Ad hoc (случайные, разовые)
Как указывается в ст. 12 ХПК, подведомственный хозяйственному суду спор может быть передан на рассмотрение третейского суда. Это правило не распространяется на дела о признании недействительными актов государственных и иных органов, а также на споры,
возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении договоров, связанных с удовлетворением государственных потребностей. '
Следует согласиться с мнением В. Щербины о том, что третейский суд не вправе рассматривать также дела о банкротстве и по искам Антимонопольного комитета и его органов1. Это представляется убедительным поскольку дела о банкротстве имеют сложную процедуру, длительные сроки рассмотрения, в них участвует значительное количество лиц на стороне кредиторов. При третейском рассмотрении дела необходимо было бы получить согласие на это каждого кредитора, что нереально и невольно затянуло бы ход процесса.
Споры по заявлениям Антимонопольного комитета и его органов, так же как дела о признании недействительными актов, по договорам, об удовлетворении государственных потребностей, связаны с деятельностью государственных органов и было бы некорректно решения государственных органов отдавать на рассмотрение общественного, каким является третейский суд.
Естественно, что не подведомственны третейским судам и споры, содержащие государственную тайну.
1 См.: Арбитражный процесс. — Ч. 1. — Харьков. — Консул. — С. 89.
В новом ХПК следует эти категории дел также указать как не подведомственные третейскому рассмотрению.
Сущность третейского рассмотрения споров состоит прежде всего в том, что дела разрешаются не государственным органом, а общественным посредником (третьим лицом), избираемым самими спорящими сторонами. При этом они вправе определять саму процедуру разрешения спора (с их участием или только по документам, с приглашением эксперта или без и т,п.). Это определяет наиболее демократический способ урегулирования хозяйственных споров. И сроки рассмотрения споров третейскими судами несравненно короче сроков хозяйственных судов, поскольку третейский судья разрешает в определенное время одно конкретное дело, не будучи обремененным другими.
Немаловажно и то, что при третейском рассмотрении дела ad hoc стороны не уплачивают госпошлину, а другие судебные расходы носят незначительный размер. Таким образом, третейское рассмотрение споров имеет ряд преимуществ перед разрешением их хозяйственными судами.
Казалось бы, оно должно иметь широкое распространение. Но пока этого нет. Объясняется это, очевидно, прежде всего тем, что хозяйственники и юрисконсульты не имеют ясного представления о сути и порядке рассмотрения дел третейскими судами.
Во многом такое положение объясняется и отсутствием надлежащего правового регулирования данного института. Достаточно сказать, что в Украине основополагающим актом по третейскому рассмотрению хозяйственных споров в порядке ad hoc является Положение о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, утвержденное постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 30 -декабря 1975 г. № 121.* Далеко не каждый хозяйственник и даже юристы знают, что можно пользоваться правовым актом, принятым давно не действующим государственным органом страны, которая прекратила существование более десяти лет назад. Несмотря на парадокс, это Положение действует, поскольку постановлением
1 См.: «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР», 1976. — № 6. — С. 3.
Верховной Рады от 12 сентября 1991 г. установлено, что можно пользоваться нормативными актами Советского Союза, когда по соответствующему вопросу нет правового акта Украины и если акты Советского Союза не противоречат Конституции и другому законодательству Украины.
Каковы же основные, исходные данные указанного Положения? Во-первых, третейское рассмотрение спора может иметь место лишь при согласии на это обеих сторон. Инициатива обращения в третейский суд может исходить от любой стороны, но чаще всего предложение об этом поступает от истца. Сторона, получившая предложение о передаче дела в третейский суд, должна в десятидневный срок ответить в письменном виде о согласии или об отклонении предложения контрагента. При отклонении предложения или неполучении ответа в установленный срок спор можно передать на рассмотрение хозяйственного суда.
При достижении соглашения стороны избирают третейского судью или судей. Количество судей может быть любым, но обязательно нечетным. Чаще всего стороны ограничиваются одним судьей. Конечно, необходимо согласие избранного лица (лиц) на рассмотрение дела в качестве третейского суда. Третейские судьи могут избираться из числа руководителей организаций и других компетентных должностных лиц. Обычно ими являются наиболее опытные, квалифицированные, юрисконсульты.
