Факторы возникновения и этапы развития отечественного регионоведения. Объектно-предметная область регионоведения.

Регионоведение как наука и учебная дисциплина

Регионоведение в контексте основных научных дисциплин обществознания.

Факторы возникновения и этапы развития отечественного регионоведения. Объектно-предметная область регионоведения.

Цели и задачи регионоведения.

Параметризация категории «регион» в современном научном дискурсе.

Регионоведение в контексте основных научных дисциплин обществознания.

Специальность регионоведение 032301(350300) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2002 г. № 686.

Регионоведение- это комплексная, интегральная дис­циплина, изучающая закономерности и особенности процес­са формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общерос­сийского и мирового общественного развития. Регионоведение призвано заниматься рассмотрением региона как сложного социально-экономического и политического образования.

Регионоведение среди новых об­щественных дисциплин призвано комплексно исследовать процессы, вызванные глубокой трансформацией современного мира и нашей страны.

Междисциплинарный характер становящегося отечественного регионоведения проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин:

1)региональная история

2)политическая география

3)государственное строительство.

4) Юридическая наука

5)территориаль­ное управление экономикой

6)отечественная социология

7)общая политология

8)геополитика.

 

Факторы возникновения и этапы развития отечественного регионоведения. Объектно-предметная область регионоведения.

Регионоведение - это относительно новая дис­циплина, возникновение которой обусловленообъективным процессом регионализации современного мира, который становится и доминантой политического и общественного развития России. Большой интерес проявляет к этим проблемам и наука, но характерной чертой исследований процесса регионализации можно считать известную предметную обособленность: с точки зрения географической – какую территорию считать регионом; экономической – степень самостоятельности территориального хозяйственного комплекса; государственно-управленческой – степень административно-территориальной автономности.

Регионоведение как наука возникла за рубежом в рамках экономической науки. Термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард. Он высказал мнение, что региональная наука шире, чем региональная экономика и, поэтому, должна изучать пространство, регионы, их системы. В связи с этим в Пенсильванском университете факультет географии был переименован в факультет региональной науки.

Движение по созданию региональной науки было поддержано во многих странах мира. В нашей стране концепция формирования интегрального научного направления, получившего название «регионология», была сформулирована А.Сухаревым на проходившей в 1981 г. в г.Саранске Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования и развития региональных социально-экономических систем "город—село" в республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР», признавшей актуальной «...задачу формирования перспективного интегрального научного направления — регионологии, которая призвана объединить усилия многих научных направлений, и прежде всего региональной экономики и экономической географии, региональной социологии и теории регионального управления».

В 1982 году по инициативе Александра Ивановича Сухарева при мордовском гос университете была создана проблемная лаборатория регионологии. Попытка создать институт регионоведения предпринималась в 93-94 гг. в Архангельске.

Регионоведение изучалось в МГИМО как один из разделов международных отношений, но в последствии оно отделилось от МО как самостоятельная учебная дисциплина.

Создание отделения Регионоведение в ИППК при РГУ в 1998 г. было результатом научного предвидения и организационных усилий директора ИППК РГУ, профессора Ю.Г. Волкова, председателя СКНЦ ВШ, профессора Ю.А. Жданова, Председателя Законодательного Собрания Ростовской областиА.В. Попова, профессора Т.Ф. Ермоленко, профессора А.В. Лубского.

Объектом регионоведения является регион как исторически сложившееся социальное пространство, имеющее способность к самовоспроизводству и развитию.

Предметом регионоведения являютсязакономерности и особенности социального, экономического, политического, культурного воспроизводства, функционирования и развития регионов.