Направления национальной безопасности

В содержательном плане национальная безопасность дифферен­цируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополи­тическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, про­довольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безо­пасности).

1. Первая наиболее естественная составная часть национальной безопасности - это военная или оборонная безопасность. Она рас­падается по очевидным признакам на: проблему границ государства; проблему вооруженных сил; проблему сдерживания; проблему обо­ронного потенциала и оборонной промышленности.

2. Геополитический безопасность. Суть геополитической безопасности состоит в защищенности государственных геополитических интересов, территориального, экономического, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений. Каждое государство заинтересовано в том, чтобы быть окруженным дружественными государствами. И наоборот, не заинтересованно, чтобы на границах обстановка была напряженной.

3. Политическая безопасность. Характеризуется состоянием, при котором обеспечивается мас­совая поддержка конституционного политического режима, обеспе­чивающая его устойчивость и защищенность граждан от произвола государства. Политическая безопасность характеризуется также со­стоянием, при котором политический плюрализм и связанная с ним политическая борьба не приобретает характер антагонистического противостояния, подрывающего основы существования и государства и общества.

4. Экономическая безопасность. Экономическая безопасность - это состояние, в котором народ (через государство) может уверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.

5. Суть социальной безопасности состоит в прочном гражданском мире, построенном на справедливом распределении общественного богатства.

6. Продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность - важный компонент нацио­нальной безопасности. Страна может быть производителем продук­тов на 100% для потребительских нужд, может быть на 50%, может -на 10%, но страна обязана обеспечить свою не зависимость в любых условиях. В этом и состоит суть продовольственной безопасности.

7. Демографическая безопасность. Суть демографической безопасности России состоит в сохра­нении стабильной этнопропорциональной структуры, генетически здорового народонаселения страны, исключения межнациональной миграции населения. Демографическая безопасность важна с точки зрения стабильного политического функционирования государства. Недооценивать эту проблему нельзя, она носит фундаментальный, естественный, природный характер.

8. Экологическая безопасность. Суть экологической безопасности состоит в обеспечении ус­тойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равнове­сия между природными и антропогенными экосистемами, техносфе­рой и населением экосистем.

9. Информационная безопасность. Суть информационной безопасности состоит в проведении правовых, организационных и технических мероприятий при форми­ровании и использовании информационных технологий, инфраструк­туры и информационных ресурсов, защите информации и прав субъ­ектов, участвующих в информационной деятельности.

10. Психическая безопасность. Суть психической безопасности состоит в защите сознания и подсознания человека от несанкционированного воздействия с целью изменения его психологического восприятия внешнего мира. Исполь­зуя новейшие достижения практической социальной психологии, ее современные возможности в манипулировании сознанием и поведе­нием больших масс людей, центры психологической войны навязы­вают нашему обществу противоречащие национальным интересам страны решения.

Таким образом, сущностно национальная безопасность реализуется в защите национальных интересов государства и осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функцио­нирует на основе концепции национальной безопасности

ОБСЕ — (OSCE, Organization for Security and Cooperation in Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки..

 

7.Программа развития ООН.

Программа развития ООН сотрудничает с Россией с 1993г., когда было подписано соответствующее Соглашение с Правительством РФ. В 1997г. в Москве открылось Постоянное Представительство ПРООН.

Программа экономического и соц. развития региона Северный Кавказ.

Реализация новой инициативы ПРООН по предотвращению кризисов и восстановлению и развитию на С.К. успешно началась 1 нояб.2004г. с запуска Программы экономического и социального развития С.К. Новая программа была разработана в рамках Переходного плана работы на 2006г. на С.К., направленного на постепенный переход от оказания гуманитарной помощи к содействию в экон. и социальном развитии региона. ПРООН отводится лидирующая роль в реализации Программы соц. и экон. развития С.К.

Среди приоритетных задач – реализация перспективных проектов в области сельского хозяйства. Кроме этого, ряд проектов в рамках Программы направлен на расширение потенциала региональных и местных органов управления, укрепление миротворческого процесса и поддержку этнической терпимости в регионе, строительство жилищной и базовой инфраструктуры.

ГУАМ.

 

Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, — региональная организация, созданная в 1997 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав — в 2006 году) республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Инициатор создания – Украина, стремившаяся заручиться поддержкой Запада и ослабить свою зависимость от России. Государства-члены ГУУАМ в своих внеш.связях ориентируются на западные страны и не хотят сближения на многосторонней основе с Россией. Данное обстоятельство в известной мере препятствует взаимным связям субъектов Юга России с их ближайшими соседями по ту сторону границы – ННГ Закавказья. «Пятерка» подчеркивает, что их объединение не явл. военно-политическим союзом. Но практически все ее члены не скрывают, что создание ГУУАМ должно было воспрепятствовать доминированию России в странах СНГ. В этой связи некоторые эксперты рассматривают ГУУАМ как альтернативу Евразийскому экономическому сообществу, которое появилось во время саммита стран СНГ в Минске в июне 2001г. и в которое вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и де-факто Армения. Но в отличие от последнего члены ГУУАМ заявляют, что не намерены переходить к военному этапу сотрудничества между собой, в то время как все государства ЕврАзЭс уже образуют военно-политическую структуру, т.к.входят в Договор о коллективной безопасности. Основными направлениями развития взаимодействия между странами ГУУАМ сегодня остаются торговые операции и переработка энергоносителей.

ЕврАзЭс. Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

1 декабря 2010 г. в Астане в рамках саммита ОБСЕ Президент Российской Федерации Д.А.Медведев провел встречу с Генеральным секретарем ЕврАзЭС Т.А.Мансуровым, который проинформировал о подготовке к заседанию Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне Глав Государств, намеченному на 9 декабря с.г.Т.Мансуров также доложил о ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства ЕврАзЭС, подготовке к подписанию международных соглашений, формирующих ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

 

 

9.ОСПГ.Организация Сотрудничества Прикаспийских Государств – Прикаспийская пятерка (Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан).

18 ноября 2010 г., состоялась встреча глав «прикаспийской пятерки», целью которой являлись переговоры на тему регионального сотрудничества, в первую очередь, нового правового статуса Каспийского моря, а также налаживания более тесной кооперации в таких областях, как разработка нефтегазовых месторождений и транспортировка углеводородов, финансы и инвестиции, торговля, транспорт, использование биоресурсов, защита окружающей среды.

Важной составляющей пятисторонней встречи стала тема экономического сотрудничества. Участники намерены активно добиваться продвижения российской инициативы создания Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС).

Помимо этого, чувствительным вопросом остается прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов по дну моря.

В итоге саммита было подписано главами пяти государств «Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море», предусматривающего создание эффективного механизма многостороннего взаимодействия в целях предотвращения террористической угрозы, борьбы с распространением оружия массового поражения, незаконным оборотом наркотиков и другими новыми вызовами и угрозами.

ПРМ.

Партнерство ради мира” (ПРМ)- это программа двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельной страной-партнером, не являющейся членом альянса, на основе индивидуального плана взаимодействия, в соответствии с особыми потребностями данной страны. На сегодняшний день в программе «Партнерство ради мира» участвуют 22 страны: Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Финляндия, бывшая югославская республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.