Второй мировой войны

§ 51. Международные отношения в 50-60-e ГГ.

 

Переход от войны к миру оказался противоречивым. Державы-победительницы, прежде всего СССР и США, должны были следовать соглашениям военного времени по вопросам мирного урегулирования, но в конкретных международных ситуациях все в большей степени обнару­живалось различие их подходов к решению послевоенных проблем и защите своих национальных интересов. Эти ин­тересы были противоположны, ибо СССР и США придер­живались разных идеологических принципов и позиций. Национальную безопасность они понимали как торже­ство той или другой системы в мировом масштабе.

Мировая революция и смена капитализма социализ­мом, с одной стороны, и упрочение капиталистической системы и распространение либеральной демократии, конечно, в американской интерпретации - с другой, составляли те полярные представления о будущем, кото­рые определяли глобальный характер противоборства СССР и США. Даже региональные конфликты не остава­лись без вмешательства двух великих держав.

Отсюда и названия концепций американской внешней политики: «отбрасывание коммунизма», «массированное возмездие», «балансирование на грани войны», «гибкое реагирование», «ограниченная ядерная война»... Эти тер­мины отражали различные стратегические установки США, но суть их была общей - сохранение мировой ка­питалистической системы, решение конфликтов в бипо­лярном мире на путях военно-силовой политики и устра­шения.

СССР не декларировал открыто стратегические уста­новки в столь откровенных агрессивных формулах, но, от­стаивая зоны своего влияния, проводил курс на разделе­ние мира и размежевание в международных отношениях на «силы мира, демократии и социализма» и «силы реак­ции, империализма и войны). Корейская война (1950­1953) явилась самым опасным для всего мира междуна­родным кризисом в первое послевоенное десятилетие.

Таким образом, главный признак «холодной войны» ­ это конфронтация в мировой политике. Другие призна­ки: ревизия согласованных во время войны решений; фор­мирование военно-политических блоков вокруг двух вели­ ких держав (НАТО и ОВД и др.); гонка вооружений, в том числе и ракетно-ядерных; военно-силовое мышление; формирование «образа врага» средствами массовой ин­формации.

Конфликты и внешнеполитический авантюризм. В 50-е - начале БО-х гг. в советско-американских отноше­ниях, во многом определявших международную атмосфе­ру, преобладали враждебность и конфликтность. Только пройдя через ряд опасных международных кризисов, обе конфликтующие стороны перешли к пониманию разряд­ки международной напряженности.

Ближневосточный кризис. Если в Европе с созданием блоков установилось известное равновесие, то регион Ближнего Востока превратился в 50-е гг. в арену неста­бильности и острых конфликтов, вовлекавших в свою ор­биту ведущие капиталистические страны Европы, США и СССР. Узел противоречий стал завязываться здесь уже вскоре после окончания второй мировой войны. Тогда Си­рия, Ливан, Транс Иордания обрели независимость. Толь­ко Великобритания сохранила мандат на управление Па­лестиной, населенной арабами и евреями. По решению ООН в ноябре 1947 г. на месте Палестины должны бы­ли быть созданы два государства - арабское и еврей­ское, а Иерусалиму предполагалось придать статус свобод­ного города, доступного для всех. В 1948 г. государство Израиль было создано, а арабское государство - нет. Арабы не при знали еврейское государство. В конфликт на Ближнем Востоке оказались вовлеченными ряд европей­ских стран, США и СССР. СССР сочувствовал арабам, США поддерживали Израиль в ходе первой арабо-израиль­ской войны 1948-1949 гг. Война закончилась поражени­ем арабских государств. Израиль захватил часть арабских земель (сектор Газа) за пределами той зоны, которую отво­дила ООН для еврейского государства. Так возник ближ­невосточный очаг международной напряженности, ко­торый не решен и поныне.