Рассматриваемое Положение требует обязательного соблюдения претензионного порядка по всем спорам, передаваемым в третейский суд. В литературе давно высказывалось мнение о нецелесообразности до арбитражного урегулирования споров, разрешаемых третейским судом. Так и решен вопрос во Временном положении о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 июня 1992 г.1 Очевидно, это правильно, так как в процессе согласования сторонами вопроса о передаче спора в третейский суд стороны обстоятельно обсуждают возникший между ними конфликт. Поэтому при принятии нормативного акта о рассмотрении хозяйственных споров третейскими судами в Украине надо отказаться от претензионного порядка в
См.: Хозяйство и право. — 1992. — № 9. — С. 17-26.
третейском судопроизводстве. Тем более, что по Закону от 17 мая 2001 г. №2415-111 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины» досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров сохранен лишь по некоторым категориям. И им следует пользоваться при третейском рассмотрении споров в порядке аналогии закона и в соответствии с постановлением Верховной Рады от 12 сентября 1991 г. (в данном случае Положение о третейском суде противоречит Закону от 17 мая 2001 г.).
После согласования вопроса о передаче спора в третейский суд и избрания судьи (судей) истец составляет исковое заявление и передает его третейскому судье. Заявление по своему содержанию должно быть примерно таким же, как и при обращении в хозяйственный суд. К нему должны прилагаться необходимые документы, обосновывающие исковые требования. Копии искового заявления и прилагаемых к нему документов направляются или вручаются ответчику.
Ответчик обязан представить суду и в копии истцу отзыв на иск с приложением документов, подтверждающих его позицию.
Место рассмотрения дела определяет третейский судья, но стороны могут высказывать свое мнение по этому вопросу.
Спор должен быть разрешен в течение одного месяца, что выгодно отличает третейское рассмотрение от разбирательства в хозяйственном суде, в котором срок рассмотрения по большинству дел равен двум месяцам.
Суд вправе истребовать от сторон необходимые материалы, в случае надобности назначить экспертизу.
Заседание третейского суда проходит в таком же порядке как и в хозяйственном суде.
Решение суда по реквизитам и содержанию подобно решению хозяйственного суда. Только если последнее выносится от имени Украинского государства, то в" решении третейского суда такая ссылка отсутствует. Но независимо от этого оно носит такой же обязательный характер, как и решение хозяйственного суда.
Решение вступает в законную силу немедленно после его объявления и подлежит исполнению в добровольном порядке сразу же или в установленный в решении срок.
Законченное производством дело передается на хранение в местный хозяйственный суд по месту рассмотрения.
Если должник не исполняет решение в добровольном порядке, взыскатель вправе обратиться в хозяйственный суд, в котором хранится дело, о выдаче приказа. Если хозяйственный суд найдет; что решение третейского суда соответствует материалам дела и действующему законодательству, он выносит определение о выдаче приказа. Приказ по содержанию не отличается от приказов, выдаваемых в соответствии с решениями хозяйственных судов, только в нем указывается, что он выдан на основании решения третейского суда.
Согласно рассматриваемому Положению недовольная решением третейского суда сторона может обжаловать его председателю того хозяйственного суда, в котором хранится дело. Если решение окажется ошибочным, противоречащим закону, председатель суда мог его отменить, передав материалы дела истцу с тем, чтобы тот мог обратиться в хозяйственный суд.
Сейчас, когда в соответствии с Законами от 21 июня 2001 г. № 2538-Ш и № 2539-Ш председатель местного хозяйственного суда не наделен правом проверки правильности решений не только третейских судей, но и судей самого хозяйственного суда, вопрос о его контроле за правильностью решений третейских судов сам по себе Отпадает. Анализ рассмотренного Положения позволяет сделать вывод, что к настоящему времени оно во многом устарело, является архаичным, не отражает существенные изменения, произошедшие в социально-экономических отношениях и в новом законодательстве.
