Второй мировой войны
§ 51. Международные отношения в 50-60-e ГГ.
Переход от войны к миру оказался противоречивым. Державы-победительницы, прежде всего СССР и США, должны были следовать соглашениям военного времени по вопросам мирного урегулирования, но в конкретных международных ситуациях все в большей степени обнаруживалось различие их подходов к решению послевоенных проблем и защите своих национальных интересов. Эти интересы были противоположны, ибо СССР и США придерживались разных идеологических принципов и позиций. Национальную безопасность они понимали как торжество той или другой системы в мировом масштабе.
Мировая революция и смена капитализма социализмом, с одной стороны, и упрочение капиталистической системы и распространение либеральной демократии, конечно, в американской интерпретации - с другой, составляли те полярные представления о будущем, которые определяли глобальный характер противоборства СССР и США. Даже региональные конфликты не оставались без вмешательства двух великих держав.
Отсюда и названия концепций американской внешней политики: «отбрасывание коммунизма», «массированное возмездие», «балансирование на грани войны», «гибкое реагирование», «ограниченная ядерная война»... Эти термины отражали различные стратегические установки США, но суть их была общей - сохранение мировой капиталистической системы, решение конфликтов в биполярном мире на путях военно-силовой политики и устрашения.
СССР не декларировал открыто стратегические установки в столь откровенных агрессивных формулах, но, отстаивая зоны своего влияния, проводил курс на разделение мира и размежевание в международных отношениях на «силы мира, демократии и социализма» и «силы реакции, империализма и войны). Корейская война (19501953) явилась самым опасным для всего мира международным кризисом в первое послевоенное десятилетие.
Таким образом, главный признак «холодной войны» это конфронтация в мировой политике. Другие признаки: ревизия согласованных во время войны решений; формирование военно-политических блоков вокруг двух вели ких держав (НАТО и ОВД и др.); гонка вооружений, в том числе и ракетно-ядерных; военно-силовое мышление; формирование «образа врага» средствами массовой информации.
Конфликты и внешнеполитический авантюризм. В 50-е - начале БО-х гг. в советско-американских отношениях, во многом определявших международную атмосферу, преобладали враждебность и конфликтность. Только пройдя через ряд опасных международных кризисов, обе конфликтующие стороны перешли к пониманию разрядки международной напряженности.
Ближневосточный кризис. Если в Европе с созданием блоков установилось известное равновесие, то регион Ближнего Востока превратился в 50-е гг. в арену нестабильности и острых конфликтов, вовлекавших в свою орбиту ведущие капиталистические страны Европы, США и СССР. Узел противоречий стал завязываться здесь уже вскоре после окончания второй мировой войны. Тогда Сирия, Ливан, Транс Иордания обрели независимость. Только Великобритания сохранила мандат на управление Палестиной, населенной арабами и евреями. По решению ООН в ноябре 1947 г. на месте Палестины должны были быть созданы два государства - арабское и еврейское, а Иерусалиму предполагалось придать статус свободного города, доступного для всех. В 1948 г. государство Израиль было создано, а арабское государство - нет. Арабы не при знали еврейское государство. В конфликт на Ближнем Востоке оказались вовлеченными ряд европейских стран, США и СССР. СССР сочувствовал арабам, США поддерживали Израиль в ходе первой арабо-израильской войны 1948-1949 гг. Война закончилась поражением арабских государств. Израиль захватил часть арабских земель (сектор Газа) за пределами той зоны, которую отводила ООН для еврейского государства. Так возник ближневосточный очаг международной напряженности, который не решен и поныне.
