Вопрос 7. Бюджетные полномочия органов власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и их исполнительных органов

 

Бюджетные полномочия органов государственной власти(органов местного самоуправления) – установленные законодательством РФ права и обязанности органов государственной власти(органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. (составление бюджета, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль над исполнением)

Бюджетные правоотношения – отношения:

1) возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля над их исполнением;

Бюджетные полномочия регламентируются:

1) Конституцией РФ;

2) Бюджетным кодексом РФ;

3) Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

4) Законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;

5) Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.

Статьями 7,8,9 Бюджетного Кодекса РФ определяются бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Статьями 153,154 Бюджетного Кодекса РФ разграничены полномочия между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти.

 

Полномочия в бюджетном процессе  
Законодательных (представительных) органов власти Исполнительных органов власти  
- рассмотрение проекта бюджета; - утверждение закона о бюджете; - внешний контроль над исполнением бюджета; - утверждение отчета об исполнении бюджета - обеспечение составления проекта бюджета; - обеспечение исполнения бюджета; - внутренний контроль над исполнением бюджета; - разработка и утверждение методик предоставления межбюджетных трансфертов; - обеспечение составления отчета об исполнении бюджета

 

Если фактически полученные доходы (без нефтегазовых доходов) превышают 10% утвержденных сумм Правительство и другие исполнительные органы власти подготавливают проект закона о внесение изменений в утвержденный бюджет.(ст.212)

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх предусмотренных сумм (без учета нефтегазовых доходов) могут направляться исполнительным органов власти (Министерством финансов РФ и другими финансовыми органами) без внесения изменений в утвержденный бюджет на:

- замещение государственных заимствований;

- погашение государственного долга;

- на исполнение публично-нормативных обязательств в случае недостаточности средств(ст.232).