Тройственная агрессия против Египта. Однако пре­вращение \Ближнего .Востока в зону конфликтов этим не ограничивается. Продолжались революционные переме­ны, и это угрожало французским и британским позициям в регионе. В 1952 г. в Египте произошла революция, была свергнута монархия, ограничена деятельность ино­странных компаний. В 1956 г. правительство г. А. Насера национализировало компанию Суэцкого канала, в кото­рой доминировал англо-французский капитал. На Египет обрушилась англо-франко-израильская армия с целью заставить Насера отменить национализацию канала. СССР, США и ООН осудили агрессию трех государств более того, СССР заявил, что окажет жертве агрессии помощь, в том числе посылкой добровольцев, если вой­на будет продолжена. Провал тройственной агрессии про­тив Египта подорвал позиции Великобритании и Франции на Ближнем BOCTOK В то же время авторитет СССР воз­рос. Новый удар по интересам бывших колониальных дер­жав нанесла революция в Ираке в 1958 г., свергнувшая монархию. В этих условиях появилась так называемая доктрина Эйзенхауэра, согласно которой из-за поражения Великобритании и Франции на Ближнем Востоке обра­зовался .вакуум силы. и его должны заполнить США. Под предлогом защиты от нападения Ирака и Сирии в Ли­ван и Иорданию были введены американские и англий­ские войска.

Провал советско-американской встречи в верхах. СССР во второй половине 50-х гг., после хх съезда КПСС и разоблачения культа личности Сталина, .предпринял ряд новых инициатив во внешней политике. На 2 млн че­ловек была сокращена армия, провозглашены реформы внутри страны, проявлена инициатива провести советско­-американские встречи глав государств. Однако несколько крупных международных инцидентов сорвали эти на­чинания. Намеченная на середину мая 1960 г. встреча Н. с. Хрущева и Д. Эйзенхауэра не состоялась. В канун встречи, 1 мая, США преднамеренно заслали в воздушное пространство СССР самолет-разведчик, рассчитывая на недосягаемость его высотных характеристик для совет­ских истребителей. Но самолет был сбит, летчик пленен, провокация разоблачена. В итоге встреча в верхах была сорвана.

Карибский кризис. В ноябре 1960 г. демократическая партия одержала победу на выборах и Дж. Кеннеди воз­главил администрацию. Но вопреки декларациям нового президента о мирных намерениях конфронтация продол­жалась в апреле 1961 г. с высадки десанта кубинских контрреволюционеров на Кубе, поддержанной флотом и авиацией США, начался так называемый Карибский кризис Десант был сброшен в море, но США не оставили планов свержения режима Кастро. По тайному соглаше­нию с правительством Кубы на кубинской территории были размещены советские ядерные ракеты среднего ра­диуса действия. Эта акция советского правительства была не просто ошибочной, это был авантюристический шаг. США объявили блокаду Кубы вооруженными силами. Опасность столкновения СССР и США стала реальностью. Только после нескольких. томительных дней переговоров между Н. С. Хрущевым и Дж. Кеннеди угроза военного конфликта была снята. СССР вывел свои ракеты с Кубы, США убрали свои из Турции. Соединенные Штаты обеща­ли уважать неприкосновенность Кубы. От конфронтации к переговорам. Мирное решение Ка­рибского кризиса стало переломным моментом в совет­ско-американских отношениях в 60-е гг. Был принят ряд важных документов, отражавших переход от безусловной конфронтации к переговорам и заключению первых со­глашений, ослабляющих международную напряженность. В августе 1963 г. был подписан Московский договор трех держав о запрещении ядерных испытаний в трех сре­дах: в атмосфере, в "осмосе и под водой (Франция и Ки­тай не присоединились к договору). Это было первое согла­шение по ограничению гонки ядерных вооружений.

В Европе много лет заседал комитет 18 государств участников, который обсуждал вопросы сокращения во­оружений, в том числе и обычных. К 1970 г. комитету уда­лось преодолеть разногласия и разработать Договор о не­распространении ядерных вооружений. Договор вступил в силу в 1970 г., когда его подписали сто государств.

