко выразилась в знаменитом диспуте (1524—1525) между крупнейшим гуманистом XVI в. Эразмом Роттердамским и первым реформатором Мартином Лютером. «В их лице Возрождение и Реформация противопоставят себя друг другу и разойдутся в разные стороны» (П. Сапронов).

Искусство Северного Возрождения нельзя понять без учета движения Реформации, влияние которого на него было прямым и очевидным. В ощущении ничтожества человека перед Богом, его несоизмеримости Богу Реформация отвергла в какой-то степени и искусство; в протестантской церкви нет ни резьбы, ни скульптуры, ни витражей, а есть только голые стены, скамьи и крест. И пастырь, который совсем не одно и то же, что священник — посредник между мирянином и Богом, а лишь представитель общины, избранный ею для отправления богослужения. Реформация надвигалась на Воз­рождение, но процесс этот, естественно, был не сиюминутным, и последнее сумело проявить себя с большой самобытной силой и на севере Европы. Влияние Реформации с ее реализмом и прагматиз­мом сказалось на искусстве Северного Ренессанса в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого, иногда даже отталкивающе-безоб­разного, уродливого (что было абсолютно неприемлемо для италь­янского Возрождения) — это удивительно уживалось с чувством мистического, ирреального, с динамичностью и атектоничностью форм, что объединяет Северный Ренессанс, с одной стороны, с готикой, а с другой — с будущим искусством барокко, может быть, даже более прочно, чем Италию. Некоторые исследователи вообще отвергали эпоху Возрождения в Северной Европе, где готика лишь «плавно» перешла в барокко, считая Северный Ренессанс просто «осенью средневековья» (Й. Хейзинга).

Англия

Ранее английское возрождение относится к 14 веку. Наиболее крупные его представители – Джеффри Чосер («Кентерберийские рассказы»), поэт Лэнгленд Уильям («Видение о Петре-пахаре» - произведение автобиографичное: Лэнгленд сам был из крепостных; подался в монахи, чтобы избежать неволи; в произведении обличаются богатые).

Феодальные усобицы 15 века задержали развитие английского гуманизма. Гуманизм – раннее буржуазное идеологическое и культурное течение, утверждавшее ценность и достоинства человека (humanus – человечный). В 16 веке центром гуманизма в Англии стал Оксфордский университет. Английский гуманизм, в отличие от итальянского, был религиозным по духу. Главной фигурой среди оксфордских гуманистов был Томас Мор. Знаменитое произведение Томаса Мора - «Утопия». В «Утопии» философ резко критиковал существовавшие порядки и предлагал модель идеального общества. Ренессансные веяния оказали влияние на распространение гуманизма в культуре Англии XVI века, на развитие естественных наук, литературы, поэзии, драматургии.

Эпоха правления Тюдоров считается одной из ярких в истории Англии. Основатель династии Генрих VII, подкрепив свои права на престол женитьбой на дочери Эдуарда IV, Елизавете, тем самым объединил дома Ланкастеров и Йорков. Ему удалось заложить основы богатой и могущественной монархии. Генрих VII объединил Белую и Алую розы в бело-алую розу Тюдоров. В 1509 году на престол взошёл его сын, Генрих VIII, который являлся очень противоречивой фигурой. С одной стороны, за годы своего правления он растратил накопленные богатства на ненужные войны. С другой, провел ряд очень важных реформ: например, отделил англиканскую церковь от католической (английская Реформация), благодаря чему стал одним из самых известных правителей в истории Великобритании.

Портрет английского короля Генриха VIII. Ок. 1536—1537 Ганс Гольбейн

Вторая половина 16 века – это век Елизаветы I, время расцвета гуманистического просвещения в Англии. На английский язык переводится много античных и современных (особенно итальянских) авторов. Издавались книги по истории и географии (эпоха географических открытий). Появился новый тип учебного заведения – Грешем колледж (Томас Грешем – лондонский купец, работал на короля Эдуарда VI, сына Генриха VIII и Джейн Сеймур). В колледже учили будущих моряков и проводились научные исследования.

Архитектура английского возрождения представлена стилем Тюдоров, который не имел самостоятельной ценности, а служил лишь переходом к творчеству великого английского зодчего Иниго Джонса (работал в первой половине 17 века).

В 15 – 16 вв в Англии работали многие фламандские и французские художники. Во время Генриха VIII творит Ганс Гольбейн Младший – великий немецкий портретист. Его кисти принадлежат портреты Генриха VIII, членов его семьи, например, Джейн Сеймур и будущего короля Эдуарда VI (их сына), а также заморских принцесс, которых знаменитый портретист писал для Генриха VIII, подбирающего следующую жену (Джейн Сеймур умерла при родах). Ганс Гольбейн создал целую галерею портретов выдающихся деятелей культуры Англии, а также учил живописи англичан. Среди его учеников многие преуспели, особо выделялся Николас Хиллиард, мастер миниатюры.

С 1547 по 1603 год страной правили дети Генриха VIII: Эдуард VI, Мария I и Елизавета I. Правление первых двух не ознаменовалось какими-либо важными событиями, кроме Контреформации при Марии I, но восхождение Елизаветы на престол народ встретил с восторгом. Она славилась своим умом и сильным характером. И действительно, она провела множество важных реформ: земледелие в эпоху её правления стало процветать, стали возникать новые отрасли; промышленность, торговля и флот стали быстро развиваться, были налажены торговые отношения со многими странами, в том числе и с Россией[18]. Это время назвали "золотым веком" Елизаветы .

При Тюдорах Англия достигла Америки (экспедиция Кабота — конец XV века) и начала её колонизацию. Важное политическое событие, упрочившее единство нации — морская победа над испанской «Непобедимой армадой» в 1588 году.

 

Роза Тюдоров стала геральдическим символом не только этого рода, но и всей Англии