Вопрос 7. Бюджетные полномочия органов власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и их исполнительных органов
Бюджетные полномочия органов государственной власти(органов местного самоуправления) – установленные законодательством РФ права и обязанности органов государственной власти(органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. (составление бюджета, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль над исполнением)
Бюджетные правоотношения – отношения:
1) возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2) возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля над их исполнением;
Бюджетные полномочия регламентируются:
1) Конституцией РФ;
2) Бюджетным кодексом РФ;
3) Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
4) Законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;
5) Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.
Статьями 7,8,9 Бюджетного Кодекса РФ определяются бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Статьями 153,154 Бюджетного Кодекса РФ разграничены полномочия между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти.
Полномочия в бюджетном процессе | |
Законодательных (представительных) органов власти | Исполнительных органов власти |
- рассмотрение проекта бюджета; - утверждение закона о бюджете; - внешний контроль над исполнением бюджета; - утверждение отчета об исполнении бюджета | - обеспечение составления проекта бюджета; - обеспечение исполнения бюджета; - внутренний контроль над исполнением бюджета; - разработка и утверждение методик предоставления межбюджетных трансфертов; - обеспечение составления отчета об исполнении бюджета |
Если фактически полученные доходы (без нефтегазовых доходов) превышают 10% утвержденных сумм Правительство и другие исполнительные органы власти подготавливают проект закона о внесение изменений в утвержденный бюджет.(ст.212)
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх предусмотренных сумм (без учета нефтегазовых доходов) могут направляться исполнительным органов власти (Министерством финансов РФ и другими финансовыми органами) без внесения изменений в утвержденный бюджет на:
- замещение государственных заимствований;
- погашение государственного долга;
- на исполнение публично-нормативных обязательств в случае недостаточности средств(ст.232).