Тройственная агрессия против Египта. Однако превращение \Ближнего .Востока в зону конфликтов этим не ограничивается. Продолжались революционные перемены, и это угрожало французским и британским позициям в регионе. В 1952 г. в Египте произошла революция, была свергнута монархия, ограничена деятельность иностранных компаний. В 1956 г. правительство г. А. Насера национализировало компанию Суэцкого канала, в которой доминировал англо-французский капитал. На Египет обрушилась англо-франко-израильская армия с целью заставить Насера отменить национализацию канала. СССР, США и ООН осудили агрессию трех государств более того, СССР заявил, что окажет жертве агрессии помощь, в том числе посылкой добровольцев, если война будет продолжена. Провал тройственной агрессии против Египта подорвал позиции Великобритании и Франции на Ближнем BOCTOK В то же время авторитет СССР возрос. Новый удар по интересам бывших колониальных держав нанесла революция в Ираке в 1958 г., свергнувшая монархию. В этих условиях появилась так называемая доктрина Эйзенхауэра, согласно которой из-за поражения Великобритании и Франции на Ближнем Востоке образовался .вакуум силы. и его должны заполнить США. Под предлогом защиты от нападения Ирака и Сирии в Ливан и Иорданию были введены американские и английские войска.
Провал советско-американской встречи в верхах. СССР во второй половине 50-х гг., после хх съезда КПСС и разоблачения культа личности Сталина, .предпринял ряд новых инициатив во внешней политике. На 2 млн человек была сокращена армия, провозглашены реформы внутри страны, проявлена инициатива провести советско-американские встречи глав государств. Однако несколько крупных международных инцидентов сорвали эти начинания. Намеченная на середину мая 1960 г. встреча Н. с. Хрущева и Д. Эйзенхауэра не состоялась. В канун встречи, 1 мая, США преднамеренно заслали в воздушное пространство СССР самолет-разведчик, рассчитывая на недосягаемость его высотных характеристик для советских истребителей. Но самолет был сбит, летчик пленен, провокация разоблачена. В итоге встреча в верхах была сорвана.
Карибский кризис. В ноябре 1960 г. демократическая партия одержала победу на выборах и Дж. Кеннеди возглавил администрацию. Но вопреки декларациям нового президента о мирных намерениях конфронтация продолжалась в апреле 1961 г. с высадки десанта кубинских контрреволюционеров на Кубе, поддержанной флотом и авиацией США, начался так называемый Карибский кризис Десант был сброшен в море, но США не оставили планов свержения режима Кастро. По тайному соглашению с правительством Кубы на кубинской территории были размещены советские ядерные ракеты среднего радиуса действия. Эта акция советского правительства была не просто ошибочной, это был авантюристический шаг. США объявили блокаду Кубы вооруженными силами. Опасность столкновения СССР и США стала реальностью. Только после нескольких. томительных дней переговоров между Н. С. Хрущевым и Дж. Кеннеди угроза военного конфликта была снята. СССР вывел свои ракеты с Кубы, США убрали свои из Турции. Соединенные Штаты обещали уважать неприкосновенность Кубы. От конфронтации к переговорам. Мирное решение Карибского кризиса стало переломным моментом в советско-американских отношениях в 60-е гг. Был принят ряд важных документов, отражавших переход от безусловной конфронтации к переговорам и заключению первых соглашений, ослабляющих международную напряженность. В августе 1963 г. был подписан Московский договор трех держав о запрещении ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, в "осмосе и под водой (Франция и Китай не присоединились к договору). Это было первое соглашение по ограничению гонки ядерных вооружений.
В Европе много лет заседал комитет 18 государств участников, который обсуждал вопросы сокращения вооружений, в том числе и обычных. К 1970 г. комитету удалось преодолеть разногласия и разработать Договор о нераспространении ядерных вооружений. Договор вступил в силу в 1970 г., когда его подписали сто государств.
Движение неприсоединения. Конфликты между великими державами, а также попытки вовлечь в противоборство страны Азии, Африки и Латинской Америки побудили большую группу видных деятелей государств, в том числе недавно освободившихся от колониального управления, занять позицию неучастия в военно-политических блоках, отстраниться от конфликтов ведущих держав мира. По инициативе премьер-министра Индии Дж. Неру, президента Югославии и. Вроз Тито, президента Египта г. А. Насера и других в сентябре 1961 г. в Белграде состоял ась конференция 25 глав правительств, которая положила начало движению неприсоединения. К участники движения, большинство из которых считало, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений, провозгласили неприсоединение к военно-политическим блокам, поддержали борьбу народов против колониализма, за независимость, за ликвидацию экономического неравенства мире, за мирное сосуществование.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Назовите основные признаки «холодной войны».
