Вопрос 2. Государственное и бюджетное устройство. Бюджетное устройство Российской Федерации: структура бюджетной системы, принципы ее построения
Любое государство имеет свой бюджет и свое бюджетное устройство.
Под бюджетным устройством принято понимать структуру бюджетной системы, принципы ее организации и функционирования, взаимодействие между бюджетами.
Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства. В зависимости от степени разграничения власти между центром и административно-территориальными образованиями, государства делятся на унитарные и федеративные. Кроме того, есть конфедеративные государства.
Унитарные государства – это единые государства, которые состоят из административно-территориальных единиц (провинции, области, губернии). Эти образования не имеют собственной государственности или автономии. В унитарных государствах бюджетная система является двухуровневой, включающей центральный и местные бюджеты. Принимается закон о едином бюджете, характерна высокая степень централизации финансовых ресурсов и полная система бюджетного регулирования.
Федеративные государства – это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований ( штатов, земель, республик).
В федеративных государствах административно-государственные образования, входящие в состав государства, имеют определенную самостоятельность в рамках распределенных между центром и ими полномочий. Для таких государств характерна трехуровневая бюджетная система:
- центральный бюджет (федеративный);
- бюджеты субъектов (административно-территориальных образований);
- местные бюджеты.
Закон о едином бюджете не принимается, характерна низкая степень централизации финансовых ресурсов и ограниченная система бюджетного регулирования.
Конфедеративные государства – это объединение государств для достижения каких-либо целей. Бюджет такого государства формируется из взносов государств-участников.
Российская Федерация является федеративным государством, поэтому бюджетная система трехуровневая.
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность самостоятельных бюджетов (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов) и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Структура бюджетной системы Российская Федерация определена 10 статьей Бюджетного кодекса РФ.
Принципы организации бюджетной системы:
1) единства бюджетной системы – означает единства бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок формирования доходов и расходов;
2) разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ –означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов за соответствующими бюджетами бюджетной системы;
3) самостоятельности бюджетов – означает право и обязанность органов государственной власти и ОМСУ обеспечить сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4) равенства бюджетных правсубъектов РФ, муниципальных образований – означает определение бюджетных полномочий, установление расходных обязательств, формирование доходов, распределение межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами;
5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов –означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов в полном объеме должны быть отражены в соответствующих бюджетах;
6) сбалансированности бюджета –означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлениям по источникам финансирования дефицита бюджета;
7) результативности и эффективностииспользования бюджетных средств- означает, что при составлении, исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием выделенного объема средств;
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов – означает, что расходы не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджетов;
9) прозрачности (открытости) – означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденные бюджеты, материалы по исполнению бюджетов;
10) достоверности бюджета –означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
11) адресности и целевого характера бюджетных средств– означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся од конкретных получателей средств с указанием цели их использования;
12) подведомственности расходов –означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнованияи лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;
13)единства кассы- означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.