Административно-территориальное устройство современной России.

Процесс укрупнения регионов России, стартовавший в 2000 г. с образованием семи федеральных округов, в декабре 2003 г. получил продолжение в виде объединения или поглощения крупными субъектами мелких автономий. Спустя два года, 1 декабря 2005 года, на карте России появился новый субъект — Пермский край (Пермская область и Коми — Пермяцкий автономный округ).

1 января 2007 г. завершено формирование Красноярского края (объединение Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов).

1 июля 2007 г. образован Камчатский край (Камчатская область+ Корякский автономный округ).

1 января 2008 г. образована Иркутская область (Иркутской области +Усть-Ордынского Бурятского автономного округа).1 марта 2008 г. Забайкальский край (Читинской области +Агинского Бурятского АО). Таким образом, на сегодняшний день в РФ насчитывается 83 субьекта РФ: 21 республика,46 областей,9 краёв,1 автономная область,4 автономных округа,2 города федерального значения

В соответствии с Указом Президента РФ в январе 2010 г. –Сееверо-Кавказский ФО. на территории Рос­сийской Федерации 8 федеральных округов:

1. Центральный федеральный округ.2. Северо-Западный федеральный округ.3. Южный федеральный округ.4. Приволжский федеральный округ.5. Уральский федеральный округ.6. Сибирский федеральный округ.7. Дальневосточный федеральный округ.8.Северо-Кавказский федеральный округ.

6) Современные тенденции территориальной организации России и особенности ЮР. Концепция поляризованного развития (выделение т.н. «регионов – локомотивов»),

Перспективы дальнейшего- Укрупнение регионов. Само по себе укрупнение регионов (например, в федеральные земли), является наименее безболезненным вариантом выравнивания прав и полномочий национальных республик и округов с правами краев и областей. НО при укрупнении субъектов неизбежно возникает проблема межнацональных противоречий. Например, на Северном Кавказе любая попытка создать укрупненные субъекты будет неизбежно осложнена влиянием национального и исторического самосознания проживающих народностей. Народов, негативно воспринимающих любые притязания «чужаков — соседей на их территорию». Это связано, в первую очередь, с тем, что главным консолидирующим фактором на Северном Кавказе является не экономика и даже не религия, а национальное самосознание. Перспективы дальнейшего укрупнения регионов:Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможные названия — Поморский край, Архангельский край, Северный край. Велось обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди предлагаемых названий — Петербургская губерния, Невский край, Санкт-Петербургский край. Проект губернизации России (28 губерний), Это самая известная концепция, она разработана Советом по изучению производительных сил (СОПС). Главная цель концепции - поделить Россию на 28 губерний. Основная идея – нарезка губерний исходя из экономической целесообразности, а уже затем из территориальной и социальной (а не из национально – культурных особенностей регионов). Недостатки Концепции: В результате такой реформы разрыв в уровне социально- экономического развития регионов ещё более увеличится. Концепция поляризованного развития (выделение «регионов – локомотивов»)


№ 6. Регионы России: типы и иерархия

1) Регион как административно-территориальная и национально-территориальная единица Российской Федерации.

2) Характерные черты региона (целостность и управляемость).

3) Закономерности функционирования и развития регионального социума, специфических особенностей территориальной организации жизни в регионах России.

4) Факторы регионообразующие.

5) Принципы формирования политико-правового статуса регионов в федеративных государствах.

6) Политико-правовой статус регионов Российской Федерации.

7) Классификация регионов России по различным показателям.

 

Регион как административно-территориальная и национально-территориальная единица Российской Федерации. Характерные черты региона (целостность и управляемость). Закономерности функционирования и развития регионального социума, специфических особенностей территориальной организации жизни в регионах России. Факторы регионообразующие. Принципы формирования политико-правового статуса регионов в федеративных государствах. Политико-правовой статус регионов Российской Федерации. Классификация регионов России по различным показателям.

 

Регион как административно-территориальная и национально-территориальная единица Российской Федерации

В узком (политико-правовом) смысле слова под регио­ном понимают административно-территориальные образо­вания.

В широком - территориальные образования, свободные от административных привязок. В этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатичес­кую зону; географическую территорию; межгосударствен­ную территорию; экономический или хозяйственно-эколо­гический район, историко-культурный ареал и т.п.

В целом в науке под регионом понимается часть терри­тории, обладающей общностью природных, социально-эко­номических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает при­оритет тому или иному регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразуме­ваются подчас различные объекты.

Понятие «регион» в нашем курсе употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в администра­тивных границах субъекта Российской Федерации, которое харак­теризуется таким чертами, как целостность и управляемость.

 

1. Характерные черты региона (целостность и управляемость)

Целостность как характерная черта региона реализуется в первую очередь в социальнополитическом и экономическом отношениях. В первом случае речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках Российской Федерации.

С экономической точки зрения целостность региона означает наличие устой­чивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных связей, пропор­циональное сочетание в нем различных отраслей народного хозяйства, рациональное использование регионального природно-ресурсного потенциала. Экономическая целостность региона проявляется прежде всего в комплексности регионального хозяйства, которая означает сбалансированность и согласованное развитие его производительных сил, отсутствие значительных внутри-региональных хозяйственных диспропорций, наличие спо­собности в условиях социальной и политической стабиль­ности осуществлять в региональных пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Характерной чертой региона является также управляемость, которая самым непосредственным образом связана с административно-территориальным делением Российской Федерации. В значительной степени управляемость обусловлена целостностью региона, так как органы государственные власти должны обеспечивать управление территориальными социумами во всех сферах их жизнедеятельности в пределах своей компетенции.