Движение неприсоединения. Конфликты между вели­кими державами, а также попытки вовлечь в противобор­ство страны Азии, Африки и Латинской Америки побуди­ли большую группу видных деятелей государств, в том числе недавно освободившихся от колониального управ­ления, занять позицию неучастия в военно-политических блоках, отстраниться от конфликтов ведущих держав ми­ра. По инициативе премьер-министра Индии Дж. Неру, президента Югославии и. Вроз Тито, президента Египта г. А. Насера и других в сентябре 1961 г. в Белграде со­стоял ась конференция 25 глав правительств, которая по­ложила начало движению неприсоединения. К участники движения, большинство из которых считало, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений, провозгласили не­присоединение к военно-политическим блокам, поддер­жали борьбу народов против колониализма, за незави­симость, за ликвидацию экономического неравенства мире, за мирное сосуществование.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите основные признаки «холодной вой­ны».

2. Почему Ближний Восток стал одним из центров международных кон­фликтов?

3. Расскажите о Карибском кризисе в начале 60-х гг.

4. Что вызнаете о движении неприсоединения?

 

 

§ 52. Международные отношения в конце ХХ- начале XXI в.

Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. отношения между европейскими государ­ствами характеризовались поисками путей ослабления международной напряженности. Силовая политика в ус­ловиях военно-стратегического паритета оказалась беспер­спективной.

В марте 1969 г. страны ОВД обратились ко всем госу­дарствам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею под­держали нейтральные страны. Начались межгосударст­венные консультации, открывшие новое явление в между­народной жизни - общеевропейский процесс.

30 июля 1975 г. в Хельсинки на уровне глав прави­тельств началось Совещание по безопасности и сотрудни­честву в Европе, а 1 августа состоялась торжественная це­ремония подписания Заключительного акта Совещания.

Заключительный акт, который подписали 33 европей­ских государства, а также CIIIA и Канада, не являлся договорным документом, но он имел большое морально политическое значение, ибо вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы, дополняющие Устав ООН: суверенное равенство государств, неприме­нение силы или угрозы силой, нерушимость границ, уваже­ние территориальной целостности государств, мирное уре­гулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие народов, право народов распоряжаться своей судьбой и др.

Заключительный акт предполагал непрерывность про­цесса встреч и переговоров в рамках обще европейского, или хельсинкского, процесса.

Символом разрядки стали подписанные СССР и CIIIA в 1972 г. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Первый договор ограничивал воз­можность развертывания систем противоракетной оборо­ны одним районом: для СССР это была Москва, для CIIIA - район расположения пусковых установок ракет. Оба договора лишь ограничивали гонку ядерных вооруже­ний, фиксировали стратегическое равновесие сил. Это­ стратегия ядерного сдерживания. Суть ее состоит в воз­можности нанесения каждой из сверхдержав неприемле­мого ущерба другой. Это «равновесие страха» позволило избежать прямого столкновения между CIIIA и СССР.