2. Почему Ближний Восток стал одним из центров международных конфликтов?
3. Расскажите о Карибском кризисе в начале 60-х гг.
4. Что вызнаете о движении неприсоединения?
§ 52. Международные отношения в конце ХХ- начале XXI в.
Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. отношения между европейскими государствами характеризовались поисками путей ослабления международной напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной.
В марте 1969 г. страны ОВД обратились ко всем государствам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддержали нейтральные страны. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - общеевропейский процесс.
30 июля 1975 г. в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.
Заключительный акт, который подписали 33 европейских государства, а также CIIIA и Канада, не являлся договорным документом, но он имел большое морально политическое значение, ибо вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы, дополняющие Устав ООН: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, уважение территориальной целостности государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие народов, право народов распоряжаться своей судьбой и др.
Заключительный акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках обще европейского, или хельсинкского, процесса.
Символом разрядки стали подписанные СССР и CIIIA в 1972 г. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Первый договор ограничивал возможность развертывания систем противоракетной обороны одним районом: для СССР это была Москва, для CIIIA - район расположения пусковых установок ракет. Оба договора лишь ограничивали гонку ядерных вооружений, фиксировали стратегическое равновесие сил. Это стратегия ядерного сдерживания. Суть ее состоит в возможности нанесения каждой из сверхдержав неприемлемого ущерба другой. Это «равновесие страха» позволило избежать прямого столкновения между CIIIA и СССР.
Распространение практики переговоров, ограничение гонки вооружений, отказ от балансирования на грани90-х гг. было достигнуто соглашение о предоставлении палестинцам ограниченной автономии, однако проблема урегулирования Ближневосточного кризиса еще далека от справедливого решения. Ирано-иракская война (1980-1988), Возникшая из-за старого пограничного спора, унесла около миллиона жизней. Она была прекращена при посредничестве ООН. Противники вернулись к прежним границам. Агрессия Ирака против Кувейта (1990-1991). В августе 1990 г. иракские войска захватили богатый нефтью Кувейт. В ответ CШA со своими союзниками и рядом арабских государств с одобрения ООН организовали военную операцию .Буря в Пустыне.), и в течение полутора месяцев иракские войска были изгнаны из Кувейта. В отношении Ирака были введены санкции ООН с тем, чтобы заставить его ликвидировать предприятия, способные производить Оружие массового поражения. Индо-пакистанская война 1971 г. была связана с индо пакистанскими противоречиями и внутри политическим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутри пакистанский конфликт закончились поражением Пакистана и образованием суверенной Бангладеш. Другие региональные конфликты 70-80-х гг. Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиозных и племенных противоречий возникали междоусобицы, войны и этнические чистки. Имели место и региональные конфликты с участием европейских стран: греко-турецкий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испании и Англии вокруг Гибралтара, аргентины-британский конфликт из-за Фолклендских островов и др.Немало внутри- и межгосударственных конфликтовбыло вызвано ростом национализма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире Проходила по простой схеме .вызов - ответ». Отсутствие доверия с обеих сторон порождало стремление обеспечить если не превосходство, то хотя бы преимущество над соперником. При этом США были, как правило, инициатором гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал логике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий. К середине 80-х гг. СССР и CШA уже имели соответственно 10 и 14,8 тыс. ядерных зарядов на стратегическихносителях. Такой гигантский уровень накопленных наступательных вооружений был проявлением военно-силового мышления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассматривался вопрос о военно-стратегическом равновесии, и договоры по ПРО, ОСВ-l, OCB-2 лишь фиксировали уровни' вооружений, ограничивали их качественные характеристики определенными пределами.Логика конфронтации вела в тупик. Это стали осознавать и в СССР, и на Западе. Гонка вооружений становилась непосильным грузом для советской экономики. Начало перестройки в СССР способствовало изменению внешне политического курса страны, что отразилось в ходе встреч М. С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986). СССР согласился с выдвинутым Рейганом еще в 1983 г. «нулевым вариантом,>. В 1987 г. в Вашингтоне был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. это было первое соглашение о действительном уничтожении части ядерных арсеналов двух сверхдержав. Вторым шагом на этом пути стал договор о сокращении примерно на треть стратегических наступательных вооружений (СНВ-l), подписанный в Москве в июле 1991 г. Договор начал реализовываться с 1994 г.
