Задание 1. Укажите единичные и общие понятия. Определите, какие общие понятия являются регистрирующими, а какие - нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

1) источник права, 2) Организация Объединенных Наций, 3) юридическое лицо, 4) коллектив, 5) каталог, 6) участник обороны Севастополя,7)государственный бюджет РФ, 8) крейсер «Варяг», 9) декабрист, 10) частное от деления на нуль.

(максимальное количество баллов - 10)

Задание 2.Установите, в каком смысле собирательном или разделительном употребляются выделенные понятия.

1) Сочинения Ф. М. Достоевского отличаются глубоким психологизмом. 2) Сочинения Ф. М. Достоевского составляют несколько томов.3) Закон пришел на смену правовому обычаю.(максимальное количество баллов - 3)

Задание 3.Дайте полную логическую характеристику понятиям.

1) правительство,2) западная граница государства,3) невиновность. 4) учитель, 5) законность, 6) приговор, 7) бескорыстие, 8) отечество, 9) министерство юстиции, 10)мужество космонавта Леонова. (максимальное количество баллов - 10)

Задание 4.Приведите по три примера понятий, находящихся в отношении: а) равнообъемности; б) противоположности; в) соподчинения.

(максимальное количество баллов - 9)

Задание 5.Выполните операции обобщения и ограничения понятий.

1) преступление, 2) повесть, 3) дезертирство.

(максимальное количество баллов - 6)

Задание 6.Определите, в каком отношении находятся приведенные понятия и изобразите отношения между понятиями при помощи круговых диаграмм (кругов Эйлера)

1) школьник, студент, учащийся, 2) мать, дочь, женщина, внучка, 3) мысль, понятие, суждени, 4) простое предложение, сложное предложение, предложение, придаточное предложение, 5) книга, словарь, энциклопедия, 6) студент, сдавший все экзамены на «отлично», студент, сдавший, по крайней мере, один экзамен «на отлично», студент, сдавший, по крайней мере, один экзамен на «хорошо», 7) писатель, русский писатель, Максим Горький, 8) республика, монархия, форма правления, президентская республика, парламентарная республика, 9) год, месяц, 10) холод, жара.

(максимальное количество баллов - 10)

Задание 7.Установите правильность определения понятий (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

1) Гипербола — стилистическая фигура, основанная на учете интенсивности признаков предмета.

2) Параллелограммом называется четырехугольник, две противоположные стороны которого параллельны.

(максимальное количество баллов - 2)

Задание 8.Установите правильность деления понятий (в случае неправильного деления укажите, какое правило нарушено).

1) Дети делятся на две категории — на невоспитанных и наших.

2) Видами развития являются развитие в неорганической природе, развитие в органической природе, развитие в обществе, развитие в познании.
(максимальное количество баллов - 2)

Задание 9.Постройте классификацию следующих понятий:

1) книга, 2) преступление.

(максимальное количество баллов - 2)