Это лишний раз подтверждает настоятельную необходимость принятия нормативного акта, регулирующего третейское рассмотрение хозяйственных споров. Принятие закона или другого нормативного акта по рассмотрению хозяйственных споров третейскими судами в Украине расширит возможности субъектов предпринимательской деятельности по регулированию самим своих споров в демократической форме, что соответствует духу происходящих в стране событий. Решение этой задачи упрощается в связи с тем, что пррект Закона о третейском суде в Украине давно разработан и был опубликован в журнале «Предпринимательство, хозяйство и право».— 1997.— № 1. Надо только дополнительно обсудить его, доработать и внести на рассмотрение Верховной Рады.
В проекте нового ХПК имеется специальный 7 раздел о производстве по делам об отмене арбитражного (третейского суда) решения.
В нем предусматривается проверка решений третейских судов хозяйственными судами первой инстанции по обращению стороны, спор которой разрешается третейским судом. Порядок подачи обращения, его содержание, срок обращения, действия и полномочия по рассмотрению его довольно подробно изложены в ст. 190-201 проекта. Не вдаваясь в обсуждение этих норм, обратим внимание только на следующие обстоятельства. Во-первых, если сам проект ХПК будет принят, в том числе его 7 раздел, то получится довольно странная картина: порядок проверки решений третейских судов будет урегулирован законом, а сам порядок деятельности третейских судов ad hoc — нет (нельзя же считать нормальным регламентацию его Положением от 30 декабря 1975 г.). Во-вторых, трудно согласиться с проектом ХПК в том, что контроль за правильностью решений третейских судов должен осуществлять хозяйственный суд первой инстанции. Ведь в этом случае он наделяется по существу правами апелляционного суда, что противоречит закону о судоустройстве, который четко разграничил компетенцию трех звеньев судебной системы хозяйственных судов: первая инстанция — рассмотрение споров по существу, вторая инстанция — проверка правильности решений судов первой инстанции в апелляционном порядке, третья — кассационное судопроизводство. Уж если устанавливать проверку правильности решений третейских судов хозяйственными, то это должно иметь место со стороны апелляционных, а не судов первой инстанции.
В-третьих, а следует ли вообще третейские суды подводить «под крышу» хозяйственных судов. Ведь это все же довольно самостоятельные по характеру организации и во многом по порядку деятельности судебные органы.
Обжалование их решений в хозяйственные суды по существу означает в определенной мере дискриминацию самого института третейского рассмотрения спора. Не случайно во многих зарубежных странах (в частности, в Швеции) решения третейских судов обжалованию fie подлежат. И это логично, поскольку сами стороны по взаимному соглашению решили передать спор в третейский суд, сами избирали судей, во многом определяли
процедуру рассмотрения и т.п. Ведь при таких обстоятельствах их жалобы на решение третейского суда — это жалобы на самих себя..,
В-четвертых, в проекте ХПК ничего не говорится о проверке правильности решений постоянно действующих третейских судов, а ведь их довольно много (потребкооперация, биржи и т.д.)
§ 2. Постоянно действующие третейские суды по хозяйственным спорам
Рассмотренное выше Положение о третейских судах касается только так называемых судов ad hoc, т.е. случайных, разовых, создаваемых для разрешения конкретных дел. Но наряду с ними существуют и постоянно действующие третейские суды, образуемые при определенных организациях, учреждениях. Общего нормативного акта по организации и деятельности -таких судов также нет. Они создаются на основании приказов, распоряжений министерств, ведомств или соответствующих организаций.
, Так, правление Укоопсоюза постановлением от 20 сентября 1994 г. утвердило Положение об арбитражном (третейском) суде Укоопсоюза потребительских товариществ Украины и Правила рассмотрения хозяйственных споров арбитражными судами потребительской кооперации Украины. Это было сделано на основании Закона Украины «О потребительской кооперации от 10 апреля 1992 г., в котором предусматривалось, что союзы потребительских обществ могут разрешать хозяйственные споры между организациями и предприятиями потребительской кооперации.