Большое значение имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинкского процесса переговоры 23 государств - участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала.
Венские переговоры завершились успешно. В 1990 г. был подписан Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), предусматривающий масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала.
Роль ООН в международных отношениях. В первые послевоенные десятилетия в ООН доминировало конфронтационное мышление и поведение. Не случайно ее тогда нередко называли «западным клубом., инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониального господства, в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоружения, демократизации международных отношений, сохранения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.
В 70-90-е гг. Организация Объединенных Наций сыграла не маловажную роль в укреплении позитивных тенденций в .международных отношениях. Она внесла большой вклад в урегулирование региональных конфликтов. Ряд ее решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире и международные отношения. Для международной обстановки 90-х гг. характерным являлось дальнейшее углубление западноевропейской и североамериканской экономической интеграции, развитие интеграционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточной
Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежные процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными республиками полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интернационализация, интеграция хозяйственных связей в капиталистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование национальных государств в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и СССР.
Западноевропейская интеграция. С 1962 г. от интеграции в сфере промышленного производства Европейское сообщество перешло к формированию единой сельскохозяйственной политики. С 1979 г. страны ЕС стали координировать свои действия в рамках Европейской валютной системы. В 1957-1986 гг. ЕС развивалось как зона свободной торговли и таможенный союз: устранялись внутренние пошлины, вводился единый таможенный тариф по каждой группе товаров и т, д.
С 1987 г. начался новый этап в развитии интеграции. Инициатором его стал председатель Комиссии ЕС Жак Делор. Именно с этого времени страны Европейского сообщества чаще стали называть странами «Общего рынка». В 1986 г. страны ЕС подписали Единый европейский акт (вступил в действие с 1987 г.), объявив главной целью создание к 1993 г. единого (общего) внутреннего европейского рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Европейский акт расширил сферы интеграционного взаимодействия стран ЕС. Этот документ подписали 12 стран Европейского сообщества.
Новая фаза интеграции. В, декабре 1991 г. в голландском городе Маастрихт главами государств и правительство стран ЕС были одобрены Договор о Европейском союзе и дополнения к учредительным договорам Сообщества (подписаны в феврале 1992 г.). Маастрихтский договор определил 4ТРИ опоры» европейской интеграции: экономический и валютный союз, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Европейское сообщество стало называться Европейским союзом.
В соответствии с договором странами Евросоюза был создан единый Центральный банк, а на территории стран-участниц введена единая денежная единица – евро (в безналичном обороте с 1 января 1999 г., в наличном с 1 января 2002 г.).
Амстердамский договор 1997 г. конкретизировал формы интеграционного взаимодействия стран Евросоюза, прежде всего в социальной сфере (координация политики в области занятости, свободного передвижения и безопасности граждан, здравоохранения, охраны окружающей среды и т. д.).
Камнем преткновения стал вопрос о реформе институтов Евросоюза. Одни страны (прежде всего Франция) настаивают на сохранении приоритета межгосударственного сотрудничества, а другие (главным образом малые страны Европы) выступают за увеличение роли национальных структур - Европарламента и Комиссии - и трансформацию Евросоюза в федерацию. Подписанный в феврале2001 г. Договор Ниццы ограничился распределением количества мест для новых членов в органах Евросоюза. Реформа была отложена до 2004 г.
Для подготовки рекомендаций о будущем Евросоюза с марта 2002 г. приступил к работе Конвент. В повестку дня включен вопрос о конституции будущего союза, разграничении полномочий между союзом и государствами-членами, роли национальных парламентов и др.