Распространение практики переговоров, ограничение гонки вооружений, отказ от балансирования на грани90-х гг. было достигнуто соглашение о предоставлении па­лестинцам ограниченной автономии, однако проблема урегулирования Ближневосточного кризиса еще далека от справедливого решения. Ирано-иракская война (1980-1988), Возникшая из-за старого пограничного спора, унесла около миллиона жиз­ней. Она была прекращена при посредничестве ООН. Про­тивники вернулись к прежним границам. Агрессия Ирака против Кувейта (1990-1991). В ав­густе 1990 г. иракские войска захватили богатый нефтью Кувейт. В ответ CШA со своими союзниками и рядом араб­ских государств с одобрения ООН организовали военную операцию .Буря в Пустыне.), и в течение полутора месяцев иракские войска были изгнаны из Кувейта. В отношении Ирака были введены санкции ООН с тем, чтобы заставить его ликвидировать предприятия, способные производить Оружие массового поражения. Индо-пакистанская война 1971 г. была связана с индо­ пакистанскими противоречиями и внутри политическим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутри пакистанский конфликт закончились поражением Пакистана и образованием суверенной Бангладеш. Другие региональные конфликты 70-80-х гг. Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиоз­ных и племенных противоречий возникали междоусоби­цы, войны и этнические чистки. Имели место и региональные конфликты с участием ев­ропейских стран: греко-турецкий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испании и Англии вокруг Гиб­ралтара, аргентины-британский конфликт из-за Фолк­лендских островов и др.Немало внутри- и межгосударственных конфликтовбыло вызвано ростом национализма и религиозного фун­даментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире Проходила по простой схеме .вызов - ответ». Отсутствие доверия с обеих сторон порождало стремление обеспечить если не превосходство, то хотя бы преимущество над со­перником. При этом США были, как правило, инициато­ром гонки ядерных, космических и других видов воору­жений. Советский Союз следовал логике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические мето­ды разрешения разногласий. К середине 80-х гг. СССР и CШA уже имели соответ­ственно 10 и 14,8 тыс. ядерных зарядов на стратегическихносителях. Такой гигантский уровень накопленных наступательных воору­жений был проявлением военно-си­лового мышления и результатом ко­личественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точ­ки зрения рассматривался вопрос о во­енно-стратегическом равновесии, и до­говоры по ПРО, ОСВ-l, OCB-2 лишь фиксировали уровни' вооружений, ог­раничивали их качественные характе­ристики определенными пределами.Логика конфронтации вела в тупик. Это стали осознавать и в СССР, и на За­паде. Гонка вооружений становилась непосильным грузом для советской эко­номики. Начало перестройки в СССР способствовало изменению внешне по­литического курса страны, что отрази­лось в ходе встреч М. С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986). СССР со­гласился с выдвинутым Рейганом еще в 1983 г. «нулевым вариантом,>. В 1987 г. в Вашингтоне был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. это было первое соглашение о действительном уничтожении части ядерных арсеналов двух сверхдержав. Вторым шагом на этом пути стал договор о сокращении примерно на треть стратегических наступательных воору­жений (СНВ-l), подписанный в Москве в июле 1991 г. До­говор начал реализовываться с 1994 г.

Большое значение имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинкского процесса переговоры 23 го­сударств - участников Организации Варшавского Догово­ра и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным си­лам в Европе от Атлантики до Урала.

Венские переговоры завершились успешно. В 1990 г. был подписан Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), предусматривающий масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала.

Роль ООН в международных отношениях. В первые по­слевоенные десятилетия в ООН доминировало конфрон­тационное мышление и поведение. Не случайно ее тогда нередко называли «западным клубом., инструментом по­литики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колони­ального господства, в повестке дня сессий Генеральной Ас­самблеи и других органов ООН все больше места стали за­нимать вопросы разоружения, демократизации междуна­родных отношений, сохранения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.

В 70-90-е гг. Организация Объединенных Наций сы­грала не маловажную роль в укреплении позитивных тенденций в .международных отношениях. Она внесла большой вклад в урегулирование региональных конфлик­тов. Ряд ее решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.

Интеграционные и дезинтеграционные процессы в со­временном мире и международные отношения. Для меж­дународной обстановки 90-х гг. характерным являлось дальнейшее углубление западноевропейской и североаме­риканской экономической интеграции, развитие интегра­ционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточной

Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Ев­ропы и в СССР обострились центробежные процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными респуб­ликами полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интерна­ционализация, интеграция хозяйственных связей в капи­талистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование нацио­нальных государств в странах Центральной и Юго-Вос­точной Европы и СССР.

Западноевропейская интеграция. С 1962 г. от интегра­ции в сфере промышленного производства Европейское сообщество перешло к формированию единой сельскохо­зяйственной политики. С 1979 г. страны ЕС стали коорди­нировать свои действия в рамках Европейской валютной системы. В 1957-1986 гг. ЕС развивалось как зона сво­бодной торговли и таможенный союз: устранялись внут­ренние пошлины, вводился единый таможенный тариф по каждой группе товаров и т, д.