На товарных и фондовых биржах, как правило, также создаются арбитражные комиссии в форме постоянно действующих третейских судов. Положения о них и Правила рассмотрения споров утверждаются правлениями соответствующих бирж.
Сопоставления положений и правил рассмотрения дел этими арбитражными комиссиями (третейскими судами) показывает существенные различия в организации и деятельности разных третейских судов. Мало того, в них наблюдается отступление от основных принципов разрешения дел третейскими судами, выработанных меж-
дународной практикой и закрепленной в соответствующих конвенциях и договорах.
Так, в Положении и Правилах о рассмотрении хозяйственных споров третейскими судами потребкооперации Украины установлено, что дела в суде возбуждаются по исковому заявлению заинтересованных предприятий, организаций, чьи права нарушены, а также по заявлению союзов потребкооперации (т.е. вышестоящих органов) и даже по инициативе самого суда. Следовательно, здесь никакого согласия ответчика на рассмотрение дела третейским судом не требуется (а это один из принципов третейского разбирательства споров). Судьи третейского суда потребкооперации не избираются сторонами, а назначаются руководителем суда. Не вправе стороны определять место и время рассмотрения дела, разрешать его с участием их представителей или только по представленным материалам, назначать экспертизу или нет и т.п. Все эти вопросы отданы на усмотрение судьи. Порядок проверки правильности решений установлен аналогичный тому, который действовал ранее в государственном и ведомственных арбитражах. И вообще авторы Положения и Правил рассмотрения дел третейскими судами потребкооперации в основном переписали нормы из действовавшего арбитражного процессуального кодекса Украины и по существу восстановили в системе ведомственный арбитражный суд. Между тем согласно Закону Украины «Об арбитражном суде» и постановлению Верховной Рады Украины от 6 ноября 1991 г. «О порядке введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Украины» ведомственные арбитражи ликвидированы. Ранее рассматриваемые ими дела передавались в ведение государственных арбитражных судов, а при согласии сторон в третейские суды (а не ведомственные арбитражи), надлежаще создаваемые» и действующие в установленном порядке. Правда, следует тут же оговориться, что этого «установленного порядка» для постоянно действующих судов в Украине не существует. Вот и действуют министерства, ведомства, фирмы, биржи и др. организации при создании своих постоянных третейских судов при отсутствии направ-' ляющего правового акта так, как им заблагорассудится. Разнобой в организации и деятельности этих судов беспредельный. Но поскольку третейские суды, хотя и общественные органы, но правовые учреждения, то и
деятельность по основным показателям, вопросам должна быть однообразной, если мы хотим, чтобы законность была у нас единой.
Вот почему давно назрела необходимость принятия Закона или хотя бы Положения о третейском рассмотрении хозяйственных споров в Украине. При этом такой правовой акт должен быть единым для разовых и постоянно действующих третейских судов. Нет надобности изобретать какой-то особый свой Украинский правовой велосипед. Есть международные правовые акты, практика других государств в третейском рассмотрении хозяйственных споров. Их надо использовать с учетом, конечно, специфики наших социально-экономических отношений. И прежде всего желательно учесть опыт Российской Федерации, в которой, как отмечалось выше, Верховный Совет еще 24 июня 1992 г. утвердил Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров.1 В нем с использованием международного законодательства и практики в основном удачно решены вопросы организации и деятельности третейских судов по разрешению хозяйственных споров как разовыми (ad hoc), так и постоянно действующими третейскими судами (институционными). А в июле 2002 г. в России принят Закон «О третейских судах в РФ».
§3. Международные третейские суды Украины
Рассмотрение хозяйственных споров третейскими судами имеет широкое распространение в международной практике. Постоянно действующие третейские суды для рассмотрения коммерческих споров субъектов предпринимательской деятельности имеются по существу во всех странах, в мире их насчитывается сотни. Они по-разному называются, имеют свои уставы, положения, регламенты, но основные принципы третейского разбирательства у всех одни и те же.
