Задание 10.

1) Произведите операции умножения (пересечения) сложения (объединения) классов, использовав понятия задания 6. Операции запишите при помощи знака «*» («+») и изобразите в виде схем.

2) Образуйте дополнение к классу: 1) завещатель, дееспособный завещатель; рецидивисты, преступники.

Вариант №4

Задание 1. Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

1) преемник, 2) проблема, 3) ведущий, 4) взяткодатель,5) наставник, 6) право, 7) племянник,8) практика, 9) оригинал, 10) врач.

Задание 2. Установите, в каком смысле собирательном или разделительном — употребляются выделенные понятия.

1) Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности. 2) Ничто не возвышает человека больше, чем знания. 3) Мыслящий и работающий человек есть мера всему. (Вернадский).

Задание 3.Дайте полную логическую характеристику понятиям.

1) письменное приглашение, 2) привидение, 3) безвольный человек, 4) отсутствие страха перед опасностью, 5) человек, который ничего не знал, 6) преступление, 7)необезвреженные сточные воды, 8)моя третья первая любовь, 9) человек, который ничего не знал о данном факте, но написал о нем другому, 10) конкретное понятие.

Задание 4.Приведите по три примера понятий, находящихся в отношении: а) равнообъемности; б) противоречия; в) пересечения.

Задание 5.Выполните операции обобщения и ограничения понятий.

1) закон, 2) наказание, 3) республика.

Задание 6.Определите, в каком отношении находятся приведенные понятия и изобразите отношения между понятиями при помощи круговых диаграмм (кругов Эйлера)

1) университет, высшее учебное заведение, академия, 2) автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель 3) верующий, православный, католик, 4) противоречие, конфликт, 5) глубокий, мелкий, 6) сын, отец, 7) еженедельник, периодическое издание, 8) кража, мошенничество, 9) четное число, число, кратное 5, 10) хищное животное, животное семейства кошачьих.

Задание 7.Установите правильность определения понятий (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

1) Бразилия — страна неожиданностей. 2) Ёж — это существо, колючее на ощупь.

Задание 8.Установите правильность деления понятий (в случае неправильного деления укажите, какое правило нарушено).

1) Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих. 2) Республики бывают рабовладельческие, феодальные, президентские и парламентарные.

Задание 9.Постройте классификацию из перечисленных понятий:

Постройте классификацию треугольников, применяя следующие основные деления: 1) величина наибольшего угла в треугольнике; 2) наличие хотя бы двух равных сторон; 3) наличие трех равных сторон.