С 1987 г. начался новый этап в развитии интеграции. Инициатором его стал председатель Комиссии ЕС Жак Де­лор. Именно с этого времени страны Европейского сообще­ства чаще стали называть странами «Общего рынка». В 1986 г. страны ЕС подписали Единый европейский акт (вступил в действие с 1987 г.), объявив главной целью со­здание к 1993 г. единого (общего) внутреннего европейско­го рынка как «пространства без внутренних границ, в кото­ром обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Европейский акт расши­рил сферы интеграционного взаимодействия стран ЕС. Этот документ подписали 12 стран Европейского сообщества.

Новая фаза интеграции. В, декабре 1991 г. в голланд­ском городе Маастрихт главами государств и правительство стран ЕС были одобрены Договор о Европейском союзе и дополнения к учредительным договорам Сообщества (под­писаны в феврале 1992 г.). Маастрихтский договор опре­делил 4ТРИ опоры» европейской интеграции: экономиче­ский и валютный союз, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в области правосу­дия и внутренних дел. Европейское сообщество стало на­зываться Европейским союзом.

В соответствии с договором странами Евросоюза был создан единый Центральный банк, а на территории стран-участниц введена единая денежная единица – евро (в безналичном обороте с 1 января 1999 г., в наличном­ с 1 января 2002 г.).

Амстердамский договор 1997 г. конкретизировал формы интеграционного взаимодействия стран Евросоюза, прежде всего в социальной сфере (координация политики в области занятости, свободного передвижения и безопасности граж­дан, здравоохранения, охраны окружающей среды и т. д.).

Камнем преткновения стал вопрос о реформе институ­тов Евросоюза. Одни страны (прежде всего Франция) на­стаивают на сохранении приоритета межгосударственного сотрудничества, а другие (главным образом малые страны Европы) выступают за увеличение роли национальных структур - Европарламента и Комиссии - и трансформа­цию Евросоюза в федерацию. Подписанный в феврале2001 г. Договор Ниццы ограничился распределением ко­личества мест для новых членов в органах Евросоюза. Ре­форма была отложена до 2004 г.

Для подготовки рекомендаций о будущем Евросоюза с марта 2002 г. приступил к работе Конвент. В повестку дня включен вопрос о конституции будущего союза, разграни­чении полномочий между союзом и государствами-члена­ми, роли национальных парламентов и др.

16 -апреля 2003 г. в Афинах был подписан договор о присоединении к Евросоюзу 10 новых членов Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Сло­вении, Чехии и Эстонии. Присоединение к Евросоюзу Бол­гарии и Румынии предполагается в период до 2007 г., для Турции дата не установлена. Таким образом, в Европе объединяются 25 стран., со­здается единый хозяйственный комплекс с населением свыше 470 млн. человек, в рамках н:оторого свободно перемещаются товары, н:аnиталы, люди, введена общая валюта и н:оторый в перспективе будет иметь свою конституцию, единую политику и, возможно, управ­ляться наднациональным правительством.

ОБСЕ. В 1995 г. Совещание по безопасности и сотрудни­честву в Европе превратилось в постоянный орган по воп­росам европейской безопасности и стало называться Орга­низацией по безопасности и сотрудничеству (ОВСЕ). Однако это не повысило роль этого форума. США и их ев­ропейские союзники сделали ставку на расширение НАТО на Восток и превращение его в один из важнейших ин­ститутов военного и политического сотрудничества.

Североамериканская Интеграция, включавшая террито­рию США и Канады по соглашению о свободной торговле1988 г., Получила дальнейшее развитие в связи с присоеди­нением с 1994 г. к свободной экономической зоне Мексики.

Таким образом, Североамериканский континент превра­щается в единый хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая прохо­дит на основе межправительственных соглашений и созда­ния наднациональных органов исполнительной власти, се­вероамериканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на взаимодействии частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания Haднациональных органов управления и регулирования. На встрече в Квебеке в 2001 г. все страны Американско­го континента, за исключением Кубы, Подписали доку­мент, согласно которому с 2005 г. на всем пространстве Се­верной и Южной Америки начнет функционировать свободная зона торговли. Процессы интеграции ускоряются также в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Окончание «холодной войны». После драматических событий рубежа 80-90-х гг. военное, политическоеи идейное противостояние двух мировых систем, двух военных блоков и двух сверхдержав отошло в прошлое. «Холодная война.) закончилась. После распада СССР, Югославии и Чехословакии на политической карте мира появилось 14 новых государств. К концу 1991 г. оконча­тельно распались все те межгосударственные структуры, которые прежде олицетворяли так называемое социали­стическое содружество (СЭВ, ОВД и др.).