16 -апреля 2003 г. в Афинах был подписан договор о присоединении к Евросоюзу 10 новых членов Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии. Присоединение к Евросоюзу Болгарии и Румынии предполагается в период до 2007 г., для Турции дата не установлена. Таким образом, в Европе объединяются 25 стран., создается единый хозяйственный комплекс с населением свыше 470 млн. человек, в рамках н:оторого свободно перемещаются товары, н:аnиталы, люди, введена общая валюта и н:оторый в перспективе будет иметь свою конституцию, единую политику и, возможно, управляться наднациональным правительством.
ОБСЕ. В 1995 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе превратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безопасности и сотрудничеству (ОВСЕ). Однако это не повысило роль этого форума. США и их европейские союзники сделали ставку на расширение НАТО на Восток и превращение его в один из важнейших институтов военного и политического сотрудничества.
Североамериканская Интеграция, включавшая территорию США и Канады по соглашению о свободной торговле1988 г., Получила дальнейшее развитие в связи с присоединением с 1994 г. к свободной экономической зоне Мексики.
Таким образом, Североамериканский континент превращается в единый хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и создания наднациональных органов исполнительной власти, североамериканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на взаимодействии частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания Haднациональных органов управления и регулирования. На встрече в Квебеке в 2001 г. все страны Американского континента, за исключением Кубы, Подписали документ, согласно которому с 2005 г. на всем пространстве Северной и Южной Америки начнет функционировать свободная зона торговли. Процессы интеграции ускоряются также в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Окончание «холодной войны». После драматических событий рубежа 80-90-х гг. военное, политическоеи идейное противостояние двух мировых систем, двух военных блоков и двух сверхдержав отошло в прошлое. «Холодная война.) закончилась. После распада СССР, Югославии и Чехословакии на политической карте мира появилось 14 новых государств. К концу 1991 г. окончательно распались все те межгосударственные структуры, которые прежде олицетворяли так называемое социалистическое содружество (СЭВ, ОВД и др.).
Установление либерально-демократических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объединение ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки сил в меж государственных отношениях. Государства Центральной и Восточной Европы избрали курс на присоединение в той или иной форме к Европейскому союзу и к НАТО.
Расширение и трансформация НАТО. После роспуска в Праге в 1991 г. Организации Варшавского Договора! заговорили и о возможном закате НАТО. Россия пыталась придать второе дыхание хельсинкскому процессу и сделать центральным звеном европейской безопасности ОБСЕ. Франция, в свою очередь, выступила с идеей «европейской обороны., настаивая на развитии военно-политического и оборонного сотрудничества в рамках Евросоюза. Однако центром военно-политической консолидации стран Европы все же стало НАТО. Это произошло не только благодаря усилиям США, но и во многом в результате стремления бывших социалистических стран и республик СССР дистанцироваться от постсоветской России. США как единая сверхдержава и возглавляемый ими блок стали тем полюсом притяжения, который и определил главный вектор развития международных отношений в Европе и в мире.
В марте 1999 г. членами НАТО стали Польша, Чехия и Венгрия. В соответствии с решениями саммита НАТО в Праге (ноябрь 2002 г.) его членами с мая 2004 г. станут семь стран: Румыния, Болгария, Словакия и Словения, а также три бывшие советские республики - Эстония, Латвия и Литва. Таким образом, в НАТО вместо 19 будет 26 государств2. На очереди стоят Албания, Македония, Хорватия. Желание вступить в НАТО выразили Украина и Грузия.
Россия-НАТО. В мае 1997 г. в Пари же между РФ и НАТО был подписан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком, в котором говорилось, что стороны «не рассматривают друг друга в качестве противников. Расширение НАТО не привело к конфронтации с Россией, которая после присоединения в 2001 г. к международной антитеррористической коалиции пошла на расширение контактов с НАТО. В 2002 г. было принято решение о новом механизме взаимодействия России и НАТО. В комментариях политиков и прессы говорилось о переходе от формулы«19+1» к полноценной «двадцатке». В мае 2002 г. состоялось первое заседание нового Совета Россия-НАТО («двадцатки»). Это не означает, что Россия стала членом НАТО, речь пока идет о равноправном сотрудничестве в отдельных областях. Это прежде всего борьба с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение оружия массового поражения, контроль над вооружениями, нестратегическая противоракетная оборона и др.
