Финансовый потенциал регионального развития Юга России.

1.Понятие финансового потенциала региона, его структура, значение для регионального развития.

2.Финансовые ресурсы и финансовый потенциал регионального развития.

3.Первичные доходы-прибыль и их территориальное распределение.

4.Региональные рынки капиталов.

5.Финансовые ресурсы и бюджеты регионов Юга России.

6.Бюджетный федерализм и проблемы его совершенствования.

7.Финансовый баланс регионов Юга России.

8.Воспроизводство финансового потенциала регионов Юга России.

 

1. Финансовый потенциал региона — это совокупность накопленных, привлекаемых и образующихся в результате хозяйственной деятельности финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение экономических агентов, обусловливающих достижение стратегических целей социально-экономического развития региона. В качестве экономических агентов будем понимать субъектов экономических отношений, принимающих участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Структура финансового потенциала региона:

— бюджетный потенциал региона — потенциальная возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет; — налоговый потенциал региона — совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение на территории субъекта Российской Федерации; — финансовый потенциал населения — финансовые ресурсы домохозяйств; — финансовый потенциал предприятий и организаций, зарегистрированных на территории региона, — собственные свободные и привлеченные финансовые средства; — потенциал финансово-кредитной системы — финансовые ресурсы институтов банковско-кредитной системы региона; — потенциал внешних инвестиций и заимствований — совокупность привлеченных финансовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, а также из других государств.

Финансовый потенциал региона формируется за счет накопленных, привлекаемых и образующихся в результате хозяйственной деятельности финансовых ресурсов. Полное использование финансового потенциала региона позволяет достигать сбалансированного социально-экономического развития региона. Подобный эффект возможен лишь при условии максимального вовлечения и оптимального использования всех имеющихся финансовых ресурсов. Использование финансового потенциала региона будет зависеть от эффективности управления. Управление финансовым потенциалом региона заключается в целенаправленной деятельности региональных органов власти, направленной на создание, изыскание, привлечение и аккумулирование финансового потенциала, достаточного для достижения стратегических целей социально-экономического развития. Возможности решения приоритетных региональных проблем экономического роста и структурных преобразований, а также повышения уровня жизни населения во многом связаны с финансовыми ресурсами регионов. Их состояние определяется финансовым положением предприятий и организаций, расположенных на той или иной территории, и, в первую очередь, массой создаваемых первичных доходов — прибыли.

2. Финансовые ресурсы и финансовый потенциал регионального развития. Рассматривая понятие «финансовые ресурсы» как основу финансового потенциала региона, понимаем под ними денежные поступления и накопления, находящиеся в распоряжении экономических агентов, предназначенные для осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству, выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой. Финансовый потенциал региона включает в себя как финансовые ресурсы, которыми регион располагает в определенный период времени, так и финансовые ресурсы, которые могут быть привлечены экономическими агентами. К финансовым ресурсам относятся только те денежные средства, которые фактически используются, а финансовый потенциал - способность преобразовать доходы в финансовые ресурсы, включая все виды источников, в том числе, неиспользованные или упущенные. Финансовые ресурсы региона состоят из внутренних и привлеченных извне ресурсов.
Внутренние финансовые ресурсы включают: ресурсы предприятий и организаций, расположенных в регионе, средства населения, доходы регионального бюджета, средства внебюджетных фондов. География их и прибыли почти совпадает.
- Финансовые ресурсы предприятий и организаций, расположенных на территории региона, представляют собой сумму чистой прибыли, амортизационных отчислений, а также доходов от акций и других видов ценных бумаг. - Собственные доходы регионального бюджета включают все доходы, формируемые за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов.
- Средства внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, занятости населения и др.), остающиеся на территории региона, формируются за счет части отчислений от доходов этих фондов. Средства бюджета и внебюджетные фонды образуют блок Централизованных финансовых ресурсов, находящихся в управлении регионального уровня власти.

В качестве инструмента для оценки уровней обеспеченности региона соответствующими бюджетными и финансовыми ресурсами используются относительные показатели:

• показатель финансовой обеспеченности (частное отделения суммарной величины собственных финансовых ресурсов региона на численность населения);

• показатели собственной и полной бюджетной обеспеченности (рассчитываются на душу населения на основе данных о собственных доходах регионального бюджета, а также с учетом размера финансовых ресурсов, привлекаемых в бюджет со стороны);

 

• показатель влияния хозяйственного потенциала региона (определяется соотношением финансовых ресурсов предприятий различных видов деятельности и форм собственности в расчете на одного жителя региона).

Сопоставление величины собственных бюджетных средств региона с основными направлениями их расходования в перспективе позволяет оценить финансовое положение региона и его возможности в решении социальных и экономических задач. В результате определяется отнесение регионов к категории обеспеченных, слабообеспеченных и необеспеченных. Если имеющиеся в регионе средства позволяют реализовать в полном объеме все три направления бюджетного финансирования, то финансовое положение региона признается хорошим. В случае, если средств достаточно только на два первых направления, — положение можно считать средним. При недостатке собственных средств региона для финансирования даже социально-культурной сферы он относится к группе слабообеспеченных или необеспеченных.

В целях повышения бюджетной обеспеченности региона определяется возможность увеличения его финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств.


К заемным средствам относятся долгосрочные и краткосрочные кредиты банка и других финансовых организаций. Имеются в виду банковские и бюджетные ссуды и бюджетные ассигнования, облигации региональных займов и другие ценные бумаги, выпущенные региональными финансовыми организациями для покрытия бюджетного дефицита. Источниками привлеченных средств являются долевой капитал сторонних инвесторов, которыми могут выступать предприятия, организации, частный капитал из других регионов, иностранные инвесторы, средства внебюджетных фондов, а также средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, финансирования целевых программ и др. Объем средств, выделенных на безвозмездной основе из федерального бюджета, определяется путем обоснования необходимости предоставления региону средств государственной поддержки по направлениям использования и с учетом их величины в базисном периоде. Кроме того, основой расширения масштабов привлечения ресурсов со стороны может служить пакет эффективных проектов и бизнес-планов строительства новых и модернизации действующих предприятий.

Структура региональных бюджетов отражает специфику экономики территорий. В бюджетных доходах европейских районов выше, чем в среднем по стране, доля основных налогов (на прибыль, на добавленную стоимость и подоходного налога с физических лиц). В восточных районах доля основных налогов ниже, поскольку сказывается влияние налоговых льгот при экспортной ориентации хозяйства. В бюджетных расходах у районов с преобладанием депрессивных и кризисных явлений, а также с суровыми природно-климатическими условиями (Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Восточная Сибирь) более высок процент расходов на социально-культурные нужды.