Установление либерально-демократических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объединение ГДР и ФРГ изменили си­туацию в Европе, открыли полосу перегруппировки сил в меж государственных отношениях. Государства Централь­ной и Восточной Европы избрали курс на присоединение в той или иной форме к Европейскому союзу и к НАТО.

Расширение и трансформация НАТО. После роспуска в Праге в 1991 г. Организации Варшавского Договора! за­говорили и о возможном закате НАТО. Россия пыталась придать второе дыхание хельсинкскому процессу и сде­лать центральным звеном европейской безопасности ОБСЕ. Франция, в свою очередь, выступила с идеей «евро­пейской обороны., настаивая на развитии военно-полити­ческого и оборонного сотрудничества в рамках Евросоюза. Однако центром военно-политической консолидации стран Европы все же стало НАТО. Это произошло не толь­ко благодаря усилиям США, но и во многом в результате стремления бывших социалистических стран и республик СССР дистанцироваться от постсоветской России. США как единая сверхдержава и возглавляемый ими блок ста­ли тем полюсом притяжения, который и определил глав­ный вектор развития международных отношений в Европе и в мире.

В марте 1999 г. членами НАТО стали Польша, Чехия и Венгрия. В соответствии с решениями саммита НАТО в Праге (ноябрь 2002 г.) его членами с мая 2004 г. станут семь стран: Румыния, Болгария, Словакия и Словения, а также три бывшие советские республики - Эстония, Латвия и Литва. Таким образом, в НАТО вместо 19 будет 26 государств2. На очереди стоят Албания, Македония, Хорватия. Желание вступить в НАТО выразили Украина и Грузия.

Россия-НАТО. В мае 1997 г. в Пари же между РФ и НАТО был подписан Основополагающий документ об от­ношениях России с Североатлантическим блоком, в кото­ром говорилось, что стороны «не рассматривают друг дру­га в качестве противников. Расширение НАТО не привело к конфронтации с Россией, которая после присо­единения в 2001 г. к международной антитеррорис­тической коалиции пошла на расширение контактов с НАТО. В 2002 г. было принято решение о новом механиз­ме взаимодействия России и НАТО. В комментариях по­литиков и прессы говорилось о переходе от формулы«19+1» к полноценной «двадцатке». В мае 2002 г. состо­ялось первое заседание нового Совета Россия-НАТО («двадцатки»). Это не означает, что Россия стала членом НАТО, речь пока идет о равноправном сотрудничестве в отдельных областях. Это прежде всего борьба с террориз­мом, антикризисное регулирование, нераспространение оружия массового поражения, контроль над вооружения­ми, нестратегическая противоракетная оборона и др.

Формируя новый механизм взаимодействия НАТО с Россией, США пытались снять озабоченность России в связи с приближением блока к ее границам, а Россия виде­ла в сотрудничестве с НАТО возможность способствовать трансформации блока.

Стратегическая концепция НАТО, принятая в 1999 г., кардинальным образом изменила цели и задачи НАТО. Помимо коллективной обороны в случае агрессии, ставит­ся новая стратегическая цель - «обеспечение безопас­ности и стабилизации во всем расширенном Евроат­лантическом регионе». Упор сделан на роль НАТО в «предотвращении конфликтов, а в случае возникновения кризиса - участие в его эффективном урегулировании».

Новая доктрина подразумевает возможность использо­вания вооруженных сил НАТО за пределами территории государств - участников блока без санкции Совета Бе­зопасности ООН. Таким образом, из региональной во­енно-политической груnnировки НАТО по существу превратилось в глобальную силовую структуру под руководством США, действующую по всему миру.

