Охрана труда и техника безопасности на предприятиях потребительской кооперации (техническое обслуживание и ремонт). Основная нормативная документация. Режим труда и отдыха.
Инструктаж сотрудников. Виды инструктажа.
Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу работниками, переводимыми из одного подразделения юридического лица в другое, командированными, учащимися и студентами, а также с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда.
Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и оборудования.
Внеплановый инструктаж должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на безопасность труда работников.
Целевой инструктаж необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной специальности (погрузочно-разгрузочные работы, уборка территории, выполнение разовых работ вне территории данного юридического лица). Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других случаях, предусмотренных правилами по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой осуществляется непосредственным руководителем работ (мастером, начальником бюро, лаборатории и т. д.). Инструктаж на рабочем месте должен завершаться проверкой знаний инструктируемого посредством устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также фактической проверкой приобретенных навыков безопасных приемов работы. Оценку знаний работников осуществляет тот же руководитель, который проводил соответствующий инструктаж.
Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проведении проверки, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
Инструктаж сотрудников. Порядок проведения.
Организация проведения инструктажа работников по вопросам охраны труда, производственной санитарии, противопожарной безопасности и другим правилам охраны труда возлагаются на администрацию юридического лица или работодателя. Так, в обязанности работодателя входит:
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
Государственным инспекторам труда при исполнении ими своих служебных обязанностей предоставляется право отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Таким образом, на администрацию юридического лица возлагается обязанность проведения различного рода инструктажа, обучения безопасным методам и приемам труда непосредственно на рабочем месте работника в течение нескольких смен. Работников, совмещающих профессии, следует обучать и инструктировать по указанным выше вопросам в полном объеме по их основной и совмещаемой работе (специальности). Обучение работников и их инструктаж должны носить непрерывный и многоуровневый характер. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний персонала в целом по предприятию, организации, учреждению возлагается на его руководителя, а в отдельных подразделениях юридического лица (цех, отдел, участок и т. п.) - на руководителя данного подразделения.
Своевременность и полноту обучения персонала по охране труда контролирует отдел (бюро, инженер) по охране труда или иное должностное лицо, на которое указанные обязанности возложены приказом руководителя юридического лица. В соответствии с рекомендациями Минтруда РФ по организации службы охраны труда, данные правила распространяются на все предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
По характеру и времени проведения инструктаж работников подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
28. Планирование деятельности предприятий сферы услуг. Технологическая схема планирования объема реализации услуг. Производственная программа предприятия.
Предприятия сферы услуг имеют ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при планировании их деятельности. Эти особенности проистекают, во-первых, из специфики товара-услуги, которая формируется, реализуется и потребляется покупателем в основном по месту ее производства, что предопределяет приближение предприятий сферы услуг к потенциальному потребителю, во-вторых, из тех важных социальных функций и роли, которые предприятия сферы услуг выполняют в повышении качества жизни населения, в-третьих, из характера воспроизводственных процессов в сфере услуг и их влияния на конечные результаты материальных отраслей народного хозяйства, в-четвертых, из высоких трудозатрат в сфере услуг и важности трудовых отношений в организации деятельности на этих предприятиях. Эту специфику и важность сферы услуг в формировании, распределении и перераспределении валового внутреннего продукта необходимо реализовать в процессе разработки плановых показателей развития деятельности таких предприятий.
В соответствии с этим в этой главе будут рассмотрены услуга как специфический товар, особенности формирования спроса и предложения на нее, характер коммерческих операций, связанных с ее реализацией.
Услуга - это продукт труда, обладающий потребительной стоимостью, удовлетворяющий потребности населения, предприятий, организаций и учреждений, но, как правило, не приобретающий овеществленной формы. Потребительная ценность услуги определяется во многом личностными и профессиональными качествами продавца услуги или лица, ее оказывающего, т. е. живой труд является определяющим фактором качественных характеристик и цены услуги.
Следует оговориться, что не все услуги являются товаром. Так, услуги, предоставляемые населению бесплатно и не предназначенные для реализации за деньги, к товару не относятся. Эти социальные услуги коммерческими операциями не охватываются, и поэтому нами не рассматриваются.
Перечислим основные отличительные свойства услуги как товара:
o неосязаемость (нематериальный характер);
o неразрывность производства, реализации и организации потребления услуги, т. е. производитель услуги является и ее продавцом;
o изменчивость качества услуги в связи с тем, что личностные характеристики продавца услуги, сложность ее стандартизации в каждом конкретном случае, субъективность восприятия покупателем, его готовность к покупке и потреблению услуги предопределяют во многом ее качество;
o унификация ассортимента услуг среди предприятий, их оказывающих, так как патентование услуг затруднено и они быстро распространяются, что предопределяет доступность включения того или иного вида услуг в сферу деятельности предприятия;
o невозможность оказать услугу впрок и обеспечить ее длительное хранение;
o определенное непостоянство услуги в процессе ее предоставления;
o сложность определения соответствия качества услуги нормативным требованиям при высоком потребительском риске;
o неотделимость услуги от ее производителя (исполнителя), который оказывает ее в основном в непосредственном контакте с покупателями.
