Никто из иных участников жилищно-коммунальных отношений не вправе устанавливать или утверждать тарифы на коммунальные ресурсы.

Каждый поставщик коммунальных ресурсов в регионе обосновывает перед уполномоченным государственным органом величину тарифов на коммунальные ресурсы, предоставляемые им потребителям, а уполномоченный на утверждение тарифов орган следит, чтобы они не были завышены. В обоснование величины тарифов ресурсоснабжающая организация указывает:

- какова стоимость энергозатрат на производство коммунального ресурса;

- какова стоимость содержания сетей, по которым коммунальный ресурс доставляется до потребителей;

- какова величина необходимой прибыли, которая будет использоваться для поддержания сетей в надлежащем состоянии;

- какова величина необходимой прибыли, которая будет использована для оплаты функционирования самой ресурсоснабжающей организации;

Конечная стоимость единицы коммунального ресурса формируется с учетом расчетного объема потребления данного ресурса, а также с учетом примерного количества потребителей.

Формирование величины тарифа в данном случае показано очень упрощенно. В реальности тарифные дела состоят из нескольких тысяч листов с различной информацией: данными, формулами, расчетными величинами.

Часто жильцы многоквартирных домов, которые находятся в сельской местности, задаются вопросом: почему тарифы на коммунальные ресурсы для них выше, чем для горожан. Приведенный упрощенный порядок расчета позволяет ответить на этот вопрос. Дело в том, что протяженность сетей в сельских местностях зачастую ничуть не меньше протяженности сетей в городе. При этом, количество потребителей и объемы потребления ресурсов значительно ниже чем в городе. Таким образом, для горожан стоимость единицы коммунального ресурса носит гораздо более оптовый характер, чем для сельчан, поскольку содержание сетей участвующих в поставке коммунального ресурса распределяется на большее количество потребителей.

Говоря о тарифах, следует упомянуть про еще один государственный орган, который непосредственно принимает участие в механизме ценообразования коммунальных ресурсов – это Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ). Для сферы ЖКХ она интересна тем, что ежегодно устанавливает придельные индексы повышения тарифов на коммунальные ресурсы для всех регионов Российской Федерации. Государственный орган, уполномоченный на их утверждение обязан руководствоваться приказами ФСТ.

 

Однокомпонентные и двухкомпонентные тарифы:

Однокомпонентный тариф представляет собой фиксированную величину за единицу коммунального ресурса. На сегодняшний день однокомпонентный тариф применяется по всем видам коммунальных ресурсов за исключением горячего водоснабжения, плата за которое также может рассчитываться по двухкомпонентному тарифу. В этом случае, тариф на горячее водоснабжение складывается исходя из двух компонентов

1. Компонент – это цена за 1 кубический метр холодной воды.

2. Компонент – это цена за 1 гигакаллорию тепловой энергии, сообщаемой холодной воде, для того чтобы она стала горячей водой нормативной температуры. При этом, разумеется, чтобы подогреть 1 кубический метр холодной воды до нормативной температуры необходимо тепла гораздо менее 1 гигакаллории. Подробнее начисление платы за горячее водоснабжение по двум компонентам будет рассматриваться в соответствующем параграфе учебного пособия.