Государство Древнего Вавилона

 

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тыс. д.н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов – государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Государство Шумерполучило свое название от названия шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро – Аккадское царство.

Особенностью общественного строяДревнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли – каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами – общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли – продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях. Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, пленные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

Государственный строй Древнего Шумера отличался тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее известными были : Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул «энси» («патеси»). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул «лугаля».

Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали в совете старейшин и народном собрании. Органами, ограничившими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общественным имуществом.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники – амореи, которые победили Шумеро – Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон.Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо – Вавилонское царство (Вавилония),потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

В VII – VI вв. до н.э. Вавилон пережил новый подъем – настала эпоха Ново – Вавилонского (Халдейского) царства.При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир.

В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Общественный строй Вавилонского государства.

Низший общественный строй в Древнем Вавилоне составляли рабы –вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Для обозначения рабского состояния на рабов налагали особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т.д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждение имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Существовало три основных категории рабов:

Ø царские;

Ø храмовые;

Ø частновладельческие;

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане – авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились более самостоятельными. Наряду с ними, появляются обедневшие общинники, попавшие в долговую кабалу.

Неполноправную часть населения составляли жители покоренных городов и областей – мушкенумы.

В отношении разделения по профессиональным занятиям первое место занимали – придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество. Далее следовали «редум», «баирум», «декум», «луббутум» - различного рода военнослужащие. Почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие. Высокое положение в обществе занимало чиновничество. Низшие ступени профессиональной лестницы занимали купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

По своему государственному строю Древне – Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога – защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречество, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар, Вавилон. Льготными грамотами, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьмы их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления – все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились:

Ø визирь;

Ø дворецкий;

Ø начальник финансов;

Ø кравчий;

Ø главный военачальник;

В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.