Проблемы разоружения. В новых условиях США оказа­лись в положении единственной сверхдержавы и взяли на себя роль мирового арбитра, что проявилось как в их подхо­де к разрешению региональных конфликтов и кризисов, так и в их стремлении к обеспечению стратегического пре­имущества путем создания национальной противоракетной обороны (НПРО), которая была запрещена договором по ПРО 1972 г.

В декабре 2001 г. президент США Дж. Буш официально заявил о выходе США из договора по ПРО, что и произо­шло в июне 2002 г. Россия заявила, что не считает себя связанной договором СНВ-2.

В 90-е гг. процесс разоружения испытывал серьезные трудности. Подписанный в 1993 г. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооруже­ний (СНВ-2) предусматривал сокращение числа ядерных боезарядов до 3-3,5 тыс. Россия считала, что ликвидация стратегических ракет с разделяющимися головными час­тями индивидуального наведения в условиях возможного создания США ПРО не отвечает ее интересам. Государст­венная Дума откладывала ратификацию СНВ-2 вплоть до 2000 г.

Улучшение российско-американских отношений после 2001 г. позволило разблокировать процесс разоружения. 24 мая 2002 г. был подписан Договор о сокращении насту­пательных потенциалов (СНП). К концу 2012 г. у России и США должно быть от 1700 до 2200 боеголовок на стра'11еги­ческих ракетах, которые могут достичь цели за полчаса. Та­ким образом, был определен минимальный порог взаимно­го ядерного сдерживания. При этом оставшиеся ядерные боезаряды (у США - 15 тыс.) складируются, но не уничто­жаются; договор не затрагивает проблемы тактического ядерного оружия. Россия и США также договорились кон­сультироваться по вопросам противоракетной обороны.

Договор СНП устанавливает формальное равенство стратегических сил США и России. Однако выход США из договора по ПРО, ставка на создание национальной проти­воракетной обороны и дальнейшую модернизацию ядерно­го потенциала при ограниченных экономических возмож­ностях России в нынешних условиях закрепляют статус США как единственной сверхдержавы.

Российско-американские отношения в конце ХХ­ начале XXI в. После распада СССР отношения Россий­ской Федерации с США вступили в новую фазу. Перспек­тива установления партнерских отношений отмечалась в выступлениях лидеров обоих государств. При этом рос­сийское руководство рассчитывало на помощь США в са­мых различных сферах, а США, удовлетворенные ослабле­нием России, были озабочены прежде всего утверждением собственной роли как единственной сверхдержавы. К кон­цу 90-х гг. иллюзии испарились, а противоречия вышли на первый план. Превращение НАТО в глобальную сило­вую структуру и расширение НАТО на Восток, решение США о создании национальной противоракетной оборо­ны, односторонние действия США в Югославии, осужде­ние в США антитеррористической операции в Чечне ос­ложнили российско-американские отношения.

Ситуация изменил ась после событий 11 сентября 2001 г., когда в результате террористической атаки само­летов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пен­тагон погибли тысячи людей. Америка была ввергнута в шок. Россия заявила о солидарности с США и присоедини­лась к широкой коалиции государств, поддержавших Со­единенные Штаты. Впервые после Второй мировой войны у США и России появился общий враг, началось сотруд­ничество в рамках коалиции стран, направленной про­тив международного терроризма, что открыло возмож­ность для развития двусторонних отношений на новой основе. Россия и США приступили к переговорам о новой формуле взаимодействия НАТО и России. Россия нашла понимание со стороны США в отношении антитеррористи­ческих действий федеральных сил в Чечне.

Военная операция США и их союзников «Несокруши­мая свобода. (сентябрь - декабрь 2001 г.) привела к лик­видации режима талибов в Афганистане и террористиче­ской сети организации «Аль-Каида» Скоординированные действия России и США в Афганистане показали, что со­трудничество с Россией имеет важное значение для США.