Привлекательность услуги, ее конкурентоспособность определяются ее безопасностью, имиджем предприятия, комплексностью услуги и возможностью возместить ущерб при недоброкачественной услуге. Эти характеристики необходимо учитывать при формировании и планировании конкурентных преимуществ предприятия сферы услуг.
Услуга, как и любой товар, характеризуется широтой и глубиной ассортимента. Каждая услуга имеет самостоятельное значение, но в совокупности они формируют ассортимент услуг данного предприятия.
Широта и глубина ассортимента предоставляемых услуг в отличие от широты и глубины ассортимента товаров в основном не регламентируются площадью помещений и зависят, с одной стороны, от готовности персонала предприятия гарантированно предоставить услугу при наличии у производителя услуги лицензии (при необходимости), а с другой - наличием спроса на нее. Диверсификация и обновление услуг - достаточно динамичный процесс, который в плановых расчетах учитывается как необходимое условие эффективного развития предприятия, способного быстро и оперативно реагировать на изменение спроса на те или иные услуги.
Важной характеристикой услуги является ее качество. В связи с тем, что услуга имеет множество свойств, способных удовлетворить потребительский спрос, дать однозначное определение ее качества затруднительно. Поэтому под качеством услуги понимается ее безопасность, комплексность при обеспечении ряда условий ее предоставления:
o гарантии формирования и предоставления услуги в соответствии с соглашением (письменным или устным) между клиентом и исполнителем;
o незначительный уровень потребительского риска при покупке и потреблении услуги;
o создание партнерских отношений с клиентом;
o прозрачность и четкость договора на оказание услуги (условия, гарантии и т. д.), быстрое урегулирование в пользу клиента всех неблагоприятных ситуаций.
Разнообразие качественных характеристик услуги указывает на сложность ее объективной оценки (зачастую субъективные факторы, связанные с личностью клиента или исполнителя услуги, предопределяют ее оценку). Для того чтобы целенаправленно формировать систему гарантии качества услуг и упорядочить их оказание, необходимо в плановых показателях отражать основные позиции менеджмента качества, а также систему мотивации персонала по гарантированному формированию условий качества предоставляемых услуг.
При определении оптимального ассортимента услуг необходимо учитывать их совместимость, комплексность, взаимодополняемость. Для более четкого представления, о какой категории услуг идет речь, необходимо их классифицировать.
Признаки классификации могут быть различны, перечислим основные:
1) по значимости в хозяйственной деятельности предприятия:
o основная услуга, которая определяет вид деятельности предприятия (например, в гостиничном комплексе основной услугой является размещение и предоставление клиенту гостиничного номера);
o сопутствующие услуги, обеспечивающие комплексность обслуживания клиента при реализации основной услуги или товара; они могут оплачиваться отдельно или их стоимость включается в цену основной услуги или товара (в гостиницах сопутствующей услугой является организация питания и т. д.);
o дополнительные услуги, не связанные напрямую с основным видом деятельности, но оказание которых обеспечивает дополнительные доходы предприятию (в гостиницах тренажерные залы, парикмахерская и т. д.);
2) в зависимости от материализации:
o услуги, связанные с изменением потребительских свойств товаров, имеющих вещественную форму (пошив и ремонт одежды, ремонтные работы и т. д.);
o услуги, связанные с продвижением товаров от продавца к покупателю (транспортные, посреднические, рекламные, услуги бирж и т. д.);
o услуги, обеспечивающие деятельность кредитно-финансовой системы (банковские, валютные, биржевые по реализации ценных бумаг и т. д.);
o услуги интеллектуального характера (образовательные, библиотечные и т. д.);
o услуги по защите от неблагоприятных воздействий условий жизни (страховые, медицинские и т. д.);
o услуги по организации отдыха и досуга населения (курортно-оздоровительные, туристские и т. д.);
o услуги по питанию и проживанию вне домашнего хозяйства (гостиничные, общественное питание и т. д.);
3) по форме контакта продавца и покупателя:
o при непосредственном контакте;
o с использованием коммуникационных каналов, в том числе телефона, факса, Интернета и т. д.;
4) по времени исполнения и потребления:
o исполнение, реализация и потребление не разделены во времени и пространстве, т. е. услуги продаж и потребления осуществляются одномоментно (общественного питания, сервисные, транспортные и т. д.);
o между исполнением и реализацией есть небольшой отрезок времени (зачастую реализация осуществляется раньше, чем исполнение - ремонт, театральные услуги, туристские услуги и т. д.);
o между оплатой услуги и ее реализацией существует значительный промежуток времени (долгий срок жизни услуги), причем исполнение услуги может не наступить (страховая услуга, которая будет оказана только при наступлении страхового случая).
Такая классификация позволяет, с одной стороны, использовать адекватные методы и приемы эффективного производства и реализации услуг, продвижения на рынке той или иной услуги, с другой - расставить приоритеты в развитии услуг и обеспечении их ресурсами, с третьей - сформировать эффективный механизм управления предоставлением услуг.