Порядок рассмотрение и утверждения федерального бюджета
Правительство РФ не позднее 01.10 текущего финансового года вносит проекты законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на рассмотрение в Государственную Думу. Одно временно законопроекты представляются Президенту РФ, в Совет Федерации РФ, в Счетную Палату РФ.
Проект закона о федеральном бюджете уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода.
В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта закона о федеральном бюджете ответственные комитеты ГосДумы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по законопроекту. Далее законопроект подлежит рассмотрению депутатами ГосДумы в трех чтениях.
Первое чтение – 30 дней со дня внесения законопроекта в ГосДуму.
В процессе первого чтения депутаты заслушивают доклад Правительства РФ, содоклады председателей Комитета по бюджету и Комитета, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ, доклад председателя Счетной Палаты РФ.
Предмет первого чтения:
- концепция закона о федеральном бюджете;
- прогноз социально-экономического развития;
- направления бюджетной и налоговой политики ;
- основные характеристики федерального бюджета:
1) общий объем доходов с выделением нефтегазовых доходов;
2) нормативы распределения доходов между бюджетами;
3) общий объем расходов;
4) условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 % объема расходов на первый год планового периода и не менее 5 % - второго года планового периода;
5) верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;
6) нормативная величина Резервного фонда;
7) дефицит (профицит) бюджета.
При отклонении законопроекта в первом чтении ГосДума может принять одно из решений:
- передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета (согласительная комиссия является трехсторонней, включающей представителей ГосДумы, Совета Федерации и Правительства РФ);
- вернуть законопроект в Правительство на доработку;
- поставить вопрос о доверии Правительству.
Повторное отклонение законопроекта возможно, если ГосДума ставит вопрос о доверии Правительству.
Второе чтение - 35 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении.
Предмет второго чтения:
- перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- бюджетные ассигнования в разрезе функциональной структуры бюджетной классификации расходов;
- распределение между бюджетами субъектов РФ межбюджетных трансфертов;
- программы предоставления кредитов, внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий;
- долгосрочные целевые программы;
- текстовые статьи закона о федеральном бюджете.
В процессе рассмотрения законопроекта во втором чтении Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по расходам в разрезе функциональной структуры классификации. Профильные комитеты рассматривают поправки и представляют результаты в Комитет по бюджету. Комитет по бюджету в дальнейшем представляет на рассмотрение в ГосДуму сводные таблицы поправок с решением об их принятии или отклонении.
Третье чтение – 15 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.
В процессе третьего чтения утверждается ведомственная структура расходов и законопроект в целом.
В течение 5-тидней принятый ГосДумой законопроект направляется в Совет Федерации , который должен рассмотреть его в течение 14 дней.
Одобренный Советом Федерации законопроект течение 5-ти дней передается Президенту РФ на подписание. Бюджетный кодекс РФ предусматривает процедуры отклонения законопроекта при рассмотрении его Советом Федерации и Президентом.
После подписания закона Президентом в течение 5-ти дней он должен быть опубликован в средствах массовой информации. Закон вступает в силу с 1 января очередного финансового года.
Содержание закона о бюдете определено статьей 184.1 Бюджетного кодекса РФ.