Еще в 1892 г. Лондонская торговая палата и муниципалитет Лондонского Сити создали Лондонский арбитражный суд, который с 1981 г. именуется Лондонским
1 См.: Журн. «Хозяйство и право».— 1992.— № 9.— С. 17-26.
международным третейским судом. Он действует на основании Регламента. В Швеции также на основании Регламента осуществляет полномочия третейского суда Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты.
После окончания второй мировой войны был принят целый ряд международных правовых актов, направленных на определенную унификацию деятельности международных третейских судов и на обеспечение исполнения их решений во всех странах, присоединившаяся к соответствующим соглашениям. В 1958 г. была принята Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений. В 1961 г. принята Европейская конвенция о международном торговом арбитраже. В 1985 г. Комиссия ООН по правам международной торговли (ЮНИСТРАЛ) приняла Типовой закон о международном торговом арбитраже. На основе этого закона в последующие годы приняты национальные законы в Австрии, Канаде, Кипре, Нигерии, Латвии, России, наконец, в Украине1.
Закон Украины «О Международном Коммерческом Арбитраже», принятый Верховной Радой 24 февраля 1994 г., а также Положение о нем и Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины, в основном восприняли указанный Типовой Закон и другие международные акты по третейскому рассмотрению хозяйственных споров. Не случайно в постановлении Верховной Рады о порядке введения в действие Закона рекомендовалось Торгово-промышленной палате Украины издание массовым тиражом не только принятого Законом, но и международных конвенций, касающихся деятельности международных коммерческих арбитражей, ратифицированных Украиной2.
Каковы же основные положения, принципы организации и деятельности Украинского международного коммерческого арбитража?
Согласно Закону «О Международном Коммерческом Арбитраже» (далее МКА) он является самостоятельным
1 См.: СМ. Лебедев. Регламент международного коммерческого арбитража: английская модель // Сов. гос-во и право.—
1991.— № 5.— С. 85.
2 См.: СЛ. Лазарев. Актуальные проблемы международного арбитража // Советское гос-во и право.— 1991.— № 2.— С. 99.
постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом). Регламент о суде утверждает Торгово-промышленная палата.
В ст. 1 Закона сразу подчеркивается, что суд может рассматривать споры, если об этом достигнуто соглашение сторон. Это первая важнейшая отличительная черта МКА от хозяйственных судов. Суд может рассматривать только те категории споров, которые перечислены в той же статье 1 и в Положении о МКА. Это, прежде всего, споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если хотя бы одна из сторон находится за границей. В п. 2 Положения о МКА дает развернутый перечень внешнеэкономических отношений по поводу которых могут возникать споры, передаваемые на разрешение МКА,' в частности отношение по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, перевозки грузов и пассажиров, торгового представительства, аренды (лизинга) и иных форм промышленной и предпринимательской деятельности.
Ко второй категории споров относятся дела предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Украины. Сюда включаются споры указанных субъектов между собой, а также с другими субъектами права Украины. Эти обстоятельства, определяющие подведомственность МКА, стороны должны четко определить при своем обращении в суд.
Закон устанавливает, что споры в суде могут рассматриваться единолично судьей или коллегиально в любом количестве судей нечетного числа. Вопрос этот разрешается самими сторонами. Чаще всего суд состоит из трех судей, одного из которых выбирает истец, второго — ответчик, а третий избирается этими судьями. Если стороны решили передать дело на рассмотрение одного арбитра, но не смогли договориться о выборе его, то по просьбе любой стороны арбитр назначается Президентом Торгово-промышленной палаты. Так же решается вопрос в том случае, когда суд должен состоять из трех арбитров, но одна из сторон не может назначить арбитра в течение 30 дней по получении просьбы об этом другой стороны. Если два назначенных арбитра сторонами в течение 30 дней не
договорятся о назначении третьего, то опять-таки он определяется Президентом палаты по просьбе любой стороны. Эта процедура, не ущемляя прав сторон по избранию судей, в то же время дает возможность суду содействовать сторонам в формировании суда, предупреждая возможную волокиту. Следует отметить, что независимо от того, избираются судьи самими сторонами или назначаются Президентом ТПП, стороны вправе заявить им отвод при наличии к тому оснований.