Формируя новый механизм взаимодействия НАТО с Россией, США пытались снять озабоченность России в связи с приближением блока к ее границам, а Россия видела в сотрудничестве с НАТО возможность способствовать трансформации блока.
Стратегическая концепция НАТО, принятая в 1999 г., кардинальным образом изменила цели и задачи НАТО. Помимо коллективной обороны в случае агрессии, ставится новая стратегическая цель - «обеспечение безопасности и стабилизации во всем расширенном Евроатлантическом регионе». Упор сделан на роль НАТО в «предотвращении конфликтов, а в случае возникновения кризиса - участие в его эффективном урегулировании».
Новая доктрина подразумевает возможность использования вооруженных сил НАТО за пределами территории государств - участников блока без санкции Совета Безопасности ООН. Таким образом, из региональной военно-политической груnnировки НАТО по существу превратилось в глобальную силовую структуру под руководством США, действующую по всему миру.
Проблемы разоружения. В новых условиях США оказались в положении единственной сверхдержавы и взяли на себя роль мирового арбитра, что проявилось как в их подходе к разрешению региональных конфликтов и кризисов, так и в их стремлении к обеспечению стратегического преимущества путем создания национальной противоракетной обороны (НПРО), которая была запрещена договором по ПРО 1972 г.
В декабре 2001 г. президент США Дж. Буш официально заявил о выходе США из договора по ПРО, что и произошло в июне 2002 г. Россия заявила, что не считает себя связанной договором СНВ-2.
В 90-е гг. процесс разоружения испытывал серьезные трудности. Подписанный в 1993 г. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) предусматривал сокращение числа ядерных боезарядов до 3-3,5 тыс. Россия считала, что ликвидация стратегических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения в условиях возможного создания США ПРО не отвечает ее интересам. Государственная Дума откладывала ратификацию СНВ-2 вплоть до 2000 г.
Улучшение российско-американских отношений после 2001 г. позволило разблокировать процесс разоружения. 24 мая 2002 г. был подписан Договор о сокращении наступательных потенциалов (СНП). К концу 2012 г. у России и США должно быть от 1700 до 2200 боеголовок на стра'11егических ракетах, которые могут достичь цели за полчаса. Таким образом, был определен минимальный порог взаимного ядерного сдерживания. При этом оставшиеся ядерные боезаряды (у США - 15 тыс.) складируются, но не уничтожаются; договор не затрагивает проблемы тактического ядерного оружия. Россия и США также договорились консультироваться по вопросам противоракетной обороны.
Договор СНП устанавливает формальное равенство стратегических сил США и России. Однако выход США из договора по ПРО, ставка на создание национальной противоракетной обороны и дальнейшую модернизацию ядерного потенциала при ограниченных экономических возможностях России в нынешних условиях закрепляют статус США как единственной сверхдержавы.
Российско-американские отношения в конце ХХ начале XXI в. После распада СССР отношения Российской Федерации с США вступили в новую фазу. Перспектива установления партнерских отношений отмечалась в выступлениях лидеров обоих государств. При этом российское руководство рассчитывало на помощь США в самых различных сферах, а США, удовлетворенные ослаблением России, были озабочены прежде всего утверждением собственной роли как единственной сверхдержавы. К концу 90-х гг. иллюзии испарились, а противоречия вышли на первый план. Превращение НАТО в глобальную силовую структуру и расширение НАТО на Восток, решение США о создании национальной противоракетной обороны, односторонние действия США в Югославии, осуждение в США антитеррористической операции в Чечне осложнили российско-американские отношения.
Ситуация изменил ась после событий 11 сентября 2001 г., когда в результате террористической атаки самолетов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон погибли тысячи людей. Америка была ввергнута в шок. Россия заявила о солидарности с США и присоединилась к широкой коалиции государств, поддержавших Соединенные Штаты. Впервые после Второй мировой войны у США и России появился общий враг, началось сотрудничество в рамках коалиции стран, направленной против международного терроризма, что открыло возможность для развития двусторонних отношений на новой основе. Россия и США приступили к переговорам о новой формуле взаимодействия НАТО и России. Россия нашла понимание со стороны США в отношении антитеррористических действий федеральных сил в Чечне.