Встречи президента США Дж. Буша и Президента РФ В. В. Путина в ноябре 2001 г. в Вашингтоне и в мае 2002 г. в Москве открыли новую фазу российско-американского сотрудничества. «Эпоха, когда Россия и США рассматри­вали друг друга как врага или стратегическую угрозу, за­кончилась... Россия и США уже действуют как партнеры и друзья, давая ответ на новые вызовы ХХI века, - гово­рится в Совместной декларации.

В 2002 г. США признали Россию страной 'с рыночной экономикой, что расширило возможности для экономиче­ского сотрудничества.

Операция «по разоружению» Ирака. В марте 2003 г. США без санкции Совета Безопасности ООН предприняли военную операцию «по разоружению. Ирака под названи­ем «Свобода Ираку.. Войска США и возглавляемой ими коалиции не встретили ожесточенного сопротивления. Диктаторский режим Саддама Хусейна пал в считанные недели в апреле 2003 г. Однако односторонние действия США вызвали протесты по всему миру. Франция и Герма­ния, союзники США по НАТО, выступили против военной акции США. Турция, также член НАТО, не позволила от­крыть второй фронт со своей территории. Россия вырази­ла озабоченность в связи с односторонними действиями США, назвав их «большой политической ошибкой.. Пре­зидент России В. В. Путин заявил, что позиция России со­стоит в том, что «центральная роль В разрешении кризис­ных ситуаций в мире, в том числе и вокруг Ирака, должна принадлежать Совету Безопасности ООН..

Конфликты на Балканах. Распад Югославии сопровож­дался кровопролитными войнами и этническими чистками.

Бывшие югославские республики Словения, Хорватия, Македония провозгласили независимость в 1991 г. В 1992 г. они получили международное признание и были приняты в ООН. В Македонии обошлось без войны. В Словении про­шла «малая война.: в столкновениях с сербскими частями погибло 44 человека. Широкомасштабной была война между сербами и хорватами за Сербскую Крайну. Мир был установлен только в 1995 г. после присоединения этой тер­ритории к Хорватии.

В 1996 г. были прекращены кровавые межэтнические конфликты в Боснии И Герцеговине. В результате согла­шений, подписанных в 1995 г. в Дейтоне (CIIIA), Босния и Герцеговина стали единым независимым государством, со­стоящим из сербской республики и мусульмано-хорват­ской федерации.

В урегулировании межэтнических конфликтов в Хорва­тии, Боснии и Герцеговине активно участвовали ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, и целый ряд европейских государств, в том числе и Россия.

В 1998 г. резко обострились вооруженные конфликты между сербами и албанцами в Косово и Метохии. В 1999 г. CIIIA и их союзники по НАТО провели военную операцию

«Решительная сила.: Югославия была подвергнута бом­бардировкам с целью принудить сербское правительство С. Милошевича прекратить военные действия против ал­банских сепаратистов в Косово. Эта акция была предпри­нята в обход ООН и ОБСЕ. Позднее по решению ООН в Ко­сово были введены миротворческие силы, в том числе и российские. Режим Милошевича пал, к власти пришли де­мократические силы. В составе Югославии из бывших зе­мель де-факто остались Сербия и Черногория, к 2002 г. она по существу стала конфедерацией. Широкомасштаб­ные военные действия на Балканах закончились, но с вве­дением миротворческих сил урегулирование проблемы Ко­сово только началось.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризуйте период разрядки 70-х гг. В чем

причины обострения международной напряженности в начале 80-х ГГ.?

2. На­зовите основные региональные конфликты 70-80-x гг. и их причины.

3. Вы­делите новые черты в решении проблемы разоружения в 80-е гг.

4. Объяс­ните процессы интеграции и дезинтеграции в мире. В чем различие между западноевропейской и североамериканской интеграцией?

5. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после рас­пада СССР и социалистического лагеря?

6. Выделите особенности россий­ско-американских отношений.

7. Почему распад Югославии сопровождался кровавыми войнами?

 

 

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

 

Дисциплина: «Всемирная история»

Тема № 29: «Глобальные проблемы современного мира.»

 

 

Выполнил: Сагынбек Б. А.