Для рассмотрения дела судом важную роль играет арбитражное соглашение, заключаемое сторонами о передаче конкретного спора или всех по определенному контракту в данный третейский суд. Соглашение может быть заключено как в виде арбитражной оговорки (пункта) в контракте так и в виде отдельного документа. Соглашение может быть оформлено и путем обмена письмами, телеграммами, сообщениями по телетайпу или с использованием иных средств связи, а также путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск. Важно, чтобы было видно о наличии между сторонами арбитражного соглашения, их воли на разрешение спора третейским судом.
В арбитражном соглашении, в частности, тогда, когда оно оформляется отдельным документом, могут решаться не только вопрос о рассмотрении дела третейским судом, но и целый ряд процедурных моментов: время и место рассмотрения дела, разрешение спора с участием представителей сторон или только по документам, язык судопроизводства, какие правовые нормы должны применяться при коллизии их и т.п. Все эти правомочия сторон при рассмотрении дела судом убедительно показывает подлинно демократический характер его деятельности.
Производство в МКА возбуждается как и в государственном хозяйственном суде на основании искового заявления, в котором должны быть сформулированы требования истца, обоснование их с приложением к заявлению необходимых документов. Ответчик должен представить отзыв с объяснением своих возражений, подкрепив их соответствующими документами. Исковое заявление, отзыв ответчика и прилагаемые к ним документы должны представляться не только суду, но в копиях и другой стороне. Это вытекает из принципа состязатель-
ности сторон, который здесь действует в такой же мере, как и в хозяйственном суде.
Заседание суда проводится по установленной в нем процедуре, но с учетом высказанных и согласованных сторонами пожеланий.
Решение суда должно соответствовать тем нормам права, которые стороны определили для разрешения спора. Кроме того, оно должно соответствовать условиям соглашения сторон, а также торговым обычаям, применяемым в данной сделке.
Если в ходе разбирательства стороны придут к мировому соглашению, судья прекращает производство по делу и по просьбе сторон фиксирует это в виде решения на согласованных условиях.
В решении суда должно быть указано, когда и где рассматривалось дело, по спору кого, о чем, фамилии судьи, представителей сторон. По содержанию решение должно быть обстоятельным, убедительным, с обоснованием принятого решения со ссылками на доказательства и примененные законы.
Каждой стороне выдается копия решения, подписанная судьей при единоличном рассмотрении, а при коллегиальном — всем составом суда или большинством при указании причин отсутствия других подписей.
Как и в общих судах третейский суд по просьбе сторон может вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены, но не нашли отражения в решении. Суд может также по заявлению любой стороны, уведомившей об этом другую сторону, исправить в решении допущенные ошибки, описки, опечатки, а также разъяснить конкретную часть решения или соответствующий пункт его. При третейском рассмотрении споров обычно не предусматривается возможность обжалования принимаемого решения. Оно считается окончательным, подлежащим добровольному исполнению немедленно после вынесения или в сроки, указанные в решении. Однако Закон Украины о МКА установил право сторон оспаривать решение третейского суда при определенных обстоятельствах в заранее оговоренный общий государственный суд. Функции по проверке правильности решений третейского суда возложены согласно п. 2 ст. 6 Закона на областные, городские (городов Киева и Севастополя) суды, Верховный суд Автономной Рес-
публики Крым, исходя от местонахождения третейского суда. Поскольку в Украине в настоящее время не существует других судов, подобных МКА (не считая Морской арбитражной комиссии — о чем ниже), то, следовательно, проверка решений МКА осуществляется единственным судом — г. Киева. Но следует сразу отметить, что решение МКА может быть отменено только по основаниям, перечисленным в Законе.
Суд вправе отменить решение третейского суда, во-первых, тогда, когда объект спора не мог быть предметом третейского рассмотрения по законодательству Украины (например, дела, содержащие государственную тайну), во-вторых, когда решение противоречит публичному порядку Украины, т.е. затрагивает основополагающие социально-политические конституционные установления страны.