Военная операция США и их союзников «Несокрушимая свобода. (сентябрь - декабрь 2001 г.) привела к ликвидации режима талибов в Афганистане и террористической сети организации «Аль-Каида» Скоординированные действия России и США в Афганистане показали, что сотрудничество с Россией имеет важное значение для США.
Встречи президента США Дж. Буша и Президента РФ В. В. Путина в ноябре 2001 г. в Вашингтоне и в мае 2002 г. в Москве открыли новую фазу российско-американского сотрудничества. «Эпоха, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или стратегическую угрозу, закончилась... Россия и США уже действуют как партнеры и друзья, давая ответ на новые вызовы ХХI века, - говорится в Совместной декларации.
В 2002 г. США признали Россию страной 'с рыночной экономикой, что расширило возможности для экономического сотрудничества.
Операция «по разоружению» Ирака. В марте 2003 г. США без санкции Совета Безопасности ООН предприняли военную операцию «по разоружению. Ирака под названием «Свобода Ираку.. Войска США и возглавляемой ими коалиции не встретили ожесточенного сопротивления. Диктаторский режим Саддама Хусейна пал в считанные недели в апреле 2003 г. Однако односторонние действия США вызвали протесты по всему миру. Франция и Германия, союзники США по НАТО, выступили против военной акции США. Турция, также член НАТО, не позволила открыть второй фронт со своей территории. Россия выразила озабоченность в связи с односторонними действиями США, назвав их «большой политической ошибкой.. Президент России В. В. Путин заявил, что позиция России состоит в том, что «центральная роль В разрешении кризисных ситуаций в мире, в том числе и вокруг Ирака, должна принадлежать Совету Безопасности ООН..
Конфликты на Балканах. Распад Югославии сопровождался кровопролитными войнами и этническими чистками.
Бывшие югославские республики Словения, Хорватия, Македония провозгласили независимость в 1991 г. В 1992 г. они получили международное признание и были приняты в ООН. В Македонии обошлось без войны. В Словении прошла «малая война.: в столкновениях с сербскими частями погибло 44 человека. Широкомасштабной была война между сербами и хорватами за Сербскую Крайну. Мир был установлен только в 1995 г. после присоединения этой территории к Хорватии.
В 1996 г. были прекращены кровавые межэтнические конфликты в Боснии И Герцеговине. В результате соглашений, подписанных в 1995 г. в Дейтоне (CIIIA), Босния и Герцеговина стали единым независимым государством, состоящим из сербской республики и мусульмано-хорватской федерации.
В урегулировании межэтнических конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине активно участвовали ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, и целый ряд европейских государств, в том числе и Россия.
В 1998 г. резко обострились вооруженные конфликты между сербами и албанцами в Косово и Метохии. В 1999 г. CIIIA и их союзники по НАТО провели военную операцию
«Решительная сила.: Югославия была подвергнута бомбардировкам с целью принудить сербское правительство С. Милошевича прекратить военные действия против албанских сепаратистов в Косово. Эта акция была предпринята в обход ООН и ОБСЕ. Позднее по решению ООН в Косово были введены миротворческие силы, в том числе и российские. Режим Милошевича пал, к власти пришли демократические силы. В составе Югославии из бывших земель де-факто остались Сербия и Черногория, к 2002 г. она по существу стала конфедерацией. Широкомасштабные военные действия на Балканах закончились, но с введением миротворческих сил урегулирование проблемы Косово только началось.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Охарактеризуйте период разрядки 70-х гг. В чем
причины обострения международной напряженности в начале 80-х ГГ.?
2. Назовите основные региональные конфликты 70-80-x гг. и их причины.
3. Выделите новые черты в решении проблемы разоружения в 80-е гг.
4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире. В чем различие между западноевропейской и североамериканской интеграцией?
5. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря?
6. Выделите особенности российско-американских отношений.
7. Почему распад Югославии сопровождался кровавыми войнами?
Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова
Дисциплина: «Всемирная история»
Тема № 29: «Глобальные проблемы современного мира.»
Выполнил: Сагынбек Б. А.