Ко второй причине оснований для отмены решения третейского суда относятся вопросы процедурного порядка. А именно:
— если арбитражное соглашение было недействительным по Закону;
— если сторона не была уведомлена о назначении арбитра, об арбитражном разбирательстве, что помешало ей представить свои объяснения по спору;
— если решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подходящему под его условия.
— если состав суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон.
Следовательно, всеми этими основаниями отмены решения Закон подчеркивает необходимость неукоснительного соблюдения порядка формирования и деятельности третейского суда, в частности установленного сторонами в арбитражном соглашении. Хотя МКА и не является государственным органом, но строгое соблюдение предписаний закона и воли сторон является для него непременным условием.
Следует отметить, что ходатайство об отмене решения может подаваться в пределах трех месяцев со дня получения стороной решения, а по дополнительным решениям, определения о толковании, исправлении решения со дня вынесения соответствующего решения или определения.
К обжалованию решений МКА спорящие стороны обращаются исключительно редко. Так, за время деятельности МКА со времени создания его в 1994 г. по 1997 г. это имело место только в отношении четырех решений, при этом в отношении трех решений в отмене было отказано, а по одному отменено с передачей дела на новое рассмотрение МКА1. Сам государственный суд не вправе изменить или принять новое решение по делу, он может только отменить его.
Хотя по общему правилу решения третейских судов должны исполняться добровольно, однако на практике зачастую приходится обращаться к принудительному исполнению. Порядок исполнения решений международных арбитражных судов регламентируется, прежде всего, упомянутой выше Нью-Йоркской конвенцией 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», которая ратифицирована Украиной 10 октября 1958 г. Основные положения Конвенции отражены и закреплены в Законе о МКА. В частности, для исполнения решения не требуется представления исполнительного документа в виде исполнительного листа или приказа. Само решение суда является исполнительным документом. Взыскатель должен представить оригинал решения, надлежащим образом заверенный, или заверенную копию его. Кроме того, представляется оригинал арбитражного соглашения или заверенная копия его.
Отказ в исполнении решения может иметь место по тем же основаниям, по которым решение подлежит отмене соответствующим государственным судом при проверке его правильности. Кроме того, если решение не вступило в законную силу (до истечения 3-х месяцев на обжалование его), или если оно отменено или приостановлено соответствующим проверяющим судом.
Обращаться за исполнением решения третейского суда можно в пределах общего срока исковой давности трех лет.
Непосредственное исполнение решений осуществляют органы Государственной исполнительной службы в соответствии с Законом от 21 апреля 1999 г. «Об исполнительном производстве» № 606-XIV.
При Торгово-промышленной палате Украины, кроме Международного коммерческого арбитража, действует также Морская арбитражная комиссия, созданная на основании того же Закона от 24 февраля 1994 г. Она является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом). В своей деятельности руководствуется этим Законом, Положением о ней и Регламентом, утверждаемым Торгово-промышленной палатой. Порядок возбуждения производства в Морской арбитражной комиссии, процедура рассмотрения дел и т.п. те же, что и в МКА. Но предметом деятельности ее являются иные категории споров. Это споры, связанные с перевозкой и эксплуатацией морского и речного транспорта, в том числе и тогда, когда обе стороны украинские. К этим спорам, в частности, относятся:
— по фрахтованию судов морской перевозки грузов, а также в смешанном плавании (река-море);
— по морской буксировке судов и других плавучих средств;
— по морскому страхованию и перестрахованию;
— связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих средств; "~
— по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов и т.д. (см. ст. 2
Положения о Морской арбитражной комиссии).
Перечисленные выше и иные, указанные в ст. 2 Положения, споры Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению при наличии соглашения сторон, а также тогда, когда стороны обязаны передать на ее разрешение спор в силу международных договоров.
Следовательно, и здесь действуют основные принципы и правила рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.
1 См.: Д1яльшсть МЬкнародного Комерщйного арбггражу // Право Украши.— 1997.— № 11.— С. 95.